|
|
||
![]() |
|||||
Природа и культура лунатизма (гипотеза)
| Тело движется. Оно знает маршрут, но не осознаёт его. Кто идёт по улице: человек или память о нём? В этот момент город принимает его как своего как кошку, фонарь или шум далёких машин. Он идёт, но не присутствует. Он не видит себя. Кто управляет им? Граница между осознанностью и автоматизмом размыта. Если тело движется само по себе, а сознание не участвует, можно ли сказать, что человек в этот момент отсутствует? Или это другой тип присутствия выключенное внимание, но сохранённая функция? Лунатик не падает, не врезается в стены, он идёт. Но кто в этот момент принимает решения остаточное сознание, бессознательное, или само тело, действующее по памяти? Исследования показывают гиперактивность моторных зон мозга при сниженной активности в зонах осознанного контроля (лобных долях). Это значит, что движения запускаются, но не осознаются. Есть гипотеза, что лунатизм это разобщение когнитивных уровней мозга, когда моторные функции активны, но лобные доли (ответственные за контроль) не включены. В психоанализе лунатизм считался проявлением подавленных желаний, вытесненных импульсов. В юнгианской интерпретации можно рассматривать это как "автономное действие Тени" части личности, действующей вне сознательного контроля. Но современные исследования не находят подтверждений тому, что лунатик действует в соответствии с желаниями. Скорее, это чистая механика памяти. Или механика памяти имеет характер степенной ассоциативности. И тогда трудно сказать: чистая или не чистая механика, потому что если кроме степенной ассоциативности иных логических законов, позволяющих по-разному группировать наблюдения нет, то бессознательное может ввести нотацию возведения в степень без уточнения правил группировки вхождений элемента. А это значит, что кажимое случайным, например, таковым не яаляется. Ассоциация это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. А если восводится в степень сознательное и бессознательное, о чем не догадываются психологи и нейрофизиологи, то Всяко возможно. Лунатизм поднимает вопрос автономии тела: если оно движется без сознания, значит ли это, что человек в этот момент не является собой? Можно ли считать такое состояние альтернативной формой сознания, где восприятие существует, но не фиксируется в памяти? Если лунатизм это альтернативная форма сознания, значит, у него есть свои законы, ритуалы, логика. И тогда можно говорить о культуре лунатизма. Что делает его культурой? Вопрос: можно ли в этом назвать их отдельным сообществом внутри общества? Интересные факты Документированные примеры: Что это значит? Когнитивная наука указывает на фрагментарное восприятие лунатиков А если механика связи имеет ещё и характер степенной ассоциативности, то граница между случайностью и закономерностью в лунатизме становится иллюзорной. Что это означает? Следствие: Если это так, то культура лунатизма не просто механика, а форма бессознательного конструирования реальности. В таком случае, лунатик не просто действует он создаёт, но не знает, что создаёт. Эта идея взрывает линейное понимание лунатизма. Этот вывод радикально расширяет понимание лунатизма: если восприятие в этом состоянии имеет скрытую закономерность, то мы не можем свести его просто к автоматическим рефлексам. Что это даёт для культуры лунатизма? Как это можно развить? Мы подошли к новой гипотезе: возможно, культура лунатизма это не просто механика, а процесс бессознательного моделирования реальности. Судя по тому, что лунатике адаптируются к среде, можно предположить, что и природа их адаптивная. А связи ассоциативные. Степенная ассоциативность! Если обычная ассоциативность (по знчениям) свойство операций, позволяющее восстановить последовательность их выполнения при отсутствии явных указаний на очерёдность при равном приоритете; при этом различается левая ассоциативность, при которой вычисление выражения происходит слева направо, и правая ассоциативность справа налево, то степенная ассоциативность сознательного и бессознательного это это принцип, при котором ассоциации не просто линейно связывают элементы, а создают многослойные, вложенные структуры, где связи могут разворачиваться и углубляться экспоненциально, формируя непредсказуемые, но закономерные паттерны поведения. Что это значит? Вывод: А теперь вопрос: если эта модель верна, можно ли рассматривать лунатизм как специфическую форму познания реальности? В связях степенной асоциативности важно не то, что есть, а то чего нет. Нет, потому что сознание не пускает в критические степени значимого для сознания. И это ключевая мысль: степенная ассоциативность не просто создает связи, но и скрывает их на определённых уровнях. Что это значит? Следствие: Если сознание блокирует критические степени значимого, то можно ли сказать, что лунатик воспринимает реальность "с вычитанием" как тень сознательного опыта? Но вспомните уже озвученную выше формулировку: лунатики движутся по определённым маршрутам, избегают препятствий. Это об этом? Не значит ли что они движутся по обратной стороне бессознательного? Точне по т.