Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

История древнего Рима в терминах самодостаточных коллективов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пример применения теории Самодостаточных коллективов к Истории Древнего Рима


   История Древнего Рима в терминах теории самодостаточных коллективов.
  
   Начнем рассматривать мировую историю с Древнего Рима.
   Все описания его устроения начинаются с периода "князя со дружиною". Как пишет Тит Ливий, просто беглецы - беглые рабы, преступники и т.д. - собрались в "дружину" на Капитолийском холме. Согласно реконструкции Моммзена, римская "дружина" контролировала общелатинский рынок.
   Т.е., мы видим существующий "фон" в виде латинских общин, с уже сложившейся религией и мировоззрением, с активной ролью жрецов (второй этап, жреческий). На этом фоне появляется "банда" (в версии Тита Ливия), начинающая претендовать на выделенное положение в этой среде (и добивающаяся этого положения, по версии Моммзена!)
   Данная конкуренция приводит к появлению военной верхушки и у соседей римлян.
   Сам же Рим растет как классический "город-государство" с военной аристократией во главе.
   Военный коллектив - единый, тесно общающийся, - владеет землей ("не имеющий земли не мог служить в армии"). Крупные землевладельцы - сенаторы - выступают по сути как феодалы, на земле которых работают арендаторы (лично независимые, но в армии служить не могущие).
   В городе появляются торговые и ремесленные кварталы ("коллективы"), которые тоже претендуют на роль в самоуправлении ("уход на Манциевую гору").
   Параллельно Рим ведет "феодальные войны" с соседями. Одержав победу, Рим присоединяет земли - и выводит туда "колонии", т.е., свои военные коллективы, осуществляющие контроль за присоединенными землями.
   Феодальное государство, как мы говорили, основывается на общности духовного уровня (при едином военном уровне и тесных связях торговых).
   Для создания единства духовного уровня, т.е., единого коллектива жрецов, и появляется языческая иерархия богов. Известно (см. Историю Религий), что пантеон - что Римский, что Греческий - складывался не одномоментно, и боги часто меняли свое место в нем.
   Это связано именно с включением новых сообществ. Таким образом единство духовной сферы и поддерживалось. При главенстве Юпитера - бога собственно Рима.
   Примерно до конца 2-го века до нашей эры правящий коллектив (сенаторы, землевладельцы - практически их можно приравнять к феодалам поздней эпохи, ибо их земли обрабатываются арендаторами, пока еще рабы не составляют главную массу) и управленцы не разделены. Все государственные должности занимаются патрициями же, и они же входят в сенат (только трибуны - плебейские должности, но и на них позднее могут избираться патриции).
   Госаппарат как отдельный коллектив в Риме появляется только со времен реформ Гракха. Гай Гракх вводит институт "постоянных судей". До того налоги собираются чисто "феодальным образом" - как дань с покоренных, часто сбор налогов отдается на откуп торговцам.
   Т.е., страшную войну с Ганнибалом Рим вынес в состоянии "феодального государства".
   Отмечу, что появление института постоянных судей - это и есть как раз введение "общих правил игры", вернее, коллектива, который за ними будет следить.
   Этот момент совпадает с реформой армии (именно в интересах роста армии - в силу того что безземельные не могли в ней служить - и проводится реформа Гракхов), с первым восстанием рабов на Сицилии (138 г.) и с началом "междоусобных войн" (войны Мария и Суллы, Союзническая война).
   Таким образом, это - период вхождения в Империю, с ростом госаппарата, с появлением рабства, с возникновением регулярной армии.
   Характерно, что до этого периода Рим проводит по нескольку войн, чтобы покорить новые земли (3 Македонских войны, 3 Пунических). Т.е., поскольку духовные связи с новыми захваченными территориями отсутствуют, а никаких общих коллективов у них нет, то захваченные естественным образом отделяются, образуя собственные военные коллективы и создавая общества самодостаточные. Или же Рим с самого начала не пытается полностью присоединить побежденных, сознавая свою "слабость" (хотя военной силы достаточно). Так, Карфаген разрушен полностью - вместо того чтобы включить его в состав своей империи, и провинция Африка появляется значительно позже.
