Николай Бурланков, Князев Александр : другие произведения.

Начало бронзового века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Удивительно, как появилась бронза - ведь олово и медь находятся вовсе не рядом на Земле, и вовсе не там, где они близки, появляются первые бронзовые изделия...


   Бронзовый век.
   Появление отдельно меди и отдельно олова в "народном хозяйстве" меня не очень удивляет. Медь, в самом деле, могла "случайно восстановиться" хоть из малахита, попавшего в огонь. Олово вообще иногда находится в чистом виде близко к поверхности, и его свойства тоже могли быть изучены "случайно" (при попадании в костер), тем более что для плавления олова не нужна высокая температура. Правда, уже для меди температура плавления больше тысячи градусов, в обычном костре такое не получишь, но могли и целенаправленно получать - заметив, что при нагревании она размягчается.
   Бронза принципиально отличается от меди тем, что это - сплав, и залежи олова совсем не обязаны распологаться рядом с залежами меди. Мало того, судя по современным картам добычи олова и меди, медь
   http://www.mining-enc.ru/images/m/3/mednye_rudy_1.jpg
   и олово:
   http://www.mining-enc.ru/images/o/4/olovjannye_rudy_1.jpg
   пересекаются только в нескольких местах на Земле:
      -- Юг Испании или север Африки
      -- Средний и верхний Дунай и Эльба
      -- Северное побережье оз. Балхаш и "Семиречье".
      -- Юг Англии.
   Только в этих областях залежи меди и олова оказываются сравнительно недалеко друг от друга, чтобы получить бронзу "случайно".
   Юг Испании - это территория культуры Лос-Мильярес-Палмелла, на Эльбе - это саксоно-тюрингская группа "культур Боевых топоров", верховья Дуная - это Баденская культура, а к северу от оз. Балхаш расположена Андроновская культура, в Англии это древняя "мегалитическая культура".
   Так что традиционное место возникновения бронзы - Майкопская культура на Кавказе - выглядит достаточно странно.
   Но еще страннее то, что все эти места - где вроде бы олово и бронза соседствуют - вступают в бронзовый век довольно поздно.
   Итак, с одной стороны, источники меди и олова пространственно разнесены, а с другой - они оба необходимы для получения бронзы. И образуется интересный "парадокс": бронза не могла возникнуть раньше, чем появляется серьезная торговля. Причем, хотя сама по себе медь красива, но довольно бесполезна, равно как и олово до изобретения железа смысла не имеет. Т.е., не просто торговля - а торговля массовая, с перевозкой значительных грузов (ибо в малом количестве опять же бронза смысла не имеет).
   О древней торговле.
   Вообще, как торговали люди "в племенном строе", для меня всегда была загадка. Представление, как одни подходят к другим, машут руками и что-то показывают знаками - ну, может, кого-то и удовлетворяет, а меня не очень. Ведь для начала тебе нужно вообще представлять, что у "других" есть, чтобы вообще туда пойти. Т.е., сначала тебе нужно НАЙТИ что-то на территории другого племени (залежи камня, ягоды, грибы, стадо, особую породу дерева и т.д.). Что как правило приводит к конфликту с соседями (ибо ты взял то, что они считали своим). Только если есть уже налаженные долгие дружеские (а еще лучше родственные) добрососедские отношения, возникает меновая торговля. Допустим, какая-то группа отселилась от своего племени на новое место - где нашла что-то ценное, а сама при этом нуждается во многих вещах, которых у них нет (скажем, "лучший гончар" остался в племени, а посуда нужна - зато они поселились там, где камней много). Т.е., вот такая "торговля внутри" - между родственными племенами - возможна. Как можно заметить, именно так торгуют и финикийцы, и греки, и англичане - при этом, в общем-то, если не грабя "местные племена", то проводя явно "неадекватный обмен". В ответ на это местные часто грабят пришельцев (так и распространяются "товары" от пришельцев к местным). Это трудно назвать торговлей (первые грабят вторых, потом вторые грабят первых) в современном понимании, хотя тоже приводит к "обмену".
   Возможны также какие-то подарки - для установления "добрососедских отношений", чтобы пореже грабили; возможны перекрестные браки (и получение приданого) - все это, без всякой торговли, ведет к проникновению товаров с территории одних на территорию других.
