Каждый год в рассказах БД я обнаруживаю какую-то ведущую тенденцию, какую-то особенность, присущую текстам от разных авторов, пишущих часто в совершенно разных стилях и жанрах.
Каждый раз занятно бывает попытаться понять, чем она вызвана и каким причудливым способом связана со злобой дня.
В этом году такая особенность - незавершенность.
Даже нет, не просто незавершенность: речь не об отсутствии концовки. Речь об отсутствии в тексте собственно рассказа - в смысле литературной формы. Достаточно много текстов представляют собой, по сути, пролог для более крупной вещи: повести, романа... И обрываются, не успев толком и начаться, оставив вопрос "Так, ну и что?!" висеть в воздухе.
Да, рассказы, состоящие из одной лишь экспозиции, тоже бывают - и в их числе такие классические шедевры, как "Уходящие из Омеласа".
Но "Найти Кащея", "В дни алого ветра", "Наездники на скарабеях", "Пиво и сакура", "Волшебник" и т.д. - это совершенно иной случай. Это именно что первые главы без последующих. Ну вот как на "Литресе" каком-нибудь: читаешь бесплатный отрывок из начала, а чтобы узнать, что дальше, изволь купить всю книгу. Только здесь книги нет.
Сложно было удержаться и не влепить всем этим рассказам сразу низшие оценки. Особенно учитывая, что чем лучше текст - тем интересней узнать, так и что там дальше-то, и тем обиднее, что дальше - ничего. Ну, я постарался держать себя в руках, но выше "пятерки" ни один такой "тизер" не получил.
Акуленко Е. Бд-20: Следующая ступень
Честно говоря, я не ценитель военно-отставной романтики. Ни в сентиментальной форме, ни в фонтанно-купальной.
Но должен отдать должное автору: он сумел почти идеально выдержать баланс, не впав ни в слезливость, ни в браваду. Это само по себе дорогого стоит, пусть даже вызвать сочувствие к героям в итоге так и не получилось.
Главный изъян рассказа - тот же, что и главное достоинство: оригинальный сеттинг (не то, чтобы вот прям новаторский... можно сказать, "День гнева" наоборот).
Нужно было либо вообще избегать подробностей, либо, если уж взялся расписывать детали, вплоть до эпизода с заплывом за буйки, тогда уж продумать ответ на самый наиочевиднейший вопрос: животные, обретя разум, перестали жрать друг друга, или как? Кем питались те же, к примеру, волки?
А так получается дыра, не просто отвлекающая от действия, но мешающая воспринимать происходящее всерьез, что в данном случае - фатально.
Жемчужников А. Проживём
Бойкая байка, мистическая бытовуха. Умелая игра на контрастах. Вроде бы ни о чем - но придраться почти не к чему, да и как-то так мило написано, что и придираться не хочется.
И все же... Есть какое-то ощущение, что чего-то не хватает. Но, к примеру, анимационная короткометражка по этому рассказу могла бы получиться, сдается мне, очень достойная.
Вебер А. Из жизни чайников
Ну Платона-то в финале совсем не стоило приплетать. Понимаю, что эта банальная история - совсем не о том, но... щепотка невежества ее ничуть не улучшила.
Red M. Бд-20: Гениальный рассказ
Название все-таки стоит заменить. Ну, чтобы избежать ассоциации с "Самым лучшим фильмом" хотя бы.
А так рассказ действительно неплох. Уже тем, что использует сразу две фантастических идеи - для относительно короткого текста это тяжеловато, но автор справляется на удивление изящно.
Горностаев И. Бд-20: Эльфийская баллада
Перефразируя классика детской литературы, пошлые шутки нужно сочинять так же, как и обычные, только еще остроумнее.
Так вот это - неостроумно.
Альтегин Е. Бд-20: Тётка / Гетла Бд-20: Двое в ночном ноябре
"Новые святочные рассказы", как я их называю - по сути, уже вполне оформившийся самостоятельный поджанр.
Даже слишком оформившийся. Застывший. Превратившийся в канон, в котором от текста к тексту меняются лишь подробности. Впрочем, как и в классическом святочном рассказе.
А я не любитель канонов.
Поэтому хорошая, ровная, остроумная, но, увы, шаблонная "Тетка" мне нравится меньше, чем нервные, рваные и слишком уж, на мой вкус, пафосные даже для "святочного рассказа", но - ломающие канон неожиданным финалом "Двое".
Бородкин А.П. Бд-20: Next
Название рассказа некоторым образом отражает его структуру - и это не комплимент.
Если многие другие конкурсные тексты, как я уже пожаловался в самом начале, обрываются, не успев начаться - то этот текст успевает начаться несколько раз заново. С новыми персонажами, новыми фантастическими идеями - и чуть ли не в новом жанре.
Ничто из событий, изложенных в первой части рассказа, не ведет к финалу. Если бы главный герой действительно не собирался рассказывать о себе лишнего - он начал хотя бы так: "Все началось с того, что я помог типу в фетровой шляпе тащить секретер".
А лучше бы начал с "У меня есть дар, я читаю книги одним прикосновением". Потому что такой финт в развязке - это даже не "бог из машины", это натурально "рояль в кустах".
Орестов В. Бд-20: Котофей
Неплохая юмореска. В хорошем смысле слегка ностальгическая. В духе незабвенной последней полосы "Литературки". Только уж очень... неаккуратная. Словно наспех написанная и ни разу не перечитанная перед отправкой на конкурс.
Никулкин А.В. Зарку снова не везёт
Вот рассказ, идеально соотвествующий практически всем моим судейским критериям.
И леворезьбовый в меру, и написан изящно, и со смыслом. Яркие образы, хороший язык.
Немного какой-то... неяркий. В плане эмоций. По сравнению с другими конкурсными рассказами. Но это обосновано сюжетом.
В конце концов, если есть мистические детективы, то почему бы не быть и трансцендентальной юмореске?..
Рысь А. Гермафродит
Тот редкий случай, когда в рассказе слишком много... извините за наиболее уместное в данном случае выражение, контента.
Интриги, политика, бессмертие, нечеловеческие расы, их психология и культура, сразу несколько разновидностей трагедии... То, что главный герой ко всему прочему еще и гермафродит, на общем фоне - деталь далеко не самая значительная и, что важнее, не самая интересная.
На этом конкурсе есть несколько рассказов непонятно про что - потому как ни про что. С "Гермафродитом" наоборот: непонятно про что, потому как... непонятно, что из прочитанного составляет собственно смысл текста, а что - фон для антуража?
Ну плохо главному герою, да - а почему? Не то, чтобы бы него не было причины страдать - наоборот, я бы на его месте еще в третьем абзаце повесился бы. А он ничего, все как-то может вытерпеть.
Может быть, стоило бы написать как раз о том, благодаря чему этот главный герой все-таки живет и сохраняет рассудок?
Рябиновый Д. Бд-20: Вмешательство седьмого уровня
Изящный обыгрыш Стругацких, "За миллиард лет до конца света" некоторым образом наоборот. Остроумно!
Однако, я когда-то уже читал фантастический рассказ, основанной на той же самой идее: "Иногда, чтобы подтолкнуть объект к революционному открытию, не хватает только одной маленькой детали - веры в то, что открытие возможно". Только там соревновались две команды изобретателей - земная с инопланетной. Нет, я ни в коем случае не собираюсь обвинять автора в плагиате - тем более, что даже названия того текста вспомнить не могу.