Во-первых и главных: если вы, уважаемый автор, не найдете в нижеследующем тексте прямого упоминания о своем рассказе - это еще не значит, что он мне не понравился. Или, напротив, понравился. Это значит лишь то, что я затрудняюсь добавить к выставленной оценке что-либо существенное (за рамками обзора остались и некоторые "шестерочники", и "коловики"). Если вас все-таки интересует мое скромное мнение - оставляйте записку в комментариях.
Во-вторых, несколько слов о "средней температуре". Она, как и следовало ожидать, средняя. Даже - средненькая. Но это нормально. Беспокоит другое, а именно - то, что наиболее сильные, на мой взгляд, рассказы - не то, чтобы мрачные и злые... но суровые и жесткие. А добрые - по большей (и не лучшей) части какие-то беззубые да пафосные (да, я никогда не употребляю слово "пафосный" в качестве комплимента). Ну да, слава Богу, не без исключений.
В-третьих, необычайно обилен нынче урожай ядерных грибов, метеоритов и всего такого апокалиптического. Кризис, что ли, сказывается?.. Причем, знаете, ли, меня порой просто поражает самоуверенность людей, не просто берущихся за тему, казалось бы, уже давно раскрытую таким мощным автором, как Иоанн Богослов, но и пытающихся превзойти его в мастерстве живописания ужасов, предваряющих и сопровождающих конец света. Что ж, по крайней мере, на сей раз налицо закономерность: чем меньше лишних леденящих кровь подробностей в рассказе, тем он получается не только оригинальнее, но и убедительней.
В-четвертых, порой мне кажется, что вампирами становятся люди, умершие от скуки.
В-пятых, "левая резьба" на СИ понемногу становится хоть и не стандартом, но - делом привычным. Кстати, во многом благодаря одному из авторов второй группы. С одной стороны - это, конечно, хорошо, с другой стороны - теперь одной только хармсообразности недостаточно, чтобы получить от меня бонус за "лица необщее выражение".
Ну, и перейдем, наконец, к "личным делам".
Никитин Д.Н., "Лопата Одиссея"
Написать рецензию на этот рассказ, ни разу не использовав при этом слово "брюзжание", не представляется мне возможным. Увы.
В самом деле, на что именно сетует автор? Во-первых, на то, что среди студентов "престижных" факультетов числится немало быдлохамов, не особо интересующихся и основной-то своей специальностью, не говоря уж о "лишних знаниях" (в которых, как известно, "лишние печали"). Во-вторых, на то, что романтика "звездных путей" угасает. Точно так же, как и романтика "тумана и запаха тайги". И становятся частью истории соответствующие культурные пласты...
Согласен, первое - отвратительно. Но, по-моему, жаловаться на это - все равно, что ворчать по поводу плохой погоды. В конце концов, если разобраться - это издержки системы (не только образования), благодаря которой стало возможно, среди прочего, и осуществление космических программ.
Второе, согласен - печально. Но лично моя печаль по данному поводу - светла. Потому что, если продолжить странную аналогию автора, то исследователи космоса, в отличие от хитроумного царя Итаки, принесли людям не бесполезное в горах весло, и даже не "весть о морском просторе". Они принесли людям само "море звезд": теперь оно плещется у самого порога. И люди поступают так, как всегда поступают и будут поступать: ловят в море рыбу, возят по нему на кораблях товары. А весла сменяют гребные винты...
Хаджинов А.А., "Бд-9: Случай в деревне"
Главная... возможно даже, единственная - но, увы, фатальная проблема этого рассказа в том, что он - "просто рассказ". Не страшная история - для этого "Случай в деревне" слишком уж несерьезен, чуть ли не дурашлив. Но и не смешная. И не современная сказка - как-то нескладно. И не фэнтези - уж очень наивно, и не... и не...
Пожалуй, могла бы получиться байка. И даже неплохая. Но - не получилась. А почему? На мой взгляд, в байке главное - личность рассказчика. Проявляющаяся не столько в том, что он рассказывает, сколько в том - как рассказывает. В манере выражаться, в метафорах и аналогиях, в раздаваемых характеристиках, в расстановке акцентов, в паузах и уходах в сторону от основной темы...
