Бурьяк Александр Владимирович: другие произведения.

Очарование танками

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Очарование танками

bouriac@yahoo.com
Очарование танками пришло на смену очарованию драконами. Лязга- ющие, дышащие огнём чудовища, которые стремительно двигаются и сокрушают всё и всех. Побеждать их в одиночку даже в не вполне чистом поле способны только некоторые специально вооружённые, хорошо обученные и очень везучие бойцы -- несомненно герои. Чудовища-танки -- не сами по себе: они направляемы, они -- ору- дие уничтожения. В них сидят не лишь бы кто, а тоже почти герои, проламывающие оборону врага. Объяснить существующий довольно широкий интерес к танкам единс- твенно рациональными соображениями невозможно. Их просто ЛЮБЯТ -- за общее впечатление от совокупности их свойств и эффектов, и в этом основная причина тяготения к ним. Время танков -- Вторая Мировая война. Они наступали тогда за- частую стаями -- иногда по сотне и более -- сея панику и смерть. Они господствовали на поле боя. Да, они нередко горели, ломались, подрывались на минах, увязали в болотах, попадали во всякие ло- вушки, но если пехотинец видел наступающий в его сторону вражес- кий танк, то первая мысль была, как правило, не о подвиге и последующей награде, а о том, куда бы поскорее деться, пока тот ещё далеко. Потом против танков напридумывали всяких штучек, и теперь эти сплавы брони, скорости и огневой мощи больше жмутся по укрытиям, а в атаку идут с оглядкой, после тщательной разведки местности и при условии поддержки с стороны пехоты, артиллерии, авиации. Ещё чуть-чуть развития противотанковых средств, и эти красавцы, может быть, и вовсе вымрут, как вымерли их блестящие предшественники -- драконы, а также рыцари, линкоры и бронепоезда. И сохранятся только их впечатляющие останки в музеях. А пёстро иллюстрирован- ных книжек про танки немало уже теперь. Любить танки -- значит любить атаку. Особенно приятно отдавать- ся этой любви в позе полулёжа на диване. * * * Наклонное размещение листов брони полезно не только потому, что чаще будет случаться встреча снаряда с бронёй под углом, далёким от прямого, но также потому, что при этом лучшее соотношение площади бронированной поверхности танка и его вместительности, то есть, в более лёгкий танк можно загрузить более тяжёлый боезапас. То, что в настоящее время наклонная броня, наконец, стала ис- пользоваться во ВСЕХ танках, не означает, что подход к проектиро- ванию танков стал более рациональным: это означает только, что переход к использованию наклонной брони -- пройденный этап и что теперь танки хуже, чем могли бы сегодня быть, уже по каким-то другим, новым причинам, осознание и преодоление которых будет достигнуто с не меньшим трудом, чем тот, с каким в своё время был достигнут отказ от вертикальной брони. Кстати, можно сказать, что к наклонной броне вполне обратились только тогда, когда вследствие развития противотанковых средств польза от её применения значительно уменьшилась. В оправдание любителям прямоугольности в танках можно поставить не только то, что прямоугольное легче чертить, но также то, что прямоугольность позволяет наиболее полно использовать объём, ко- торый ограничен заданными высотой и шириной танка. Ещё одно преимущество прямоугольности: в прямоугольный корпус легче плотно помещать всякие устройства и приспособления, которые обычно тоже делаются прямоугольными. * * * Заднее размещение двигателя в танке, по мнению некоторых авто- ров, -- существенно невыгодно по сравнению с передним, потому что переднее обеспечивает дополнительную защиту двигателем экипажа от снарядов и возможность выхода экипажа из повреждённого танка через задний люк. На самом деле в отношении защищённости экипажа преимущество переднего размещения двигателя очень невелико, потому что значи- тельная часть ударов по танку наносится сбоку, сзади, сверху и снизу (мины). Далее, заднее размещение двигателя позволяет лучше защитить экипаж от ударов сзади. Что же касается затруднительнос- ти аварийного выхода из танка при заднем размещении двигателя, то она уменьшает возможность преждевременного оставления танка экипажем. * * * Если бы немецкий танк PzKw IV имел более наклонную броню, он стал бы почти таким же эффективным, как T-34: при той же толщине своей брони он оказался бы несколько более защищённым и несколько менее тяжёлым (то есть, более быстроходным), чем это имело место в действительности. * * * Танк "Пантера" был в целом выгоднее танка "Тигр", но от "Тигра" нельзя было отказаться, потому что это было бы воспринято как провал надежд и произвело бы очень дурное впечатление на