Бурланков Николай Дмитриевич: другие произведения.

О титуле "каган"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотя считается, что это тюркский титул, при внимательном изучении он оказывается гораздо более древним...


   Происхождение титула "каган".
   Общепризнанной (а сейчас "общепризнанным" считается то, что написано в Википедии, так что ссылаться на "общепризнанную версию" стало гораздо проще) является версия, что титул аварского, хазарского и даже (правда, сдается мне, что тут закралась одна ошибка, и версия нуждается в проверке, но об этом позже) киевского правителей - каган - имеет тюркское, а то и монгольское происхождение (почему эти две, пусть и родственные, но все-таки разные языковые группы постоянно смешивают, я никогда не понимал, особенно в данном вопросе), и означает нечто вроде "хан ханов", "царь царей", типа "шахиншах" в Персии.
   Любопытно, что слово "хан" в монгольском означает нечто совсем к правителям не относящееся - это кубок. А вот правитель - это только "хаан", или "хаган" в бурятском. Так что версия "царь царей" как-то не проходит.
   Однако, возможно, он есть в тюркских?
   Слово "каган" там, действительно есть (в форме "хаган", причем, "г-фрикативное", типа украинского, т.е., близко к "хаан" монгольскому), и слово "хан" там тоже есть, но вот "хан ханов" никак слово "хаган" не даст (выглядеть это будет более страшно, я не специалист по тюркским языкам, но общее представление имею. Кроме того, никак сочетание нх не даст г или х - там, скорее, н поглотит г и будет ханан или что-нибудь в этом роде).
   Впрочем, тут лучше отдать специалистам решать, может ли слово "каган" или "хаган" возникнуть из тюркского "хан ханов". Лично мне представляется (учитывая монгольское "хаан" и совершенно другое значение "хан") - что это слово "хан" возникло как упрощение "каган", чем, наоборот, "каган" появилось как объединение "ханов" (царь над царями, князь над князьями и т.д.).
   Есть в китайском слово "ван" (царь). Чередование В-Х действительно, как ни странно, встречается, и довольно часто, причем, в языках самых разных языковых групп. Лингвистически я этого объяснить не могу (разве что оба звука там произносятся как просто придыхание, без сильно выраженных взрывных звуков, и тогда одни "выдыхают" как В, другие - как "Х"), но подобное чередование иногда наблюдается. Правда, тогда наши поиски должны значительно расшириться (надо бы искать не только форму "хаган", "каган", "хаан" или "кахан", но и формы "каван" и "хаван").
   Обратим внимание еще на то, что впервые термин "каган" фиксируется китайцами в форме именно "кэхань". Этимологию этого слова оставим на совести древних китайцев ("высокий хан"), потому как слово из другого языка, и они могли объяснять его, как угодно. Но сама форма ("кэхань") интересна. Впрочем, учитывая, что "правильное" чтение китайских иероглифов доступно лишь "избранным", и их толкуют как угодно, боюсь, тут тоже имеет место некоторая подтасовка, когда кагана очень хотели найти на востоке, чтобы обосновать происхождение авар от жужаней (вот хотя бы те же жужани - где-то жужани, где-то руране).
   Любопытно также и то, что у нас в летописях и источниках хазарский правитель - каган, а вот у Феофана Исповедника он именно Хаган. Точно так же в восточных источниках правители у тюрок и монголов - ханы, а вот у нас - кан и кановичи. Ну, собственно, в транскрипции это звучит как "кхан", так что не удивительно подобное разночтение. Т.е., реальный звук есть нечто среднее между к и х.
   Вспомним тогда еще и об имени Хаген из саги о Нибелунгах (или Хогни из саги о Вольсунгах), а также о современном шведском и норвежском имени Хокан (пишется Hakan), и о турецком имени Хакан.
   Одно могу сказать - из "умножения слова хан" (хан ханов, царь царей) оно вряд ли получится.
   Сюда же в наших поисках будет примыкать и термин "коган" или "коэн" - потомки истинных священников у иудеев (иудеи были на территории Хазарии), а также ирландская фамилия Коган или Кован (Cowen) (упомянутое выше чередование).