   Однако при грабеже очень много теряется и ломается, если набеги часты - все самое ценное прячут, и это не может служить источником постоянных ресурсов. Если "набегающие" достаточно сильны - они могут обложить постоянной данью население (этакий "упорядоченный грабеж"). Кстати, это приведет к скапливанию у них "избыточного ресурса" и возможности обмениваться с "другим князем". Но торговля на регулярной основе с "соседями" пока еще невозможна, ибо тут есть одна неприятность: торговать можно только если ты "уверен в партнере". Вообще, ограбить и отнять гораздо проще, чем договориться и выменять, ко второму прибегают только если недостаточно сил.
   Потому наиболее классическим "видом торговли" является торговля между своими. Например, Британская империя: в разных концах мира британцы грабили свои колонии, после чего торговали награбленным "в метрополии", обмениваясь товарами по законам, действующим для Британцев.
   Примерно так же действовали финикийцы: основав колонии по всему Средиземноморью, а также на "Оловянных островах" (в Британии), они обменивались между собой - тем, что добыли их "колонии" на местах.
   Греки торговали по всему Средиземноморью (что привело к войнам с финикийцами - что любопытно, мирные торговцы не желали торговать друг с другом, желали быть монополистами!), опять же, выводя колонии на берега Черного моря, в Малую Азию и в Италию.
   Т.е., торговля почти всегда была "внутри своего сообщества", но никак не с внешним сообществом. Геродот описывает торговлю карфагенян с "дикими ливийцами": когда карфагеняне приносят и оставляют товар, те забирают и приносят свой, сколько сочтут "справедливым", после чего карфагеняне забирают принесенное - т.е., по сути, не видя друг друга. Ясно, что это не очень удобный способ торговли.
   Еще одна проблема у торговли: перемещения на значительные расстояния. Тут не только опасность от людей - но и от природы, и от диких зверей, и просто затрата времени...
   Но я напомню - бронза использовалась повсюду, из нее делали не только оружие и доспехи, но и орудия труда (топоры, молотки, гвозди/заклепки, тазы и т.д.), и украшения, и зеркала... Т.е., в процентном отношении - для тогдашней численности населения - ее требовалось много.
   А для ее производства необходима была прямая связь очень удаленных районов.
   Причем, перевозки были в массовых масштабах. На чем перевозили нужные объемы? В ряде мест даже еще не использовалось колесо!
   О городах-государствах
   Город-государство - весьма устойчивое древнее образование. Не буду сейчас разбирать, как разрастается "племя". В марксизме это называют "распадением родовой общины и переходом к соседской" - на самом деле, родственные связи тут не принципиальны. Может, родственники так "размножились", что расселились на несколько поселений. Может, соседи пришли - и их приняли "в род", а не подрались с ними (замечу только, что "нормальные отношения" все равно возможны только со своими, с кем можно договориться). Так или иначе, образуется несколько "поселений" - обеспечивающих себя всем необходимым (едой, одеждой, жильем).
   На их базе может образоваться дружина (или придти со стороны) - в случае угрозы от "дальних соседей". Для защиты от такой угрозы, кроме дружины, создается и "убежище" - город, укрепление, где хранится "общий запас" на всякий случай (и где живет князь и дружина), где может быть общее святилище, где проходит общий торг и т.д. Как можно заметить, именно так организованы все древнегреческие города (только князь там называется "царь"), примерно так же выглядят и шумерские "города-государства", так же устроены и древнерусские города.
   Вероятно, это наиболее древний и наиболее устойчивый способ организации своей жизни: сельская округа, которая кормит сама себя и "дружину" (со жрецами и ремесленниками) - и город, где хранится "общий запас", живет дружина, куда собираются ремесленники, где расположены храмы/святилища и где проходит "племенной торг".
