В каждой представленной картине актёры должны меняться. Перемена их внешнего вида должна выражаться не только изменениями возраста, но и другими характерными деталями, например: рост, комплекция, цвет волос, голос, темперамент. Чем больше контраст, тем лучше. Однако элементы одежды, как раз наоборот, могут переходить из одной картины в другую, например рубашка или шаль. Такой эффект поможет аллегорически увидеть частную историю жизни в более универсальном контексте общечеловеческих отношений.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ОН
ОНА
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Двое идут по улице. Доходят до угла. Мнутся перед расставанием.
ОН: Я рад, что мы зачислены в одну группу.
ОНА: (С воодушевлением). Да, невероятное совпадение! Ведь твой дядя и мой папа тоже когда-то занимались в этом училище.
ОН: И были большими друзьями. (Широко улыбается).
ОНА: (Краснеет). Ой, а я вообще не ожидала, что поступлю!
ОН: Почему?
ОНА: Ты, вон, как здорово рисуешь! А я только за два месяца до экзамена решила, что буду в художественное училище поступать.
ОН: Правда? Всего за какие-то два месяца так подготовилась, что прошла экзамен?! И кто же из нас, получается, лучше рисует? (Разводит руками).
ОНА: (С крайним смущением. Тихо). Это всё благодаря занятиям с папой. А у тебя - это от бога...
ОН: Спасибо. (Смеётся. Молитвенно складывает руки). Дай бог, чтобы преподаватели тоже так считали как ты. (Пауза). А куда ты сейчас идёшь?
ОНА: Я хочу с учительницей музыки попрощаться.
ОН: Жаль.
ОНА: Чего же?
ОН: Чаще всего прощание с учителем музыки приводит к расставанию с самой музыкой. Например, у меня так получилось ещё перед художественной школой. Я больше не играю - всё напрочь забыл.
ОНА: (Пожимает плечами). Жалко.
ОН: Вообще-то я имел в виду, что это мне жаль с тобой прощаться, а то бы ещё погуляли. (Вздыхает). Тогда, до скорой встречи на первом занятии?
Он делает глубокий вдох и осматривается вокруг. Она также вбирает воздух полной грудью, но смотрит на него.
ОН: Тебе тоже нравится запах сирени?
ОНА: Да, и он тоже. (Пауза. Спохватывается). То есть, я хотела сказать тоже нравится. (Опять краснеет и опускает глаза). Пока. Я побежала.
Она поспешно уходит вправо.
ОН: До скорой встречи. (Не спеша - влево).
ОНА: (Сделав несколько шагов, Она оборачивается и смотрит ему вслед). Хм... Интересно, а я ему очень понравилась?..
КАРТИНА ВТОРАЯ
Интерьер фотоателье для новобрачных. Комната ожиданий. Интимное освещение. На столе - элегантный подсвечник с несколькими зажжёнными свечами. Стол сервирован кофе и крохотными пирожными.
ОНА: Родители, наверное, с ума сходят: куда мы подевались! Мы уже везде опоздали... Я в спешке дала водителю адрес не фотоателье, а салона одежды.
ОН: (Хмыкает). Ничего в загсе все точно встретимся. (Мечтательно). Зато если бы не ошиблись адресом, нам не пришлось бы теперь ждать, и мы никогда не получили бы такого сервиса. (Пауза). Слушай, а давай вообще здесь останемся?
ОНА: (Грустно улыбается). Ты уже не хочешь ехать в загс на регистрацию?
ОН: (С притворным весельем). А здорово, что мы оторвались от гостей и родственников. Быстрый нам водила попался! (Вздыхает. Тихо). Немного авантюризма напоследок.
ОНА: Ты хочешь меня обидеть?
ОН: И в мыслях этого не было! Просто радуюсь теперь малейшей непредсказуемости. (Берёт пирожное). Тем более, если она заканчивается подобной вкуснятиной! (Отправляет пирожное в рот).
ОНА: Ты опять смеёшься над моими глупыми предрассудками? Да, я всегда мечтала, чтобы моя собственная свадьба была такой, какой и должна быть настоящая свадьба. Как у всех!
ОН: (Жуёт). Угу. (Запивает кофе). Ты же знаешь, что мне всё равно. (Пауза). Только не бывает такого: "как у всех". У каждого по-разному. "Как у всех" - это придуманная реальность.
ОНА: И всё-таки, ты не ответил.
ОН: (С притворным удивлением). А разве ты что-то спросила?
ОНА: Ты знаешь, о чём я. Зачем ты после всего всё-таки решил на мне жениться?
ОН: Тебе будет трудно понять мои принципы. Я сам их не очень-то хорошо понимаю. (Пауза). Это что-то из серии о Маленьком Принце. Ты же моя роза?
ОНА: (Тихо). Твоя... только не роза. Ты же должен меня теперь ненавидеть. Ты никогда не простишь меня.
