Бусыгин Артем Эдуардович : другие произведения.

Скамья

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  СКАМЬЯ.
  рассказ-размышление
  
  
  Пустой сквер облепили хлопья снега. Фонари тускло, будто в печали, проливали свет на булыжную дорожку. В свете одного из них стоял, сгрудившись на стеклянную трость тучный человек - герр прокурор Вильгельм Вендмайер.
  Медленно подступающая старость уже оставила свои следы в уголках его глаз. Герр прокурор задумчиво следил за хлопьями снега, и лишь пот, проступая на его низком лбе, заставлял его отвлечься от мыслей. Он запустил свою толстую маленькую пятерню во внутренний карман пальто, подцепил пальчиками белый накрахмаленный платок и медленно промокнул лоб и шею, за этим занятием его и застал мистер А.Рипли, молодой и талантливый писатель, чьи красивые бирюзово-синие глаза были самой обожаемой частью его дарования у юных фройлен.
  Вендмайер при виде его засуетился и небрежно сунув платок в боковой карман широко улыбнулся юноше:
  - Мистер Рипли, приветствую вас. Очень рад знакомству, странно, что раньше мы не общались.
  - Да, странно, - сухо произнес мистер Рипли, оглядывая сквер.
  Ему он показался очень тихим и от этого пугающим. Казалось, что все внимательно следит за ними.
  - Это не самое уютное место, - поймав взгляд юноши, сказал Вендмайер, - но иначе нельзя. В конце дорожки есть скамья, присядем?
  - Давайте, - безучастно процедил мистер Рипли.
  Они направились к скамье. Герр прокурор, пыхтя и опираясь на трость до сухого треска, что-то бормотал себе под нос, мистер Рипли же, прикинувшись провинившимся школьником, брел, опустив голову в раздумьях, поддевая носками туфель забившийся меж булыжников снег.
  - Присаживайтесь - подходя к скамье, выдохнул Вендмайер.
  - Я постою, как бы странно это не выглядело.
  - А что в этом странного?
  - Стоять возле пустой скамьи.
  Герр прокурор улыбнулся.
  - Пока эта скамья никем из нас не занята, мистер Рипли, мы можем вести себя как захотим. Присядете, если будет желание.
  Вендмайер оперся на трость и выудил платок из бокового кармана пальто.
  - О чем вы хотели...
  - Как поживает ваша мама? - бесцеремонно перебил его герр прокурор.
  - Спасибо, хорошо, - недоуменно произнес мистер Рипли. - Вы знакомы?
  - Нет, но нужно как-то поддержать беседу, пока вы еще не присели, - вытирая лоб выдохнул Вендмайер. - Видите эту трость? Это подарок моего старого знакомого, в знак его сочувствия моему горю. Видите ли, в силу своей профессии, мне приходиться подолгу стоять, а спина, в моем возрасте, самая болезненная часть. Геббельс хороший человек...
  - Послушайте, - нервно перебил его мистер Рипли, - без четверти восемь у меня назначен ужин фрау Мадлен. Давайте к делу.
  - Если б вы сели, было бы проще начать, - улыбнулся юноше герр прокурор.
  Мистер Рипли рухнул на скамью с недовольным лицом и, в знак возмущения, скрестил ноги.
  - Так-то лучше, мистер А. Рипли, юный и талантливый писатель, автор многих разгромных статей, любимец публики и женщин.
  - К чему этот театр?
  - У вас есть любимая женщина?
  - Нет, не завожу привычки.
  - Но писательство - это привычка?
  - Да, вредная.
  - Вы считаете себя гением?
  - Да, я гений, поэтому у меня есть слабости.
  - Какого рода ваши слабости, мистер Рипли?
  - Женщины.
  - Это привычка, вы сказали.
  - Да, привычка. Слабость всегда становится привычкой.
  - Почему вы пишите?
  - Потому, что человек обязан говорить, если ему есть, что сказать.
  - А если нет?
  - Тогда он должен быть шахтером.
  - Но они устраивают забастовки.
  - От скуки.
  - Вы верите в Бога, мистер Рипли?
  - Да, верую.
  - Мудрый сказал, опасайтесь людей верующих, ибо у них есть боги, которые все им прощают.
  - И бойтесь людей неверующих, ибо нет у них богов, способных им что-либо запретить.
  - Значит, вы верите в Него?
  - Да.
  - А вы, мистер Рипли, вы, никогда не считали себя Богом?
  - Нет. Бог - это нематериальное. Он шире понятий и мнений.
  - Он душа?
  - Да, он внутри каждого.
  - Как я понимаю, Бог внутри каждого верующего в него?
  - Да, вы правильно поняли.
  - Если я прочитаю вашу статью, мистер Рипли, у меня будут мысли о вас?
  - Возможно.
  - То есть, если я правильно понял, я, прочитав вашу статью, буду думать о вас и, возможно верить вам?
  - Верить мне и верить в меня разные вещи.
  - Но, ведь вы будете внутри меня?
  - Да, в ваших мыслях.
  - И в душе, если ваш труд будет мне интересен.
  - Да.
  - Значит вы - Бог.
  - Это глупо. Я не считаю себя Богом.
  - Но вы Бог.
  - Это утверждение?
  - Это правда, мистер Рипли.
