Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Александр Суворов как полководец, которому не довелось проявить стойкость в безнадёжной ситуации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Александр Суворов как полководец,
которому не довелось проявить стойкость
в безнадёжной ситуации

bouriac@yahoo.com
Александр Суворов
Александр Суворов
Дай мне любого, самого прославленного мужа -- и я скажу тебе, ЧТО его век прощал ему и на что намеренно закрывал глаза. Я укажу тебе много таких, кому изъяны не повредили, и даже таких, кому они были на пользу; (...) кто попробует все исправить, тот все разрушит: изъяны здесь так неотделимы от достоинств, что потянут их за собою. Сенека. "Письма Луцилию" (114). Нижеследующие заметки -- отнюдь не месть литвина, потомка косинеров, а всего лишь следствие фундаментальной привычки противоречить. * * * Из предисловия некого О. Л. Сарина к книге "Походы и сражения в письмах и записках", автором которой значится А. В. Суворов ("сражения в письмах" отнесём на счёт составителя сборника): "Суворовская 'Наука побеждать', обобщившая всё лучшее, наиболее прогрессивное, что было в то время в военном искусстве, относится к творениям, которые живут веками и в которых каждое новое поко- ление находит руководящие идеи, помогающие ему решать актуальные современные задачи." Во как! С дрожью в конечностях открыл я эту "Науку побеждать": "Исправься! Бей сбор! По команде, по флигельману. По барабану." (Не иначе, выражение "мне это по барабану" в смысле "меня это не волнует" пошло из "Науки побеждать". Но вам ведь это "по фли- гельману".) "Атакуй первую неприятельскую линию в штыки! Ура! Взводные ко- мандиры: коли! коли! Рядовые: ура! Громкогласно. Краткой отбой!" (Иначе говоря, в бою главное -- правильно кричать.) "Ступай! Ступай! Атакуй в штыки! Ура!" (Всё гениальное просто.) "Пуля -- дура, штык молодец." (Этот афоризм впечатлял, но запо- минали его без контекста, из-за чего некоторые командиры соблаз- нялись атаковать "по-суворовски" и в 1914-м, и даже в 1941-м.) "Трое наскачут: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун." (Указания к тому, в какой момент надо делать карачун. Кстати, по-моему, лучше наоборот: первого застрелить, второго заколоть. Третьему -- карачун, так и быть.) "Пехота, коли в штыки, кавалерия тут и есть. Ущелья на версту нет, картечи через голову -- пушки твои. Обыкновенно кавалерия врубается прежде, пехота за ней бежит, только везде строй. Кава- лерия должна действовать всюду, как пехота, исключая зыби; там кони на подводах. Казаки везде пролезут." (В настоящее время считается, что везде пролезают не казаки, а евреи. Некоторые евреи пролезают даже в казаки. А почему кони преодолевают зыби на подводах, и кто эти подводы тянет, сегодня, наверное, уже не понять.) О тактических инновациях негодяя Буонапарте: "Баталия в поле: линиею против регулярных, кареями против ба- сурман, колонн нет (...) Есть безбожные, ветренные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Естьли бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами ж." (Кос- венное признание того, что колонны всё-таки бывают эффективнее "линий".) Из примечания к "Науке побеждать": "...текст, сохранившийся в ЦГВИА, содержит немало ошибок и искажений; искажения и явные ошибки исправлены." Иначе говоря, читаешь непонятно чьё. * * * На самом деле суворовская "наука побеждать" сводилась в основ- ном к следующему: 1. Быть любимцем у солдат. 2. Внушать всем мысль о своем полководческом таланте, о своей непобедимости. Держаться особенным человеком, гением: созда- вать впечатление, что на тебе печать великой судьбы. 3. Проникновенно напоминать солдатам, что они богатыри и что их смерть -- ерунда по сравнению с радостью победы и безымянной славой. 4. Вести кое-какую боевую подготовку, насколько это возможно не в ущерб декоративной функции вооружённых сил ("тяжело в учении -- легко в бою"). 5. Наваливаться на неприятеля изо всех сил при первой возможности -- не дожидаясь подхода своих основных сил, резервов, обозов, артиллерии, союзников и т. п. И не тратя времени на перезаряд- ку ружий (отсюда "пуля -- дура, штык молодец"). 6. К противнику применять кнут и пряник: то резню устраивать, то пленных отпускать с миром. 7. Демонстративно рвать пупок за Россию и вовлекать в это дело других. * * * Папа генералиссимуса, Василий Иванович Суворов "...