ОН: (Резко встаёт). Слушай, давай не будем! Сто раз уже возвращались к этой теме!
ОНА: Извини...
ОН: (Стоит к ней спиной. Холодно). Тебе просто не надо было ни в чём признаваться.
ОНА: (С раскаянием). Я не должна была этого делать! Этого я сама себе никогда не прощу.
ОН: Теперь уже это не так важно. Каждый из нас дорожит своей выдуманной картиной мира. У меня была моя - я думал, что у меня не так "как у всех". Я думал, что моя девочка... (Голос дрогнул).
ОНА: Ты плачешь?
Молчание.
ОНА: (Плачет). Ты же помнишь, мы тогда сильно поссорились... я была в отчаянии... думала, что мы расстались... расстались навсегда... зачем, зачем ты снова мучаешь меня?.. возвращаешь меня?! (Скороговоркой). Кто-то из моих подружек пригласил меня на вечеринку... не помню кто... ничего не соображала... я не знала, что так случится... я не могла оставаться одна... я много выпила... и вдруг решила - будь, что будет...
ОН: (Угрюмо). Ты опять оправдываешься.
ОНА: (Бессильно переходит на шёпот). Я...я...я не могу так больше. (Умоляюще). Прогони меня!
ОН: (Спокойно). Я не могу тебя прогнать. Не хочу никого наказывать.
ОНА: (Кивает головой. Покорно). Да, ты прав - самое ужасное наказание будет остаться. (Пауза. Безропотно). Я согласна...
ОН: Это не наказание - сегодня наша свадьба. (Твёрдо). Я так решил. (Поворачивается к ней. Кладёт руку на её плечо).
ОНА: (Пугаясь собственных слов). Я не могу без тебя... (Прислоняется щекой к его руке. Делает несколько коротких вдохов и задерживает дыхание).
ОН: (Ласково). Возьми пирожное - оно очень вкусное. Не плачь. Сюда идут.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Кухня. Дверь в комнаты плотно закрыта. Вечер. Она стоит у окна. На полу рядом - магнитофон. Из его динамиков на полную громкость разносится песня Depeche Mode "World full of nothing". Открывается дверь. В кухню заходит Он. Быстро подходит к магнитофону и выключает его.
ОНА: (Продолжая глядеть в окно. Нервный смех). А я видела, как ты сошёл с троллейбуса!
ОН: (Мрачно). Я скорее сошёл с ума.
ОНА: Почему ты так долго поднимался в лифте?
ОН: Я уже 15 минут дома. Ты что не слышала, как ребёнок плакал?
ОНА: Нет... (Как в забытьи). Что случилось?
ОН: Соска выпала во сне. (Пауза). Я успокоил - уже снова спит.
ОНА: Ну что, проводил?
ОН: Зачем тебе понадобилось с ней встречаться? Для чего ты стала приглашать её к нам в гости?
ОНА: (Поворачивается. Смеётся, сверкая глазами полными слёз). К нам?!
Взрыв её хохота. Его лицо искажает страдание.
ОНА: Это же так просто! Хотелось понять, чем она лучше меня? (Резко прекращает смеяться).
ОН: Мне кажется, мы все уже едем мозгами. (Обхватывает голову руками). Мы гуляем вместе... Втроём! (Свистящим шёпотом). Она качает коляску с нашим ребёнком, держит его на руках, подолгу внимательно разглядывает, пытаясь, наверное, представить, что это наш с ней ребёнок... (Смотрит с выражением ужаса на лице). Я всё это замечаю... всё понимаю. (Пауза). Ты - рядом! Она - рядом! Мы непринужденно болтаем, даже смеёмся. Я как будто существую в двух жизнях одновременно. Это потрясающе! Как во сне!!! (С блаженной улыбкой). Я счастлив! Счастлив, как никогда в жизни! Какое блаженство, что мне не нужно ничего выбирать! У меня всё есть!!! И ты, и она. (Пауза). Не нужно выбирать между тобой и ею. (Опускает глаза и смотрит в одну точку). Я знаю, что так долго продолжаться не может. Так не бывает. Человек постоянно должен решать или-или... (Вдруг вскакивает, подбегает к ней и берёт её за руки). Я восхищаюсь тобой! Никто на свете не способен на такую жертву ради меня.
ОНА: Мне важно было узнать, могу ли я продолжать бороться за тебя. Или мне нужно просто исчезнуть из твоей жизни... как кошмарный сон.
ОН: (С чувством). Прошу тебя - не говори так! Это я твой самый страшный кошмар. Я только сегодня понял, как несправедлив по отношению к тебе. (Пауза). ЛЮБИТЬ - это значит поступать несправедливо!
ОНА: Почему же?!
ОН: Выбрать кого-то одного из множества. Наделит свои чувства каким-то, одному тебе понятным, смыслом. Разве ж это справедливо? (Грустно смотрит на неё).
ОНА: (С надеждой). Ты говоришь, что несправедлив со мной, а не с ней? Значит ты...
