Буслаева Ксения Николаевнв : другие произведения.

Индия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
  

7. И Н Д И Я

1. Никто не знает, что там было - что, когда.

Арена для дискуссии открыта.

В долинах Инда, Ганга, нету и следа

Палеолита или мезолита.

2. В долинах Инда, Ганга - сырость и жара.

Сквозь джунгли по болотам не пробиться.

Болота высохли, когда пришла пора

Тысячелетью третьему явиться.

3. Сначала неолит. Матриархат.

Община родовая звалась "гана".

Был в каждой гане "ганапати", говорят,

(Старейшина). Жила же гана в "грамму"

4.Из ган отдельных состояло племя "виш".

Его собранье общее "самити"

Вождя "раджу" себе определяло, вишь.

Когда все это кончилось, - простите!

5.В двадцатом, после рождества Христа,

Энеолит на Инде раскопали:

Мохенджо-Доро и Хараппа, Пакистан.

Теперь. Вообще же - Индии начало.

6. Хараппская культура все росла, росла,

Тысячелетье третей ухлопав,

И на конце тысячелетья расцвела -

Рабы, канализация и хлопок.

7.Впервые в мире научились хлопок прясть.

И приручать слонов уже умели.

С Двуречьем связь была, была с Эламом связь.

Для бога Шивы прототип имели.

8. Вот иероглифы Хараппы разберут -

Подробностей появится навалом.

Но во втором проходит лет пятьсот - и тут

Невесть куда культура подевалась.

9. Наверно арии разрушили ее.

Наверно, они массами вломились,

В долине Ганга поселились на житье.

Как жили - факты в "ведах" сохранились.

10. До первого тысячелетья факты там.

Из четырех вед всех древней Ригведа.

Восходят факты в ней к древнейшим временам.

Созданья "риши", племенных поэтов.

11. По ведам чуть ли не три тысячи богов.

Людей, случалось, в жертву приносили.

Жрецы, поэты, астрономы - все того...

...Читать-писать...Неграмотными были.

12. И нет роскошных, как в Хараппе, городов.

Деревня - вот, где жизни центр отныне.

Роль первых денег возложили на коров.

Ругательства же: "раб" и "сын рабыни".

13. Послеведическое время. Первое

Тысячелетье. Первая "полтыща".

Лишь в "МахабхАрате", в "РамАяне" о ней

Все любопытные ответов ищут.

14. Династии лишь Лунной " Махабхарата"

Посвящена. В верховьях Ганга жили.

Родоначальником их был царь Бхарат, а

Существовал ли он, о том забыли.

15. Пандавы с Кауравами делили власть.

Дрались. Немного севернее Дели

На поле Курукшетру долго кровь лилась -

Решались династические цели.

16. О Солнечной династии ведет рассказ

"Рамаяна", сказание о Раме.

О Среднем Ганге - ведь на Средний Ганг как раз

Переместился центр событий в этой драме.

17. Там, и южнее, лишь начался век шестой,

Шестнадцать царств желание имели

Друг друга поглотить. Везло Магадхе в том.

Еще Кошале. Но Магадха посильнее.

18. В послеведическое время брахманизм.

Реален только брахма, дух, в ученье этом.

Все люди на четыре "варны" разошлись.

Для каждой "дхарма", строгие запреты.

19. Из божьих уст жрецы, "брахманы", высшая.

Из рук - "кшатрии", воины, знать тоже.

Из бедер - "вайшьи", те еще понижены.

И "шудры", чужаки, из ступней божьих.

20. Брахманы, кшатрии, вайшьи - рождений два:

От мамы, и еще раз - от обряда.

Дух брахма варны друг от друга оторвал,

По нищете ж вайшьи и шудры рядом.

21. Еще нет строгой иерархии богов.

Культ Брахмы (Праджапати) малолюден.

Возмездия же, "кармы", суд уже суров,

Переселенье душ грозит всем людям.

22. Страну Магадху Бимбасара, царь, в шестом

Тянул наверх. И Калашока знатно.

Все больше государство, а столица в нем

Паталипутра (ныне город Патна).

23. В четвертом (в.до н.э.), в середине, взял в Магадхе власть

Цирюльник царский, Махападма Нанда.

Нанда-династию создал. Война ж велась,

И у Магадхи вся долина Ганга.

24. Пограбить Индию в год триста двадцать семь

Явился Александр Македонский.

На севере забрал кой что, пустяк совсем,

Но вскоре всех прогнали македонцев:

25. Маурья Чандрагупта (может - шудр) прогнал.

Потом явился он в Паталипутру

И Дхана Нанду свергнул. После основал

Династию, что в целом вышло путно.

