Бурланков Николай Дмитриевич: другие произведения.

История С Ш А в терминах теории самодостаточных коллективов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение Всемирной истории: рассматриваем (вкратце) историю США


История США в терминах теории самодостаточных коллективов.

   Мы специально не касаемся пока истории Англии, Франции или описанной в первой статье Германии, поскольку они вписываются в изложенную теорию почти идеально.
   Разберем "крайние" случаи, которые на первый взгляд вписываются в теорию с натяжкой.
   К таким "самодостаточным системам" относится сравнительно молодое государство, развивавшееся уже в исторический период, практически "на глазах" наблюдателей -- США.
   В начале Северная Америка заселяется классическими племенами -- отдельными группами переселенцев, очень слабо взаимодействующими друг с другом и с тем сообществом, из которого они вышли. И противостоят этим группам племена индейцев -- тоже слабо связанные между собой.
   Большая часть Северной Америки колонизовано регулярными частями -- структурами, подчиненными другим "самодостаточным сообществам" (Испании, России, Англии). Но основателями нынешнего государства стали не они.
   Именно беглецы из Англии, причем беглецы, как правило, по религиозным мотивам (протестанты, пуритане -- те, кто был "слишком протестантом" даже для протестантской Англии) положили начало новой "религии", объединившей нынешнее американское сообщество.
   Как мы помним, религия -- это не просто "опиум для народа": это его мировоззрение, мироощущение, понятия, что хорошо, а что плохо, к чему следует стремиться, а чего следует избегать.
   Протестанты принесли свою протестантскую этику, в которой есть "избранные", а есть "неудачники" (это религиозное, а не бытовое понятие!). Человек должен старательно работать в этой жизни, чтобы узнать, кто он. И если он многого добился -- значит, он "избранный". Таким образом, чисто материальный успех человека является критерием его религиозного статуса.
   В США складывается единая религия, которую Дмитрий Неведимов (см. http://polbu.ru/nevedimov) назвал "Религией денег". Это, может быть, слишком примитивизированное отношение к американской религии, но отношение к деньгам там на самом деле религиозное.
   Если в России или даже во Франции дать людям денег, они или пропьют их (в основном), или припрячут на черный день. Если дать денег людям в США, они обязательно (разумеется, опять же в основном -- люди везде есть разные) вложат их в дело и постараются заставить "деньги работать".
   Для общества данная религия является созидательной, она позволяет быть ему единым и каждому позволяет работать на благо этого общества. Но очевидно, что все определяется отношением к деньгам, а не какой-то их особенной сущностью: при другом устроении общества и при другом к ним отношении ничего подобного не будет, они не будут работать на благо общества, а будут его разрушать.
   Именно выходцы из этого "культурного сообщества" и создают новое государство, противостоящее своим "породившим сообществам" - начинают Войну за независимость. После окончания войны (в 1778 г) США еще 12 лет существуют как набор почти независимых "городов-государств": различных штатов, каждый со своей валютой, почти со своими вооруженными силами (в основном, "народным ополчением", где, однако, заправляют "крупные землевладельцы" - классические феодалы). Лишь в 1789 году избирается президент и начинается упорядочивание финансовой системы.
   На протяжении 19 века, несмотря на некоторые внешние войны (война с Англией 1814 года, война с Мексикой 1846 года), Англия продолжает развиваться как классическое феодальное государство. Выходцы из разных штатов -- настоящие "князья со дружинами" (банды и группы переселенцев) заселяют Дикий Запад, как Викинги вели наступление на Европу или Казаки заселяли Сибирь, а Конкистадоры -- Южную и центральную Америки.
   Война Севера и Юга -- это обычная междоусобица, частая между частями, слишком различными в своем устройстве. Юг -- наследник сообщества Англии. Север -- новое "феодальное сообщество".
   Необходимо учесть, что "феодальное государство" в нашем понимании -- это не государство, где всем заправляют землевладельцы, которые ездят на конях в броне. Это устроение общества, где правит "военный коллектив", объединенный по сути на основании личной присяги, который "владеет землей" в силу того что ее охраняет от других "военных коллективов".
   Но источником ресурсов может быть не только земля. При более сложных торговых и производственных цепочках это могут быть заводы, рудники, и так далее. И любопытно, что многие штаты или города образуют именно "самодостаточные сообщества", связанные друг с другом только "религией денег".
   Тонкость тут в том, что с одной стороны торговля -- это третий уровень, и, казалось бы, именно торговцы должны заправлять в "религии денег". Но, создаваясь как религия торговцев, став религией, это мировоззрение получило собственных жрецов.
