|
|
||
Анти-основание: Гёбекли-Тепе как модель невозможного. Первый Храм, где нет Бога, но есть место, откуда начинается отсчёт
Эссе рассматривает Гёбекли-Тепе как не столько первый храм, сколько как первую архитектуру отсутствия, где Бог не является объектом, а наоборот - отмечается своим отсутствием. Это отсутствие порождает не религию как утешение, а структурное напряжение, аналогичное лакановскому objet petit a и понятию нулевого делителя из алгебры. Текст выстраивает спекулятивную линию: от археологических данных к философии, от психоанализа Юнга и Лакана до логико-мифологических моделей мышления неолита. Проблематизируется вопрос желания, закона, жертвы, памяти и начала через понятие границы, которую невозможно переступить, но необходимо вообразить. Гёбекли-Тепе трактуется не как религиозный центр, а как архетип закона невозможности возвращения - не запрет действия, а непереходимость неопределённости. Введение Гёбекли-Тепе принято называть первым храмом человечества - архаической точкой отсчёта религии, архитектуры, ритуала. Но что, если всё наоборот? Что, если Гёбекли-Тепе - это не о присутствии, а об отсутствии, не об обожествлении, а о непостижимости, не о религии, а о страхе исчезновения без остатка? В этом эссе Гёбекли-Тепе рассматривается как психоархеологическая матрица, в которой впервые проявляется структурное воображение отсутствия. Здесь нет изображения Бога, нет внутреннего пространства, нет повествования. Есть только камень, вкопанный в круг, жертва без получателя, обряд без завершения, центр без фигуры. Это - не храм, а граница, на которой человек впервые фиксирует невозможность удержать исчезающее. Так появляется закон, не как запрет, а как неперехождение. Так формируется желание, не как стремление к объекту, а как движение, вызванное невозможностью завершения. И именно в этом месте начинается архитектура мышления - не логика символов, а логика разрывов, прерываний, задержек, пустот. Мы будем рассматривать Гёбекли-Тепе на стыке археологии, философии, психоанализа и математики: как структуру, в которой впервые возникает не Бог, а невозможность его появления. Это не история религии, а пред-история желания. Не утешение, а формализация отсутствия как основы закона, памяти, языка и архитектуры. *** Начало отсчёта не входит в функцию, а задаёт её возможность. Начало - это не элемент множества, а условие его различения. Функция требует заданного отсчёта, но не может его породить. Функция определена относительно начала, но не на нём. Начало отсчёта - это не значение, а фиксация границы, вне которой функция невозможна. В философском регистре:
Если провести параллель с темой храма Гёбекли-Тепе: Храм как Гёбекли-Тепе - не функция культа, а точка, где возникает сама возможность различить культ и его отсутствие. То есть храм = начало отсчёта, а Бог = не входящий в функцию, но делающий её различимой. Гёбекли-Тепе (на турецком Gbekli Tepe) переводится как: "Холм с пупком" или "Пупочный холм". Название - современное, и в лингвистических исследованиях нет надёжных реконструкций имени памятника эпохи докерамического неолита в регионе, мем не менее аналогии интересны и позволяют мыслить символически:
Кстати, в еврейском языке слово (tabur) означает пупок, но также "центр". В обрядах при рождении его иногда упоминают в благословении в связи с центром жизни. В мидраше Танчума делается аналогия: так же как пупок - центр человека, так и Земля Израиль - пупок мира. В агадической традиции есть отсылка к "пупку Земли - к точке центра мира - и связывание её с Иерусалимом и храмом (например, Even Shetiyyah как камень основания мира". Современное имя - "холм с пупком" - подхватывает неосознанный археологический голос: холм как тело мира, центр как рана, память как отсечённая связь. А теперь по сути темы и о самом Гёбекли-Тепе Гёбекли-Тепе (Gbekli Tepe) - один из самых загадочных археологических памятников в мире, расположенный на юго-востоке Турции, недалеко от города Шанлыурфа. Это мегалитический комплекс, построенный, по оценкам археологов, около 9600 года до н.э., то есть на 6000 лет раньше Стоунхенджа и на 7000 лет раньше пирамид Египта и временной разрыв между ним и египетскими пирамидами больше, чем между пирамидами и нашим временем. Вот точное сравнение: Возрастные вехи
Расчёт интервалов