при императ- рице Елисавете Петровне употреблён был бригадиром и генерал-майо- ром по военной коллегии, генерал-поручиком и кавалером св. Анны и св. Александра, в войне с прусским королём -- главным при прови- антском департаменте и губернатором Прусского королевства. Ныне в потомственные роды славно державствующею мудрою и великою импе- ратрицею поизведён он был лейб-гвардии в Преображенский полк премьер-майором, лейб-гвардии в Измайловский подполковником, генераланшефом и сенатором..." ("Автобиография" генералиссимуса, 1790) В службу будущий великий полководец поступил не куда-нибудь, а в лейб-гвардии Семёновский полк. Сохранилось донесение В. И. Суворова от 7 марта 1760 г. "импе- ратрице Елизавете об исполнении её рескрипта относительно опреде- ления А. В. Суворова в полк при заграничной армии". Чин у млад- шего Суворова в то время был уже подполковничий (в 30 лет) -- это к вопросу о якобы длительном засиживании будущего полководца в малых чинах. Впрочем, для сына сенатора и генерал-аншефа быть в тридцать лет подполковником -- это, наверное, и в самом деле чёрт знает что. А быстрое продвижение по службе кончилось, наверное, потому что с папой-сенатором случился карачун. * * * Из опусов будущего генералиссимуса ("Полковое учреждение", 1764-1765): "Гранодерам усы иметь полные, по обрез между верхней и нижней губы, нафабренные, зачесанные вверх и несколько на обе стороны вкось. В середине, под носом, посередине губы выбривать на одну 6-ю долю вершка." Об имуществе солдата: "Для убирания волосов гребень, кусочик вакс-помады, то есть свещного сала, слитого с воском, токмо в нем столь мало воску, чтоб вакс-помад был больше слаб, нежели крепок, и пудры четверть фунта с кисточкою в мешечке." "Для починки мундира несколько игол в игольнике или па суконке и ниток в узолке с кусочком воску. Большие иглы и нитки служат для буклей у волосов, а воск для натирания сумы и вакс-помады." "Для чищенья ремней ножик, мелу полфунта, клею мездрильного четверть фунта и для натирания и лощения ремней и сумной кожи зубок свиной. И для перетирания щеточку из щетины." "Для усов ступочка фарбы с гребенкою." "Для чищения обуви щеточка и ступочка ваксы." "Для чищенья железа и меди терку и мелкого песку маленькой мешечик и лоскуток суконца и жженой глины кусочик с щеточкою для меди." Там же о боевой подготовке: "С 1 апреля портупеи по камзолу, у кафтанов застегнуты лацканы, а отворочены от лацканов по две петли вверху, с 15 апреля у каф- танов лацканы расстегнуты, а только вверху застегнуты первые два крючка, и в белых штанах; с 1 мая до 15 августа в камзолах и белых штанах. С 15 августа до 1 сентября кафтаны надеты. Лацканы расстегнуты и грудь на двух крючках. С 15 сентября в красных шта- нах. Лацканы застегнуты и края на две пуговицы отворочены. А с 1 сентября портупеи по кафтану." Говоря современным разболтанным языком, наш "природный русак", похоже, от всего подобного ТАЩИЛСЯ. И ещё: получается, букли в русской армии появились задолго до Павла I. Но может, про букли было приписано потом. В том же документе излагается суворовская "теория приказа": "Вся твердость воинского правления основана на послушании, ко- торое должно быть содержано свято. Того ради никакой подчиненной пред своим вышним на отдаваемой какой приказ да не дерзает не токмо спорить или прекословить, но и рассуждать, а паче оной опо- рачивать после в каком бы месте то ни было, но токмо повеленное неукоснительно исполнять. Иное есть представление, которое всюду в пристойное время, какого бы чину кто ни был, пред своим началь- ником к лутчему и кратко чинить похвально, однако и то чинить с великим рассмотрением, дабы не имело виду какого непослушания. От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каж- дого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве; а в сем замыкается весь воинский распорядок." (Глава IV, параграф I, пункт 1) В свете приведенного рассуждения становится чуть более понятной русская катастрофа 1941-го года: в Красной Армии все сверху дони- зу, вдохновившись трудами генералиссимуса, старались пуще всего, чтоб не случилось "какого непослушания". Там же: "Мелд-ефрейтер всегда с ружьем без штыка. Должность его состоит в том, чтоб он, сделавши ружьем на караул, умел смело и громко рапортовать, исправно принять приказ, потом сделать на плечо, на- право, налево или направо кругом, а более нигде по темпам поворо- тов не делать, итти, куда надлежит." (гл. IV, параграф V, пункт 20) То есть главное для мелд-ефрейтора -- не в том, чтобы запом- нить (или даже понять) приказ и передать его как можно быстрее, стараясь не подвернуть ноги и не нарваться на вражескую пулю, а в том, чтобы "сделать на плечо" и т. д. "Екатерининские орлы" одер- живали свои победы не потому, что пропитались суворовской "наукой побеждать", а