Буран Елена Владимировна : другие произведения.

Игры со смыслом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    глава книги "Общение, как способ выстроить свою жизнь"

  5. Игры со смыслом.
   Для того чтобы влиять на поведение детей с независимым характером, можно использовать ритуал взаимного прощения перед сном. Засыпая, дети ощущают, что остаются одни перед наступающей неизвестностью во сне. Это немного тревожит их. И здесь, как никогда, им требуется ощутить поддержку мамы или папы. Чтобы смягчать тревожность, ребенок и сам может предложить маме: "Ты простишь меня?" В этот момент можно сказать: "Я прощаю, ведь и ты прощаешь меня, правда?" При этом коротко можно обсудить все неприятные моменты, которые произошли днем.
   В русских народных сказках и сказках других народов очень часто прослеживается мысль о том, что не все, кого мы считаем близкими себе людьми, на самом деле близки нам. Множество примеров рассматривается в сказках, когда родные братья, сестры, отцы, мачехи поступают как чужие посторонние люди, почти как враги. Зато лягушки, медведи, самые разные сказочные персонажи оказывались для главного героя сказки ближайшими помощниками. И связано это с духовным родством, настроенностью на одни и те же цели и одинаковый порядок поведения.
   В современных сказках и историях не так последовательно и наглядно рассматривается глубокий план отношений, когда чужие посторонние люди вдруг становятся очень близкими. Но современные сказки имеют преимущество в том, что они легко становятся естественным тренингом социальных отношений для детей. Именно с этой точки зрения детям полезно участвовать в маленьких спектаклях, поставленных по сказкам в детском саду, дома или детской театральной студии.
   Сценарии для спектаклей можно придумать и самим. Для детей о трех до семи-восьми лет можно разыгрывать спектакли, где персонажами будут животные, а для школьников интереснее играть спектакли, где персонажами являются люди. В качестве примера можно привести два сюжета.
   Первый составлен по мотивам произведений детского писателя Бориса Захадера. Дети встают в круг, они будут изображать любых понравившихся им животных или птиц: обезьянку, медвежонка, лисичку, мышку, кота, тигра и т.д. Один ребенок будет изображать крокодила, он становится в центре круга. История простая: у крокодила, грозы всех зверей, разболелся зуб, и из сильного и страшного он превратился в слабого, стонущего, нуждающегося в помощи, внимании и утешении. Крокодил изображает, как ему больно, но другие звери не верят ему, потому что они привыкли видеть в нем хитрого, изворотливого, своего обидчика. Крокодил, видя, что никто не хочет его утешить, сокрушается и плачет, он очень грустный, но его слезы вызывают смех у других зверей, потому что плачущий крокодил - нелепое зрелище. Наконец, одна маленькая птичка заступается за крокодила. Она говорит, что ей крокодил ничего плохого не сделал. Что она очень хорошо видит, что крокодилу больно, он страдает. И хотя у нее самой зубов нет, но она знает, как бывает больно, если поранить крыло или ногу, она помнит, как боль охватывает все тело, сковывает, будто это когти или зубы страшного животного, и не дает даже пошевелиться или вздохнуть.
   Птичка объясняет всем зверям, что и крокодил страдает от обиды не меньше, чем все другие звери, что он не такой уж страшный и очень даже похож на них, на всех. Все они вместе живут в одном лесу. Звери вспоминают по одному, как каждому из них было когда-то больно и особенно грустно и тяжело, если бы над ними посмеялись вместо того, чтобы помочь. Они помнят, как мама, папа или врач помогли им. Птичка спрашивает, хотят ли звери, чтобы крокодилу тоже кто-то помог. Звери отвечают: да, хотим. Но кто же и как поможет крокодилу? Смелая маленькая птичка говорит, что у нее есть подходящий для таких случаев клюв, и кто же, если не она, маленькая, изворотливая, умелая, поможет такому зубастому зверю, как крокодил? Никто лучше ее это не сделает. И птичка, ободряемая всеми зверями, почистила зуб крокодилу, и зуб перестал болеть. Каждый зверь сказал птичке доброе слово - выразил то, что чувствовал. Все звери вместе радуются.