То есть: Гёбекли-Тепе "смотрит на пирамиды" из ещё более далёкого прошлого, чем пирамиды "смотрят" на нас. Если представить, что пирамида Хеопса - это "середина истории. Общее описание
История открытия
Культурное значение
Интерпретации и споры
Что важно:
Комплекс был намеренно засыпан, предположительно его же строителями, примерно в 8000 г. до н.э., что делает его ещё более загадочным. Мотивы неизвестны - возможны смена культов, угрозы или сознательная архивация священного места. Но Но можно рассмотреть Гёбекли-Тепе в свете архетипической психологии Юнга, психоаналитического структурализма Жижека и логики мифопоэтического мышления. В каждом случае это не описание исторической реальности, а попытка прочесть символическое поле Гёбекли-Тепе как психический феномен, архетип, симптом, травму, структуру желания или матрицу коллективного воображения. I. Карл Густав Юнг: Архетипический символизм и коллективное бессознательное Т-образные колонны как архетипические фигуры Т-образные столбы с руками и поясами - антропоморфны, но без лиц. В юнгианском ключе это напоминает архетип Тени или Безличного Отца - фигуру, вызывающую трепет, но не имеющую субъективного лица. Такой образ может быть связан с первичным образом Сверх-Я: структура, не различающая добра и зла, но требующая почитания. Животные рельефы: Обилие змей, хищников, скорпионов - это проявление архаических архетипов инстинктивной природы, вытесненной и сакрализованной. Они представляют архетипическое Подземное и первичное страхование от Хаоса через сакрализацию животного как тотема. Круглая форма комплекса: Круг - символ Самости, интеграции, завершения. Гёбекли-Тепе как мандала: психическая структура, направленная на сбор рассеянных элементов бытия в единый центр, в момент, когда осознанное "я" ещё не сформировано. Таким образом, Гёбекли-Тепе можно прочесть как коллективную архетипическую мандалу раннего человечества, зафиксированную в камне. II. Славой Жижек: Симптом структуры желания и вытеснение Гёбекли-Тепе как симптом доисторического Реального Жижек (в духе Лакана) мог бы трактовать Гёбекли-Тепе как Реальное, то есть непереводимую травму доисторического бытия. Это место, где человечество сталкивается с чем-то, что не может быть сказано, но может быть высечено. Строительство без функций Комплекс не был жилым, аграрным или хозяйственным. Он бессмыслен в утилитарном смысле. Это, по Жижеку, и есть признак идеологического ядра: как бессознательная структура, поддерживающая символический порядок через пустую жертву. Гёбекли-Тепе - структура желания без объекта, желание как таковое. Это уже идеология, до письма и до Бога. Намеренная засыпка комплекса Этот акт можно трактовать как вытеснение: человечество буквально хоронит свою первую идеологию, чтобы освободить место для нового символического порядка (земледелие, род, закон, Бог). III. Мифологическое мышление (по Леви-Строссу, Элиаде, Бахофену) Мир до разделения Гёбекли-Тепе - это мир до отделения культуры от природы, до различия между человеком и животным. Это тотемический храм, где животное ещё не другое, а прародитель, фигура бессознательного единства. Камень как форма памяти Для архаического мышления камень - не просто вещество, а формализация времени, кристалл мифа. Все фигуры в Гёбекли-Тепе говорят не о настоящем, а восстанавливают Первичное Время, когда мир ещё только формировался через символ. Жертва как космогонический акт Если комплекс использовался в ритуалах, то это не была магия для пользы (как позже), а переживание сакрального через повторение космогонии. Каждый ритуал - акт воссоздания мира, где зверь, бог и человек ещё не разделены. IV. Экзистенциально-феноменологическая проекция Гёбекли-Тепе как страх пустоты. Итог Гёбекли-Тепе в психоархеологической перспективе:
А далее - разворачиваем диахронический вектор: от Гёбекли-Тепе как архео-феномена докультового символического ядра к различным формам ритуальной архитектуры, в которых проявляется психоархеология священного, то есть структура внутреннего опыта, преобразованная в материальную форму. Мы не просто сравниваем архитектурные элементы, а восстанавливаем топологию сакрального, следуя за тем, как архетипическая сцена (жертва, центр, вертикаль, отсутствующий бог) разворачивается в разных цивилизациях. I. Гёбекли-Тепе как "нулевой храм" Функция: не культ, а материализация первичного различия между человеком и чем-то большим.
