Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Об амазонках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Происхождение амазонок, на мой взгляд - скорее всего, именно греческое.


   Об амазонках.
   Мы тему амазонок поднимали достаточно часто, и про них существует довольно много и исследований, и спекуляций. Вкратце они сводятся к тому, что это "некое племя с сильными пережитками матриархата". Однако по греческим мифам (причем, и Геродот, и многие другие греческие исследователи уверены, что это не мифы, а амазонки существовали реально), это не просто "племя" - мужчин там вообще нет, т.е., они даже не используются на "вспомогательных работах", а исключительно для продолжения рода - после чего их либо убивают, либо с ними расстаются.
   При этом, интересен рассказ Геродота о происхождении савроматов. Хотя он и длинный, приведу его целиком, потому что там очень много интересного.
   Эллины вели войну с амазонками[78](скифы называют амазонок "эорпата", что по-эллински означает мужеубийцы; "эор" ведь значит муж, а "пата" - убивать). После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
   111. Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.
   112. Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.
   113. В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.
   114. После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся. Мужья, однако, не могли выучиться языку своих жен, тогда как жены усвоили язык мужей. Когда, наконец, они стали понимать друг друга, мужчины сказали амазонкам следующее: "У нас есть родители, есть и имущество. Мы не можем больше вести такую жизнь и поэтому хотим возвратиться к своим и снова жить с нашим народом. Вы одни будете нашими женами и других у нас не будет". На это амазонки ответили так: "Мы не можем жить с вашими женщинами. Ведь обычаи у нас не такие, как у них: мы стреляем из лука, метаем дротики и скачем верхом на конях; напротив, к женской работе мы не привыкли. Ваши же женщины не занимаются ничем из упомянутого, они выполняют женскую работу, оставаясь в своих кибитках, не охотятся и вообще никуда не выходят. Поэтому-то мы не сможем с ними поладить. Если вы хотите, чтобы мы были вашими женами и желаете показать себя честными, то отправляйтесь к вашим родителям и получите вашу долю наследства. Когда вы возвратитесь, давайте будем жить сами по себе".
   115. Юноши послушались жен и так и поступили: они возвратились к амазонкам, получив свою долю наследства. Тогда женщины сказали им: "Мы в ужасе от мысли, что нам придется жить в этой стране: ведь ради нас вы лишились ваших отцов, и мы причинили великое зло вашей стране. Но так как вы хотите взять нас в жены, то давайте вместе сделаем так: выселимся из этой страны и будем жить за рекой Танаисом".
   116. Юноши согласились и на это. Они переправились через Танаис и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида[79]. Прибыв в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами.
   117. Савроматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык. Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай.
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html
   Вот описание обычаев савроматов действительно похоже на матриархат. Или про массагетов у него же:
   Об обычаях массагетов нужно сказать вот что. Каждый из них берет в жены одну женщину, но живут они с этими женщинами сообща. Ведь рассказы эллинов о [подобном] обычае скифов относятся скорее к массагетам. Так, когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине, то вешает свой колчан на ее кибитке и затем спокойно сообщается с этой женщиной.
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/01.html
   Для начала следует определить, а что же такое матриархат. По аналогии с амазонками многие - и писатели, вроде Обручева в "Плутонии", и историки полагают, что матриархат - когда женщины ходят на охоту и занимаются управлением племени, а мужчины сидят с детьми и ведут хозяйство. Но тут дело чисто в физиологии: именно женщина вынашивает и выкармливает детей, и потому по крайней мере несколько лет она этим заниматься не может, и если в это время никто не будет охотиться или защищать племя - племя просто погибнет. А потому данное разделение труда - мужчины охотятся и работают "вне дома", женщины сидят дома с детьми (в племени, или в отдельной семье) должно было сложиться может быть еще даже до появления человека современного типа. И потому на самом деле, разница между "матриархатом" и "патриархатом" только та, что описана Геродотом у массагетов: нет "стабильных семей", и в силу "неясности брака" род детей считается не по отцу (которого еще надо установить), а по матери. Вот у нас сейчас явный патриархат: жена берет фамилию мужа, у детей есть "отчество". При матриархате муж приходил в род жены, вот, собственно, и вся разница. Ну, а что девушка должна убить врага до замужества - так ведь Геродот и не утверждает, что она должна их убивать и после замужества.
   Еще один существенный признак матриархата - поклонение женским божествам, хранительницам рода и очага (кроме греков, опять же, найти "воинственные женские божества" трудно - разве что у римлян, но это, скорее, наследие греков). У египтян, индусов, скифов, кельтов - хотя женские божества присутствуют в пантеоне, и иногда довольно жуткие - однако ни одна из них с войной не связана.
