Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Византия и славяне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как Византии удалось уцелеть и выстоять в безнадежном положении в 7-9 вв? Как им удалось вновь расшириться, и включить в зону своего влияния обширнейшие владения на севере и востоке? Почему Киевская Русь выбрала в союзники Византию и почему среди славян распространено христианство православного толка?


   Что-то я в связи с событиями на Украине совсем забросил свои исторические ветки; а между тем, в связи с выкапыванием Донецким губернатором новых "Змиевых валов", тут есть, о чем вспомнить...
   Напомню некоторые свои базовые постулаты.
   Существует некоторое "общество", система. Это общество внутри себя как-то общается, и если оно существует достаточно длительное время (лет триста - десять поколений) - то внутри него вырабатывается новый язык. Это может быть ответвление старого (обособились родичи где-нибудь за горами, за лесами), или же смесь нескольких - но это получается именно НОВЫЙ язык, отражающий картину мира именно этого общества. В нем присутствуют слова и конструкции, подходящие именно для их жизни. Потому, наличие того или иного обособленного языка говорит о такой "реальной общности" в древности, причем, не в очень далекой.
   Язык может меняться от коллектива к коллективу, от деревни к деревне - возникают всякие диалекты, жаргоны и т.д. - но основа языка остается. Правда, если по соседству живут представители другого народа - может произойти очень сильное влияние (как, скажем, идиш оказал сильное влияние на "блатную феню"), и в целом, в силу наличия "близкодействия" (соседние деревни, поселки, города - общаются чаще, чем далекие), возникает некоторый "размазанный язык", где речь крайних отличается сильно, а в промежутке - достаточно слабо.
   Правда, если есть некий общий "эталон" (в случае, скажем, с телевизором - это речь по телевизору) - возникает "подстройка" всех, кто слушает данное телевидение. Раньше такое тоже было - когда "из центра" приезжали священники, дьяки, наконец, князья ходили с полюдьем - так или иначе, было некоторое "выравнивание" языка центра и окраин (разумеется, окраины подстраивали под центр; хотя и с окраины человек мог попасть в центр, пробиться наверх - и стать таким же "эталоном", уже для центра), но для этого нужно уже сложно устроенное общество, вышедшее за пределы одного племени.
   Так вот, есть очень интересный момент.
   В седьмом-восьмом веках Византия уже практически лишилась западных земель (только в Италии еще что-то теплится), с юга на нее напирают арабы, с севера - славяне и авары, с востока - персы; итальянские владения если не отделяются (как Венеция), то постоянно переходят из рук в руки (франки, лангобарды, те же авары)...
   Так вот и вопрос - как Византия в 7-8 вв., когда уже и север Африки перешел к Арабам, Испания тоже, когда на севере - злобные авары со славянами, и от былого могущества осталась только Малая Азия и часть Греции - как Византия в это время ухитрилась уцелеть, отбиться, да еще и "присоединить" к себе славянские земли путем христианизации? Откуда взялись ресурсы - после разгрома Болгарией, после утраты остатков владений на Западе от франков и арабов с викингами - вернуть былое могущество и покорить тех же болгар, тех же славян?
   Почему те, кто долго грабил владения Византии, вдруг оказались "покорены ее культурой"? Ведь, скажем, тех, кто грабил Рим, его "высокая культура" почему-то не остановила? Христианство на западе приняли только те, кто поселился на уже христианских землях (Галлия, Италия, Испания) - та же Германия оставалась языческой, и еще в 9 веке Карл Великий саксонцев крестил насильно, а еще дальше к востоку жили вообще "дикие язычники славяне" (начиная прямо с Восточной Германии!), которые были истреблены или крещены только в 11-12 вв. Польша - в 10 в. Моравия - 10 в. Киевская Русь - тоже 10 в.
   Историки много говорят о "процессе сложения единого централизованного государства и связанного с этим"... - но как мы видим по другим примерам, религия никак не мешает сложению централизованного государства. В Японии синтоизм - а там точно так же возник и феодализм, и затем "централизованное государство". Языческий Рим создал огромную империю (ну, да, мне тут припомнят, что там было Рабовладение, а тут у нас складываются феодальные государства - но с моей точки зрения, это игра словами; когда народ объединяется, ему несколько наплевать, рабовладение у него или феодализм, он и слов-то таких не знает. К слову, рабы были и при феодализме, а при рабовладении основными производителями все равно оставались свободные общинники).