  - Сегодня утром позвонить вам меня заставила одна мысль, которая возникла после прочтения статьи в 'Народной Германии'. Вы печатались там?
  - Да, в сегодняшнем выпуске.
  - Статья называется 'Висельник', так?
  - Да.
  - Что вы хотели сказать в этой статье?
  - Лишь то, что сказал.
  - Мистер Рипли, вы написали о том, что душа 'висельника', никуда не уходит, а остается 'висеть на веревке, переживая боль от трения'. Вы полагаете, что повешенный человек жив?
  - Это образное выражение.
  - Верно. Его мучения сугубо духовного характера, поскольку веревка на шее его - это некая социально-моральная сила, не убивающая его, но причиняющая боль и страдания.
  - К чему вы ведете, герр Вендмайер?
  - Что такое государственная система, мистер Рипли?
  - Это социально-моральная сила.
   Вендмайер выдохнул. Промокнул лоб платком и сделал небольшое усилие, поменяв трость в другую руку.
   - Вы не ответили на мой вопрос, герр Вендмайер. К чему этот разговор?
   - Вы же умный человек, мистер Рипли., вы говорите о больших и сложных вещах, даете оценку событиям. Неужели вы думали, что обвинив режим в насилии, вы сможете дальше писать?
   - Богословы еще не придумали название этому греху - говорить правду.
   - Это не грех, а опасное желание.
   - Человек свободен в своих желаниях.
   - Но обязан их подавлять. Своей статьей, мистер Рипли, своим желание говорить правду, вы получили в пользование своего 'висельника', сакральную власть над ним. Теперь у вас есть все, чего только можно желать.
   - Но, разве за желание иметь все должны расстрелять?
   - Что вы, мистер Рипли, это только желание, маленькая мыслишка, идейка... а вот за возможность этого, я и сам бы убил. Вы мне симпатичны, возможно, я даже люблю вас, наверное, поэтому и пригласил сюда. Я хочу помочь вам.
   - И как же?
   - Напишите статью в завтрашний выпуск 'Вестника Европы'. Скажите, что 'висельник' испустил дух, его душа свободна, и, что не режим - веревка, а враги Германии, что ей нужно помочь сбросить петлю с шеи. Объедините людей под флагами третьего рейха. Шагайте в ногу с нами.
   - Вы предлагаете мне совершить публичное самоубийство?
   - Станьте фениксом, мистер Рипли, чтобы восстать из пепла с новым оперением.
   - Это невозможно.
   - Потому что вам нравится ваша власть, потому что вы привыкли к статусу Бога. Вы когда-нибудь меняли галстук?
   - Да.
   - И вы полагаете, что мировоззрение людей - галстук? Вы искренне верите в то, что нацепив на шею первого встречного ленту, вы сможете заставить этого человека думать, что она ему к лицу?
   - Нет, я так не считаю.
   - Но вы так делаете, мистер Рипли. Вы с легкостью подменяет мысли людей, вы жонглируете их взглядами. Ваши статьи убеждают. Ни один оратор мира не имеет такого таланта влиять на людей, какой есть у вас. Вы своим творчеством растоптали авторитет власти.
   - Кому нужна ваша власть, если у человека нет денег на хлеб, кому нужна ваша власть, если единственное зрелище - казнь?
   - Но власть дает возможность заработать деньги и устроить зрелище себе по-вкусу, и вы, мистер Рипли, ярко демонстрируете это своим примером. Вы верите в Бога и я тоже верю, но мой Бог - власть. Она прощает и запрещает, она защищает и карает.
   - Защищает тех, кто 'за' и карает 'против'.
   - Это нюансы. Вы сейчас находитесь на перроне, мистер Рипли. Судьба - это поезд, главное вовремя в него запрыгнуть. Вам никто не запрещает писать, вам лишь предлагают направить ваш талант в нужное русло.
   - Нужное для власти?
   - Нужное для народа. Что бы было, если б власть перестала существовать?
  - Полагаю, чистая свобода.
   - Наивность. Вы говорили, что государственная система - это социально-моральная сила. Эту силу контролирует власть и если она исчезнет, произойдет анархия, разложение социума, ведь эта сила будет предоставлена сама себе. Вседозволенность ведет к преступлению.
   - Иметь власть, вот преступление.
   - В таком случае, мистер Рипли, вы такой же преступник, как и я. Вы очень любите себя, верно?
   - Я люблю себя, но не смотрюсь в зеркало. Истинную красоту души своя внешность не способна запечатлеть, ее может передать лишь внешность друга.
   - Тогда, у вас, должно быть, очень красивые друзья.
   - Да, и они не позволят мне написать то, что вы хотите.
   - Что ж, в любом случае исход предрешен, так как все мы смертны. Загадка жизни лишь во времени его прихода. Вы не находите, мистер Рипли, что клены напротив слишком геометрично растут?
   - В две линии, шахматным порядком.
   - Да, их ровно двенадцать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"