Аннотация: Скифы считались предками славян довольно давно (еще Лев Диакон называет воинов Святослава Скифами). Тому есть много оснований.
--
О Сколотах.
По лингвистическому анализу (см.) получается, что "пра-славянский язык" как единое целое образовался в 5-6 в. н. э.
Однако есть предположения, что некоторое "пра-славянское единство" существовало и раньше. Оно распадалось на отдельные племена, расходилось в разные стороны, снова собиралось под новыми именами, пока в 5-м веке не сошлось уже под именем "славян".
Помнится, в советское время - с большими, конечно, оговорками -- за предков славян принимали скифов. Потом историки активно с этим спорили. Наверное, за почти полторы тысячи лет, разделяющих приход скифов в Причерноморье, и появление в чуть более западных землях славян, тут сменилось много народов, и называть их одним народом нельзя. Но связь между ними прослеживается самая прямая.
Согласно Геродоту, Скифы "сами себя называют Сколотами". Слово "сколоты" выглядит и звучит очень по-славянски, так что неудивительно, что с довольно древних времен сколотов пытались рассматривать как славян или по крайней мере "пра-славян".
Если принять эту версию - как слово "сколот" писалось бы по старо-славянски, если бы во времена скифов была эта письменность? В соответствии с правилами старославянского языка, это слово записывалось бы как "съколот". "Ъ" означал редуцированное "О", таким образом, слово могло читаться как "соколоты", то есть, "дети сокола" (соколята).
Учитывая отношение к соколу в сказках и былинах (Финист - ясный сокол, "соколик мой милый") - а оно всегда положительное, нежное и хорошее, - следует признать, что сокол - явно светлая птица для славян. И имя его можно поделить как со-коло, то есть, "с солнцем", что справедливо для его высокого полета. Слово Коло (повторюсь, но здесь это не вредно) означало "круг" и сохранилось в огромном количестве современных слов (колодец, колокол, коловорот, колоброд, около, колено; и, разумеется, колесо и кольцо - прямые наследники древнего смысла слова Коло). Все они связаны с кругом, с поворотом, с вращением.
Итак, сколоты, возможно - "соколята"; сокол - тотемное животное древних сколотов, и в славянском языке это название имеет смысл (причем ни в одном другом языке оно смысла не имеет - ни в германских, ни в романских, ни в иранском, ни в тюркских), и выглядит очень "по-славянски". Так что по крайней мере никакого противоречия мы не получили, предположив, что сколоты - это славяне или предки славян.
Однако Геродот точно указывает на то, что "скифы сами себя называют сколотами". При этом он выделяет различные виды "скифов" - пахари, кочевники и "царские скифы". Разные ли это народы?
С точки зрения, что в древности мог быть только племенной строй - да, это разные народы. Однако если предположить, что специализированные коллективы могли выделяться в любое время - а они, судя по всему, выделялись по крайней мере с каменного века - добытчики камня, потом, в эпоху бронзы - рудокопы, литейщики, обменивающие свою добычу на скот и зерно, - в этом случае это, разумеется, не отдельные народы, а связанные общим языком, общей культурой, общей религией и мировоззрением, общими законами (создаваемыми жрецами и освященными обычаем, но с царем и воинами, следящими за их выполнениями) коллективы, единое общество, близкое к классическому феодальному - как, например, на Руси в 9-10 веках (ср. Полюдье Игоря, где он расстался с жизнью).
Это очень хорошо объясняет и многочисленные походы скифов в разные концы тогдашнего света, так же описываемые Геродотом. Феодальное общество, объединяющееся в единое целое, непрерывно выбрасывает из себя "дружины" бывших феодалов, не желающих занимать подчиненное положение в новом обществе и отправляющихся искать счастье на стороне. Так описывают причины походы викингов девятносто процентов саг; таковы были причины крестовых походов и многих других. Так же и здесь, видимо, отдельные "дружины" скифов, собираясь со всей территории, населенной данным народом, отправлялись искать счастья в новых землях.
Царские скифы, с которыми воевал Дарий, скорее всего, представляют из себя воинскую прослойку скифского общества. Они могли себе позволить тактику "скифской войны", заманивая войско Дария в степи, ибо "скифы-пахари" жили достаточно далеко оттуда (и Дария заманивали как раз в противоположную от них сторону), а скифы - кочевники легко откочевывали при приближении врага.