потому что им противостояли такие же затюканные специалисты по "деланию на плечо". Есть в рассматриваемом документе, конечно, и здравое. К примеру: "Умеренное военное наказание, смешенное с ясным и кратким истол- кованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние." (гл. 4, параграф 1, пункт 6) * * * Военное искусство во времена Суворова (да и не только тогда, а в "цивилизованном обществе", скорее, всегда -- правда, теперь немного меньше, чем прежде) было действительно разновидностью искусства -- чем-то средним между декоративно-прикладным и балетом. Основной функцией военнослужащего было украшение (фаса- дов, интерьеров, площадей и пр.), а война являлась чем-то третье- степенным. Униформа, уставы, даже оружие всегда создавались таки- ми, чтобы в наибольшей степени отвечать указанной декоративной функции, пусть это и оказывалось зачастую явно в ущерб боевой способности. Существенный сдвиг в сторону рациональности произо- шёл только в окопах Первой Мировой войны, но и после этого абсур- дистской дури в военном деле осталось ещё очень много -- слишком много для того, чтобы можно было говорить, что вооружённые силы -- это для остального общества образец утилитарности, здравости, эффективности, надёжности, порядка и т. п. Хуже того, имеют место многочисленные случаи отката к прежним дурацким позициям. К примеру, поля у фуражек на постсоветском пространстве стали после свержения Советской власти в два раза шире. А ещё в армиях заве- лись группы публичного жонглирования карабинами для развлечения простонародья. А ещё в России какие-то "Стрижи" и "Витязи" фигурно пилотируют на авиационных праздниках и "салонах" вместо того, чтобы упражняться в боевой работе и давать упражняться другим. * * * А вот Суворов силится выразить какие-то гениальные тактические мысли: "Подвержен сам опасаться через разделение его сил впадения нашего с превосходным отрядом в оную." "Резервы имеют их дирекции на центральные пункты и к передо- вым оборонительным постам по переменяющимся обстоятельствам." (1791 г., из плана оборонительных мероприятий в Финляндии) Понять, о чём он, можно лишь приблизительно. Наверное, таким образом у подчинённых офицеров развивалась самостоятельность мышления. Особенности суворовского стиля: 1) отрывистость, 2) неимоверная склонность употреблять иностранные слова (из-за чего к сборнику его документов составитель был вынужден приложить толковый сло- варь "языка Суворова", где не одни только устаревшие термины). Может, тогда все так писали? Отнюдь: даже у него встречаются более-менее гладкие тексты (надо полагать, что сочинял он их не сам; или же при написании их был немного не в себе; а может, его всего лишь впоследствии подредактировали из большой любви к Отечеству). В предисловии к сборнику "А. В. Суворов. Походы и сражения..." говорится об особенностях суворовской речи следующее: "...нужно иметь в виду, что как автобиография, так и другие суворовские документы, написанные им самим, не подвергались правкам и лите- ратурной обработке, а потому, если смотреть на них с нынешних позиций, может показаться, что содержат немало стилистических погрешностей." В самом деле: мне только КАЖЕТСЯ. * * * А эта детская война Суворова с зеркалами! У Дениса Давыдова ("Встреча с великим Суворовым", 1): "Когда старость и думы покрыли чело его сединами и морщинами, достойными наблюдения Лафатера, он возненавидел зеркала, которые надлежало выносить из занимаемых им покоев или закрывать полот- ном, и часы, которые также выносили из занимаемых им комнат. Многим эти оригинальные причуды казались весьма странными; они относили их к своенравию Суворова. Обладая в высшей степени духом предприятия, он, подобно свежему юноше, избегал всего того, что напоминало ему о времени, и изгонял мысль, что жизнь его уже приближается к концу. Он не любил зеркал, вероятно, потому, что мысль увидеть себя в них стариком могла невольно охладить в нем юношеский пыл, убить в нем дух предприятия, который требовал всей мощи душевной, всей любви к случайностям, которые были свойствен- ны лишь молодости." * * * Люди алчут иметь прекрасные образцы и очень сердятся, когда им указываешь на то, что их образцы местами хороши, но в целом не прекрасны. Стать действительно прекрасным образцом НЕВОЗМОЖНО: если ты будешь во всём хорош сообразно распространённым представ- лениям о том, что такое хорошо и что такое плохо, то наверняка не "вырастешь" и не прославишься, и никто не узнает о том, какой ты безукоризненный человек. Если вы хотите иметь настоящие прекрас- ные образцы, то либо измените своё представление о прекрасном, либо устройте общество так, чтобы ваше нынешнее, непрактичное представление об идеале могло служить эффективным "руководством к действию". Своей надрывной ложью вы к этому не приблизитесь. * * * О том, как трудно работать с людьми. 