   Следующего шага укрупнения может и не произойти - такие "города-государства" могут существовать тысячелетиями, будучи достаточно многолюдными для воспроизводства самих себя. При этом, замечу, что я нигде не опирался на технологию производства. Укрепления могут быть пещерами в горах (интересно, что многие отмечают, что "пещерные люди в пещерах не жили" - что естественно, если это было только временное убежище), могут быть земляные валы, могут быть деревянные или каменные стены. Ремесленники, собирающиеся под защитой укреплений или возле них - могут быть гончарами (а керамика появляется очень давно), кузнецами, кожевниками - а могут быть камнетесами, умело обтесывающими камень. Другое дело, что слабое оружие и орудия не позволяют прокормить большую дружину - но сами себя общины всегда прокормят, что же до содержания "выделенных ремесленников и дружинников" - при присваивающем хозяйстве, на самом деле, люди обычно собирают или забивают ровно столько, сколько надо для прокорма своей семьи/общины, не больше; необходимость содержать кого-то еще увеличивает это количество, но незначительно (смотря по тому, сколько "нахлебников" приходится содержать)
   Хотя я понимаю, что марксисты никогда не признают такую последовательность, однако судя по всему, только так и могли развиваться технологии: только при концентрации "умельцев" в одном месте. Разбросанные по разным племенам, они максимум могут поддерживать свое умение на уровне, доставшемся от отца, и разве что слегка его улучшить - но это изменение не разойдется по другим "племенам" в силу слабого общения между ними.
   Т.е., с моей точки зрения, именно интенсификация общения - появление "выделенных центров" - приводит к развитию технологий, но никак не наоборот (случайное изменение технологий приводит к усложнению общественной жизни). Отдельный умелец может в своей кузне построить хоть космический корабль - это никак не повлияет на жизнь людей.
   Тогда как, обратное, постоянный спрос, постоянное общение и взаимодействие приводит к обмену опытом и не просто к поиску новых решений - но и к обмену ими, к усложнению технологий и процессов производства.
   И вот в рамках такого общества - где сразу на его территории будут добывать и медь, и олово - и может появиться бронза.
   Но тут опять очередная загадка: ни в Англии, ни в Китае (где тоже есть сравнительно близкие залежи меди и бронзы), ни в Испании, ни на севере Балхаша, ни на севере Африки - первые бронзовые предметы не обнаруживаются. А найдены они в Передней Азии и в Закавказье...
   Есть еще один такой район, где медь и олово подходят довольно близко друг к другу - это область на Дунае. Кстати, любопытно, что "древнейшие культуры бронзового века" обнаруживаются там, где есть залежи меди - т.е., привозным было олово. С точки зрения состава, это не удивительно - олова обычно требуется меньше, чем меди, - но это странно с точки зрения температуры плавления (у меди она гораздо выше).
   Т.е., складывается именно такое впечатление: создаются довольно крупные государства (пусть поначалу города-государства), в которых высокого уровня достигает медное литье ("технология потерянного воска" - выплавление фигурок из меди по восковой заготовке) - и эти самые "медных дел мастера" начинают ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО искать, чем можно улучшить медь, чтобы сделать ее более твердой.
   Тогда, быть может, кто-то "более развитый" использовал местные залежи олова, выкачивая отсюда ресурсы, как из колонии?
   Мы получаем совершенно иную последовательность развития человечества. Именно укрупнение их сообществ и усложнение общественного строя приводит к выделению ремесленников - уже целенаправленно занятых улучшением своего продукта, по качеству ли, по количеству, по скорости производства - и натыкающихся на такую добавку, как олово (может быть, случайно привезенное каким-нибудь купцом). После чего за этими "добавками" снаряжают целые экспедиции - может быть, еще не на кораблях, а на плотах, но тогда оловянные заготовки можно сплавлять только ВНИЗ по течению.
   Шумеры, Вавилон и Ассирийцы
   Начало бронзового века традиционно связывают с появлением первых государств (Египет, Шумеры) - считая, таким образом, что "технологический скачок привел к изменению в общественном укладе".
   Выше мы показали, что хотя совпадение есть, но причинно-следственная связь скорее тут совершенно обратная: именно появление крупных развитых сообществ позволило выделиться ремесленникам в отдельные группы ("при царском дворе"), занятых целенаправленным улучшением своей продукции и ищущих способы для этого.
   Собственно, археологически это подтверждается: вообще говоря, в той же Месопотамии СНАЧАЛА появляются крупные культуры энеолитического века, а шумеры, появившись там, УЖЕ принесли с собой и искусство мореплавания, и ирригационное искусство.
