Битва была за рекой Сулой. Сула пограничная река разделяющая наших и половцев.
по Росiи по Сули гради поделиша.
Рось правый приток Днепра, Сула левый.
Поэтому Христос и сказал Бояну.
О Бояне, соловию стараго времени!
Абы ты сиа плъкы ущекоталъ,
скача, славию, по мыслену древу,
летая умомъ подъ облакы,
свивая славы оба полы сего времени,
рища въ тропу Трояню
чресъ поля на горы.
Пети было песнь Игореви,
того внуку:
"Не буря соколы занесе
чрезъ поля широкая -
галици стады бежать
къ Дону великому".
Чи ли въспети было,
вещей Бояне,
Велесовь внуче:
"Комони ржуть за Сулою -
звенить слава въ Кыеве;
трубы трубять въ Новеграде -
стоять стязи въ Путивле!"
За Сулой ржут наши кони.
О победе!
За местом впадения Сулы в Днепр и находится Великий Дон.
Южнее устья Сулы Днепр разольется широко. Сейчас это 20 км. Но на старых картах это тоже так или почти так.
Поэтому Христос и называет Великий Дон морем. Хотя это и не море , именно отсюда хочется испить водички широкой Душе Игоря.
Поэтому Христос и говорит: если бы Боян умел правильно петь, то есть умел управлять событиями, чего он не умеет, то "галицы"-это половцы были бы разбиты и бежали к бы Днепру, а поскольку дальше бежать некуда, то уничтожены.
Не все половцы. Только их часть между реками Сула, Хорол и Псел.
Всех половцев Игорь разбивать не собирался, не мог бы этого сделать и этого нет у Автора.
Зато это есть у ученых, где в их баснях, Игорь потопал прямо в ставку врага, где-то на Азовском море, аки сказочный богатырь, чтобы там их всех прикончить.
Поэтому ученые и рисуют путь войск прямыми линиями, как будто он летел на бомбардировщике.
Если ты собрался куда-то по прямой идти из Путивля, то ты не идешь никуда.
Бесчисленное множество рек, озер, болот и оврагов тебя остановят или сломают шею.
А войска Игоря и Всеволода сначала собрались в Путивле и только потом отправились к Дону Великому.
Это не так у ученых, но у них всё не так, потому что они не поняли куда и зачем шел Игорь и Всеволод.
Поэтому они не знают и как шел.
А Христос, как всегда, всё объяснил.
Но сделал это настолько тонко поэтически, что ни один поэт не смог этого осилить.
Ну, и Слава Богу!
Все поэты и ученые полегли под золоченными стрелами гзака.
Зато поколение нынешних сможет восхититься Христом, как Поэтом, так и Единственным Историком на Руси до настоящего времени.
Иоанн. 14.6.
Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже прiидетъ ко Отцу, токмо мною.
Да, Господи!
Воистину.
Единственная дорога на Сулу из Путивля, как тогда, так и сейчас это дорога на городишко Сумы.
На юг это тоже единственная дорога из Путивля, города среди озер и болот, которая в 12 км. в районе Червоной Слободы разветляется на дорогу на Киев и на Сумы.
На Киев Игорь не пойдет. Он уже там был и его отец Святослав запретил этот поход.
Поэтому все бояре и знают помыслы Игоря.
И ркоша бояре князю: Уже, княже,туга умь полонила; се бо два сокола слетсста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.
Тьмуторокань-это ЦарьГрад. Там Император Христос.
К нему и шли братья.
Всеволод Игорю.
"Одинъ братъ,
одинъ светъ светлый -
ты, Игорю!
оба есве Святъславличя!
Седлай, брате,
свои бръзыи комони,
а мои ти готови,
оседлани у Курьска напереди.
А мои ти куряни - сведоми къмети:
подъ трубами повити,
подъ шеломы възлелеяны,
конець копия въскръмлени;
пути имь ведоми,
яругы имь знаеми,
луци у нихъ напряжени,
тули отворени,
сабли изъстрени;
сами скачють, акы серыи влъци въ поле,
ищучи себе чти, а князю славе".
Пути им ведомы только до Великого Дона.
Дальше они им неведомы и это не нужно для этого похода.
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме,
в Олзе,
и Поморию,
и Посулию,
и Сурожу,
и Корсуню,
и тебе, Тьмутораканьскый блъванъ!
Тьмутораканьскый блъванъ- Сам Христос так Себя называет. Идол.
Посмеивается над Собой.
А зачем яруги знаемы?
Да потому что их полно будет до Сумы.
По дороге от Путивля до Сумы где-то 90 км. За пару дней должны пройти. Но надо поить коней, делать привалы, готовить на кострах еду, будет одна или две ночевки. Для этого надо и знать эти овраги.
