Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Классификация произведений искусств с точки зрения теории самодостаточных коллективов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор произведений искусств с точки зрения теории самодостаточных коллективов


   Классификация произведений искусств с точки зрения теории самодостаточных коллективов.
   Для начала напомню, что самодостаточным может считаться коллектив или система взаимодействующих коллективов, способная сама себя обеспечивать всем необходимым для текущей жизни, противостоять воздействиям внешней среды (болезням, засухам и наводнениям, пожарам, нападениям диких зверей и соседей) и воспроизводить себя - то есть, рождать новых людей, обучать их накопленному опыту и встраивать в существующую систему общества - на протяжении времени, большем, чем существование одного человека.
   Таким образом, можно выделить три (точнее, четыре, но четвертый обычно подразумевается "сам собой") направления деятельности любой самодостаточной системы: обеспечение себя, охрана себя и обучение (четвертое - "воспроизводство", то есть, рождение и воспитание детей, до такой степени кажется естественным, что я про него даже забыл - пока не вспомнил, что ни в армии, ни в монастыре, ни в научном коллективе люди сами собой не появляются, они приходят туда - на обучение - из семей, где рождаются и воспитываются. Потому семья - это как бы "наименьший коллектив" - он не самодостаточен, ибо ни полноценно воспитать новое поколение, ни даже продолжить род, ни тем более самостоятельно себя охранить одна семья не сможет, нужно взаимодействие нескольких родов, но тем не менее, это первое "объединение высшего уровня", то есть, система более высокого порядка, чем один человек).
   Соответственно, по этим четырем направлениям потребностей общества - а общество и есть "наиболее самодостаточная система людей" - и можно разложить все произведения искусства.
   Искусство само по себе по сути тоже есть передача опыта. Только если наука передает знания практические, технические, то искусство - опыт эмоциональный и жизненный. Как решать жизненные ситуации, что принято, что нет, заставляет сопереживать и многое другое - все, что испытывали предшествующие поколения людей за свою долгую жизнь.
   Кроме того, у искусства есть еще одна важная цель, которая делает его скорее подразделением религии - не зря поначалу искусство во многом было религиозным. Это именно объединение людей в единое целое. Люди сходным образом понимают различные вещи, это "культурный базис", то, с чем все знакомятся в детстве и на чем строят уже свою дальнейшую жизнь - и с другой стороны, это как знамя полка, которое надлежит спасти. Если знамя полка спасено - полк может возродиться. Если люди спаслись, но знамя утрачено - полка больше нет.
   Аналогично с искусством - если люди сумели спасти "опыт предшествующих поколений" (как научный, так и эмоциональный, жизненный), то всему можно научиться, и общество можно сказать уцелело. Если это ушло - то пусть сохранились люди, но они утрачивают единство и разбегаются по другим обществам (собственно , процесс эмиграции - это процесс ухода тех людей, для которых ценности данного общества не являются ценностями, кто не ощущает с ним единства. Хотя многие потом, лишившись этого, и понимают, что чего-то лишились).
   И что любопытно, произведения искусства - кроме обычной классификации по видам (живопись, поэзия, музыка, театр, кино - кино, кстати, по сути есть продолжение театра, а с современным возможностями театральных спецэффектов может даже проиграть театру, где сопричастность эмоциональная происходящему гораздо выше, чем на экране), по жанрам - можно классифицировать и по тому виду "эмоционального и жизненного опыта", которое оно несет. Т.е., опыт человеческий тоже можно разложить по четырем направлениям - обеспечение себя необходимым, охрана, обучение, люди.
   И мы видим, что, конечно, наибольшее количество произведений искусств посвящено четвертому - людям. Все любовные романы, как и вообще все произведения о любви - это, конечно, отсюда. Классические произведения (то, что считается классикой) тоже описывают именно взаимоотношения людей. Можно даже сказать, что если первые три направления скорее описываются наукой - именно четвертое почти полностью принадлежит искусству, и именно тут его непосредственная, важнейшая роль в жизни общества.
   Но и в другие области оно проникает. Ну, обеспечение необходимым - это и "Робинзон Крузо", и "Выживший", и "Марсианин" (то есть, и книги, и фильмы), и производственные фильмы советского времени.
   Разумеется, более всего искусство касается второй области - охраны. Это все военные произведения (там, разумеется, тоже есть и человеческие отношения - но тут, что любопытно, если идет перекос в сторону человеческих отношений на фоне войны, это часто выглядит неестественным), политика (хотя это скорее правильно отнести к разряду управления - управление появляется только в сложных обществах для координации действий разных коллективов, и не является потребностью обязательной, хотя и возникающей естественным образом), пиратские и разбойные романы и, разумеется, фильмы.
   Ну и любопытна сфера обучения. Тут, конечно, все произведения о школе (Включая Гарри Поттера . Кстати, вообще произведения о магах тоже скорее - если это действительно искусство - правильнее относить к разделу обучение, поскольку роль магов - жрецов - в древности была именно хранение предшествующих знаний и обучение их молодежи), о росте человека как личности - тут она пересекается с классикой (и сюда же можно отнести и "Властелина Колец" - это тоже повесть о взрослении, как его герои, поначалу будучи пассивными участниками событий, в конце сами решают судьбу собственного народа - почему-то последнюю главу и из экранизаций, и из переводов часто выбрасывают, а она важна).
   Ну, и, наверное, можно сказать, что если произведение не содержит "эмоционального и жизненного опыта ни в одной из этих сфер", его нельзя отнести к искусству?
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"