   Между тем, шумерская цивилизация - это самое начало бронзового века.
   То же самое и в Древнем Египте - еще в каменном веке (энеолите) тут уже появляются "протогорода"
   Но самое раннее зафиксированное применение меди - в Чатал-Гуюке, в Малой Азии.
   А тут несколько позже (в конце 3 - начале 2 тыс. до н.э. ) возникает держава хеттов.
   Т.е., мы можем видеть именно такую последовательность: сперва - еще в каменном веке - возникают серьезные культуры, с еще технологиями, основанными на камне (вплоть до мегалитов) - потом в некоторых из них (имевших залежи меди) появляется технология обработки меди - а потом, с образованием крупных государств, тут начинают получать и бронзу.
   Вот только где они берут олово?
   Как уже было сказано, ближайшие к этим "центрам цивилизации" оловянные рудники - на Дунае (во Фракии), на юге Испании и севере Африки. Судя по всему, два последних (вместе с "Оловянными островами" Британии) были освоены только финикийцами, уже значительно позднее.
   А вот дунайские могли использоваться. Но сами по себе, без меди, оловянные рудники смысла почти не имеют (просто блестящий металл), а жившие здесь народы жили явно племенами, и не могли контролировать и источник меди, и источник олова.
   Очень важный момент, на котором тоже надо остановиться подробнее: шумеры долгое время существуют именно в форме "городов-государств" (однако где-то уже берут олово). Причем, как примечательно написано во "Всемирной истории" (1 том, 1967 г. издания), "Это были рабовладельческие города-государства. Правда, рабов там было немного". Ну, собственно, это ожидаемо - разумеется, рабское положение людей невозможно массово без соответствующего "госаппарата", который бы за этими рабами следил, возвращал бы владельцам и вообще контролировал, чтобы те не восстали. Рабство поначалу - именно "патриархальное", когда раб - "младший член семьи", по правам близкий к детям. И в рабстве остаются те, кто и так имеет "рабское призвание" - побег раба из небольшого города-государства проблемы не представляет, искать его уже в соседнем городе никто не будет.
   Тут, в Месопотамии, возникает много таких "городов-государств", в будущем выросших в более крупные объединения: это и Вавилон, и Ур, и Аккад, и собственно Шумер - и Ашшур.
   Эти города иногда воюют, иногда вступают в союзы, но главный вопрос остается: где они берут олово для своих бронзовых изделий (которые тут зафиксированы с 3 тыс. до н.э.)?
   Показательно, что в описании бронзового века в Месопотамии пишут, что
   http://olovorona.ru/istoriya-otkryitiya-olova/
   Наибольшее количество рудников находилось на Кавказе и в Персии.
   А вот в описании бронзового века на Кавказе:
   http://www.textfighter.org/raznoe/History/Vachn/v_rannei_bronzovoi_epohe_na_yujnom_kavkaze_slojilas_kuro-arakskaya_kultura.php
   что
   Олово на Кавказе не добывалось, и предположительно, что его завозили с юга.
   На данный момент можно сказать, что на Кавказе вообще сколь-нибудь серьезных залежей олова нет (возможно, конечно, все добыли), и учитывая вторую работу, следует считать, что не Кавказ был источником олова для Шумеров.
   Однако факт остается фактом: бронзовые изделия были, медь была - а где брали олово, неясно.
   Действительно ближайшим местом, где есть олово, по отношению к Месопотамии был север Персии и Средняя Азия. Но там во времена шумеров "дикие племена", откуда регулярно приходят "кочевники" типа Гутиев или Касситов и громят "цивилизованных шумеров". Разве что Элам выглядит "развитым" - примерно на уровне других "городов-государств".
   Но тогда вполне может быть, что именно шумерские города (а шумеры, к слову, пришли С СЕВЕРА - возможно, они уже знали олово по пути в Месопотамию, т.е., пришли откуда-то из Средней Азии) налаживали торговый путь к залежам Олова, договариваясь с местными "кочевниками". А дальше взаимоотношения строились примерно как у греков в Причерноморье: сперва шел "неравноценный обмен" со стороны шумеров (обиравших местные "племена"), а потом те, собравшись по уже известному маршруту, шли "восстанавливать справедливость", грабя города, грабившие их.
