Правда сами русские об этом понятия не имеют и поэтому говорят:
Сами мы не местные, кто такой Святогор-не знаем.
Поэтому почитаем былину под названием "Святогор и Илья Муромец"
Былина эта непростая. И очень мудрая.
Дело серьезное. Как бы сохранить тональность.
Событие в былине происходит на горе Елеонской.
Есть такая гора в Евангелие. Буковка в буковку.
И это не случайно, а специально вставлено.
21.1. Матфей.
"И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников..."
Но в былине есть кое-что другое, чего нет в Евангелие, но она своей масштабностью пытается докричаться до нас через века.
Появление самого Ильи Муромца-четко привязано к месту.
33 года Илья не мог подняться. Излечили его святые калики во главе с самим Христом. В 33 он встал. Многозначительно, неправда ли?
Это из другой былины про Илью Муромца.
Почему Муром?
Служил Илья в войсках Андрея Боголюбского. Есть такое.
Сам Андрей-сын Святого Глеба Владимировича. Князя Муромского.Это уже не из истории, по которой Андрей-сын Юрия Долгорукого.
Вот из-за своего происхождения и порублена была в куски наша история.
В том числе об этом и былина.
"Издалёка из чиста поля выезжал богатырь Илья Муромец. Едет он по полю, видит: перед ним вдалеке -великан-богатырь на могучем коне. Ступает конь по полю, а богатырь в седле крепким сном уснул. Догнал его Илья:
- Ты и вправду спишь или притворяешься?
Молчит богатырь. Едет, спит."
Илья Муромец пытается разбудить Святогора.
" Рассердился Илья. Схватил он свою палицу булатную, ударил богатыря. А тот и глаз не раскрыл. Во второй, в третий раз окликнул его Илья, стукнул -да так, что сам себе руку отшиб"
Это намек на восстания. Пытались люди сохранить память о Своем Христе. Боролись. Не сразу смирились.
Монахи Соловецкого Монастыря 8 долгих лет держались против царских войск. За СВОЮ Веру. Кто-то совсем не смирился, как протопоп Аввакум и закончил на костре. Как Боярыня Морозова, которую заморил голодом Тишайший и с которой начудил Суриков.
Она не была такой уродкой. Сидеть бы ей в девках всю жизнь.Она была красивая и кроткая, в чем ее и сила. Не надо ей было ничего доказывать. Вот посадил бы в сани такую как Кириенко, в роли жены Григория Мелехова, вот тогда бы все ахнули. Она не фанатичка. Она-достоинство.
" А богатырь проснулся было, поглядел вокруг, почесался:
- Ох, и больно русские мухи кусаются!"
Вот она суть.
Святогор, да с таким именем и нерусский.
При этом ему самому -больно.
Больно Святогору, больно Илье.
Это и наша боль.
Почему Святогор -нерусский?
Потому что Христос стал нерусским, об этом и боль и более чем прозрачный намек на Христа-русского.
По этому сюжету можно сразу понять-когда сочинена эта былина.
После раскола и начавшихся гонений на старую Веру с Русским Христом.
Автор былины понимает, что Илья Муромец, по сравнению со Святогором-муха.
Почему Илья не может стать чем-то большим-он объяснит позднее.
А сам Илья понимает, что он неравнозначная замена, поэтому и пытается разбудить Святогора.
"Заметил он Илью, сунул его вместе с конём к себе в карман и дальше поехал. Конь его от тяжести спотыкаться стал."
Ах, как красиво.
Люди продолжали верить в Святогора-русского- при этом пряча свою Старую Веру в карман, в котором будет кукиш для новой.
Так и было.
Двенадцать статей" царе;вны Софьи.7 апреля 1685 года.
"1.
Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять."
Это инквизиция и ненависть к народу, который надо было весь перекрестить.
"5.