Искусство рассказывания баек - скорее исполнительское, а сюжет... неплохо, если он будет оригинальным, но необязательно даже и это. Главное - чтобы оригинальным был образ рассказчика. А вот рассказчика-то в рассказе и нет, даром что повествование ведется от первого лица.
Пример навскидку: "Рассказал ей об учебе, с какими девочками встречаюсь и еще много разной чепухи". Это по мнению автора, протагонист рассказывал чепуху. Это бабушка, по мнению протагониста, могла расспрашивать о чепухе. Но сам о себе молодой человек вряд ли выразился бы подобным образом - ну, а если бы все-таки выразился, то неспроста: что же его так волнует, что интересует студента в жизни такое, что учеба и девушки по сравнению с этим - "чепуха"?.. И вовсе я не придираюсь к мелочам: именно из мелочей складывается общее впечатление, и от мелочей зависит, будет оно цельным - или не будет.
Да, и при всем при этом личность рассказчика вовсе не обязательно должна совпадать с личностью автора. Возможно, в следующий раз работу над рассказом стоит начать с сочинения образа альтер-эго (виртуала, аватара), и уж ему доверить изложение сюжета. Уж чего-чего, а воображения, я полагаю, автору должно хватить, и даже с избытком.
Кабанова К.В., "Бд-9: Второй язык любви"
Еще один вечный сюжет: некий имярек внезапно обнаруживает у себя некие сверхчеловеческие способности, и это открытие неким образом кардинально меняет его жизнь. Как и все вечные сюжеты, на первый взгляд он прост, но зато допускает бесконечное количество вариаций.
Три основных компонента, из которых складывается повествование - три вопроса, на которые должен ответить автор. С первым вопросом, - какие именно "некие сверхспособности", - затруднений обычно не возникает. На второй, - как именно "кардинально меняется" жизнь протагониста, - фантазии хватает, увы, не всегда и не всем (и во второй группе БД-9 есть, увы, тому печальные примеры). А третий вопрос, - кому именно даются сверхспособности, и почему (или за что) даются именно ему, - многие вообще игнорируют. И совершенно зря - ведь именно в этом, извините за цинизм, и состоит основное различие Евангелия от Матфея и комиксов от Marvel.
"Второй язык любви" содержит ответы на все три вопроса, что уже само по себе хорошо. И даются эти ответы отнюдь не по-комиксовому, в лоб - что совсем замечательно. Изящно материализованная метафора от смешения с бытовухой ничуть не теряет в глубине и поэтичности, но приобретает логичную убедительность закона природы. В которой, как известно, все взаимосвязано. Не дар, полученный ни за что ни про что, меняет жизнь человека - но человек получает тот дар, который способен воспринять - чтобы с его помощью изменить свою жизнь. И даже, возможно, не только свою.
Дар любви дается тому, кто способен любить. Вот так просто...
А "Зеленые рукава" - и в самом деле не самая подходящая песня для свадьбы.
Сотников О., "Бд-9: Само совершенство"
Бывают сюжеты банальные и затертые, а бывают - классические и даже "вечные". Среди последних есть и такой: Он и Она любят друг друга, и все у них хорошо, как вдруг, внезапно, выясняется некое роковое обстоятельство, препятствующее их счастливому союзу. Обстоятельство, отметим - обязательно внешнее, не зависящее от самих влюбленных. Например, родители собираются выдать Ее замуж за другого. Или их страны объявляют друг другу войну. Или Она оказывается дочерью Его заклятого врага. Или... или вот: Она оказывается роботом. А что, собственно, такого уж особенно рокового в том, что Она оказывается роботом, особенно по сравнению с некоторыми из вышеизложенных вариантов? Запомним пока что этот вопрос и двинемся дальше...
С фантастическими идеями дело обстоит примерно таким же образом, что и с сюжетами. Написано бессчетное множество фантастических текстов, описывающих более или менее удачные попытки создания образчика совершенной красоты. Впрочем, не только фантастических: вполне реальные научные исследования в этом направлении проводятся уже давно. И вот что любопытно: синтезировать лишенный недостатков усредненный образ из идеалов нескольких сотен добровольцев - технически не так уж и сложно. Но только образ этот неизменно оказывается не слишком привлекательным. Объяснение лежит на поверхности: как говорится, some it hot, some like it cold. Что для одного изъян, для другого - достоинство. Тем не менее, мечта не оставляет умы. Запомним и этот момент.