   Придя в сложившееся общество города-государство, где уже была своя дружина и правитель, военные отряды "кочевников" просто меняли местную знать - примерно как один "вышибала" меняет другого в баре, оставляя все остальное по-старому, вплоть до религии, принимая местный язык и обычаи и оседая в городах. Однако, если старая знать не вырезалась полностью (что трудно сделать), то обычный проигрыш приводил к следующему эффекту: образовывалось ДВЕ знати, которые умели воевать, но прокормить обе один город уже не мог. Тогда проигравших можно было выгнать в поход на соседей (что часто бывало) - а можно было пойти с ними, и таким образом, нарастая как снежный ком, могла начать создаваться уже крупная "империя", с перемешанной "военной знатью", с налаженными торговыми связями и с общей системой законов.
   Именно это мы и видим в Месопотамии. Сперва Ур, потом Вавилон с его законами Хаммурапи, потом Аккад - и, наконец, Ашшур (Ассирия) уже в конце 2 тыс. до н.э. - начале 1 тыс. до н.э. - объединяют Месопотамию в единую державу. В крупных державах с единой армией уже могут содержаться и крупные "коллективы рабов" - и такие и появляются в Ассирии.
   Впрочем, Ассирия уже относится скорее к железному веку, ибо именно укрупнение объединений городов привел к росту технологий и расширению торговли. Правда, у железа есть преимущество перед бронзой - оно гораздо шире распространено, чем олово или медь.
   А классикой бронзового века, наравне с шумерами, является загадочное государство хеттов.
   Хетты, Фригийцы и Лидийцы.
   По описанию в той же Всемирной истории, у хеттов был "недоразложившийся первобытно-общинный строй", однако этот строй очень любопытный: войско там составляют крупные землевладельцы, воюющие на колесницах, у них арендуют землю более мелкие землевладельцы, которые и кормят своих хозяев - по большому счету (учитывая древность местных городов), тут складывается классический феодализм, очень похожий на аналогичную ситуацию в Древней Руси, в Англии 6-11 вв или в Скандинавии. Впрочем, есть сходство даже с Францией того же периода (поскольку есть "более древние города", вокруг которых размещены владения собственно воинов), правда, монарх "выборный" - его выбирает "совет старейшин" (вождей племен), и он же может его "сместить" - вплоть до смертной казни за "неправильную политику".
   С хеттами происходит очень любопытная история. Царство Хаттусси знают египтяне, знают шумеры - но не знают греки! При том что Геродот и его преемники описывают очень значительный промежуток времени (особенно касаясь истории Египта), они ни словом не упоминают о хеттах.
   Но зато среди участников Троянской войны знают - на стороне троянцев - фригийцев и мисийцев (кетейцев), приведенных на помощь Трое Мемноном, сыном Тифона. Вообще, Мемнон постоянно упоминается где-то в областях, населенных хеттами, и даже гробница его расположена:
   Над устьем Эсе­па, на рас­сто­я­нии око­ло [...]16 ста­дий, воз­вы­ша­ет­ся холм, где пока­зы­ва­ют гроб­ни­цу Мем­но­на, сына Тифо­на. Вбли­зи нахо­дит­ся селе­ние Мем­но­на. Меж­ду Эсе­пом и При­а­пом про­те­ка­ет река Гра­ник, боль­шей частью по рав­нине Адрас­теи,
   http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267880676
   И при том что Геродот
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/05.html
   указывает как "мемнонов град" - персидские Сузы, что гораздо дальше хеттского царства к востоку:
   53. Если этот царский путь правильно измерен парасангами и если 1 парасанг равен 30 стадиям (что так и есть на самом деле), то из Сард до царского дворца в Сусах (по имени Мемнония) 13 500 стадий, так как путь составляет 450 парасангов. Если считать на каждый день по 150 стадий, то на весь путь придется как раз 90 дней.
