Аннотация: Глава книги "Общение, как способ выстроить свою жизнь".
3. Выбираем няню.
Когда родители хотят выбрать няню для своего ребенка, то им кажется, что любая старательная и аккуратная женщина способна выполнить обязанности няни. При этом часть родителей считает, что достойная оплата вместе с приветливым отношением к няне обеспечит добросовестное и внимательное обращение няни с ребенком. На самом деле, когда вы делаете акцент на оплате за труд, няня может сосредоточиться на тщательном формальном исполнении обязанностей, опасаясь выходить за рамки предъявленных к ней требований.
Получая оплату, няня будет делать именно то, за что она ее получает. Но это может не только не принести пользу ребенку, но и повредить ему, потому что не позволяет учитывать личные способности, возможности и стремления ребенка. Опасность возрастает еще больше, когда кто-то из родителей контролирует или наблюдает за действиями няни. Такие случаи есть.
Одному ребенку был назначен курс массажа. Профессиональная медсестра взялась делать массаж на дому у ребенка, при этом всегда присутствовала мама. Все происходящее выглядело вполне приемлемо. Мама, глядя за уверенными действиями массажистки, была рада, что не зря заплатила деньги и пригласила массажистку домой, избавляя себя от необходимости стоять в очереди и торопиться, чтобы освободить место следующему ребенку. Массажистка, по-видимому, действовала старательно. Однако в последствии обнаружилось, что данному ребенку тщательное проведение массажа в том виде, как это исполнялось, было противопоказано. Ребенку требовался щадящий массаж, который был бы эффективен для мышц, но не опасен для нервной системы ребенка. От массажистки требовалось большей тонкости и меньшего усердия при исполнении курса. Но в глазах наблюдающей мамы такое исполнение было бы менее эффектным.
Другая часть родителей, надеясь на профессионализм няни, обращаются в известные агентства или просят у няни рекомендации. Профессиональные знания о методах и системах воспитания, педагогический опыт няни могут помочь ей увлечь ребенка игрой, обучением, но неизбежно няня будет действовать в рамках разработанных правил, программ и не станет брать в расчет причины, по которым ребенок может уклоняться от участия в предложенных няней играх. И даже если няня будет терпимо и лояльно реагировать в такой ситуации, все равно ничего другого она ребенку предложить не сможет, и, несмотря на сопротивление, ребенок, хотя и пассивно, но будет вынужден делать то, что ему предлагают, оставляя свое несогласие с няней без внимания. А причин для такого несогласия может быть очень много, и они могут быть очень серьезны. Точнее, они все серьезны для детей до шести лет.
Как уже говорилось, в первые шесть лет жизни у ребенка формируются понятия, которые составят основу его личности, и ребенок, делая свои первые открытия, придает им бесспорное, абсолютное значение, строит свое поведение в соответствии с ними и охраняет свои интеллектуальные ценности любой ценой, буквально стоит за них насмерть. Даже родителям сложно бывает выстроить отношения с ребенком в этом возрасте, его поведение бывает непредсказуемым даже в отношении близких людей. Постоянное присутствие няни, имеющей свои личностные свойства, понятия, стремления и проблемы сильно усложняет ситуацию. Это может проявляться в плохо или совсем необъяснимых вспышках ярости, грусти, подавленности, страхах, растерянности у ребенка. Нельзя допускать личного противостояния ребенка и няни, даже на очень тонком, едва уловимом уровне. Профессионализм няни может позволить ей умело прятать и скрывать личное неприятие ребенка, если она хочет сохранить работу, но это совсем не значит, что интересы ребенка не будут ущемлены.
Поэтому при выборе няни нужно, прежде всего, учитывать насколько ее личностные качества, установки, понятия соответствуют стремлениям, способностям и возможностям вашего ребенка. Не думайте, что это неважно, когда требуется просто сварить кашу и накормить малыша. У ребенка открыты внутренние чувства и интуиция, и он ощущает, какая личность к нему приближается, и что за мысли и желания даются ему вместе с кашей. Если хотите, ребенок потребляет не кашу, а наши намерения в отношении его, нашу поддержку или наше непонимание его, унижение, презрение или злорадство.
Очень часто няня, попадая в семью известных, обеспеченных, успешных людей не может сдержаться от приступов зависти потому, что идет работать няней не как педагог по призванию, а потому что не может по каким-то причинам реализовать себя в другом качестве. Не всегда нужно отказывать няне, если она не педагог по профессии, а лучше разобраться в ее человеческих проблемах и достоинствах, и реагировать на них адекватно.
Родителям обязательно следует поддерживать человеческое общение с няней, выходящее за рамки ее обязанностей для того, чтобы снимать возможные неприятные ощущения и мысли у няни, чтобы они не накапливались и не обрушивались потом на ребенка. Конечно, это можно сделать при условии, что няня имеет достаточно черт и качеств, сближающих ее с родителями ребенка.
При встрече с няней попробуйте отыскать то, что вас с ней сближает. Это может относиться к культурным, национальным традициям, социальному положению или гражданским обязанностям, человеческим, профессиональным или творческим стремлениям и особенностям. Но главное: ваша динамика развития мыслей должна быть одинаково положительной и плавно проходить все семь ступеней, как это было описано в соответствующей главе. Охотное общение с взаимным доверием подтвердит соответствие вашего мышления и мышления няни. Если вы заметите, что няня небрежно упустила одну из логических ступеней развития мысли, не посчитала нужным серьезно обдумать ситуацию, важную для вас, пытается перескочить или вовсе уклониться от логики развития тех установок, которые она сама продекларировала в начале вашего общения с ней, - это знак к тому, что ваши отношения вскоре разрушатся.