Наконец, существует множество текстов, описывающих попытки создания идеального робоспутника жизни. Как правило, описывающих в юмористическом ключе. Как правило, неудачные попытки.
Итак, рассказ "Само совершенство" представляет собой комбинацию из вечного сюжета и двух классических идей. Надо отдать должное автору - весьма оригинальную комбинацию. По крайней мере, мне до сих пор ничего подобного не встречалось. И написан текст, с технической точки зрения, хорошо. Так что я, не задумываясь, оценил бы его очень высоко, если бы только... не задумался.
Если не ошибаюсь, Эва представляет собой крупносерийное изделие. Без какого-либо тюнинга, без тонкой или хотя бы грубой настройки под вкусы клиента. Тем не менее - прямо "из коробки" ее обаяние срабатывает, как универсальная отмычка.
Что характерно - автор, описывая Эву, вовсе не избегает конкретики. Так, он сообщает, что у нее большие зеленые глаза, белые зубы, низкий голос и она, вероятно (судя по "не руке, а ручке"), миниатюрна (лично мне не нравятся миниатюрные женщины с низким голосом, но речь не обо мне). И, тем не менее - цельный образ не складывается и, тем более, не запоминается. Что-то расплывчатое, неопределенное, бесхарактерное... Никакое.
Безусловно, не стоило сравнивать Эву одновременно с античной статуей Афродиты (http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Статуя_Венеры.jpg) и с Клеопатрой (http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Cleopatra_VII_from_Hermitage_Peterburg.jpg) - но дело даже не в этом.
За что Марк полюбил Эву? Ну хоть бы одна конкретная причина в тексте упоминалась: за ум, за энергичность, за доброту... да хоть бы за те же зеленые глаза, черт возьми! Нет: он полюбил ее вовсе не за достоинства. А за отсутствие недостатков.
Впрочем, один недостаток у Эвы все-таки обнаружился в конце концов. Один-единственный: она оказалась не единственной в своем роде. Но, не случись на крыльце роковой листовки - Марк об этом сам никогда бы и не догадался.
Возможно, я ошибаюсь, но, по-моему, любимый человек для любящего - всегда единственный и неповторимый. А если любимая - не единственная по определению, повторяемая в промышленных масштабах? Как тут быть?! "Забыть. И любить, если сможешь", - советует дед Михей. И пастораль оборачивается циничным фарсом.
Возможно, я заблуждаюсь, но, по-моему, полюбить универсальную женщину способен только универсальный мужчина. И кто, спрашивается, в этом рассказе робот?!
Прав, безусловно прав дедушка-сводник: Марк сможет и еще одну. И не одну. Настоящую, впрочем - вряд ли.
Потому что совершенство для него - отсутствие индивидуальности.
Ильич Роберт, "Бд-9: Игра Гюстава"
Ужастики-страшилки - штука чертовски непростая. Как и вообще многие штуки, выглядящие на первый взгляд простыми. Особенно - психологические триллеры. Тут важна каждая деталь, и если ничего не упустить - почти наверняка получится хит. Но если хоть в чем-то недотянуть...
"Ига Гюстава", к сожалению, слегка недотягивает. Причем сюжетная задумка - великолепная. Интрига - захватывающая. Развязка - неожиданная. Финал сдобрен отличным черным юмором. Но, увы, есть серьезная проблема с кульминацией.
Вроде бы и напряжение постепенно нарастает, как положено, но... в тот момент, когда Артур набрасывается на Дашу, удивление оказывается сильнее ужаса. Причем "неправильное" удивление. Должно быть: "АААА, НЕУЖЕЛИ ОН ЭТО СДЕЛАЕТ?!". А вместо этого получается: "ЭЭЭЭ, А С ЧЕГО ЭТО ОН?!". Тут же следует объяснение, но - единственно правильный момент уже упущен.
Видите ли, того количества и качества мотивации, что уже имеется в первой части рассказа, на мой взгляд, более чем достаточно для того, чтобы герой рискнул принять участие в опасной игре, и девушку свою сумел убедить. Но для того, чтобы решился вырезать любимой глаз - недостаточно.