22 мая 2006 г. вздумалось мне выставить кое-что из вышеприве- денного текста на одном "военно-историческом форуме". Сразу же налететела куча возбуждённых экспертов по Суворову и стала напе- ребой указывать мне на то, что я невежда, ахинейщик, шут и вообще отвратительный человек, которого надо отовсюду гнать, даже из очереди на сдачу бутылок. А когда я начал выражать по этому поводу своё удивление, меня тут же отключили на целую неделю. Пришлось написать владельцу сайта следующее письмо: "23 мая я объявил на форуме тему 'А каким был на самом деле Александр Суворов?'. Ваши завсегдатаи стали очень болезненно реагировать на мои тексты. Я полагал, что у вас публика почище, но не повезло. Такое случается. Разумеется, было очень забавно узнать о себе на форуме кое-что новое, но когда я в ответ на высказанное подозрение в наличии у меня 'нетрадиционной ориента- ции' полюбопытствовал, по каким признакам мой оппонент её определяет и не пробовал ли он поискать их у себя, какая-то Катя, исполняющая функцию модератора, и вовсе закрыла мне доступ на форум." "Конечно, на своём междусобойчике вы в праве устанавливать хоть двойные, хоть тройные стандарты и выбирать себе компанию по вкусу, но мне всё-таки не очень нравится, когда кто-то подменяет конкретную критику оскорблениями, а у меня нет возможности объяснить ему его ошибку, тем более что А. В. Суворова я в гомосексуализме не обвинял. Впрочем, когда люди НЕ ХОТЯТ понять, то объяснять бесполезно. Поскольку меня интересовала на вашем форуме возможность что-то обсудить, а не возможность поругаться, у меня пропал к нему интерес. Прошу удалить мою тему и вычеркнуть меня из списка участников. Заранее благодарен." Вообще, если высказываешь на форуме что-то нетривиальное, задевающее, то можно быть уверенным в том, что тебя обгадят. Чем сильнее заденешь, тем больше и тем агрессивнее будет набежавшая толпа интернет-шавок, радующихся поводу безнаказанно потявкать (выжать максимум из того обстоятельства, что ты пока не можешь сломать стул об их головы). * * * Из того, что успело попасть в форумную "дискуссию" о Суворове: У всякой личности есть достоинства и недостатки, у всякого общественного события -- парадная и изнаночная сторона. Если обращать внимание только на одну сторону феноменов, то представ- ления о них заведомо не будут адекватными. В мире мифов жить приятно, но опасно; мир фактов менее приятен, но зато в нём обычно легче выжить. В мире мифов хорошо устраиваются только замполиты, священники, популярные философы и прочие штатные пропагандисты, а остальным людям лучше напрягать мозги над постижением того, что есть (было, будет) на самом деле. Я снова неправ? Сегодня людей делят на своих и чужих в зависимости от того, какие мифы они поддерживают. Мне думается, что тяготение к мифам -- один из самых больших дефектов современного мышления. Зуд разоблачительства -- всего лишь дополнение к зуду мифотворчества: где нет мифов, там нечего разоблачать; там просто обсуждают вопросы. Я предполагаю большую роль мифов в разрушении России. Чем ярче миф, тем тяжелее последствия его разоблачения (если до такового доходит). Всякий миф -- это мина, ждущая своего часа. Где много мифов, туда с правдой уже вряд ли протиснешься, потому что хоть какому-нибудь из мифов она не будет соответствовать. Если форум -- пропагандистский, тогда я без претензий. А если аналитический, тогда ой. Суворов -- личность без недостатков? Совсем?!!! Или говорить о его недостатках -- табу? Или говорить о них можно, но не всем, а только людям, проверенным и утверждённым особой комиссией? И говорить не публично, а на подпольной кухне? "А самое главное -- Суворов побеждал." Самое главное? А если кто терпел поражение -- тот плохой, что ли? Между тем, бывают победы, что хуже поражений, особенно если рассматривать их в широком контексте. И бывают ситуации, когда не проиграть невозможно, но люди всё-таки сражаются. Наконец, за битого двух небитых дают. Ваше "Суворов побеждал" хорошо для пропаганды, интересно для анализа, но в иных отношениях мало что значит. Суворов побеждал, а Россия теперь -- в жо... Как же так?! А вот как: основная проблема России -- не дороги и не "воруют", а русские благонамеренные дураки. Особенно патриоты. Особенно те, кто начитан и потому производит положительное впечатление на других дураков. Я не о вас: ошибаются не только