Таким образом, древнее предположение о родстве скифов и славян, много раз пересматривавшееся, по-видимому, остается самым правильным. Скифское государство многократно распадалось, там менялся "правящий коллектив" - приходили сарматы, потом готы, потом гунны, - но основное население оставалось славянским (прото-славянским), о чем свидетельствует участие славян и в походе аваров на Византию, когда славяне уже однозначно так названы.
Разумеется, за многовековую историю они смешивались с другими народами, попадали под власть других правителей и государств, меняли мировоззрения, религию, культуру - но сохраняли что-то общее, позволившее им в период "великого переселения народов" вырваться из-под власти других государств и образовать ряд собственных государств. А считать славян до 9-го века "племенным союзом" - по меньшей мере, неверно. Племенной союз - как, например, "союз ирокезов" в Америке - это крайне неустойчивое образование в силу самодостаточности каждого племени. Только наличие общих структур, общих коллективов, общих традиций и законов создает единство общества, а именно единым выглядит общество от Белоозера до Полоцка и от Ладоги до Мурома, когда туда был позван Рюрик.
Феодальное государство, в котором есть выделенные военные коллективы, охраняющие - но и берущие дань - определенную территорию и людей, живущих на ней, и выделенные жреческие коллективы, обеспечивающие единство верований и языка людей, может существовать сколь угодно долго, утрачивая единство - распадаясь на отдельные "города-государства", в которых у каждого свой военный коллектив - или опять собираясь вместе, уже под началом нового военного коллектива. Так, видимо, скифское государство было вначале создано "царскими скифами", которые затем уступили главенство сарматам, затем сарматы уступили готам, эти - гуннам, а потом сюда пришли авары и после разгрома авар земля подчинилась хазарам. Но все это время устроение земли было примерно сходным: пахари и земледельцы по берегам рек и к северу лесостепи, кочевники - в самой степи, и "царские скифы" (сарматы, готы, гунны, авары) - "дозором обходят владенья свои".
Мало того, что о страшной кровожадности гуннов "все знают", но никаких фактов этой кровожадности нет (ни разоренных ими городов, ни вырезанных ими народов), еще и об их восточном происхождении никаких фактов, кроме рассказа Иордана, нет. Да и Иордан их производит от изгнанников-готов, смешавшихся с местными народами за Волгой. То есть, происхождения-то они как раз "местного".
Однако очень важно, что в рамках гуннской державы, в то время, когда Иордан и Григорий Турский фиксируют на территории Восточной Европы державу Аттилы, археология обнаруживает на этой территории первые достоверно славянские культуры (Киевскую и Пражско-Корчажскую), а лингвистика констатирует появление "единого пра-славянского языка".
Язык покоренного народа не мог стать "государственным" в державе Гуннов. Вернее, мог -- но только при условии, что он уже существовал ДО того, и объединял довольно крупное сообщество. А если складывался в условиях этой державы -- то, значит, хозяева державы должны были говорить на этом языке.
Соответственно, логичнее всего предположить гуннов -- одним из племен скифов (возможно, даже, принявших к себе беглецов из Монголии), объединивших вокруг себя родственные им пра-славянские племена.
В табличке http://kladina.narod.ru/dremin/dremin.htm#11 приведены реконструированные на основе этого скифские слова. Правда, реконструкция заранее предполагала близость скифского языка иранскому, но, по счастью, там же приведены и греческие исходники - как именно эти слова (или слова, в которые они входили как части) записывали греки. Необходимо учитывать, что греческий язык не содержит многих звуков, характерных для славянского (потому греческую азбуку Кириллу пришлось значительно расширить для славянского), и греки их пытались передать своими средствами. Но поскольку сохранились разные варианты для одного и того же слова, то можно попытаться реконструировать и как оно звучало на самом деле.
Интересно, что слово Арса - медведь - видимо, послужило основой и для нынешнего французского Ursa (медведь), и, видимо, для парфянского имени Аршак. Чередование Ш/С неудивительно (звука Ш в греческом нет совсем), удивительно обилие скифских имен в языках окрестных - и не очень окрестных народов. Про уже хрестоматийный пример с Доном (река в Англии) я уже не говорю. К слову, некоторые исследователи выводят слово Рос, Рус (название русских и России) из французского и латинского Урса - медведь (медведь и в самом деле выглядит тотемом древних славян) - но тогда уж логичнее производить его от скифского Арса, скифы явно ближе по местообитанию к нам и нашим предкам, чем римляне (чередование Арс/Рас тоже достаточно распространено).