   Сказания о девах-воительницах есть в самых разных народах, но вот рассказы о целом племени, ненавидящем мужчин и живущем отдельно от них, есть только у греков. Что странно, если правда амазонки жили по соседству со скифами, персами и другими народами. Не запомниться такое не могло - однако рассказы об амазонках дожили до Средних веков, еще Рубрук упоминает, что где-то к востоку от Каракорума живут по слухам амазонки, "хотя я сам этому не верю", добавляет он. Но это все рассказы "наследников греческой цивилизации", в которой как раз мифы об амазонках были очень распространены.
   Итак, либо это просто миф, "выражение тайного ужаса мужчин" (женщины-мужененавистники), либо это рассказ о событиях в истории именно греческой, а не какого-то племени с "пережитками матриархата".
   В связи с этим могу высказать такую гипотезу.
   Разумеется, отдельный народ, состоящий из одних только женщин, невозможен. Но вот группа "дев-воительниц" могла возникнуть где угодно, и таковые уже встречаются, как я сказал, и у персов (пери), и у финноугров, и у скандинавов(валькирии). Кто может за ними стоять? В первую очередь напрашивается мысль о "служительницах богини", заодно выполняющих и охранную функцию (вообще, женщин-охранниц любили держать очень многие, от римских императоров до полковника Каддафи - как говорят, у женщин лучше реакция и выше самопожертвование, т.е., они готовы закрыть охраняемого собой не задумываясь).
   Замечу еще в скобках, что вообще, от природы, женщины ничуть не менее жестоки, чем мужчины (а мужчины ничуть не менее трусливы, чем женщины), и именно многолетнее разделение труда привело к тому, что у мужчин воспитывают смелость, а у женщин - доброту и милосердие. "От природы" мы тут почти одинаковы. Но вот реакция и самопожертвование, а также склонность к фанатизму - у женщин действительно развиты лучше. И потому группа "фанатичных служительниц богини" вполне возможна.
   Что происходит при "становлении патриархата"? Происходит смена ранжира богов. Наверху оказываются боги мужские - и, соответственно, служители их культа. Часто это связано либо с завоеванием другими народами, либо с гражданской войной.
   Так вот, если мы вспомним о "культе богини" - то Афродита на Кипре, статуэтки "Афродит со змеями" на Крите - были распространены именно на островах, и, видимо, восходят к Минойской цивилизации.
   В 1800-х годах Минойская (Критская) цивилизация была разрушена землетрясением и цунами (после извержения вулкана на о.Санторин), и гегемония в ней переходит к Микенам - а это Зевс (а позднее, от дорийцев - Геракл).
   Так вот, вполне вероятно, что после этого "не смирившиеся служительницы культов женских богинь" (Артемиды, Афины), распространенных в период господства Крита видимо по всему Эгейскому побережью (в том числе, и в Малой Азии, и в материковой Греции), бегут оттуда в дальние уголки. Кто-то оседает возле Фаселиса (Анатолия), кто-то добегает до Фермодонта (Понт, север Малой Азии), а кто-то доходит и до Крыма (вспомним миф об Ифигении). Разумеется, они "полны ненависти к мужчинам", при этом хорошие воительницы. И именно греки их преследуют и воюют с ними.
   Впрочем, не исключено и более позднее наложение аналогичных событий, уже в период дорийского вторжения (по сути, тоже бывшего гражданской войной - дорийцы уже давно обитали вперемешку с микенцами). И сбежавшие от них "амазонки" и были теми, кто позднее смешался со скифами и дал савроматов. Кстати, нельзя исключать, что именно они были первыми поселенцами в Боспорском царстве (и именно там, возле Боспора, найдены курганы с захоронениями именно женщин-воительниц:
   http://kronk.spb.ru/library/artamonov-mi-1966.htm
   )
  
   Что любопытно, данная версия подтверждается и лингвистически: современный осетинский язык вполне может быть представлен как возникший где-то в первом тысячелетии до нашей эры из смешения персидского (вернее, предка персидского - скифского или родственного ему) и греческого.
   Т.о., происхождение амазонок - не какие-то "племена с остатками матриархата", а сами греки, где шла борьба между новыми "культами мужских божеств" и архаичными "женскими божествами", и, по-видимому, именно служительницы последних - фанатично преданные своим богиням и неплохие воительницы - и бежали на окраины греческого мира, став действительно "мужененавистниками". Но впоследствии смешались с местными скифами, став вполне обычным кочевым племенем.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"