Прятаться пока не от кого, но мало ли? Могли быть и лазутчики у половцев и доносчики.
Не такие уж они и дураки, если сумели забрать себе у нас столько земли.
У войска Игоря есть телеги. Ногами много не натопаешь. И на себе оружие не потащишь.
Мечи, кольчуги, шлемы, щиты, копья, луки-все это не для путешествий.
Опять таки, для лагеря нужна всякая халабурда.
Котлы, палатки, накидки от дождя, зерно для коней, продукты для себя итд.
Сумы-населенный пункт на границе разделяющей нас и половцев.
И там будет идти торговля с половцами.
Война войной, но всегда найдутся желающие на ней наварить, даже с риском.
Тем более на границе, которая всегда является таким пунктом обмена товаров.
И не просто на границе, а на большой дороге, которая и проходит через Сумы, как тогда, так и сейчас.
Одна дорога из Сумы идет на Полтаву, другая на Харьков.
Поэтому.
С зарания въ пятокъ
потопташа поганыя плъкы половецкыя,
и рассушясь стрелами по полю,
помчаша красныя девкы половецкыя,
а съ ними злато,
и паволокы,
и драгыя оксамиты.
Орьтъмами,
и япончицами,
и кожухы
начашя мосты мостити по болотомъ
и грязивымъ местомъ,
и всякыми узорочьи половецкыми.
Чьрленъ стягъ,
бела хирюговь,
чрьлена чолка,
сребрено стружие -
храброму Святъславличю!
Игорь потоптал не полкИ половецкие, а пОлки с товаром.
Злато, паволокы-шелковая ткань, и дорогие камни.
Где они взяли?
Наторговали у византийцев за дань, которую они получат с нас же, но с тех, кто под ними.
И притащили к нам, кто не под ними.
У нас доступа к этим товарам нет.
Перекрыли половцы.
А запросы у наших барышень остались.
Кроме того, с зарания войска не потопчешь, это не мухоморы и на это нужно время.
Наши ученые и поэты все это барахло подарят Игорю.
Лихачев.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассыпавшись стрелами по полю,
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото, и паволоки,
и дорогие оксамиты.
Покрывалами, и плащами, и кожухами
стали мосты мостить по болотам
и топям,
и дорогими нарядами половецкими.
Червлёный стяг,
белая хоругвь,
червлёный бунчук,
серебряное древко -
храброму Святославичу!
Да-с. По этому переводу учат наших детей.
Не мчали мы девок половецких.
И не сыпали стрелами по полю.
Это они сами разбежались, как стрелы, горе ты луковое нашей Литературы.
И серебряное древко не дарили Игорю.
Сейчас скажу что это.
Но перед этим Автор сказал:
А половци неготовами дорогами
побегоша къ Дону великому:
крычатъ телегы полунощы,
рци лебеди роспущени.
Это сначала Игорь распотрошил торговцев.
А уже потом направился в сторону Днепра-Дона Великого.
И ночью войско Игоря движется, а не отдыхает.
Нельзя терять время. Нельзя оказаться в болоте, а перед тобой стоят половцы на твердой земле.
То есть, войска свернули с дороги на Запад к Суле. До ее истока 20 км.и поэтому пошли по неготовыми дорогами.
Это бездорожье, но половецкие войска здесь тоже ходили. Им надо присматривать за границей вдоль левого берега Сулы.
Но в этой фразе половцы здесь это не враги, а наши лошади запряженные в наши телеги.
Так по смыслу, хотя сейчас и трудно найти такое значение этого слова.
Но есть половая лошадь, хотя это и про окраску.
А что мы знаем про лошадей, если не могли 215 разгадать фразу
Той клюками оперся о кони?
А вы читаете того, кто ее разгадал.
Не сам, а с помощью Христа.
Буквально.
Неготовые дороги. Это грязь и трясина, а не дорога. По самому болоту не очень то пройдешь.
Левый берег Сулы, а Игорь пойдет вдоль него, это очень болотистое место.
10 левых притоков. Болот - 1300 км;.
И все эти болота будут слева.
Поэтому войско и мостит гати.
Почему Игорь свернул здесь, а не где-нибудь еще?
Две причины.
1.
Только здесь можно пройти к Дону Великому.
2.
На правом берегу Сулы свои. И там есть военные гарнизоны.
И есть укрепления, которые и сейчас сохранились. Это Городища.
При неудачном течении боя наши войска могут спастись просто перейдя реку.
И это было запланировано, потому что Игорь начал уходить, но Всеволод был окружен и Игорю пришлось вернуться.