Вьетов Вьет Вьетович : другие произведения.

Пушная пирамида (Взнос)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Напишу позже.

  Пушная пирамида (ВЗНОС)
  
  Данная заметка представляет собой попытку раскрыть иерархию пушных зверей в представлении ногайской аристократии середины XVI века на примере испрашиваемых поминковых шуб.
  Значимым элементом русско-ногайских дипломатических отношений середины XVI века было испрашивание представителями ногайской аристократии поминков у русского царя и великого князя Ивана Васильевича и его сына царевича Ивана Ивановича. Важное место в этих испрашиваемых поминках, наряду с предметами вооружения, занимали такие полезные пушные изделия как шубы. Попытаемся через анализ испрашиваемых шуб реконструировать систему ценностей ногайской аристократии, в частности их представления об иерархии пушных зверей. С этой целью было изучено содержание 125 грамот от биев, мирз и одной жены бия - княгини Малхуруб (сестры Гошаней) за период с 1551 по 1566 года. В 67-ми из них содержались просьбы прислать шубы (наряду с термином 'поминки' в грамотах часто используется термин 'жалованье', создаётся впечатление, что ногайская знать использовала эти термины как синонимы).
  Прежде всего, перечислим тех пушных зверей, шубы из которых никогда не просились ногайскими аристократами. Это - бурый медведь, белый медведь, волк, рысь, росомаха, выдра, норка, хорёк, барсук, бобер, выхухоль, нерпа, заяц, северный олень. Также ни разу не испрашивались шубы из меха барана, овцы или баранца (о котором мы знаем от любознательного Сигизмунда Герберштейна). Вероятно, шубные изделия из этих мехов ногаи шили самостоятельно.
  А из каких зверей хотели получить себе шубы ногайские аристократы в качестве поминков? Вот из каких: соболь, горностай, куница, песец, лисица (в том числе и горлатная), белка. Как видим, ассортимент животных довольно узок и некоторые их них крайне далеки от ногаев.
  Посмотрим, как часто испрашивались шубы в зависимости от вида меха.
  Горностаевые шубы испрашивались в 24 грамотах,
  Соболиные шубы - в 34 грамотах,
  Куньи шубы - в 26 грамотах,
  Песцовая шуба - в 1 грамоте,
  Лисьи шубы - в 10 грамотах,
  Беличьи шубы - в 11 грамотах.
  Кроме того, в 5 грамотах испрашивались горлатные шубы (без указания вида животного, предполагаю, что имеется в виду шубы из горла лисицы, но полной уверенности в этом нет) и в 16 грамотах испрашивались только шубы без указания вида меха (назовём их для удобства 'шубы-инкогнито'). Во многих грамотах испрашивались одновременно и шубы с указанием вида меха и шубы-инкогнито. Какой вид животных скрывается под шубами-инкогнито - установить не удалось (при получении щедрого гранта по данной проблематике может быть проведено специальное исследование по стандартам британских учёных).
  Отдельно остановимся на песцовой шубе. Испрашивал её у царя и великого князя Ивана Васильевича молодой перспективный Магмет мирза. Его дед был бием Ногайской Орды (то есть занимал высший пост в державе). Четыре его дяди были биями Ногайской Орды. Его отец был бием. Два его младших брата в итоге стали биями. Сам Магмет мирза был назначен правящим на тот момент бием (своим отцом Исмаилом) наследником. У Магмет мирзы были все шансы стать бием. Но он им так и не стал. По неизвестной причине, как можно судить по источникам, он внезапно для окружающих умер. За исследуемый период Магмет мирза был единственным представителем ногайской аристократии, кто попросил у Ивана Васильевича шубу из песца. Факты я сообщил, выводы делайте сами.
  В 31 грамотах испрашивалось только по одной шубе. Распределение по мехам в этих грамотах таково: горностай - в 1 грамоте, соболь - в 8 грамотах, куница - в 7 грамотах, горлатный мех - в 3 грамотах, лисица - в 2 грамотах, шубы-инкогнито - в 10 грамотах. Отметим, что ни в одной грамоте не испрашивалась беличья шуба.