   54. Таким образом, Аристагор из Милета совершенно правильно указал лакедемонянину Клеомену, что до царской столицы надо идти три месяца. Если же кто пожелает точнее узнать продолжительность пути, то я могу и это сообщить: следует добавить к этому еще путь от Эфеса до Сард. И действительно, все расстояние от берегов Эллинского моря до Сус, которые называются также Мемноновым градом, - 14 040 стадий. Ведь от Эфеса до Сард 540 стадий, и поэтому трехмесячный путь удлиняется на три дня
  
   А Диодор вовсе причисляет Мемнона к ассирийцам, но при этом пишет:
   (2) Ибо, когда Тавтам, говорят, царствовал в Азии, будучи двадцатым по счёту от Ниния, сына Семирамиды, греки с Агамемноном совершили поход против Трои, в то время когда ассирийцы удерживали гегемонию в Азии более тысячи лет. И Приам, бывший царём Троады, находившейся в зависимости от ассирийского царя, испытывая трудности, отправил посольство к нему, прося о помощи, и Тавтам направил десять тысяч эфиопов и такое же число жителей Сузианы вместе с двумястами колесницами, назначив в качестве верховного стратега Мемнона, сына Тифона.
(3) В то время Тифон исполнял верховную стратегию в Персии и был наиболее уважаемым эпархом при дворе царя, и Мемнон, бывший в расцвете лет, был отмечен за храбрость и за благородство духа. Он также построил дворец в верхнем городе Сузы, простоявший до времени Персидской империи, и был назван в его честь Мемноний, кроме того, он построил по всей стране общественные дороги, носящие до сих пор имя Мемнонии.
(4) Но эфиопы, граничащие с Египтом, в этом споре утверждают, что этот человек был родом из их страны, и они указывают на древний дворец, который и по сей день, говорят они, носит имя Мемноний.
   http://simposium.ru/ru/node/9854
   Эфиопы тоже постоянно "тусуются" где-то возле Мемнона:
   Диктис Критский.
http://annales.info/ant_lit/diktys/4.htm
   Дневник Троянской войны
4. А на следующий день явился Мемнон, сын Тифона и Авроры, с огромным войском индусов и эфиопов
   И аналогичное любопытное смешение происходит у Геродота:
   Что до столпов, которые воздвигал египетский царь Сесострис в [покоренных] землях, то большей части их уже не существует. ...И в Ионии также есть два высеченных на скале рельефных изображения этого царя[114]: одно - на пути из Эфеса в Фокею, а другое - из Сард в Смирну. В том и другом месте это рельефное изображение мужчины-воина в 41/2 локтя высотой; в правой руке он держит копье, а в левой лук. Соответственно и остальное вооружение египетское и эфиопское. На груди у него от одного плеча до другого вырезана надпись священными египетскими письменами, гласящая: "Я завоевал эту землю моими плечами". Кто этот воин и откуда, он, правда, здесь не объясняет, но зато в другом месте называет себя. Впрочем, иные, видевшие эти рельефы, считают их изображениями Мемнона. Но тут они далеки от истины.
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/02.html
   Для Геродота, естественно, Мемнон - уже "эфиоп", из Эфиопии, и делать ему в Малой Азии нечего. Но вот в примечаниях говорится, что "эти рельефы принадлежат хеттам".
   Любопытна еще и легенда о Персее, который, как известно, спас "эфиопскую царевну Андромеду", а звали ее отца Цефеем (или Кефеем). При том что уже Страбон сомневается, что это "те самые эфиопы", которые к югу от Египтян; Геродот же прямо пишет, что есть ДВА вида эфиопов: западные и восточные.
   Итак, предводителем эфиопов, живущих южнее Египта, и арабов был Арсам.
   70. Восточные же эфиопы (в походе участвовали два племени эфиопов) были присоединены к индийцам.
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/07.html
   Интересный момент, что по мифам Персей был основателем Микен, а по Геродоту, Персей был родоначальником персов:
   В древнее время эллины называли персов кефенами. Сами же они называли себя артеями[57](так их звали и соседи). Когда же Персей, сын Данаи и Зевса, прибыл к Кефею, сыну Бела, и взял себе в жены его дочь Андромеду, то родившегося сына назвал Персом. Сына своего Персей оставил в стране, так как у Кефея не было мужского потомства. От него-то персы и получили свое имя.
   http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/07.html
   Тогда не исключено, что "эфиопы" (но "другие эфиопы", не те, что южнее Египта) в мифах греков изображают часто именно хеттов. Отсюда, разумеется, не следует, что "все эфиопы -это хетты", но, видимо, необходимо разобрать, кого понимают под эфиопами в каждом конкретном случае. Так, эфиопы в мифах о Персее и о Троянской войне - видимо, все-таки именно хетты, а не африканцы.