ОН: Да, с тобой.
ОНА: (Растерянно улыбаясь). Ты решил остаться со мной?
ОН: (Задумчиво). Меня оттолкнула её жестокость по отношению к тебе. (Отходит к столу).
ОНА: (Удивлённо). Её жестокость?
ОН: (Презрительно хмыкает). Ты права - моя жестокость. (Пауза. Садится). Точнее её жестокость помогла мне отчетливо увидеть свою собственную.
ОНА: (Делает шаг к нему). Что ты имеешь в виду? (Отступает обратно). Ей тоже ведь не сладко!
ОН: (Указывает в сторону двери в комнату). Сегодня, когда мы сидели в гостиной, она положила мне на колени свои босые ноги... и сделала это специально при тебе. Я видел твоё лицо! Точнее то, как ты отвернулась... Я не успел их убрать обратно. (Пауза). Я понимаю, что её душа тоже полна отчаянья, но так поступить с тобой было подло. Человек не должен совершать низость даже в порыве безвыходного отчаянья. (С болью). Мне стало стыдно за неё... За себя!
ОНА: И с чего ты взял, что она это сделала специально?
ОН: Она хотела, тем самым, указать тебе твоё место. А за одно и мне - моё.
ОНА: Странно... Никогда бы не подумала, что такая мелочь сможет расставить всё на свои места. (Недоверчиво улыбается. Садится рядом).
ОН: (Серьёзно). Это не мелочь! Один и тот же поступок способен одному показаться мелочью, а другому объяснить многое. Практически всё.
ОНА: (Вскакивает. Тревожно). Что - опять плачет?!
ОН: (Берёт её за руку). Нет, тебе показалось. (Пауза). А тебе очень идёт моя рубаха. (Смеётся).
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
Спальня. Полумрак. На кровати спят двое. Вдруг Она начинает стонать и просыпается. Садится на кровати. Он тоже просыпается, дотягивается до своего ночника и включает свет. Моргая, смотрит на неё какое-то время.
ОН: Приснилось что-то?
ОНА: Не что-то, а кто-то.
ОН: И кто же?
ОНА: Он.
ОН: Кто он?
ОНА: Тот, с которым... (Многозначительно смотрит на него).
ОН: Понятно. И что теперь? (Зевает).
ОНА: Он всегда снится мне именно тогда, когда появляется она...
ОН: Так он или она? Говори яснее! Кто она?
ОНА: Какая разница кто она? Всё яснее ясного! Главное, что она появилась опять.
ОН: У кого появилась? У него?
ОНА: У тебя!!!
Молчание.
ОН: Да что ты такое говоришь? У меня никого кроме тебя нет!
ОНА: Боже, как я устала от этого вранья!
ОН: А я устал от твоей ревности, от твоего недоверия. Ты же знаешь, я "в завязке" уже который год!
Молчание.
ОНА: Помнишь, когда мы ездили на Новый Год к ребятам в Нью Джерси, я говорила, что мне на "Одноклассниках" ответили несколько школьных подруг?
ОН: Ну помню. И что с того?
ОНА: Я так обрадовалась, что имела неосторожность рассказать тебе про этот сайт.
ОН: Ну и что такого особенного в этих "Однокашниках"?!
ОНА: Не "Однокашниках", а "Одноклассниках". (С раздражением). Не притворяйся, что не знаешь об этом сайте!
ОН: Да я и не отрицаю, что-то такое я слышал. Но причём тут твои одноклассницы?
ОНА: (Шипит). Мои одноклассницы тут совсем ни причём!
Молчание.
ОНА: Когда я увидела тогда твоё лицо, я поняла, что допустила страшную, роковую ошибку...
ОН: Ни черта не понимаю! Ты бредишь?!
ОНА: Это ты все эти годы бредишь ею. А теперь у тебя появилась возможность найти её и общаться! (Отворачивается от него).
ОН: Если бы я ещё знал, о ком ты говоришь?..
ОНА: Опять лжёшь!!! Ты прекрасно всё понял!
ОН: Я лгу!!! (Сверкает глазами). Одна ты всегда правду-матку режешь!
ОНА: (Вскакивает прямо на кровать ногами. Кричит) Не смей меня винить в том, что происходит! Я уже всё с лихвой искупила! (Проводит ладонью по горлу).
ОН: (Тоже повышает голос). Да что происходит-то?! Тебе приснился он, потом - она и ты просто как спятила!
ОНА: Она мне не приснилась! Перестань делать из меня идиотку!!! (Топает ногами, от чего кровать начинает раскачиваться и подкидывать их обоих).
ОН: (Свистящим шёпотом) Перестань орать на меня и ломать кровать. Делать мне больше нечего в три часа ночи. (Дергает её за руку, чтобы Она опять уселась. Она падает на него. Короткое вынужденное объятие. Однако Она тут же с раздражением отодвигается на свою половину кровати и отворачивается).