  В 6 грамотах испрашивалось по две шубы. Распределение по мехам таково: в 4 грамотах испрашивались соболиная и горностаевая шубы, в одной грамоте испрашивались горностаевая и кунья шубы, в одной грамоте - соболиная и лисья шубы. Опять же - беличьи шубы ни разу не фигурируют. Приведу пару примеров. Так в своей грамоте Касаи мирза в сентябре-октябре 1552-го года просит у Ивана Всильевича следующие поминки: 'А нашей дружбе знамя то, чтоб ми еси прислал доспех да шелом, да шубу горностаину, да шубу кунью, да шапку черну, да седло, на котором сам ездишь, да узду з золотом, да тегиляи. О том челом бью и не остави нашего челобитья. И прикажешь мне Крым воевати, и яз стану Крым воевати, а за друга моего белова царя умру, ино и правда моя то. Так бы еси ведал.'. Вот другой пример, Дин-Ахмед мирза просит у русского царя в одной из грамот в 1562 году такие шубы: 'Пожаловал бы еси, прислал шубу бархат з золотом на соболех да прислал бы еси мне, пожаловал в чем мне со птицами на поле ездити шубу горлатну лисью под бархатом золотным.'.
  В 6 грамотах испрашивались по три шубы. Распределение по мехам таково: в 4 грамотах - соболь, горностай, куница, в 1 грамоте - горностай, куница, песец, в одной грамоте - шуба-инкогнито (но с указанием материала покрышки - 'бархат с золотом'), соболь, куница. Опять же - беличьи шубы ни разу не фигурируют. Также приведу пару примеров. Белек Булат мирза просит в грамоте датированной ноябрём 1556 года: 'Да прислал бы еси ко мне доброи пансырь крепкои да шубу под бархатом под золотным пришли, да шубу соболью, да шубу кунью, да шапку лисью черну да однорядку с серебряными пугвицами.'. Вот Магмет мирза осенью 1555 года по братски обращается к Ивану Васильевичу: 'Брату своему белому царю бью челом, чтоб мне пожаловал шубу кунью да тысячю алтын денег, да шубу горностаину, да шубу песцовую, да кожух добр, да постав лазорева сукна.'.
  Как видим, при испрашивании 2-3 шуб наиболее популярными сочетаниями были 'соболь + горностай + куница' и 'соболь + горностай'.
  В остальных грамотах количество шуб либо более трёх, либо точное определение их числа невозможно. Максимальное количество испрашиваемых в одной грамоте шуб - 5 3 (пятьдесят три) штуки.
  Всего в 67 грамотах было испрошено не менее 320-ти шуб (точно назвать число шуб невозможно, ибо в некоторые грамотах мирзы просто просили прислать им 'шубы' во множественном числе, без указания их точного числа). Много это или мало? Чтобы понять это, надо сравнить шубы с каким-то эталоном, несомненно, имеющим высокую притягательность для ногайской аристократии. На роль эталона прекрасно подойдёт такой ценный и желанный предмет вооружения как пансырь. За исследуемый период, по моим подсчётам ногайские бии и мирзы в 45 грамотах испросили 54 штуки пансырей. Высчитаем средние арифметические значения шуб и пансырей, приходящихся на одну грамоту и сравним эти показатели.
  Итак, по шубам этот показатель будет таков: 320 : 67 = 4, 7761. То есть на одну грамоту, в которой испрашиваются шубы, приходится в среднем по 4,7761 шубы. Обозначим для удобства этот коэффициент как 'транспорентный результат анализа нуждаемости в шубах', сокращённо - ТРАНШ.
  По пансырям аналогичный показатель будет таков: 54 : 45 = 1,2. То есть на одну грамоту, в которой испрашиваются пансыри, приходится в среднем по 1,2 пансыря. Пансыри необходимы для войны, а война - это боевые действия, болезни и аскетичные условия жизни. Поэтому для удобства обозначим этот коэффициент как 'показатель ожидания боёв, ежедневной дизентерии, аскезы', сокращённо - ПОБЕДА.
  Сравним значения коэффициентов ТРАНШ и ПОБЕДА - 4,7761 и 1,2. Как видим, у представителей ногайской аристократии коэффициент ТРАНШ превосходил коэффициент ПОБЕДА почти в четыре раза. Чем это закончилось для молодой евразийской державы - излишне рассказывать. Кстати, было бы любопытно сравнить аналогичные коэффициенты у нашей современной элиты (надеюсь, пытливые и вдумчивые исследователи из головных социологических учреждений вкупе со специалистами по общественно-резонансному дискурсу займутся такой работой, в полной мере используя богатство современных транспорентивных методов).
  