немцев и их союзников. Танки являлись не только оружием, но ещё и мощным поводом для пропаганды, а пропаганда -- не менее важное средство ведения вой- ны, чем танки. В пропагандистском аспекте появление танка нового типа было более эффективным, чем модернизация танка старого типа. Когда немцы разрабатывали "Пантеру" и "Тигр", им по пропаган- дистской причине нельзя было просто скопировать технические реше- ния, хорошо зарекомендовавшие себя в танках противника: требовал- ся обязательно СОБСТВЕННЫЙ танк -- с какими то броскими ориги- нальными особенностями. Из-за этих не вполне опробованных особен- ностей они в дальнейшем в значительной степени и пострадали. Большая масса "Тигра" была частью его имиджа, поскольку опреде- лялась не лишь бы чем, а полезными элементами: толстой бронёй, мощной пушкой т. п., иначе говоря, означала высокую степень при- сутствия полезных свойств. Наконец, чем танк больше, тем он страшнее. Да, "Тигр" был на поле битвы королём -- но только при условии, что удавалось его туда доставить и что после этого он ещё был в состоянии двигаться. Основные недостатки "Тигра": маломощный двигатель; чрезмерная ширина, делавшая необходимым снятие наружных катков и смену гусениц на более узкие перед погрузкой на железнодорожные платформы; чрезмерное давление на грунт, обусловленное большим весом; расположение катков в шахматном порядке, приводившее к их частому заклиниванию из-за попадания между ними камней и пр.; вертикальная броня. Слишком большая ширина "Тигра" вряд ли обусловливалась исполь- зованием слишком широкой коробки передач, размещавшейся между водителем и стрелком-радистом. Скорее всего, про ограничение, за- даваемое шириной железнодорожной платформы, попросту своевременно не подумали. * * * Есть акцентированная преемственность между немецким танком "Тигр" и немецким же танком "Леопард-2": она видна не только в кошачьем названии, но также и во внешнем виде: задранная корма, вертикальное расположение боковой брони, размещение башни над центром корпуса. Что можно было оставить от "Тигра", то и остави- ли. "Леопард-2" внешне более похож на "Тигр", чем "Леопард-1". А "Леопард-1" более похож на "Пантеру". Немцам был нужен именно немецкий танк, поэтому сначала в 1963 году успешно сорвалась стартовавшая в 1957 г. программа разработ- ки общего танка для ФРГ и Франции, и в результате в 1965 г. стал поступать на вооружение "Леопард-1", потом к 1970 г. аналогично сорвалась начатая в 1963 г. программа разработки общего танка для ФРГ и США, и в результате к 1979 году немцы сделали свой "Леопард-2". Танк "Леопард-2" -- это сильнейшее немецкое боевое средство, достижение возрождённой немецкой военно-технической мысли, немец- кий психологический реванш, инструмент глобального влияния Германии, символ нового могущества Бундесвера. Он -- основание надеяться на то, что Германия выстоит в глобальных неприятностях, которые ожидают всех нас из-за слишком быстрого и сумбурного "прогресса".
танк Тигр
Танк "Тигр".
танк Леопард-1
Танк "Леопард-1".
танк Леопард-2
Танк "Леопард-2" (2A4).
Да, для борьбы с новейшими танками есть новейшие эффективные противотанковые средства. Но сложность в том, что эти средства должны в нужные моменты оказываться под рукой, что они тоже за- тратны; что для их результативного применения нужны особые усло- вия и особые навыки и что даже при очень благоприятных условиях эти средства не гарантируют успеха -- хотя бы потому, что, как всякие технические средства, они подвержены отказам. Поэтому танки всё ещё einsatzfaehig, хотя уже и не с таким блеском, как раньше. ................................................................. .................................................................

Литература:

Форд Р. "Танк 'Тигр'", пер. с англ., М., "Эксмо", 2008. Барятинский М. "'Пантера'. Стальная кошка Панцерваффе", М., "Коллекция", "Яуза", "Эксмо", 2007. Растопшин М., Никольский М. "Леопард-2", "Техника и вооружение", 1998. - ? 9, 10. Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. "Основной танк 'Леопард-1'" в кн. "Современные танки", М.: "Арсенал-Пресс", 1995. Сайт armor.kiev.ua

Александр Бурьяк / Очарование танками
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вичурин "Ник "Бот@ник""(Постапокалипсис) А.Климова "Заложники"(Боевик) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Е.Никольская "Снежная Золушка"(Любовное фэнтези) О.Гринберга "Ребенок для магиссы"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Н.Пятая "Безмятежный лотос 2"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Куст "Поварёшка"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список