Центр Сибирского федерального округа и третий по численности населения город России Новосибирск раскинулся в широкой долине по обоим берегам Оби. С юга его омывает водохранилище.
Возникновение Новосибирска связано со строительством Трансиба, рельсы которого вопреки давлению лобби Томска, самого крупного на тот момент города и транспортного центра Сибири, пролягут через затерявшееся в сибирской тайге русское поселение Кривощёково приткнувшееся на левобережье Оби. Кривощёковцы переехали в ближайшие деревни и на правобережье Оби, основав там поселение Кривощёковский выселок. С прибытием же рабочих для строительства вахтового посёлка в 1893 году и начался отсчет истории города. К северу от поселения стали возводить железнодорожную станцию Обь с посёлком при ней.
28 декабря 1903 (10 января 1904) года по высочайшему повелению государя императора Николая II "поселение Ново-Николаевск при станции Обь" возводилось в степень безуездного города. Так состоялся город Ново-Николаевск.
В 1912 году в Санкт-Петербурге было принято важное для будущего Новосибирска решение: связать железной дорогой Сибирь с Алтаем через Ново-Николаевск. Благодаря Трансибу и новой южной ветке, уходящей в Семипалатинск, Ново-Николаевск стал важным транснациональным железнодорожным узлом.
После Гражданской войны Ново-Николаевск фактически оставался рабочим посёлком с двадцатитысячным населением, но в 1925 году он стал центром крупнейшего Сибирского края и был переименован в Ново-Сибирск. Однако дефис в названии не прижился. С этого момента Новосибирск начинает развиваться так стремительно, что в конце 20-х годов народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский так охарактеризовал изменения, произошедшие с городом: "Если пять лет тому назад Новосибирск представлял собой ещё полудеревню, то сегодня это оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперёд, как настоящий сибирский Чикаго".
Несмотря на дальнейшее укрупнение края и последовавшее за ним разукрупнение, Новосибирск продолжал оставаться центром всей Западной Сибири. Город пережил индустриализацию и подготовку к войне, появилось Авиационное предприятие. Война и эвакуация дали дальнейший толчок развитию местной промышленности. В послевоенное время промышленному развитию способствовала добыча урана и строительство ГЭС. Рос и сам город, было построено метро. За советский период своего развития Новосибирск стал не только экономическим сердцем Сибири, но и превратился в ее научный центр благодаря возникшему Академгородку, тем самым продолжая традицию просвещения, начатую в далеком 1912 году, когда в городе вторыми в России официально ввели всеобщее начальное образование.
Научный потенциал Новосибирска и его вклад в технический прорыв важен для будущего. Недаром в фантастической литературе Новосибирск представляется как один из крупнейших конгломератов будущей России.