   Любопытно, что посередине между крайними народами, использовавшими термин "каган" для обозначения своего правителя, располагается государство Кангюй, откуда, предположительно, исходят Канглы (предки печенегов). Здесь же было и царство "Кушанов", которое на первый взгляд отличается, но как мы увидим ниже, может быть связано.
   Скептики могут предложить мне еще включить в рассмотрение реку Конго в Африке или танец Канкан, но до сих пор я рассматривал исключительно территорию, где был термин Каган и именно в смысле "правитель".
   Вспомним еще английский "кинг" или немецкий "кёниг", и сюда же, вероятно, восходит и немецкий кнехт (Kneght) и английский "knight" . Вряд ли они напрямую происходят от кагана, потому как для этого необходимо переставление букв (каган-конунг), однако мы еще не выяснили, ни как он звучал изначально, ни откуда куда распространялся.
   Заметим, однако, что само "сочетание звуков" (конунг, кениг, кинг, каган, каан) почему-то сохраняется именно для правителя (у латинян царь, скажем, просто "рекс", как и у ирландцев, и это довольно далеко от китайского "ван").
   Князь впервые фиксируется у болгар в форме "канас" ("канас у биги" - "князь в Боге"), а для правителя авар один раз во франкской хронике встречается "каниз". Разница между "каган" и "канас", конечно, очевидна, и, видимо, форма "каган" действительно принесена откуда-то "с востока" (правда, восток большой, и Средняя Азия и Монголия - это две большие разницы!), даже если у истоков стоял какой-то один термин.
   Из всех перечисленных версий любители видеть везде "еврейский след", разумеется, выберут истоком слово "коган" или "коэн", как наследие иудейства Хазарии (правда, проблема в том, что он фиксируется у авар и на востоке гораздо раньше появления иудеев в Хазарии); любители тюрок однозначно остановятся на тюркском происхождении (или даже на монгольском). Меня можно с полным основанием назвать "скифофилистом", ибо есть довольно обоснованная версия, что скифы вышли из Андроновской культуры и образовали серию связанных между собой культур от Монгольского Алтая (и даже северного Китая) и до Украины. Позднее эти народы разошлись, смешались с местными и дали начало самым разным веткам языков (южные дали иранские языки, восточные - тюркские, западные - славянские; иранские, видимо, наиболее близки к скифским, ибо смешивались с родственными, ушедшими туда раньше - арии Индии, - но следы можно найти и в других языках, и в славянских, и в тюркских).
   Так вот, видимо, каган (правда, пока неясно, в какой форме) -еще скифский термин, и никакого отношения к "хан ханов" не имеет.
   Любопытна китайская его фиксация как "кэхань".
   Лично у меня всплывает ассоциация с украинским "коханний", "кохать" - любить.
   Фасмер дает для этимологии этого слова корень "кош" - роскошь, кошелек. При моей нелюбви к Фасмеру, тут я могу согласиться (чередование х-ш - вполне обычно для славянских языков). Но тогда и "Макошь"? Тогда имеет смысл включить в рассмотренный цикл и "державу Кушанов" в Индии в начале нашей эры. А тогда (хотя на первый взгляд, общего не много), неожиданно однокоренным оказывается и санскритское "кшатрий" - воин.
   Коханний - избранный? "Возлюбленный богами"?
   Собственно, почему нет, если везде "каган" - еще и сакральный термин. Это легко можно обосновать сравнением языков. По сей день слово "кахана" = священник у армян.
   В сходной форме слово "жрец", "священник" встречается и у персов, и у таджиков (Кохин).
   Сходно звучит термин и у арабов (кахин). Ну, и уже упоминавшийся термин "коэн" у евреев.
   https://translate.google.com/#en/ar/priest
   Можно было бы посчитать термин семитским и наследием либо иудаизма, либо мусульманства, если бы в перечне не было армянского языка, а армяне приняли христианство еще задолго даже до возникновения мусульманства.
   Термин очень похож на "региональный", поскольку до сих пор сохранился именно в "сакральном смысле" в регионе от Ближнего Востока до Средней Азии. То есть, он может восходить еще к шумерам, ассирийцам, Урарту... А вот позднее именно скифы могли разнести его (скифы бывали в Урарту, на Ближнем Востоке) и до Фракии, и до Средней Азии и даже Монголии (хотя, повторюсь, транскрипция китайской записи как "кэхань" у меня вызывает подозрение: как иероглифы читались в древности, сейчас сказать затруднительно).