дураки (и даже НЕ СТОЛЬКО дураки, потому что дураки живут коллективным умом и если ошибаются, то скопом, а в этом случае индивидуальная ошибка не заметна, поскольку списывается на эпоху). * * * Из того, что не успело попасть в форумную "дискуссию" о Суворове: "И ваши претензии довольно комичны." Мои претензии на что? Вы можете объяснить, какие претензии вам удалось разглядеть и почему они показались комичными? Вы в самом деле смеялись или только скалились, как я? Что до меня, то мне показалось комичным отнесение корявых суворовских наставлений рядовому составу "к творениям, которые живут веками и в которых каждое новое поколение находит руководящие идеи, помогающие ему решать актуальные современные задачи". Но я, конечно, не прав: нет в этом ничего смешного, если из малозначительного историчес- кого документа, написанного в странном стиле, делают "военную Библию" и, среди прочего, восхищаются тем, как Суворов капает на мозги солдатам, чтобы те охотнее шли убивать и быть убитыми (у вас об этом документе: "'Политработа' построена на искусном смешении апелляций к религиозному долгу, напоминаний о 'чести и славе' и обещании добычи."). Вы случаем не из замполитов? Я считаю, что солдату из крепостных рвать пупок за царскую Рос- сию большого резона не было и что следовало очень основательно промыть ему мозги, чтобы он торопился в бой. (Я также считаю, что и за нынешнюю Россию рвать пупок под пулями где-нибудь на Кавказе в интересах московских олигархов -- дело сомнительное.) Надо заметить, Суворов для меня не совсем свой: мои предки, скорее всего, сражались против Суворова на стороне Речи Посполи- той. И даже под Бородино, возможно, были с Наполеоном, а не с Кутузовым. А ещё такое вот случалось: в 1604 и 1607 годах они с Лжедмитриями на Москву ходили. "Но полководца всё-таки оценивают по способности побеждать." Значит, по способности достойно держаться до конца в ситуации, когда победить невозможно, а уйти нельзя, полководца не оценива- ют? То есть, к примеру, царь спартанцев Леонид и Евпатий Коловрат -- не совсем хорошие полководцы? И что прикажете делать полковод- цу, если выпадает безнадёжная ситуация? Уклониться от боя, чтобы сохранить ситуацию непобедимого? Я считаю, что если полководец проигрывал сражения, это ещё не означает, что он как полководец хуже Суворова. Для пропаганды ваше "Суворов побеждал" сойдёт, для серьёзных выводов -- никак. При оценке полководца надо бы учитывать, наряду с другими качествами, его способность... 1) беречь солдат; 2) не портить репутации страны; 3) вносить здравую лепту во внутриполитическую жизнь страны (чтобы страна не ввязывалась лишний раз в войны); 4) достигать целей без боя. В Суворове меня отталкивает, среди прочего, его стремление воевать. Военный человек может отличиться и на поприще военного строительства (успехи на нём распугивают потенциальных противни- ков), но Суворову хотелось именно боевых побед. Суворов рвался в бой (кстати, большинству военных это не свойственно). Такие люди тоже бывают очень полезны, но лишь при условии, что не они опре- деляют военную политику. Мне более симпатичны Наполеон I и Михаил Кутузов: первый -- своей широтой, второй -- своей неблестящестью, осмотрительностью. У Суворова бросаются в глаза стремление высунуться, похвальба и пылкий патриотизм. Последний -- средство 1) самооправдания, 2) побуждения солдат к выполнению роли пушечного мяса. Кстати, побеждал Суворов не всегда. Проиграть сражение ему и в самом деле не довелось, а вот в малых операциях большие неудачи случались. К примеру, 10 февраля 1771 г. он сообщил начальству следующее: "Вашему высокопревосходительству доношу. Замка Ланскоронского нам взять не удалось. Убитых имею: ..." Поскольку официоз, как правило, лжив, и чем больше пафоса, тем больше за ним чего-нибудь скрывается, то вполне закономерно пред- полагать, что в случае с Суворовым тоже что-нибудь преувеличили, приуменьшили, скрыли, домыслили в пропагандистских целях. Или не так? Если быть точным, у меня неприятие не к Суворову (по отношению к нему у меня всего лишь отсутствует восторг), а к поверхностным патриотам, которые с ним носятся. Александр Суворов -- личность выдающаяся, но со странностями и приукрашенная. Это обычное дело, поскольку странности -- отчасти средство прорыва в выдающиеся люди, отчасти расплата за целеустремлённость и перенапряжение. Кому пристало критиковать великую личность? Варианты: 1) другой великой личности, если она не попала в великие посмертно; 2) специалисту, потратившему жизнь на изучение этой великой личности вместо того, чтобы самому попробовать