26. Сын, Биндусар, и внук, Ашока, воевать

Любили. Без войны им, как без друга.

И Мауреям удалось завоевать

Всю Индию, за исключеньем юга.

27. Железо к веку Мауреев тут как тут.

Из серебра чеканится монета.

Но в городах пока что власти все живут,

И каменных домов пока что нету.

28. При доме, в основном, работают рабы.

Права их, как у женщины замужней -

Ноль прав. Но раб из высшей варны может быть -

К нему и относиться нужно лучше.

29. Патриархально рабство в Индии. Была

Тому весьма серьезная причина:

Земля у частников пока что не была,

Необычайно сильная община.

30. Совет из царской знати звался "паришад" -

Советчик при восточной деспотии.

Был культ царя, который не мешал

Переворотам, часто проходили.

31. При Мауреях укрепляется буддизм.

(Еще в шестом он веке появился).

А вера строя родового - брахманизм -

Рабовладельческому строю не годился.

32. Буддизм Ашока принял и собор созвал.

Построил ступы он, монастыри открыты.

Но умер в двести тридцать шесть. Опять скандал:

Был Брихадрахта свергнут Шунга, Пушьямитрой.

33. Из Шунга девяти царям не сладко жить.

При первых Шунга на буддизм гоненье.

Набеги саков-массагетов (юэчжи).

Греко-бактрийцев также нападенья.

34. Все меньше государство, меньше силы в нем.

Своим министром главным, Васудевой,

Последний Шунга, Девабхути, устранен.

Канва династию тот Васудева сделал.

35. При ней напали андхры, в год двадцать восьмой

До нашей эры. Хитрые южане.

Их царство жило в первый век и во второй,

А в третий век распалось. Но не жалко.

36. А из Таджикистана в новый первый век

Одно из юэчжи племен, кушаны,

На север Индии устроили набег

И кой-какие захватили страны.

37. Магадху - нет. ...Канишка, царь кушан, опять

Буддистом стал. Второй собор возглавил.

Любил в Китай миссионеров направлять.

При нем буддизм держался новых правил.

38. Уж не хинаяна, "спасенья узкий путь",

(Иль "колесница малая" иначе).

Махаяна - "большая" и "широкий путь".

Уж Будда не учитель, бог, тем паче.

39. Кушаны пали в третий век. В четвертом царь

Куска Магадхи, Чандрагупта Первый,

Создал, с потомками, как это было встарь,

Вокруг Магадхи целую империю.

40. Но ненадолго. Пятый век настал - опять

Враг появился, гунны-эфталиты.

В шестом империи у Гуптов не видать

Власть Гуптов только над Магадхой длится.

41. При Гуптах прежней роли не играл буддизм.

С раздробленностью же феодализма.

Вернулся древний культ. В нем вставки: брахманизм,

Буддизм. Все вместе стало индуизмом.

42. Строй феодальный также касты породил

(Рабовладельческий когда-то варны),

И в касту каждую коллег определил.

Чистые касты в варнах пребывают.

43. А те, кто позже всех из дикости ушли -

Им места нет ни в обществе, ни в варнах.

Неприкасаемыми всех их нарекли,

Всучив работу грязную коварно.

44. Гонение на материализм пришло

С феодализмом, тюкают чарваку.

Миманса, иога и веданта - расцвело

Идеализма всякого, однако!

45. Наука самобытна, но имеет вид.

Лишь с географией отстали что-то.

Брахман Панини изобрел санскрит,

Ведические тексты обработав.

46. И на санскрите, мертвом в те уж времена,

В стране многоязычной создавали

Литературу, и она была сильна.

Буддисты же писали все на пали.

47. Меж тем раздробленную Индию не раз

Терзать соседи добрые ходили.

Лишь Газневи Махмуд ходил семнадцать раз.

Гуриды газневидов заменили.

48. И Мухаммед Гури (или Шихаб-ад-дин)

На рубеже двенадцать и трииинадцать

Весь север Индии почти что захватил.

И стали земли тюркам раздаваться,

49.Военачальникам. Не насовсем, а в икт.

Когда ж он умер, хитрые вассалы

Решили, что ярмо гуридов не для них.

"Делийский султанат" - стране названье стало.

50. Но - феодальная анархия в стране.

Монголы раз за разом грабят рьяно.

Сплотился султанат - пути другого нет -

Вокруг Насир-ад-Дина и Балбана.

51.Затем султан Алла-ад-Дин. При нем

Сильна страна (четырнадцать, начало).

Хоть знать боролась с ним, при нем, да и потом

Не раз всю Индию в себя включала.

52. Тимур разграбил Дели, вырезал народ -

Год тысяча триста девяносто девять.