  Для более точного выяснения иерархии пушных животных между собой в глазах ногайской аристократии, выясним, шубы из каких мехов назывались в грамотах первыми при просьбе прислать более одной шубы (взяты только те случаи, где шубы из разных мехов перечисляются в одной фразе).
  Из 18-ти случаев, когда соболиные и горностаевые шубы перечисляются в одной фразе - в 15-ти случаях соболиные шубы идут впереди горностаевых шуб. Однако в 3-х случаях именно горностаевые шубы идут впереди соболиных шуб.
  Из 16-ти случаев, когда соболиные и куньи шубы перечисляются вместе - во всех 16-ти соболиные шубы идут впереди куньих. Выражаясь языком одного любителя игры в гольф - полное доминирование соболя над куницей.
  Из 16-ти случаев, когда горностаевые и куньи шубы перечисляются вместе - в 9-ти горностаевые шубы идут впереди куньих, а в 7-ми случаях куньи шубы идут впереди горностаевых.
  
  Итак, собранного материала достаточно, чтобы реконструировать такой элемент системы ценностей ногайской аристократии в середине XVI века как иерархия пушных зверей. На вершине пушной пирамиды горделиво стоит соболь, вторым по значимости идёт горностай, ему на пятки наступает куница, далее идёт лисица, в основании пирамиды распласталась белка. Место песца в системе ценностей пока установить не удалось. Возможно, он был внесистемным элементом.
  Но было ли таким положение всегда? Посмотрим как на территории Ногайской Орды, то есть в Поволжье обстояли дела в более раннее время.
  В первой половине XIV века, во время расцвета Золотой Орды величайший учёный того времени Ибн Баттута однозначно говорит - 'горностай - лучший сорт мехов' и что 'соболь ниже его'. Отметим данное обстоятельство - благоденствие Золотой Орды сопровождалось нахождением горностая на вершине пушной пирамиды.
  А какова была обстановка в Ногайской Орде в середине XVI века? Данное время ознаменовалось для Ногайской Орды гражданскими войнами, убийством руководителя державы бия Юсуфа, эпидемиями, эпизоотиями, голодом, массовой эмиграций населения в соседние страны. Казалось бы, совсем маленький сдвиг в системе ценностей - замена доброго патриархального горностая на высокомерного соболя и какие разрушительные последствия наступили! Данный пример наглядно показывает - насколько бережно надо относиться к сохранению традиционных ценностей.
  
  
  Список источников
  
  1. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551 - 1561 гг. Публикация текста / Сост. Д.А. Мустафина, В.В. Трепавлов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.
  2. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1561 - 1566 гг. Публикация текста / [ сост. Д.А. Мустафина; авт. предисл. В.В. Трепавлов]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2018.
  3. Становление и расцвет Золотой Орды. Источники по истории Улуса Джучи (1266-1359) / сост., вступ. коммент., указатели, подбор иллюстраций и карт М.С. Гатина, Л.Ф. Абзалова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2011.
  4. Из глубины столетий / Сост., вступительные статьи и комм. Б.Л. Хамидуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"