А которые люди ходили к расколщикам и сами у них перекрещивались, и носили детей своих крещеных, которые в малых летах и в возрасту, перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение: и тем, которые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без всякие противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко архиереям, кто чьей епархии, и им о исправлении их чинить по правилам святых апостол и святых отец; а которые покорения в том приносить не учнут и станут в той своей прелести стоять упорно и вменять то в истину, а прежнее святое крещение нарицать неправым, и тех казнить смертью."
Опять смерть и только для русских.
А чего она Кукуй, которому всё можно, не откукует в срубе?
Вот из за этого террора у несломленных старообрядцев и появится Святогор.
"Вспомнил тогда богатырь про Илью, вынул его из кармана испрашивает:
- Ты что, драться со мной хотел?
Отвечал ему Илья Муромец:
- Не хочу я с тобой драться. Давай лучше побратаемся.
Согласился богатырь. Побратались они - Святогор-богатырь и Илья Муромец. Сели, побеседовали, друг другу про себя порассказали. Дальше вместе поехали."
Стали братьями Святогор и Илья- Илья это тоже самое, что Святогор, а Святогор это Христос.
"Приехали на гору Елеонскую. Глядят -чудо чудное: стоит на горе пустой гроб дубовый."
Гроб был пустым. Не было там никого. Это важно.
Елеонская гора -это Рим-Царь Град.
Гроб для Христа был действительно дубовым.
Слово о полку Игореве.
"Всю нощь съ вечера
босуви врани възграяху у Плеснеска,
на болони беша дебрь Кияня
и несошася къ синему морю".
"- А кому в этом гробу лежать суждено? -Святогор говорит. -Ты ложись-ка, Илья, в гроб, да померяй: не для тебя ли он?
Померил Илья Муромец -нет, не годится ему гроб: в длину длинён и в ширину широк. Улёгся в гроб Святогор. Гроб ему как по мерке пришёлся."
Опять народ понимает, что замена Христа на Илью неравнозначна.
А Святогору Гроб Христа пришелся в меру-потому что это Он Сам.
"- А ну-ка, Илья, покрой меня крышечкой дубовой: полежу я в гробу, покрасуюсь.
Покрыл Илья крышкой гробовой своего старшего брата названного. Полежал Святогор и просит:
- Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.
А Илье и не открыть никак."
БЫЛИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХРИСТОС НЕ УМИРАЛ В ГРОБУ И ЗНАЕТ, ЧТО ЕГО ТУДА ПОЛОЖИЛИ, НО ОН ВСТАЛ.
Но теперь гроб не пустой.
Матфей.27. 51-53.
"И се, завеса церковная раздрася на двое съ вышняго края до нижняго: и земля потрясеся: и каменiе распадеся:
и гроби отґверзошася: и многа т;лес; усопшихъ святыыхъ восташа:
и изшедше изъ гробъ, по воскресенiи его, внидоша во святый градъ и явишася мноз;мъ."
"- Разбей крышку мечом, - Святогор говорит.
Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар -поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк - вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся."
Софья сжигала. Петр Первый будет отправлять староверов на каторгу.
Поэтому, возможно, железные обручи -это кандалы каторжников.
Из указа Петра Первого О исповеди, и о праздничных днях, и о раскольщиках. 1722 год. июля 16 дня.
"7. Хотя на раскольников записных двойной оклад и положен, и они записались, однако ж не для того, чтоб они свою раскольническую прелесть разсевать могли, и других учили, но токмо двойной оклад на них положен за то, что по упрямству своему обращаться ко святей церкви и в соединении с правоверными быть не хотят; того ради всех раскольников обязать скасками с подтверждением лишения имения и ссылкою на галеры,"
"Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:
- Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, -у тебя силушки и прибавится.
- Силушки у меня своей довольно, -Илья отвечает, -коли мне ещё прибавить - земля меня носить не сможет."
Вот так. Сам Илья понимает, что если получит силу Святогора- то есть объявит себя Христом- земля его носить не сможет- его уничтожат.
Нельзя ему выходить за рамки былинного Ильи.
"И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь -рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось."
И до сих пор лежит Святогор в этом гробу. На горе Елеонской.