стать великим; 3) любому желающему, если он чувствует потребность в этом и не мешает государству использовать великую личность как средство капания гражданам на мозги, а вдобавок не задевает пламенных патриотов, которым чихать на доводы. Если кто-то не приемлет того, чтобы о нём судили все, кому не лень, тот должен стараться не попасть в великие (а если нечаянно попадёт, должен срочно ретироваться). Или же пусть сделает невозможное: станет безупречным. * * * Суворов -- этакий человек войны, для которого вне войны мало что существовало. Надо заметить, большинство военных воевать не любят: они любят быть военными. У многих даже желание быть воен- ными со временем пропадает, но деваться больше некуда. Поэтому если живчик-службист, вроде Суворова, оказывается в командирах, подчинённые его обожают не очень: он, конечно, не ворует, но зато своими поручениями очень даже ДОСТАЁТ. Жизнь офицеров оказывается отравленной. Офицерам, особенно если они уже немного в возрасте, хочется, как правило, не поскорее прославиться, а просто жить и проводить больше времени дома, с семьёй или болтаться по личным делам, а живчику надо непременно быть лучшим -- и чтоб все рвали пупок, как он сам. Оно бы для Родины и хорошо, да только есть несколько нюансов. Во-первых, в вооружённых силах имеет удиви- тельное обыкновение накапливаться абсурд, так что соблюдать пред- писанный армейский порядок в полной мере значит напрасно изнурять людей и лишать их тем самым возможности направить энергию на что-то полезное. Вообще, рвение хорошо, когда в меру и не чужими руками. Во-вторых, человек, как правило, воюет для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы воевать (как Суворов), и если людям приходится служить не совсем так, как им хочется, то имеет место постоянный психологический дискомфорт, что чревато внешне немотивированными вспышками агрессивности, пьянством, преждевре- менными уходами в отставку, заговорами, бунтами, дезертирством, выстрелами в спину и даже предательством. Хорошо, если подобный командир понимает, что надо подбирать себе подчинённых такого же склада, как сам. Если же у него зуд воспитательства, то результат бывает иногда и печальный. * * * Могут сказать: не время крушить русские мифы. Отнюдь: лучше покончить поскорее с теми, какие остались, и начать опираться на правду. Чем правда отличается от мифа? Тем, что её можно спокойно обсуждать, уточнять, опровергать. Позиция, основывающаяся на стремлении к истине, от критики только укрепляется, поэтому про- тивникам критиковать её БЕСПОЛЕЗНО. А что делать с экзальтирован- ными личностями, которым нужен именно миф? Не знаю. Может, форми- ровать из них штурмовые группы, чтоб не подзуживали других, а пёрлись вперёд сами? Нет, нельзя: наверняка втянут всех в какое-нибудь непотребство. Мифы -- как танки: бывают очень эффективны, но лишь при опре- делённых условиях, а если условий нет, то оказываются бесполезны или даже вредны. Можно сплотиться вокруг мифа, как вокруг знамени, и благодаря этому победить, если повезёт. Но чтобы развивать или хотя бы со- хранять свой успех, требуется не верность мифу, а реалистическое мышление, в частности, способность подвергать миф сомнению. Большинство людей слабо различает границу между мифом и реаль- ностью. Мифотворцы намеренно сглаживают эту границу: пристраивают миф к реальной картине, так что даже при большой бдительности бывает трудно заметить, что ты уже не на зыбкой почве фактов, а на твёрдой почве удобных фикций. Конечно, миф всегда привлекательнее реальности: миф -- закон- ченный, яркий, желанный, проникновенный, а реальная картина обычно грешит неполнотой, блеклостью, несимпатичными деталями. Браться спасать Россию, опираясь на догматическую идеологию и набор мифов, -- то же, что пытаться доехать до удалённого места на автомобиле с заклинившим рулём, да ещё по пересечённой мест- ности: если повезёт и угадаешь направление, то непременно цели достигнешь. А если не повезёт? Представляется более надёжным развитие людям мозгов и построение эффективной социальной организации, так чтобы думающее меньшинство могло корректировать маршрут движения, а заодно и представление о цели. * * * С ещё одного форума: 12.06.2006: "Суворов очень почитаем не только у русских: 1. Свой титул графа Священной Римской империи он получил от австрийского императора за разгром турок при Фокшанах и Рымнике (за это же он пучил титул графа Рымникского от матушки иперат- рицы) и чтится австрияками как спаситель нации. 