   Обычные торговцы есть в Америке, но главные "заправилы" - это владельцы огромных банков и производств, т.е., тех, кто непосредственно имеет отношение к деньгам. Показательно, что Федеральная резервная система США -- это частная контора, образованная крупнейшими частными банками.
   Отдельный штат может иметь свое законодательство, правительство, даже вооруженные силы (охранные предприятия, подчиняющиеся местному "хозяину"), иметь свои фермы, обеспечивающие жителей на третьем уровне -- но к остальному сообществу оно привязано как на третьем уровне (торговле), так и на первом уровне - "финансовыми потоками", которые тут приобретают статус несколько иной.
   (забавно, что "финансовые новости" и "новости экономики" - это два разных раздела современных новостей).
   Настоящая военная аристократия в США существует. Это потомки тех самых белых переселенцев-пуритан. Именно они активно сопротивлялись уравниванию в правах белых и других; они воевали в группах Ку-клус-клана.
   Когда в начале 20-го века государство начало усиливать свое вмешательство в разные стороны жизни ("политика большой дубинки"), "феодальная аристократия", владевшая основной ценностью (деньгами в банках), устроила "мировой финансовый кризис". Однако после этого роль государства только усиливается, и постепенно госаппарат становится мощной силой, оттесняя постепенно старую аристократию на второй план, особенно во время Второй мировой войны. Пиком противостояния государства и "феодальной аристократии" можно признать разгул гангстеров в Чикаго (по сути, "феодальный барон" обзавелся собственным государством)
   Военная аристократия попыталась отстоять свои позиции, в том числе устроив убийство президента (Кеннеди), но госаппарат, который, как мы помним, включает в себя представителей всех слоев общества, сделал ставку на низшие слои населения (в том числе на негров и метисов, которых сейчас очень много в американских госструктурах) и только укрепил свои позиции.
   Ряд не слишком удачных внешних войн (Вьетнам, Ирак, Афганистан) слегка пошатнули авторитет государства, и "старая аристократия" отозвалась новым "финансовым кризисом", пытаясь вернуть свои "вольности". Видимо, США сейчас находятся где-то на уровне России конца 16-начала 17 вв, или Франции середины 16 в., неподалеку от смуты -- войны между старой аристократией и госаппаратом.
   Почему "Война Севера и Юга" не может считаться такой гражданской войной -- аналогом Смуты? Прежде всего потому, что для нее характерна географическая неоднородность, разделенность противников не только по убеждениям, но и по месту жительства. Результатом такой войны является выравнивание сообщества -- культурное и экономическое.
   При Смуте, противостоянии двух коллективов внутри одного сообщества, представители обоих коллективов присутствуют повсюду, и потому возникает "черезполосица", как в войне Алых и Белых роз, в Гугенотских войнах или в российской Смуте.
   Началом подобной войны, причем уже с человеческими жертвами, могут считаться теракты 11 сентября 2001. Обвиняют администрацию Буша -- но правительству особой радости от такого события нет, его авторитет лишь страдает (ибо не смогло обеспечить безопасность своих граждан), и чтобы авторитет хоть как-то спасти, США были вынуждены начать совершенно неподготовленную войну в Афганистане.
   А вот некоторые "влиятельные круги" в США вполне могли организовать подобный теракт (в том числе, даже найти исполнителей из числа арабских террористических организаций).
   Начавшаяся вскоре война в Афганистане и в Ираке, а потом и финансовый кризис на некоторое время отвлекли две основные силы в США от противостояния, но, по-видимому, вскоре это противостояние возобновится.
   В наших терминах, США прошли уровни племен, Жреческий, "князей со дружинами", Городов-государств, Феодального государства и вошла в стадию Империи. "Нелегальные иммигранты" на территории США, несмотря на кажущуюся борьбу с ними, находятся по сути на положении рабов, так что рабовладение там присутствует, хотя и в неявном виде (но можно предположить его усиление с усилением роли госаппарата). Так же, скорее всего, в дальнейшем можно прогнозировать и усиление централизации страны и увеличение роли госаппарата (в частности, "династии президентов" уже указывают на такую возможность). То есть, переход к классической "империи" в форме абсолютизма.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Платонов "Грассдольм. Стая"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) О.Валентеева "Проклятие лилий"(Боевое фэнтези) А.Светлый "Сфера: один в поле воин"(ЛитРПГ) А.Ефремов "Мертвые земли"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Л.Светлая "Мурчание котят"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"