Распад. В миниатюре султанат живет:

Двуречьем Ганга с Джамной правит Дели.

53. Вновь Индия, как уж случалось, лоскутки.....

Лит. языком в двенадцать и тринадцать

Уж разговорные трудились языки.

Мечети в Дели, а куда деваться?

54. Но вот распался и Делийский султанат.

Шел век шестнадцать, самое начало.

Анархия, разброд, как много лет назад.

Все выше власть туземных феодалов.

55. Тут и явился тимурид, талант, Бабур,

Могол Великий из Моголистана,

Из Ферганы недавно выгнанный в Кабул

Войсками самого Шейбани - хана.

56. Династию создал тот воин и поэт.

В пятьсот тридцатом умер. Хумаюну

(Сын старший) воевать пришлось не мало лет,

Чтоб подчинить своих братишек юных.

57. Его разбил Шер-хан в тридцатых. Под шумок

Как падишах Шер-хан короновался.

В пятьсот пятьдесят пятом Хумаюн лишь смог

Его прогнать - и вскорости скончался.

58. Акбар, сын Хумаюма, правил пятьдесят.

При нем завоевания, реформы.

И при преемниках. Успехам же вредят

Застывшие у производства формы.

59. И кастовость. Вот потому налог растет

И центробежные вновь зреют силы.

В людских умах сильней брожение идет.

Движенье "бхакта" равенству учило:

60. "Член каждой касты может кармы избежать,

Коль бога любит" - мирное ученье.

Лишь сикхи, бхакты часть, в Пенджабе: " Воевать

Против моголов, против угнетенья!"

61. Цвела литература. Выдал сам Бабур

"Бабур-намэ". А с языками в Индии:

Лопочет на фарси придворный балагур,

Поэты не придворные - на хинди.

62. А в Индии уже миллионов сто живет.

Двадцать национальностей. Возможно,

Росткам капитализма вышел бы черед

Когда б не то, что получилось позже.

63. В шестьсот пятьдесят восьмом от власти Шах-Джахан

Отставлен, сын же Аурангзеб грозный,

Стараясь ради феодалов - мусульман,

Разжег огонь вражды религиозной.

64. Сумев соседей множество завоевать,

Он с Махараштрой справиться не в силах.

При нем и сыне Бахадуре восставать

В Пенджабе бурно начинают сингхи.

65. А после Бахадура шах уже не шах.

Могол - марионетка феодалов.

Страна уменьшилась. Разграбил Надир-шах.

В Пенджабе сингхи снова восставали.

66. Боролся с сингхами усиленно потом

Их гость незванный, Ахмад-шах, афганец.

Пока друг с другом воевали все, их дом

Забрал себе прожорливый британец.

67. Их ОСТ индийская компания сперва

Такую же французскую отшила,

Хотя сипаев та изобрела,

Да и вопросы тактики решила.

68. Потом Бенгалия. За это Роберт Клайв

Барон и лорд (в семьсот семидесятом).

Погиб от голода там каждый третий. Клад

И в это время черпался богатый

69. Роскошные товары за гроши.

Налог под пыткой. Взятки и так далее.

Озолотился, кто в компании служил.

И никого из них не наказали.

70. Закрыли все ж компанию, ушел разбой.

(Век восемнадцать, девяносто девять).

Но собственность раджей осталася святой,

Так королева повелела сделать.

71. Войну же Англия по-прежнему вела.

К сорок девятому индийцев победила.

Цивилизацию разрушив и поправ,

Немногое взамен ей предложила.

72. "Образования реформа", чтоб создать

Прослойку, где индийцы все по крови,

Но англичане по сознанию, управлять

Чтоб помогали рьяно и с любовью.

73. Когда же монополии на торг и на разбой

Из Остиндийской торгаши лишились,

Фабричная дешевка хлынула рекой -

Ремесленники в массе разорились.

74. Крестьянин от налогов непосильных мрет.

И вот в пятьдесят седьмом загрохотала

Народная война. И шел сипай вперед.

И англичан война врасплох застала.

75. Их власть в долине Джанно-Гангской сметена.

Шах Бахадур (Могол) и в самом деле

Казалось бы, на троне царствует сполна.

К нему спешат полки сипаев в Дели.

76. Но нерешительность. Единства нет никак.

За англичан частично феодалы.

Подавлены Пенджаб, Бенгалия, Декан...

Месть англичан восставшим устрашала.

77. Казненных тысячи. Грабеж же...ай-ай-ай!

Сам Надир-шах такого не устроил.

Тантия Топи, Ахмед-шах и Лакшми Бай --

В народе имена живут героев.

.

  
  
   Третьему до нашей эры
   один из царей Магадхи
   то же
   1530й год
   1857 г .
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"