   Итак, безусловно, "централизованные государства" складываются. И принимают христианство. Причем, болгары - православие. Моравы - кто православие (словаки, хорваты, сербы), кто католицизм (чехи). Поляки - католицизм. Русь - православие.
   О чем я, как всегда, веду речь?
   Прежде всего о том, что кроме мистических "разложения первобытно-общинного строя" и других загадочных явлений, непонятно как отражающихся на обычном уровне, существуют еще вполне реальные силы, движимые какими-то своими интересами, что-то себе представляющие и к чему-то стремящиеся. Аварский каганат был крупным языческим государством, где славяне были основным населением. И Великая Моравия, и Киевская Русь, и Болгарское царство - все возникли на обломках Аварского каганата (Киевский князь долго еще назывался каганом). Кстати, характерно, что почему-то на обломках возникли сплошь славянские государства, а "тюркоязычные" основатели куда-то исчезли, и появляются в этих краях только в 13 веке. Возможно, конечно, геноцид Но я как-то не верю в геноцид в 8 веке, тем более что и в 20 веке, при всех его возможностях, загеноцидить ни один народ не удалось. А про авар франки пишут, что они и франкам потом служили, и потом ушли куда-то "на Восток" (в сторону Киевской Руси? Хазарии?)
   Итак,
      -- Думаю, что 200 лет хотя и маловато для создания общего единого языка - но уже близко к этому, особенно если языки похожи изначально. Т.е., на территории аварского каганата должен был возникнуть общий язык. Показательно, что лингвистические методы и дают время расхождения польского и русского языков - примерно 1000 лет назад. Но следов тюркских языков, общих для польского и русского, не наблюдается. Есть следы венгерского, есть следы иранских.
      -- Думаю, что расхождение между "верхушкой" и "низами" - было, как и в римской империи, скорее, религиозное, чем этническое. Тем более что разные религии часто приводили к возникновению разных этносов (ср. хорватов и сербов). И подозреваю, что "низы" были христианизированы куда раньше. Т.е., христианство проникало сюда еще с готских времен (к слову, археология это подтверждает, особенно - распространение обряда захоронений, вместо сожжения). "Авары" же (обры) - "бе зело телом велики и горды" - оставались "дикими язычниками". Т.е., различие в религии и в имущественном положении вполне может выглядеть археологически как "разные народы" - однако по происхождению (генетически, физиологически) и по языку это был один народ, но разделенный на "верхи" и "низы"
      -- На этом противоречии сыграли позднее и франки, и византийцы, когда делили державу Авар. Но думаю, что в силу того, что весь 7 век, да и 8 тоже, об аварах не слышно (единственно - что они подрались с болгарами и отделились) - надо полагать, что авары были В СОЮЗЕ с Константинополем. И "славянские дружины" на службе Константинополя - дань древней традиции. Как, впрочем, и традиции его грабить.
      -- Т.е., реально "славяне" взяли курс на Византию куда раньше, чем это сделал князь Владимир (скорее, уступая именно "желанию народа" - откуда и такое "единодушие" в данном вопросе. Принять другую религию не так просто, как кажется. Собственно, это и есть понятие "свой-чужой".) Вероятно, борьба "за умы" велась весьма долго. Где-то победил западный мир (Хорватия, Польша), где-то - Византия, где-то даже мусульмане (продолжаю придерживаться точки зрения, что Волжская Булгария - это поначалу тоже славянская держава, и болгары к тюркам не имели отношения уже с древности, нет в современном болгарском никаких следов тюркских языков. И никакого родства с чувашским. А это удивительно: во всех остальных случаях, кроме славянского, какое-нибудь родство да сохраняется, а вот в нашем случае - все "завоеватели" растворяются "без остатка", при том что много лет "угнетают славянские народы", а потом от них не остается никаких следов. Так вот, поначалу Волжская Булгария - наследник Именьковской культуры, одной из древнейших славянских культур. В противостоянии с Хазарией приняла мусульманство - впрочем, опять же, вероятно, там были давние связи по Волге с восточными странами. А потом убедила и пришедших татар принять мусульманство, в силу чего и произошло почти полное смешение и "отюречивание" булгар).