   Кто именно были хетты и откуда пришли - сейчас сказать трудно. На мой взгляд, это выходцы из "ямной культуры". Прошли ли они через Балканы, уничтожив Трипольскую культуру, или напрямую через Кавказ - тоже вряд ли выясним, в любом случае, пришла, как всегда, "дружина", осевшая на уже заселенных землях и выделив себе земельные владения. Центром их власти был город Хаттусси, существовавший еще до их прихода, и как сами хетты назывались раньше - тоже уже не скажешь.
   Собственно, Хеттское царство - это период господства в Передней Азии только одного города - Хаттусси. И, собственно, период правления одной династии.
   Там издавна существовали "города-государства" , которые иногда вступали в союзы, иногда действовали самостоятельно. И именно их - опять развалившихся на отдельные "города-государства" - и знают греческие источники: это пафлагонцы, вифинцы, мисийцы, лидийцы, ликийцы, киликийцы, фригийцы, каппадокийцы и т.д. - ибо взаимодействовали они уже с "обломками хеттской державы". О самой же этой державе остались свидетельства в виде рассказов о "других эфиопах", "кефейцах" или "кетейцах", а то и вовсе ассирийцах (тоже захвативших часть земель хеттов)
   Периодически в какие-то земли происходили вторжения соседей. Так, о мисийцах известно, что они раньше жили в Малой Азии, а оттуда пришли на Балканы, образовав фракийцев - зато фригийцы, напротив, с Балкан пришли в Малую Азию, смешавшись с мисийцами (мезами)
   Соблазнительно было бы вовсе во фригийцах видеть хеттов, тем более что Фригийское царство позднее почти полностью наследует владения хеттов, а Страбон пишет, что "Фригийцы захватили мисийцев намного раньше Троянской войны". Тем более что и хетты, по некоторым версиям, пришли в Малую Азию с Балкан. Но не исключено, что это только одна из волн - часто сменявших друг друга - "дружин", переселенцев, меняющих "правявщую верхушку" в городах-государствах, расположенных в соседних землях, каковыми были и хетты, и фригийцы, и дорийцы, и позднее галаты.
   Оттяпанное у хеттов побережье - более эллинизированное - видимо, вошло в состав Лидийского царства (впоследствии разбившее фригийцев).
   Также, видимо, иногда хеттами называются и их "наследники" ассирийцы. Устроение хеттской державы было довольно "федеративным", т.е., это был "союз городов и народов" - с общим царем, вооруженными силами и "советом старейшин" как верховным органом власти, - и после даже разгрома хеттов каждый город уцелел и продолжал существовать под своим именем.
   От хеттов, разбитых "народами моря" (ахейцами), вполне могли пойти и персы, как один из мидянских родов.
   Каппадокийцы - от Кат-падокия, "страна прекрасных лошадей" - тоже могут быть родичами и потомками хеттов.
   Но во всем этом вот что интересно: согласно одной из версий, хетты пришли с Балкан. И вполне может быть, что на Балканах они уже пользовались оловом - что и привело к активному развитию бронзового дела в Малой Азии, где уже была в ходу медь.
   Т.е., собственно "хеттов" как огромного народа, переселившегося откуда-то - не существовало, но были группы переселенцев, пришедших с Балкан - и скорее даже, регулярно переселявшихся оттуда сюда и обратно, - и образовавших определенное "единство" между придунайскими Балканами и Малой Азией, что и позволило активно развивать бронзолитейное дело уже в Малой Азии.
   Приложение.
   Преемственность держав Малой Азии:
   1800-1200 гг. - Хеттское царство
   1200-800 гг. - Фригия и Каппадокия
   800-600 гг. - Лидия и Каппадокия
   600-323 гг - Персия.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"