Буркова Анастасия: другие произведения.

Хочу или должен

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последнее время мы все время слышим от детей "хочу", "хочу". Но когда-то ребенок должен сказать "я должен".

  "Хочу! Хочу! Хочу!" слышим мы со всех сторон от ребят. Желания в чем-то различные, но в общем одинаковые в том, что мальчик или девочка хотят что-то для себя. "Хочу телефон! Хочу в парк развлечений! Хочу новую игрушку!"
  
  Слышим мы и другие реплики: "Не хочу мыть посуду! Не хочу подметать пол! Не хочу делать уроки!"
  
  Очень редкий ребёнок остановится и скажет: "Я должен. Должен помогать маме. Должен не обижать младших. Должен убрать игрушки".
  
  Что в результате? В результате многочисленные жалобы родителей о том, что дети растут эгоистичными, ленивыми и неспособными взять на себя ответственность. Можно ли что-то сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
  
  Как помнит более взрослое поколение, в советские времена к этим вопросам подходили с точки зрения принуждения. В частности, пропагандировались идеи терпения и необходимости заставлять себя делать что-то.
  
  В книге Всеволода Нестайко "Пятёрка с хвостиком", выпущенной в 1985 году, герой двух войн вспоминает слова деда: "Если хочешь, Юрко, стать человеком, чего-то в жизни достичь, научись, сынок, делать то, чего делать не хочется. Потому что делать то, что приятно, что с удовольствием делается, все умеют. А вот то, что трудно, неприятно, больно даже, умеют далеко не все. Но именно те, которые умеют, чего-то в жизни и достигают. Запомни!" Я эти дедушкины слова не раз вспоминал ... Так вот, после тех дедушкиных слов, вернувшись в Киев, взял я себе за правило каждый день мыть посуду. Даже плакал поначалу втихомолку, так это было мне неприятно. А потом втянулся, привык. И появилось у меня упрямство какое-то, настойчивость в достижении цели".
  
  В другой детской популярной книге, написанной в 1951 году, Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома" директор школы Игорь Александрович внушает ученикам Косте и Вите: "Надо делать не только то, что легко, но и то, что трудно. Если хочешь научиться, то должен и потрудиться".
  
  После этого внушения следует высказывание главного героя: "Я решил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду делать".
  
  В ещё одной просто замечательной книге Л.Б. Гераскиной "Страна забытых уроков" вот как описал свои страдания Виктор Перестукин во время того, как он делал уроки: "Я был очень несчастным. Что такое несчастье? По-моему, когда человек заставляет силой делать то, что ему совсем не хочется, это и есть несчастье".
  
  То есть всё прошлое поколение выросло на том, что оно силой воли заставляло себя что-то делать, а тех, кто делал только то, что "хочу", но не то, что "должен", называли лодырями и тунеядцами.
  
  "Хорошо ли это?" - спросите вы. Наверное не очень. Только самые сильные духом ребята могли заставить себя что-то делать. Да и у тех возникало чувство фрустрации и неудовлетворённости.
  
  Хотя уже и в это время происходят определенные изменения в мышлении, понимание, что можно делать то, что должен, но вместе с тем человеку будет нравиться, что он делает.
  
  В той же книге Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома", когда директор школы спрашивает Витю, как он стал лучше учиться, Витя отвечает:
  
  "- А я сам захотел. Мне Ольга Николаевна сказала, чтоб я захотел, и я захотел и принялся добиваться.
  
  - И добился-таки?
  
  - Добился.
  
  - Но тебе ведь сначала было, наверно, трудно?
  
  - Сначала было трудно, а теперь мне совсем легко".
  
  В настоящее время мышление людей изменилось. Отовсюду слышится реклама и мнение людей, что необязательны нечеловеческие усилия, чтобы достичь той или иной цели.
  
  Всё больше появляется научных исследований, доказывающих, что при правильной организации хороший результат может быть достигнут и при минимальных усилиях, главное, чтобы эти усилия были регулярными. Например, тяжело отлично подготовиться к экзамену за один-два дня до него. Однако, если уделять учебному материалу по полчаса каждый день в течение 1-2 месяцев, то материал будет легко усвоен. Невозможно молодому человеку накачать мышцы за неделю в тренажёрном зале, даже если проводить там по 8 часов в день. Но при регулярном посещении тренажёрного зала по одному часу в день это возможно в течение нескольких месяцев. Не всякий может выучить стихотворение за один вечер, однако повторение стиха в течение 15-20 минут на протяжении трёх-четырёх дней позволяют это сделать без видимых усилий.
  
  Всё чаще и чаще детям в школах и на дополнительных занятиях предлагают не просто учебный материал, а подают его в игровой форме. Задачки подаются как приключенческие рассказы, а не в виде сухих формул. Дети, увлекшись игрой или интересным рассказом, намного лучше усваивают материал.
  
  "Я должен" также стимулируется, если у ребёнка есть определённый интерес в результате своего действия. Например, "фильмы будешь смотреть тогда, когда помоешь пол".
  
  Использование в качестве стимулирования денежных средств пока что является спорным с педагогической точки зрения и может привести к "потребительскому подходу" к жизни у детей, когда у ребят в будущем всё будет измеряться только денежными средствами.
  
  При введении обязанности определённых действий важно показывать и собственный пример. Ребёнку будет тяжело понять, почему он должен что-то делать, если папа всё время лежит на диване, а мама в это время сидит и красит свои ногти. Лучше, чтобы ребята видели, что параллельно с ними взрослые также исполняют свои обязанности: чинят люстру, готовят еду, стирают одежду.
  
  Получается как бы единая и сплочённая команда, которая вместе трудится и которой свойственен командный дух, когда всё кажется нипочём и всё возможным.
  
  Если же ребёнок в это время отказывался выполнять свои обязанности, то логично, что он всё равно должен их сделать даже, если остальные члены семьи уже отдыхают.
  
  Нагрузка "я должен" должна постепенно увеличиваться, чтобы на определённый момент времени "я хочу" и "я должен" были по крайней степени уравновешены.
  
  Более того со временем "я должен" может в сознании ребёнка трансформироваться в "я хочу": учиться, читать с мамой, чинить велосипед с папой и т.д.
  
  И тогда ребёнок будет с удовольствием делать и то, что ему нравится, и то, что он должен делать.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Эванс "Дракон не отдаст свое сокровище"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"