      -- И именно благодаря поддержке сперва авар, потом славян Византии и удавалось сохраняться как "крупнейшему государству". Обилие в Византии русов и славян еще до крещения фиксируют все арабские источники. Кстати, не исключаю, что русы могли быть в каком-то смысле "вассалы Византии", получившие от нее право "грабить остальных славян".
      -- С 6-7 вв славяне селятся на территории Византии. Становятся чуть ли не основным населением Балкан (к слову, видимо, неправ Нестор, полагающий, что славяне оттуда пришли - раз они как раз пришли ТУДА!). Независимые это племена или вассалы Византии?
      -- В 8-9 вв приходят болгары. Поначалу - явно воюют с византийцами, потом - вассалы Византии.
      -- В 790 году Карл Великий разбивает авар. Повторюсь, с 626 по 790-е года об аварах практически нет записей ни в византийских, ни во франских хрониках. Это "грабительское государство", занимающее почти всю восточную Европу, грабит непонятно кого!
   Таким образом, могу предположить, что, раз нет записей, что авары служили Византии сами - не исключено, что где-то ЗА аварами (к северо-востоку или к северу) была ДРУГАЯ держава славян, с которой как раз Византийцы имели союзный договор, которая была главным противником авар (см. Змиевы валы на Украине - либо их построили авары от северных соседей, либо наоборот) и которая, как позднее Волжские булгары приняли ислам, дабы противостоять хазарам - приняли христианство, или же христианство распространялось в их кругах, дабы противостоять аварам.
   Польша, Чехия и Киевская Русь, практически без сомнений, возникли-то как раз на обломках Аварского каганата. А вот Новгород, бывший явно независимой державой поначалу, возник как форпост какого-то другого объединения - Балтийской Руси? Арконы-Арсании? Остатки которой потом давили немцы уже в 12-13 вв?
   Учитывая последние данные о славянах в Скандинавии, и что многое, приписываемое германцам, в реальности относится к славянам:
   http://pereformat.ru/2014/03/slavyanskij-sled-v-skandinavii/#more-4551
   данное предположение вполне имеет право быть.
  
  P.S. Чтобы не пропало - небольшое дополнение про правителей Авар и события в Аварском каганате от посетителей странички:
  Правители:
  Znani władcy i książęta Awarów:
   ? -552 Lakhana
   558, 562 Kandich
   562-602 Kagan Bajan I
   602-617 Bajan II
   617-630 Onogunduri
   729/730 Surakat
   791-795 Jugurus
   795-799 Tudun Kajd
   803-? Zodan (osadzony przez Bułgarów)
   ?-805 Kapkan Theodorus
   805-? Kagan Abraham (osadzony przez Franków)
   ?-835 Tudun Izaak (osadzony przez Bułgarów)
   899 Kursan
  События (в "темный период" 7-8 вв):
  629 г. часть славян и авар приглашают Дагоберта в качестве своего правителя.
   631 г. внутренняя война за власть среди аваров. Вожди проигравшей стороны бежали к Дагоберту. Затем по его приказу беглецы были перебиты за исключением Альзеко и ещё семисот человек, которые поселились у вендов.
   630 - восстание Куврата.
   661 г. у аваров находит убежище Бертар, сын лангобардского короля. Авары вмешиваются во внутреннюю смуту лангобардов, поддержав Гримоальда, беневентского герцога.
   680 гг. - восстание Кувера, борьба за Сирминиум.
   692-693 гг. - переговоры аваров с Пипином Геристальском на тему общей борьбы с лангобардами.
   700 г. - вторжение аваров в земли, находившиеся под защитой Баварии.
   Между 705-720 - борьба со словенцами.
   706 г. - Ландпрехт, сын баварского герцога, находит убежище у аваров.
   743 г. - Поражение Одило. Активизация аваров против герцогства.
   745 г. - возобновление противостояния со словенцами, которые попросили помощи у баваров и согласились стать под защиту Зальцбургского епископства.
   766 г. - сообщение о турках.
   776 г. - избиение франков во Фриуле, предводитель восставших Ротгауд. Карательный поход Карла заставил многих повстанцев бежать к аварам.
   782 г. - посольство к Карлу.
   788 г. - война в Италии. 4 битвы с франками.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"