Быстрецкая Ольга : другие произведения.

История, написанная синей глиной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   История, написанная синей глиной
  
   Мудростию Всевышнего халиф археев по имени Абу Алим Мухаммад ибн Бакр ибн Сабил ибн Мусса Аль-Бухари по прозвищу Насар отдыхал у себя в саду от государственных забот, как вдруг узрел трех ежей, которые неспешно прокладывали путь среди грушевых деревьев.
   Сухие листья прилипали к иглам, и теперь ежи походили на дервишей, ищущих истину среди палых яблок и груш. Казалось, солнце потешалось над забавными созданиями, отбрасывая на ежиные мордочки отраженные в мраморных фонтанах лучики. Зверьки недовольно фыркали, но уверенно продолжали свой путь. Понаблюдав за игрой светила некоторое время, халиф Насар заметил странную последовательность, с которой ежи раз за разом прокладывали дорогу в листве. Халиф сосредоточил свой взор на одном из тенреков и вскоре пришел к выводу, что маленькие лапки оставляют не обычный след, а плетут диковинную вязь.
   Перед сном халиф Насар повелел своим слугам выпачкать лапки ежей мелом. Утром он обнаружил, что мел смешался с землей и узор получился неясный.
   На вторую ночь халиф приказал измазать лапки и животы ежей белилами, но следы накладывались один на другой, и разобрать рисунок было невозможно.
   Перед третьей ночью халиф распорядился вымазать брюхо одного ежа красной камедью, другого желтой охрой, а третьего синей глиной. И на утро перед халифом Насаром предстали невиданной красоты сплетения, так напоминавшие слова, что он немедля призвал лучших архейских ученых, чтобы они принялись усердно изучать разноцветную вязь и составлять из нее алфавит.
   Две полные луны сменили одна другую на небосводе, и алфавит был составлен. В нетерпении халиф бросился в сад, где при свете дня смог прочитать истории, которых было три по числу ежей.
  
   Красная история рассказывала о судьбе юноши, которого собственные родители продали шаху Аниязу в уплату долгов. Юношу оскопили и отправили служить в гарем шаха. Став евнухом, юноша занимался тем же, чем и все его собраться по несчастью - ублажал господских жен в отсутствии хозяина. В стране халифа Насара не было обычая держать евнухов, как не было и больших гаремов, но он знал, что оскопленные мужчины все еще могут использовать свой сухой уд, однако не способны орошать семенем лона наложниц и молодых жен.
   Горька ли такая судьба, судить тем, кому довелось испытать тот жребий на себе. Тот, кто испытал, никогда не напишет об этом ни строчки, ибо известно, что сила созидать берется из тех же недр, что и мужское семя.
   Однако в истории, написанной камедью, говорилось, что юный евнух горько плакал о своей судьбе. И так сильны были его стенания, что в одну ночь к нему явилась старая лисица, и спросила, не может ли она чем-то помочь его горю? На родине юноши лисы умели заниматься магией и владели илм алгайб, кроме тамима. Сперва евнух испугался, но потом решил, кто потерял мужество, уж больше не может потерять ничего ценного. А лиса про себя поняла, что евнух настолько молод и глуп, что обмануть его не составит труда. И когда юноша попросил рыжую помочь ему вернуть мужество, лисица ответила, что сделает это с радостью, но евнух обязан пройти лисье испытание. На самом деле рыжая хотела похитить наивную душу, чтобы обменять ее у джиннов на собственное долголетие. Юноша же был настолько неопытен и несведущ, что немедленно согласился.
   Суть испытания сводилась к тому, что евнух должен был в течение семи лун соблюдать строгий пост и есть лишь то, что принесет лисица. А носила рыжая евнуху по сорок орехов с восьми разных кустов, запивать же велела только водой либо молодым вином. Так юноша и поступал, не ведая, что в особой последовательности всегда сокрыт особый смысл. А спросить совета он не мог, так как в стране шаха Анияза магию не чтили, и всех, кто касался ее, строго наказывали.
   Скрепя сердце евнух держал пост целых семь лун, питаясь только орехами, запивая их водой, и на закате седьмой луны вдруг почувствовал, что мужество возвращается к нему. Лисица же скрытно наблюдала, предвкушая скорую развязку.
   От счастья юноша не знал, как поступить и что теперь делать, поэтому просто пошел в гарем шаха, чтобы исполнять свои обычные обязанности - развлекать скучающих наложниц и молодых жен. Обычно юноша мог трудиться сухим удом до зари, однако вернув мужество, оросил лоно первой же наложницы, как только возлег с ней. Наложница не придала этому значения, не заметив в себе семени, и просто позвала другого евнуха.
   Так продолжалось в течение месяца. За ночь Берех, который вернув мужество, вернул себе и имя, покрывал пять наложниц и жен, после чего ложился спать до рассвета. И так он покрыл их всех.
   Через месяц женщины заметили отсутствие обычной для этой поры крови. А так часто бывает, когда женщины долго живут вместе, то и кровь у них выходит в одно и то же время. И вот все сорок наложниц и восемь молодых жен обнаружили, что крови нет. Самый старый и опытный врачеватель истолковал случившееся, как волю Всевышнего, и сообщил гарему, что все до одной наложницы и молодые жены понесли и скоро подарят шаху детей.
   Шах Анияз в те дни был с посольством через две страны. Вернувшись, шах пришел в ярость и стал выяснять, как могло случиться, что все наложницы и молодые жены одновременно понесли? И тут один из евнухов указал на Береха, сказав, что видел, будто тот оросил лоно наложницы, и что уд Береха уже не сух. Сам Берех прятался тогда за ширмой и, услышав эти слова, бежал, понимая, что шах Анияз жестоко расправится с ним.
   Береху удалось преодолеть стены дворца, пересечь рыночную площадь и выбраться за пределы крепости. Но на этом его удача закончилась - стража заметила убегающего, по одежде узнав в нем евнуха. Шах немедля приказал своим верным слугам стрелять вслед беглецу с крепостной стены. И сорок стрел пронзили тело, а еще восемь проткнули голову Береха. Юноша упал и мгновенно умер.
   Левый глаз его свидетельствовал о том, что перед смертью Берех не испытывал страха, но лишь гордость, что успел в своей короткой жизни сделать что-то заметное. Также юноша втайне надеялся, что один из его сорока восьми потомков займет место шаха на троне. Правый глаз Береха пронзила последняя стрела, поэтому мы никогда не узнаем, о чем он мог нам поведать.
   Лисица же спокойно вернулась в нору, унося в мешочке душу юноши.
  