2. Свой титул князя Италийского он получил по ходатайству Папы римского за освобождение Италии. И, как заявлял Папа римский Лев XIII, 'Память о Суворове жива в Италии и никогда не умрет; по крайней мере, в Ватикане она будет жить всегда'." 3. Швейцарцы чтят Суворова за создание швейцарской регулярной армии и уже 200 лет офицерские школы в Швейцарии называются 'Суворовские училища' (к сожалению русские оказались менее благодарные и этот термин стали использовать только 50 лет назад)." Действительно, австрияки испытывали к Суворову такую огромную благодарность, что уже через 13 лет они оказались в союзниках Наполеона во время его похода в Россию в 1812 г. А ведь тогда в русской армии ещё служили -- и даже сражались под Бородино! -- некоторые из тех, кто спасал австрийскую нацию вместе с Суворовым. На самом деле никакого культа Александра Суворова -- и даже сколько-нибудь заметной памяти о нём -- в Австрии нет. Есть культы собственых полководцев: Евгения Савойского, маршала Радецкого и др. В Венском музее военной истории имеется много материалов, к примеру, по Наполеону, а по Суворову не припомина- ется ничего, хотя, вообще говоря, русская историческая тема в Австрии присутствует. В частности, есть вполне ухоженные захоро- нения советских солдат в центре Вены и на венском Центральном кладбище. Есть ряд приличных экспонатов из времён 1-й и 2-й Миро- вых войн в музее военной истории. Кстати, висят памятные доски Яну Собесскому, воинам Речи Посполитой, украинским казакам за разгром турок под Веной в 1683 г.). А вот по поводу Суворова -- пусто. Между прочим, Наполеон женился на австрийской принцессе Марии- Луизе (с 1810 г. и до самой свое смерти) и даже успел сделать с ней ребёнка, так что австрийцам он вроде родственника. Во всяком случае, не чудовище, хоть и бил их в сражениях. А Суворов, полу- чается, никто. Но почему? Не потому ли, что он русский военный гений? Нет, всего лишь потому, что в насыщенной войнами истории Австрии участие Суворова было только мелким эпизодом. Если кого-то из иностранных полководцев австрийцы и чтут сколь- ко-нибудь заметно, так это Яна III Собесского, короля Речи Поспо- литой, -- за то, что в 1683 г. речпосполитовские войска разбили турок, осаждавших Вену. По этому поводу даже имеется мемориальная доска на церкви Августинцев возле императорского дворца. А на горе Каленберг над Веной до сих пор стоит специальная церковь, чтоб не забыли. Там тоже есть памятная доска -- украинским казакам, спаси- телям Вены. А в венском Военном музее есть обширная экспозиция. Об итальянских поклонниках Суворова. Не представляю, как могла сохраниться у итальянцев добрая память о Суворове, если он воевал на стороне австрийцев, которые были головной болью Италии вплоть до 1860-х. Если Суворов помог антифранцузской партии в Италии, это ещё не значит, что он помог Италии. Италию он освобождал от французов для австрийцев. Продолжительность австрийского "ига" в Италии: Венеция (1797-1866); Ломбардия (1714-1859); Тоскана (1737-1860). Кстати, итальянцы ("Память о Суворове жива в Италии и никогда не умрет"!) не просто участвовали в походе Наполеона в Россию в 1812 г., но ещё и показали при этом большое рвение. Из "Мемуаров" графа Армана де Коленкура: "Бой был решён в нашу пользу итальян- цами, которые соперничали в храбрости с французами. Этого благо- родного соревнования было достаточно, чтобы преодолеть все пре- пятствия. В конце концов мы овладели городом и позицией." (гл. 5) Это о взятии городка Боровска под Москвой. О заграничных титулах Суворова. Присвоение высокого титула ино- странцу иногда было дешёвым способом разойтись с ним по-хорошему -- и не более того. О почитании Суворова швейцарцами. Франкоязычным поисковиком на запрос "Souvorov Suisse ecole" ничего похожего на суворовские офицерские школы обнаружить в Швейцарии не удалось. * * * Дополнение 2017 года. Суворов и ногайцы. Когда Суворов заявился в ногайские степи в районе реки Кубани устанавливать русский порядок по заданию царицы Екатерины II, ногайцам он не понравился, как и русские вообще. Ногайцы посылали его подальше, а он всё не уходил. В русскоязычной Википедии, однако, по этому поводу нежно сказано следующее: "Проявив большое дипломатическое искусство в сочетании с решительными действиями, Суворов добился прекращения волнений среди местных ногайцев. В целях установления дружественных отношений с местным мусульманским населением Суворов строго запрещал жестокое обращение с пленными и решительно пресекал грубость по отношению к безоружному населению." "Решительные действия" -- это эвфемизм, вроде "окончательного решения", если что. Дальше уже немножко не так гладко: "В 1782 году Суворов вновь был направлен на Кубань, где возгла- вил Кубанский корпус. Весной 1783 года Потёмкин поручил ему осу- ществить переселение ногайцев Малой Ногайской Орды за Урал и в Тамбовское и Саратовское наместничества. Сопротивляясь переселе- нию, летом 1783 года ногайцы подняли восстание. 