   Можно позволить детям поменяться ролями и устроить это представление еще раз, чтобы каждый ребенок мог почувствовать то, что испытывали другие дети, играя ту же самую роль. В описанном представлении соблюден весь цикл развития отношений. Если продумать еще два-три подобных представления и разыграть их в течение года, то у детей сложится стабильный навык общения в кризисных ситуациях в реальности.
   Для школьников можно продумать представление, где в качестве героев будут также школьники и взрослые люди. Вот пример одного из таких представлений. Герой - ученик младших классов несет угощение своему любимому дяде, который задержался на работе. Неожиданно на пути мальчика встают школьники постарше, они пристают к нему, дразнят, отбирают угощение для дяди. Мальчик пытается сопротивляться, но все, что ему удается сделать - зажать в руке кусочек того, что он нес дяде. Обидчики уходят, посмеявшись над мальчиком. А он идет к дяде, который понимает, что что-то произошло и спрашивает: "Что с тобой случилось?" Мальчик рассказывает и отдает кусочек, который удалось сохранить. Дядя берет кусочек, благодарит племянника, ест и ободряет мальчика: вот видишь, что-то удалось сохранить и исполнить свое дело. Всегда можно найти способ избежать неприятностей. Давай поиграем, теперь я буду хулиганом, а ты придумаешь, как можно встретившись со мной, не понести никаких потерь. Я подскажу тебе. Мальчик соглашается. Дядя преображается в хулигана и задирается к племяннику, требует, чтобы тот отдал все, что есть ценное, запугивает и угрожает мальчику, запрещая ему жаловаться родителям. И вдруг спрашивает, кто у мальчика родители, куда и зачем он шел, и зачем у него с собой ценности. И мальчик улавливает, что это и была подсказка дяди, начинает обдумывать, что он мог бы сказать о достоинстве своих родителей, и как они могли бы узнать и догадаться, даже почувствовать, что их сын в беде, что на месте мальчика сделал бы его папа. Мальчик пытается найти разумное основание и объяснение тому, почему он оказался именно в том месте, где его встретили хулиганы, рассуждает о степени важности дела и своей целеустремленности в его исполнении. Обдумывает, что важность его дела, конечно, требует большей осмотрительности, собранности, внимательности, находчивости, чтобы, несмотря на трудности, все же исполнить его, и что он мог бы сделать, чтобы никто и ничто ему не помешало. Мальчик пытается взглянуть на себя глазами старшеклассников-хулиганов и просчитать свои оплошности. Дядя ему подыгрывает. Дядя-хулиган также пытается выдвигать мальчику свои контраргументы и демонстрирует хитрость и изворотливость, чтобы все же завладеть ценностями мальчика, одержать победу интеллектуально. Другие дети могли бы сыграть роль прохожих или знакомых и попытаться вмешаться в ситуацию корректно.
   Для девочек можно продумать другую историю. Ее героиня может отправиться на занятия в музыкальную школу, при этом она напевает, одевается в красивую одежду, у нее прекрасное настроение, она улыбается, выходит на дорогу, ей звонит мама на мобильный телефон, девочка отвечает маме, а в это время появляется молодой человек развязного поведения. Он пытается отнять у девочки мобильный телефон, но она, готовая к опасности и осторожная, вовремя и изящно поворачивается так, чтобы телефон нельзя было выхватить. При этом она быстро говорит маме, что у нее все в порядке, но так как подошел ее автобус, отключает телефон. Девочка держится очень уверенно, смело, смотрит прямо в лицо молодому человеку и открыто, заинтересованно, но без наглости и высокомерия заговаривает с ним, спрашивает, как его зовут, дружит ли он с девушками, есть ли у него друзья. Молодой человек может импровизированно показать ту реакцию, которую вызовет в нем обращение девочки и возможное развитие событий, исполняя свою роль. Он может сказать, что с телефоном была шутка. Девочка может проявить кокетливость, хитрость, наивность, малодушный страх, любопытство, плохо скрытое раздражение, нагловатость, надмение. Она может попытаться просто сбежать. Каждый из этих оттенков в интонации, жестах, словах, взгляде вызовет соответствующую реакцию у молодого человека, которую он и покажет. Другие ребята могут изображать прохожих или просто наблюдать, меняться местами с героями, предлагать свои варианты.
   Эти представления-упражнения дадут возможность подросткам и ученикам младших классов оценить разные варианты возможного развития ситуации, обратную связь, свои возможности и реакцию другого участника.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"