   Тогда как начиная с конца 2-го века присоединения становятся более прочными (Африка, Испания, Галлия, Британия, Египет, Пергам...).
   Рим получил свою смуту между старой аристократией (сенатской партией, "республиканцами") и новыми "госаппаратчиками" в лице цезарианцев. После победы партии цезарианцев власть Цезаря (императора) становится почти абсолютной, и рост могущества империи продолжается до середины 3-его века.
   В 30-е годы 3-его века нашей эры в Риме начинается период "солдатских императоров", когда императоры назначаются легионами, стоящими в провинции.
   В этот же период часть областей (Египет, Британия) делают попытки отделиться от Империи.
   Подобное начало развала пытаются объяснить падением экономических связей - однако еще только что, в конце 2-го века, эти связи только укреплялись, и никаких предпосылок их падению не было.
   И пристальное всматривание в эпоху показывает, что как раз падение экономических связей вызвано гражданской войной, а не наоборот! Что совершенно не удивительно.
   Итак, экономический рост и рост торговли привел к формированию мощных местных аристократий (которые по большей части уже не имели отношения к военной аристократии, являясь хоть и землевладельцами, но в армии не служа и лишь торговым образом получая свое состояние - торгуя хлебом или ресурсами, добываемыми на своих землях), которые и стали противиться центральной власти (так, в Египте после гибели царицы Зиновии во главе правительства стал купец Оденатт).
   Интересно, что гражданская война (в процессе которой была и интервенция - и скифы, и готы постоянно вторгались на территорию империи) завершилась ростом роли государства и законами Диоклетиана, ограничивающими роскошь, рост цен, вводящими "прописку" (каждый житель города приписывался к месту своего рождения). Империя была юридически поделена на две части (Восток и Запад), пытающиеся в дальнейшем отделиться окончательно.
   Христиане в это время представляли собой "низы", при этом довольно активно занимались торговлей. Как воины-христиане отличались верностью и храбростью (и потому императоры стремились набирать их в телохранители), так и купцы-христиане отличались успешностью в силу поддержки "коллег по цеху" одной с ними религии.
   И в 325 году Христианство принимается как официальная религия. Это однозначно свидетельствует о возросшей роли и соответствующих коллективов в жизни империи.
   Империя, правда, вскоре разваливается (395 год), причем на Западе дробление продолжается. Галлия становится практически самостоятельной, из Британии выводятся войска, Германия тоже часто пытается отделиться...
   Битва Народов, которую обычно представляют как сражение между Римской империей и державой Гуннов, была - если присмотреться к составу и численности ее участников, окажется битвой между гуннами и готами ( с их союзниками франками), где римляне просто поддержали одну из сторон (см. Иордан или Григорий Турский). Т.е., на территории Империи давно образовались новые государства, где сама империя рассматривается как "вспомогательные силы".
   Ну и, собственно, падение империи в 476 году есть просто ее "упразднение".
   Однако, те города и земли, что не были завоеваны, остаются явными "торговыми республиками", т.е, продолжают эволюцию своего сообщества. Так, в 6-м веке на побережье Адриатики образовалась новая республика, с 7-го века столицей сделавшая Венецию.
   Голландия, покоренная еще в начале эры и с той поры начавшая наступление на море и осушение заливов, осталась довольно независимой.
   Швейцария - природная крепость - практически не пострадала в результате Переселения народов, будучи присоединенной еще Цезарем и его преемниками к Империи.
   А вот население Англии почти полностью обновилось, остатки Бриттов ушли либо на север - в Шотландию - либо в Бретань во Франции.
   Сама же Франция, уже достаточно высокоразвитая к моменту завоевания Римом и несколько раз предпринимавшая попытки отделиться, представляла из себя набор торговых республик и, будучи завоеванной пришедшими "князьями со дружинами", превратилась теперь в набор "городов-государств".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"