1 (12) октября 1783 года в урочище Керменчик (на реке Лаба в 12 верстах от впа- дения её в Кубань Суворов, командуя объединёнными силами Кубанс- кого корпуса и донских казаков, полностью разбил ногайские войс- ка. В публицистических источниках утверждается, что за один день погибло не менее 5 тысяч ногайцев. Вследствие этого большинство мурз выразили покорность Суворову и признали присоединение Крыма и ногайских земель к России. В течение 1783 года Суворов совершал экспедиции против отдельных отрядов ногайцев. За это Суворов получил орден Св. Владимира 1-й степени." Обратим внимание, что в Российской империи практика депортации народов была начата, таким образом, ещё при дражайшей Екатерине Великой. Разумеется, депортация гуманнее геноцида, а смерть от штыка менее мучительная, чем в газенвагене. Тюркские источники описывают тогдашние события немного иначе. Из вольного интернета: "В эти дни (октябрь 2013 - Bozkurt) ногайцы (тюркский народ на Северном Кавказе) отмечают 230-летие страшной трагедии - геноцида, в результате которого десятки тысяч ногайских тюрок (в том числе беззащитных женщин, детей и стариков) были безжалостно убиты российскими регулярными войсками и казаками под предводи- тельством генерала Александра Суворова. Все началось с планов российской власти выселить ногайцев с Кубани. Лишь небольшое число ногайских тюрок, в том числе некото- рые беки, сдружившиеся с местным российским военным руководством, поддержали эту идею. Большинство же ногайцев отнеслось к этому крайне негативно. Они подняли восстание и в начале сентября 1783 года попытались выбить российские войска из занятых ими крепостей. Суворову, которому ранее было поручено осуществить полное выселение ногайцев с этих земель, теперь пришлось разработать план военных действий против ногайских тюрок. Как оказалось, план этот был бесхитростным: спустя около месяца с начала восстания ногайцев, войска, руководимые генералом, тайно подбирались к поселениям восставших ногайцев, и, внезапно напа- дая, с невиданной жестокостью вырезали их. С тех самых пор и до наших дней российские историки, повествую- щие о тех событиях, пишут, что 'ногайцы, отражая атаку русских, одновременно сами убивали своих жен и детей, чтобы те не попали в плен к врагу'. Вот так, рассчитывая на наивного обывателя, рос- сийская историография лживо прикрывает зверства царских войск в отношении ногайских женщин и детей. При этом Суворов выставляется как сторонник мирных переговоров, который 'не хотел много крови', но в пылу подавления восстания 'ожесточение русских солдат вышло из-под контроля их военачальника'. И это притом, что в архивах сохранился документ с личным приказом генерала, зачитанным войскам перед внезапным нападением на ногайцев у местечка Керменчик, где произошла одна из самых кровавых расправ над ногайцами за все время подавления восстания: 'Войскам отдыха нет до решительного поражения, истреб- ления или плена неприятеля. Если он не близко, то искать его везде, пули беречь, работать холодным оружием'. Битва (а точнее - резня) у местечка Керменчик состоялась 1 ок- тября 1783 года. С тех самых пор ногайцы в годовщину этих страш- ных событий поминают своих павших в мечетях и на народных собра- ниях. Как пишут современные ногайские авторы, эта традиция, не- сколько позабытая во времена советского засилья, ныне постепенно возрождается." В карательных акциях против ногайцев Суворов, как обычно, не потерпел ни одного поражения. Так занимался там Суворов геноцидом ногайцев или не занимался? Скорее да, чем нет. Правда, можно утверждать, что если и занимал- ся, то делал это либо умеренно, либо не вполне успешно, потому что ногайцы после этого местами ещё остались. От любимых занятий удерживаться трудно, даже если они причиняют тебе явный косвенный вред. А если за них тебя ещё и награждают, то чтобы удерживаться от них, надо быть титаном духа. А у титана духа сомнительные занятия при любом раскладе не могут стать люби- мыми, так что это не титанский случай. Поскольку Суворов весьма любил повоевать, то очень даже разумно предположить, что он хотя бы иногда капитулировал перед своей страстью и позволял себе чуть-чуть пострелять-порезать чужими руками в ситуациях, в которых вполне можно было обойтись и без этого.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"