Дело в том, что "готовность рискнуть всем ради..." и "решимость пойти на все ради..." - это две очень большие разницы. Как страдательный и действительный залоги. Во втором случае, как правило, требуются значительно более веские причины.
Таким образом, вся психологическая подоплека - "Мне надоело слушать насмешки друзей. Нам нужны эти деньги", - должна быть выявлена ДО кульминационного момента, а не "немного до, немного после". Хорошо бы - все по тем же законам саспенса, чтобы постепенное нарастание психологического напряжения, переходящего в психоз, органично совпадало с развитием действия.
Я понимаю, что сделать это очень трудно. Но именно этого рассказу не хватает, чтобы стать настоящим шедевром. И только этого. Но этого - не хватает...
Белов О., "Бд-9: Мститель"
Начинается и продолжается повествование как крепкая, добротная... банальность. Но прописанная достаточно увлекательно, чтобы довести читателя до взрывной концовки. Которая переворачивает все с ног на голову - и заставляет переосмыслить прочитанное (как минимум - прочитанное). Банальность оборачивается рутинностью - рутинностью того, что, казалось бы, по определению рутинным быть не может. То есть - парадоксом. Рутинным и жутким таким парадоксом.
Обойтись без штампов - непростая и весьма достойная задача, но заставить штампы работать на оригинальный авторский замысел - одна из вершин писательского мастерства.
Суржиков Р., "Бд-9: Разведчик"
Некоторые детали слегка "провисают", но придираться к ним как-то не хочется.
Потому что - зло, хлестко и точно. И оригинально.
Скворцов В.Ю., "Бд-9: Чутьё"
Идея рассказа, общем-то, не из свежих. Даже в этой же группе у "Чутья" имеется "двоюродный брат" - "Самая лучшая работа в мире или участь хранителя".
Но мне импонирует реализация. Очень импонирует. Так опоэтизировать и, более того, очеловечить материи, которые принято считать сухими и скучными - дорогого стоит.
Астахов М., "Бд-9: Муравей в консервной банке"
А вот - наоборот. Идея - достаточно оригинальная, что для "твердой" космической фантастики особенно ценно. А реализация, увы - прихрамывает.
Например, не стоило заставлять персонажей подробно пересказывать друг другу факты, которые им обоим и так давно известны. Никогда не стоит так делать без крайней необходимости, честное слово.
Можно было бы вместо этого, например, надоумить главного героя (по примеру кэролловской Алисы, попытавшейся однажды понять, в своем ли она еще уме или уже в чужом), заняться повторением "школьной программы": "Дважды два - четыре, Волга впадает в Каспийское море, Солнечную систему окутывает хем-зона, из-за которой, собственно...".
Но за попытку, пусть и не слишком удачную, раскрыть образы второстепенных персонажей - опять-таки респект и уважуха.
Корниенко Д., "Бд-9: Древесный шаман"
Ах, какой язык! Сочно, упруго, гладко, округло, ритмично...
Увы, но в целом - как-то уж слишком округло и гладко. И недостаточно страстно и эмоционально. На мой вкус.
Вроде бы "Боль, Гнев и Страх плещутся" во взоре шамана-протагониста, но... почему-то уж очень они смахивают на Неудобство, Недовольство и Опаску.
Или мне почудилось?..
Савчук А.Д. Просто пришло письмо
Не бывает литературных приемов "плохих" и "хороших" - бывают уместные и неуместные. Абсурдизм, например, идеально подходит для описания ситуаций, воспринимаемых как немыслимые, невозможные - ну да, абсурдные. Когда срабатывают механизмы психологической защиты. Когда поверить в отсутствие в квартире дверей гораздо легче, чем в ЕЕ уход. Как в данном случае.
Берестнев, "Гуманитарная помощь"
Сэр Артур Харрис, главный маршал авиации, начальник Бомбардировочного командования Королевских ВВС Великобритании, в годы Второй Мировой утвердил рекомендации группы ученых (во главе с будущим светилом Фрименом Джеем Дайсоном) по уплотнению плотности полета бомбардировщиков в пять раз. В результате потери от огня истребителей Люфтваффе и зенитной артиллерии сократились аж на целый процент, но при этом на полпроцента возросли потери от огня своих же самолетов. Именно за это, а вовсе не за приверженность стратегическим бомбардировкам немецких городов, маршал получил от "неблагодарных" британских пилотов прозвище "Мясник".
