|
|
||
Интеллектуальный детектив без детектива. | ||
|
|||||
|
Бремя доказывания
| "Женщины, как моря, не перемешиваются друг с другом". Это утверждение из аятов Корана не находило подтверждения у криминальной полиции Касабланки. "Наверное, - думал старший следователь Морис Нузали, - древние полицейские пользовались парадоксами воображения иначе: как инструментом анализа улик и средством синтезирования событий. Поэтому и раскрытых преступлений было больше." Тактика, которая помогла бы следствию не в поиске улик, а в выявлении свидетелей. Ведь любой знает: если долго смотреть на преступника, то можно заметить, что иногда смотришь на него сверху, а иногда - снизу. Голографический эффект. Изображение дрожит, перетекает. Так появляется точное представление о человеке. *** Исраэль Дюпон знал о воде больше, чем многие арабские моряки. Он занимался подводной охотой. Он фотографировал женщин, плавающих в разных морях. И у каждой воды был свой вкус. - В Красном море вода темнее и ощутимо солонее, чем в Персидском заливе и Средиземном море. Имеет сильный горьковатый привкус... Следователь слушал, но не записывал. - Что касается ротации воды между закрытыми морями и океаном она происходит очень медленно. В этом не было новости для Мориса Нузали. Можно говорить о замедленном смешении вод. Но нельзя говорить о преграде между морями. Сегодня допрос продолжился. *** - Начнём с формальностей, - предложил следователь. - Ваше имя? Род занятий? Пока фотограф отвечал, пышные карабасы Нузали вибрировали, как у ближневосточных тараканов. Те касаются ими предметов, чтобы ощупывать мир. Следователь - чтобы ощупывать правду. - Итак, Исраэль Дюпон... Собеседник выглядел уставшим. Неделя допросов двумя предыдущими следователями сделала его безразличным. - Чем занимается свободный фотограф? Нузали перебил с показным сожалением. - Пустая. Но одновременно с ритмической пальпацией усами он совершал вдохи и выдохи, оценивая вероятность правды. И вносил пометки в папку. Если бы сейчас исчезло всё, осталось бы только уголовное дело. Возбуждённое в установленном Марокко законом порядке. Фотографии. Снятые для датского эротического журнала "Адам и Ева". Три следователя за неделю непредубеждённо и без ханжества просмотрели десятки снимков писающих женщин. Каждый из них наверняка был поражён разнообразием поз, способов и ритуалов уринации. "Настоящий художник, - думал Исраэль, - отметил бы в них элегантную грацию." *** - Где вы снимали, господин Дюпон? Следователь раздражённо постучал карандашом по снимку. - Искусство? На фотографии велосипедистка, писающая не слезая с седла, как монгольская всадница. - Вы называете это искусством? Потенциально, такая женщина безгранична, как море. Следователь усмехнулся. - В Коране сказано: "Моря не перемешиваются". А что сказано о голых женщинах в Торе? Исраэль усмехнулся в ответ. - Откуда вы знаете? Оригинал Корана начертан на листах и свитки хранятся на седьмом небе. Шутка стоила бы жизни в другой мусульманской стране. Но следователь смотрел милостиво. - Аллаху известна твоя печаль, фотограф. А мне - нет. Следователь прищурился. - На фотографии? Бросок. Кости ударились о доску. Максимальный дубль. - Марс! - объявил Исраэль, стряхивая пепел. Следователь не торопился ставить новую ставку. Он смотрел на фотографии. Не как следователь. Как человек, пытающийся понять, что именно его цепляет. - Ты по одной и той же фотографии рассказываешь мне одно, а себе - другое. Исраэль вспомнил её лицо, но не имя. - Как её звали? Следователь закурил. Дым растворился в воздухе. *** Когда Исраэль вышел из полиции, он ощутил, что стоял у края пропасти несколько дней, пытаясь забыть это имя. "Любая вещь, которая имеет такую продолжительность, заслуживает того, чтобы ей придавали особое значение." Ляян?.. Нет. Её звали Лайла.
| ||||