   Еж, вымазанный охрой, рисовал историю о войне и трех братьях, которые бились доблестно, но потерпели поражение. Братья вынуждены были отступать, бросив обоз и даже воду. Старшего звали Абдурашит ибн Агзам ибн Мансур, среднего - Разат, а младшего - Зыя по прозвищу Тахир.
   Возвращаясь в родные места по пустыне, возле брошенного оазиса с пересохшим колодцем братья набрели на разграбленный караван. Восхвалив Всевышнего за такой щедрый подарок, они утолили голод и жажду тем, что побросали грабители.
   Похоронив караванщиков и отдохнув, братья обыскали оазис и среди разбитых клетей и корзин нашли серебристую птицу с человеческим лицом, которая умела говорить на фарси.
   Старший брат счел находку опасной и предложил отпустить птицу.
   Средний брат поддержал его, но советовал убить неизвестное существо, так как считал его нечистым духом.
   Однако младший, - о нем известно, что он слыл философом и даже два года исполнял обязанности писаря при темнике Булане ибн Юсефе Аль-Ургенче из Хорезма, что погиб при осаде высокогорной крепости аланского князя, - младший брат предложил продать существо или выменять на провизию. Довод был разумный, так как теперь братья вышли на караванную тропу и вскоре должны были попасть в какое-либо селение. И старшие согласились с младшим.
   Действительно, через несколько дней братья выбрались из пустыни и подступили к городу Тимьян, где жили гишпаны, которые были так бедны, что не соглашались на обмен или торговлю, если речь не шла о еде.
   В то время закончилась война с аланами и началась война с угнетенным народом козры, которые были подневольны чужим хазанам. Это племя использовало в своем войске разного рода нечисть: навьев, лекалей, которых другие народы знали как рух, и енгуров. По этой причине козры опасались селиться далеко от воды, считая это непристойным. А те из них, что забирались высоко в горы, пасли небесных птиц, питаясь лишь их молоком. Говорили, а доподлинно знает лишь Всевышний, что у козры в войске были аль-каркаданн, что выглядит достоверно, так как каркаданны являются кормом для больших боевых птиц. Использовали их как пищу для рух или в качестве боевых единиц, история умалчивает. Существуют лишь обрывочные сведения, поступившие от ученых-гяур, но вряд ли такой источник заслуживает доверия.
   Заслышав о небесных птицах, братья решили, что им посчастливилось поймать одну из них. Старший предложил устроить балаган, в котором показывать птицу за деньги, и так скопить на дорогу в родной город. Средний поддержал его, говоря, что нужно нанять ловчего, который заставил бы своих зверей совокуплятся с птицей на потеху толпе. Однако младший брат рассудил, что выгоднее и безопаснее всего было бы продать птицу одному из правителей здешних земель. Это могло бы принести не только золото, но и службу. И старшие братья согласились с младшим.
   Вскоре дорога привела их к большому городу гишпанов, где правил халиф по имени Яфас Урмой. Проведав про диковинную птицу, халиф призвал братьев во дворец, где расспрашивал о том, как птица попала к ним в руки, что она ест и что она есть.
   Халиф Яфас Урмой был сметлив, и вскоре понял, братья сами не ведают, что за создание оказалось в их руках. Тогда Яфас Урмой созвал ученых и звездочетов, которые были в особом почете в стране гишпанов и даже имели привилегию носить такие же дорогие шелковые одежды, что и халиф.
   Братьев поселили в дальней комнате, приставили им слуг, но кормили как наемных воинов, а не гостей.
   В первую же ночь старшему брату приснился сон, в котором серебристая птица пообещала, что подарит ему воинскую славу и вознесет над всеми прославленными полководцами. Но в обмен он должен убить одного из своих братьев.
   Среднему во сне также явилась серебристая птица с человеческим лицом и посулила невиданное богатство, на которое можно купить целую страну, а также внимание женщин до самой старости. Но взамен птица потребовала кровавой жертвы - одного из братьев Разата.
   И младшему приснилась птица, прельщая его собранием рукописных трудов всех великих мудрецов мира. И тоже хотела братоубийства.
   Наутро братья, едва взглянув друг другу в глаза, поняли, что видели один сон.
   Старший и средний выхватили сабли, но младший остановил их, сказав, что готов умереть ради них. Так он предложил братьям одновременно вонзить сабли в его сердце, чтобы они оба могли достичь желаемого.
   Старший тут же опустил оружие и в слезах пал на грудь младшего брата, умоляя простить. Однако средний, Разат, не был исполнен братской любви, и занес острие клинка для удара. В последний миг старший брат понял его намерения и заслонил младшего от удара своим телом, одновременно пронзив горло Разата. Спустя мгновение оба рухнули на пол комнаты бездыханными.
   Халиф Яфас Урмой, выслушав рассказ младшего брата, поведал тому, что удалось узнать ученым и звездочетам за ночь.
   Серебристая птица с человеческим лицом была Сирин - очень редкая и очень опасная райская птица, дарующая забвение, но затем насылающая на человека беды и страдания. Едва прознав о природе птицы, халиф повелел сжечь ее, а пепел развеять за городской стеной.
   Чтобы утешить Зыю по прозвищу Тахир, халиф Яфас Урмой предложил тому службу. И вскоре Зыя, который получил при дворе имя Мухаммад-Тахир, стал личным летописцем халифа. Он прожил сто пять лет, оставив после себя богатейшее собрание рукописей, которые легли в основу великой библиотеки гишпанов.
  