Большой плюс автору "Гуманитарной помощи" за поднятие весьма непростой проблемы, которая в специальной литературе рассмотрена несравнимо подробнее, чем в художественной. Плюс - за проблему выгоды, извлекаемой "цивилизаторами" из официально бескорыстных действий, направленных на повышение уровня жизни "отсталых народов". Эх, а у Стругацких-то, с их прогрессорством, все так по-другому...
Что ж, не сказал бы я, что означенные темы вполне раскрыты, но - "за попытку спасибо".
Но следом летит жирный минус - за безграмотный, в худших традициях "Дня независимости", эпизод с хаком секретного информационного центра пришельцев.
Смирнов-Череповецкий А., "Астероид (2005 - Любовь идиота)"
И в самом деле, откуда взялся чернозем на астероиде-то? Если уж вы сами понимаете, что это невозможно - нужно было либо все-таки дать хоть какое-то логичное объяснение, причем крайне желательно, чтобы столь невероятное обстоятельство сыграло в развитии сюжета заметную роль, либо... Впрочем, дальше интереснее - "вокруг астероида стала образовываться атмосфера". Надо полагать, из воздуха, утекавшего из кирпичного домика. Причем в таком количестве, что главный герой начал высаживать растения в открытый грунт. Растениям, знаете ли, для жизни тоже нужен воздух. И какая там, на поверхности астероида, была температура, кстати? Но и это все еще ерунда - по сравнению с силой тяжести почти равной земной на астероиде диаметром в километр...
Будь это не фантастика, а волшебная сказка в фантастическом антураже - другое дело. Любовь, по крайней мере, в сказках, и не такие чудеса творит. Но здесь - явно не тот случай, увы.
Скалыга А.С., "Бд-9: Встать, суд идет!"
Вся финальная часть рассказа - даже не юридическая фантастика, а юридический нонсенс. Фатальных ляпов настолько много, что я не вижу смыла даже в простом их перечислении. Настолько много, что они, пожалуй, погубили бы и по-настоящему интересную идею. Не говоря уж о настолько заезженной.
При этом, должен отметить, что написан рассказ очень эмоционально, и в этом ключе - по-своему весьма достоверно. Профессиональный психоаналитик наверняка нашел бы, что к этому добавить, я же - лишь пожму плечами и замечу, что про и рацио, все-таки, совсем забывать не стоит.
Как правило, я не жалую рассказы типа "Удивительное происшествие с мистером Х". Ну, то есть такие, где, кроме описания самого "удивительного происшествия", ничего и нет. Особенно если само происшествие ничего удивительного из себя не представляет, потому как в жизни-то оно, возможно, и нечасто случается, а вот в фантастике...
Во второй группе таких рассказов, к сожалению, несколько. Но тут - дело другое. Удивительное, я бы сказал, дело: главный герой - как живой. Обычный такой герой, скучный, предсказуемый, и так трогательно цепляющийся за предсказуемость своей скучной жизни... И при этом яркий и интересный: так ярок и интересен может быть только живой человек.
И все это - такими, в сущности, скупыми средствами...
Ронжин Е., "Скорость прогресса"
"Сто лет назад, именно в этот день, русский космонавт Юрий Гагарин вышел в открытый космос".
Без комментариев.
Савенко О.,"А и Б сидели на трубе"
А если Дао не изрекать, а только прошептать как бы про себя - получится полуистинное Дао?
А если и плюнуть в трубу, и вылетит - поймаешь?
А водку какой страны вы предпочитаете в это время суток?
А был ли мальчик?
По-моему, здесь его не было.
Кого?.. Где?..
Вот и я о том же...
Канъюн, "Собиратель камней"
Честно признаюсь: этот рассказ я не понял. Совсем. Даже не на уровне "О чем это?", а на уровне "А что там вообще произошло-то?!".
Искренне надеюсь, что автору "всего лишь" не повезло с судьей в моем лице. Даст Бог, повезет с читателем.
...чего, собственноы, желаю всем участникам без исключения.