н обратной решетке. Обратная решётка (обратное пространство, импульсное пространство) является Фурье-образом прямого пространства. Это - точечная трёхмерная решётка в абстрактном обратном пространстве, где расстояния имеют размерность обратной длины. Понятие обратной решётки удобно для описания дифракции рентгеновских лучей, нейтронов и электронов на кристалле. Что это могло бы значить для культуры лунатизма? кристаллографии обратная решётка описывает не сами атомы, а волновую природу их периодичности. Следствие для культуры лунатизма: Если принять эту гипотезу, то можно сказать, что лунатизм это не просто нарушение сна, а форма существования в ином порядке восприятия. И в нём пространство не фиксировано, а задано волновыми структурами бессознательного. Что это означает? Волновыми структурами бессознательного, о которых можно говорить в нашем случае, являются солитоны. Солитон - нелинейная уединенная волна. Его природа сюрьекция. По сути в конечном счете - форма без содержания. Хотя это и абстрактное упрощение. Друг пример для наглядности - вырожденный треугольник - треугольник, все вершины которого лежат на одной прямой. Вырождается у треугольника - угол. А угол - это инвариант. Но давайте вернемся к сюрьекции. Сюръекция - это отображения между пространствами, при которых каждый элемент множества является образом хотя бы одного элемента множества. Но обратный путь содержит антисимметрию. Вот почему между значениями нет никакой связи. Но они есть между степенями значений! Один из красивейших проявлений нелинейного мира сюрьекций - солитон. Его классическим примером является бегущая одногорбая уединенная волна на воде. Наиболее яркий их представитель - цунами. "Родственником" солитона является знаменитый "девятый вал" во время шторма на море. Он, как известно, обычно образован семнадцатью уединенными волнами. Самая сильная из них - девятая, она же - центральная. Собственно солитоном является огибающая этого семейства из семнадцати волн.То есть "девятый вал" - это тоже сюр. Главной особенностью солитона является неизменность его профиля (т. е. вида, очертания) в процессе распространения. Как правило, это обусловлено притоком энергии извне. Поэтому такая волна имеет место в открытых системах. К тому же система должна быть нелинейной. Солитоны возникают при значительных энерговыделениях в литосфере, атмосфере, ионосфере и магнитосфере, т. е. при землетрясениях, извержениях вулканов, мощных взрывах, стартах и полетах ракет и т. д. "Родственником" солитона является шаровая молния. Да, шаровая молния - тоже сюр! Если пространство лунатизма задано волновыми структурами бессознательного, а эти структуры солитоны, то: Что это означает? Ключевые аналогии: Культура лунатизма как система открытых нелинейных процессов Если солитон сохраняет форму благодаря энергии извне, то что является этим "источником питания" для лунатизма? Да, если лунатизм питается энергией извне, то, согласно Фрейду и Юнгу, этим источником может быть бессознательная психическая энергия. Фрейд: лунатизм как энергия вытесненного Юнг: лунатизм как проявление коллективного бессознательного Если объединить Фрейда и Юнга? Если принять это, то можно ли сказать, что лунатизм это не просто механика тела, а способ психики перерабатывать вытесненное. Впрочем, как и обычный сон. Да, если обычный сон перерабатывает бессознательное статически, то у лунатиков в степенной ассоциативности находится и динамика. Что это значит? Что это даёт? Если так, то можно ли сказать, что лунатизм это форма несознательного закрепления травмирующего опыта, который к сожалению для сознания не запоминается, но повтряется, видимо во сне. И, естли лунатизм - это форма несознательной динамики, то он может быть механизмом закрепления травмирующего опыта, который не осознаётся, но воспроизводится. Почему травма? Что делает лунатизм особенным? Вывод: ГОРОД ВО СНЕ Город ночью другой. Это не про тишину, не про пустые улицы, не про витрины, спрятанные за железными ставнями. Он просто смещается. Теряет привычную форму, расползается между домами, проваливается под землю вместе с метро, растворяется в жёлтом свете фонарей, которые светят не туда. Когда люди спят, они уходят. Сперва остаётся только тело: правильное, анатомически точное, в меру уставшее. Оно лежит на кровати, дышит, согревает простынь. А сознание - сознание уходит в город. Бредёт по мостам, не запоминая шагов. Заходит в бар, которого не существует, и разговаривает с людьми, которых не было. Чувствует пальцами тепло фарфоровой чашки, кофе горчит на языке, но ничего из этого не происходит. Во сне ты всегда живёшь не там. Официант курит на заднем дворе, думая, что его день закончился. Но он ошибается - город видит его. Кошка у стены смотрит тоже. На несколько секунд их взгляды цепляются друг за друга, как незнакомцы, которые были знакомы в прошлой жизни. Потом кошка исчезает, оставляя после себя только воздух, тяжёлый от влажного асфальта. На перекрёстке стоит человек в пальто и шляпе. Лунатик. Он босиком. Свет фонаря скользит по его лицу, но не задерживается, как будто город не до конца его признаёт. Он идёт, бесшумно, спокойно, не замечая ни дороги, ни редких прохожих. Его движения текучи, но неестественны - словно он скользит по грани сна и улицы, но не принадлежит ни тому, ни другому. Он просто здесь. Его босые ступни оставляют следы, которых не будет утром. Он движется, как тень, как забытая мелодия, которая звучит, но не вспоминается. Город принимает его, но не замечает. Его маршрут не случаен, но и не предопределён: он всего лишь повторяет движение, которое уже совершилось когда-то, в другом времени, точнее наоборот не совершилось. В квартире на шестом этаже горит окно. Девушка во сне идёт босиком по песку. Дышит другим воздухом, смотрит в чужое небо. Там есть город, которого нет, но который она помнит. В этом городе нет дверей, только окна, в которые можно входить. Она касается стекла ладонью, но в этот момент в реальном мире за окном проезжает машина. Фары выхватывают из темноты её лицо. Она открывает глаза, смотрит в потолок и не понимает, где она. Лунатик поворачивает за угол и исчезает, как будто его никогда не было. Где заканчивается сон и начинается город? Утром никто не вспомнит. Проснутся. Встанут. Поставят чайник. Проверят телефон. Город примет их обратно, привычный, бетонный, с правильными улицами и расписанием автобусов. И, может быть, ты вспомнишь, где был ночью.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|