   Синей глиной была написана история жизни самого халифа археев по имени Абу Алим Мухаммад ибн Бакр ибн Сабил ибн Мусса Аль-Бухари по прозвищу Насар. Начиная с его странствий, женитьбы, военных побед, заканчивая тем, как халиф Насар нашел в саду трех ежей и прочитал свою судьбу в следах одного из них.
   С последним узором история обрывалась, так как смертным не дано познать будущее. Но упрямый тенрек продолжал свой путь, и халиф прозревал все больше и больше подробностей о своей судьбе. Так Насар простоял над синей вязью до заката и затем всю ночь.
   Наутро халифа нашли мертвым. На его груди мирно спал еж, вымазанный синей глиной. Придворные обнаружили при халифе свиток с алфавитом. Ученые бросились в сад, чтобы прочитать истории, но следы были уже сметены ветром, а ежи больше не появлялись.
   Удалось разобрать только последний узор, написанный синим. Вязь гласила, каждый, кто в подробностях знает свою будущую жизнь, уже прожил ее.
   Халифа Насара по обычаю похоронили в тот же день со всеми подобающими почестями. Алфавит тенреков положили в могилу вместе с ним, чтобы больше никто не мог отравиться ядом познания и умереть раньше отведенного Всевышним времени.
   Позднее в смутные и тревожные годы, когда с северо-запада пришли орды неверных под знаменами лжепророка, могила халифа была осквернена и записи пропали.
   Где и в чьих руках сегодня находится тот алфавит, доподлинно неизвестно.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"