Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

Священный Буйон

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Священный Буйон

bouriac@yahoo.com
Буйонский замок
Вид на реку из башни Буйонского замка.
Городок Буйон находится на юге Бельгии в Арденнах. Знаменитый Буйонский замок располагается на вершине горы, а городок -- у её подножия. То и другое -- на берегу речки Semois (Семуа), очень петляющей в горах, но не бурной. Речка Semois впадает в солидную реку Meuse (голландский вариант её названия -- Maas), на которой располагаются (или на которую нанизаны), среди прочего, Намюр, Льеж, Маастрихт. Таким образом спрятавшийся в горах маленький Буйон был связан по воде с крупнейшими центрами средневековой жизнедеятельности в районе Арденн. Чтобы попасть из Буйона в тогдашний большой мир, было достаточно просто сесть в лодку и посидеть там несколько дней, жуя пищевые припасы, любуясь горными видами и иногда отталкиваясь веслом от берега. Замок -- старейший в Бельгии. Его появление относят к VIII веку. В XI веке в нём обитал Годфрид Бульонский (он же Годфруа де Буйон, Godefrroid de Bouillon) -- один из трёх руководителей первого Крестового похода (1096 г.) и первый король Иерусалима (правда, некоронованный: не захотел; это характеризует его очень положительно). Из Буйона начался средневековый Drang nach Osten, на отвоевание Святой Земли у подлых мусульманских чудовищ, узурпировавших пред- полагаемый Гроб Господень. Из-за этого сегодня сам Буйонский замок -- Святая земля (для истинных европейцев, разумеется). При средневековых условиях путешествие от Буйона до Иерусалима было подвигом само по себе -- независимо от того, сколько мусульман, христиан и др. было убито по дороге. Первый Крестовый поход -- по сути и первый большой общеевропей- ский проект. Как это ни удивительно, он оказался успешным. Но только в части перемещений и завоеваний. Можно догадываться, что Гроб Господень был нужен европейским христианам не только для порядка и как предлог для подвигов, грабежей и завоеваний, но также в связи с надеждой, что обретение этой и других святынь Палестины обеспечит некоторое изменение в лучшую сторону в массо- вых европейских мозгах: просветление, подобрение, в общем, допол- нительную христианизацию, приближение к христианским идеалам, до которых жителям Европы в их повседневной склочной и жестокой жиз- ни было очень далеко. Как нередко бывает, эта война являла собой несколько войн в одной упаковке: разными группами участников преследовались разные цели, и для кого-то это была даже борьба добра со злом. А если так, то Крестовый поход был не только военным, завоевательским проектом, но и проектом социальным. Очередным изданием Большого Христианского Проекта -- исправленным и дополненным. * * * Мне говорят: крестовые походы затевались больше для избавления от буйных благородных чад, остававшихся без наследства из-за то- го, что семейное место под солнцем переходило их старшим братьям. Но я не думаю, что проблема "лишних" детей мужеска пола была в Средние века такой же острой, как в теперешних мусульманских странах: при тогдашних гигиене/медицине население росло медленно, и хорошо было хотя бы одного взрослого сына заполучить, да чтоб не инвалид и не псих. Потом, свои детишки ведь не раздражают, а раздражают чужие. А вдобавок местные конфликты по большому счёту не затихали никогда, а для них тоже "человеческий материал" требовался: отправишь буйные отродья своих вассалов за море, а сосед (какой-нибудь граф, а то и герцог), может, только этого и ждал. Отсыл непристроенных отпрысков подальше, конечно же, имел место, но в то, что он составлял существенную часть мотивации, я не верю. * * * По своему устройству Буйонский замок -- варварски-скромный, утилитарный, чрезвычайно неудобный для штурма его средневековыми средствами. Помещения замка частично вырублены в скале. Виды из замка на лесисто-гористые окрестности потрясающие. В XI-XV вв. Буйонский замок принадлежал князьям-епископам льеж- ским, потом около 150 лет -- могучей семье la Marck. В 1591 г. Генрих IV (который Наваррский) подарил его князьям de la Tout d'Auvergne. В 1815-1830 гг. в замке пребывал голландский гарни- зон. После 1830 г. военная история Буйонского замка, длившаяся 10 веков, закончилась. Когда военная история замка ещё продолжалась, он неоднократно подвергался осадам, из которых семь были "главны- ми": в 1134, 1370, 1407, 1495, 1521, 1522, 1676 гг. В веке XVII замок по распоряжению маршала Вобана был приспособ- лен к использованию артиллерии: в его наружных стенах появились пушечные амбразуры. * * * Годфруа Буйонский -- одна из главных фигур в мифе о великой Бельгии. Как ни прикинь, Иисус Христос был для средневековых людей образом гигантского значения. Отсюда огромная ценность иерусалимских святынь, связанных с его жизнью и смертью. Большин- ству людей всё-таки хочется быть хорошими, только они ничего не могут с собой поделать, а тогда вдруг появилась возможность, не меняя себя и не отказываясь от любимых военно-грабительских заня- тий, стать со-вершителями величайшего дела. В Буйонском замке сохранилась прорубленная в скале нора, веду- щая к каменному креслу, в котором великий Годфруа якобы сиживал, посматривая через амбразуру на окрестности и шлифуя свои великие ближневосточные замыслы. Я там тоже немножко посидел и тоже заразился Ближним Востоком. С точки зрения средневекового человека, что могло быть прекрас- нее, чем мчаться в сверкающих доспехах на бой за освобождение святынь? * * * Феодализм, как и коммунизм, в теории выглядел очень хорошо: феодал не эксплуатировал крестьян, а защищал их, как бы руководил ими и представлял их во внешних сношениях, а они его за это охот- но поддерживали продуктами питания и прочим, потому что занятие военным делом и вообще исполнение обязанностей феодала требовало большого расхода времени, мускульной и психической энергии, мате- риальных средств. Все верили в то, что люди делятся на низших и высших (я и сегодня в это верю) и что высшие должны потреблять много больше благ, чем низшие (а в это мне не верится), иначе миропорядок окажется неустойчивым, и тогда всем станет ещё хуже, чем есть.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"