   Интересно, что Страбон
   http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/strab/07.php
   описывает "Священную гору гетов Когеон"
   Сначала ему предоставили лишь должность жреца наиболее почитаемого у них бога, а потом его самого объявили богом. Замолксий избрал себе [местожительством] какое-то пещеристое место, недоступное для всех прочих людей, и проводил там жизнь, редко встречаясь с людьми, кроме царя и своих служителей. Царь поддерживал его, видя, что народ теперь гораздо охотнее прежнего повинуется ему самому в уверенности, что он дает свои распоряжения по совету богов. Этот обычай сохранился даже до нашего времени, так как у них всегда находится человек такого склада, который в действительности является только советником царя, у гетов же почитается богом. Так же и гора эта была признана священной, и геты так называют ее; имя ее -- Когеон -- было одинаковым с именем протекающей мимо реки.
   Т.е., мы опять видим жреца, советника правителя, называемого по имени горы Когеон.
   Сравнивая так же слово "жрец" в литовском (кунигас - https://translate.google.com/#en/lt/priest), можно заметить уже и близость слова к слову "князь", и признать, что, судя по всему, слово весьма древнее и явно не из тюркского языка.
  
   Но однако, необходимо еще выяснить, какая форма более ранняя. Может быть, действительно каган происходит от "хан ханов", просто переставились или потерялись звуки? И "Ханадуур хан" могло как-то стать "хаан"?
   У нас, как я говорил, термин "хан" чаще встречается в форме "кан" (откуда уже один шаг до "канас". Только, повторюсь, здесь скорее хан есть искажение "канас" или "каган").
   Традиционно князя рассматривают как производное от слова "конь". Теоретически, да, при утрате полногласия о могло выпасть; учитывая священность коня в славянских культурах (практически, во всех) - правитель мог происходить от коня (Всадник? Конник? Кстати, от конника довольно близко и до кнехта и до knight, хотя мне представляется, что они скорее родственны со словом "кмет", которое родственно с латинским "комит"; при этом, это не заимствование, а наследие "общего предка"; но это уже мое предположение, не имеющее отношение к данному вопросу - единственное, что я хотел уточнить - то, что вряд ли князь происходит от коня)
   Вряд ли - хотя эта версия тоже существует - князь есть переделка "конунга". Во-первых, слово "конунг" реально в германских языках не встречается (а что оно внезапно поменялось во ВСЕХ языках - маловероятно), во-вторых, хотя г переходит в славянском в з, но вот дифтонг "ун" в "я" не переходит. Исходным должно было быть слово "конинг", что хотя и близко к "кенигу" (и, теоретически, "он" может перейти в "ё"), но все-таки тоже отличается (непонятно выпадение второго н). Правда, мы опять встречаемся с "конником" (Конинг - весьма близкая форма), и что тут есть более древняя форма, что производная - я сказать не берусь.
   Но сдается мне, что все-таки и "кшатрии", и "каган", и "канас" - это наследники более древнего скифского слова. Которое, вероятно, и дошло до нас в форме "коханний" или "кэхань" (в китайском варианте). Из него образовались и "кшатрии", (с заменой х-ш), и кушаны, и каган, и хаган, и хаан, и - опять же с выпадением срединного "х" - коан-аз, и князь (откуда и коаниги и прочие кинги), и все это - просто разные ветки, а не наследники друг друга.
   А вот название каганом киевского князя, думаю, прижилось как ошибочное прочтение "Слова о полку игоревом".
   Там есть строчка "Ярославля Ольгова коганя хотя". На эту тему много спекуляций у того же Фасмера, однако, если вспомнить все тот же "коханний" в современном украинском (и родственные ему белорусское и польское слова), скорее, тут речь идет об "ольгином любимом Ярославе", а не о кагане. И хотя эти слова тоже могут иметь общее происхождение, смысл за столько лет (у каких-то смысл, у каких-то - звучание) разошелся очень далеко.
   Каган же в смысле "хан ханов", или князь как "кон-яз" или "конь-аз" - уже попытка осмыслить древнее слово в своем языке, а исконное его происхождение восходит, вероятно, к шумерам или Урарту...
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"