Есть много слов, которые, прочитанные в греческой транскрипции (без попытки их объяснить из иранского) оказываются близкими к современным украинским и русским словам (причем и по смыслу тоже, что говорит не просто о звуковом совпадении). Например, слово, даваемое Геродотом как Флiavos (Флианос) - Любовь, восстанавливается почему-то как Фри , хотя имеет куда большее созвучие с нашим "Влияние" (причем часто в том же словаре В и Ф меняются, так что данное приближение вполне имеет право быть).
Любопытно и слово "собака" - словарь восстанавливает его как Кути (ср. Кутенок), хотя греческие авторы дают вариант "Кусаион" или "Кусайос", "Кусоус". Явно близкое и с нашим словом "кусать", и - помня о чередовании Ш/С - с названием народа "Кушаны", что теперь получается "род собаки".
Вообще, довольно много известных названий племен обретают смысл в свете этого словаря. Учитывая, что срубная культура, носители которой отождествляются со скифами, наблюдается от степей Монголии до Украины, толкование названий этих племен из скифского языка вполне обосновано (первые монголоиды в Монголии появляются только в 3-м веке до нашей эры, и это - небезызвесные Хунны, которые китайским авторам известны как Сюнну, что уже совсем сложно отождествить с европейскими гуннами, которых греки знают как просто Уны).
О Кушанах мы уже говорили. Саки - получаются "племя Оленя", Аршак - "медведи", "Парсы" (Парны) - "боковые" (боковая ветвь), и что самое любопытное - хан Аспарух, приведший болгар на территорию современной Болгарии, тоже имеет скифское имя, означающее Белый Конь (Аспа - конь, и Рук, Рух - светлый, белый).
Если отождествление болгарских племен (Утигуров и Кутигуров) с гуннами уже прижилось в науке (см. Г.В.Вернадский, "Древняя Русь"), то скифское имя их вождя заставляет внимательнее присмотреться и к версии Илловайского, прямо считающего гуннов болгарами и славянами.
Ясно, конечно, что на такое огромной территории, на которой кочевали скифские племена, вряд ли мог сохраняться монолитный народ на протяжении многих столетий - но их родство и частое перемешивание, а также влияние друг на друга сомнений не вызывает.
Интересно, что следы скифского языка четко прослеживаются и в шведском (старошведском) языке. Видимо, с германским он получил много общего в более позднее время, в силу контактов с Ганзой и позднее с немецкими князьями. Между тем, скажем, название центра Стокгольма - Gamla Stan, Старый Город - имеет смысл опять же в скифском (Stan - стоянка), а имя одного из первых предводителей независимой Швеции 15 века - Sten Stur - тоже переводится со скифского /старошведского как Стен Большой, Стен Великий.
Если скифское влияние наблюдается в Швеции, наблюдается на юге России, то было бы странно, если бы его не было и в середине.
И просто удовольствие читать скифские слова Хорошо (Хор), Солнце (Хорос), Кайна (месть; ср. Окаянный, Раскаиваться - оказывается, никакого отношения к Каину библейскому), Мадо (Мед), Мата (мать), Мука (семя), понимая, откуда взялись и наши нынешние слова.
А поняв, что не только с иранским следует искать сходство в скифском языке, мы обретаем совершенно новое поле как для восстановления древнего скифского языка, так и для понимания нашего собственного происхождения и нашей древней истории.
Еще один "наследник" - слово "кол", изначально "круглая палка" - стал родоначальником еще одного смыслового ряда, близкого по звучанию, но уже отдаляющегося по смыслу - колоть, заколка, скол, раскол, колун, частокол, колоться, колка, укол - в силу того, что колья были заострены с одного конца и отсюда - производные со значением "острое", "разрушающее". Но слово "сокол" явно не отсюда, а из первого ряда.
В одной из статей [1] читал - "Поскольку в одном и том же обществе невозможно, чтобы представители воинского сословия жили на одной территории, а представители хозяйственного - на другой, то, следовательно, это не касты, а племена". Вообще говоря, на протяжении всего феодального строя воинское сословие жило на одной территории (замки, крепости, в кочевых государствах - в "орде"), а хозяйственное - на другой (деревни, леса, в кочевых государствах - города), и периодических "князь со дружиною" совершал "полюдье" по подчиненным ему землям с целью сбора дани. То есть, раздельное существование "хозяйственного сословия" и "военного сословия" никак не мешает им быть единым целым.