Здесь возникает главная фигура: отсутствующий Другой, к которому обращён ритуал, но который не явлен. II. Храм Соломона (и Второй Храм): Психоархеология Моносвященного Переход: от тотемического сцепления со зверем и телом к апофатической структуре Невыразимого Единого.
Образ жертвы трансформируется: от жертвенного тела (зверь, человек) - к жертве языка (молитва, Закон).
Линия от Гёбекли-Тепе: От Т-столбов без лиц - к святыне без изображения, Юнгианская трактовка: от архетипа Тени - к архетипу Самости без формы. III. Майя: Архитектура-время, жертва-переход Основной сдвиг: храм не просто центр, а ступенчатая структура для движения вверх, то есть:
Гёбекли-Тепе и майя совпадают в ключевом: архитектура = функция мироустройства. Но:
Вектор развития: IV. Индийская мандапа и гарбха-гриха (индуистский храм)
Связь с Гёбекли-Тепе:
Перенос символики: от Т-колонны с поясом - к мурти внутри гарбха-грихи V. Египетские пирамиды: Мёртвое как Бог
Гёбекли-Тепе этого ещё не знает. Там нет погребения, только камень и форма. Но:
Линия: VI. Психоархеология Батыяра (фиктивное, метафорическое направление) Предположим, что "психоархеология Батыяра" - это дисциплина, изучающая архитектуры как психоисторические травмы. Гёбекли-Тепе у Батыяра был бы:
В этом ключе:
Все они - вариации на тему отсутствующего центра Гёбекли-Тепе Гёбекли-Тепе - не начало архитектуры, а начало памяти о боли, которой ещё нельзя дать имя.
Мы не просто строим храмы. Мы строим вокруг дыр. Итак Храм обозначает отсутствие Бога Бог отсутствует. Его не изображают, не называют. Храм фиксирует это отсутствие. Когда мы говорим, что Бог не показан, мы имеем в виду не простое отсутствие изображения, а структурное отсутствие, означающее невозможность присутствия в принципе. Не просто не пришёл, а не может быть показан без разрушения самой структуры сакрального. Это и есть главная особенность вторичного сакрального (монотеистического) - не Бог в храме, а пустота как его адрес. Здесь вступает в силу лакановское objet petit a: I. Objet petit a: Структурная нехватка как источник желания
Храм (например, Второй Храм или даже внутренний круг Гёбекли-Тепе) - это построение вокруг этой нехватки. Там, где ничего нет, возникает форма, как ответ на невозможность присутствия. Храм не "принимает" Бога. Он вставляет отсутствие как точку притяжения. Именно в этом objet petit a и становится архитектурным: Не то, чего ты хочешь. А то, что делает тебя желающим. II. Нулевой делитель: участие без полноты Перейдём теперь ко второй концептуальной линии:
В символической системе храма:
Эти элементы включены, но их результат - ноль: они обнуляют претензию системы на полноту, разрывают смысл, сохраняя при этом ритуальное участие. То есть: Нулевой делитель - это не отсутствие, а включённое разрушение. Храм можно рассматривать как поле действия двух фундаментальных сил. Первая - это отсутствие Бога, которое выполняет функцию причины желания: именно его невозможность быть представленным порождает стремление, обряд, ритуальное движение. В психоаналитических терминах это соответствует objet petit a - структурной нехватке, которая вызывает желание, но не может быть удовлетворена. Вторая сила - это жертва, обряд или центр, то есть всё то, что участвует в ритуале, но разрушает замкнутость системы, не даёт ей замкнуться в полноту. Это соответствует понятию нулевого делителя: элемента, который сам по себе не равен нулю, но при взаимодействии с системой даёт ноль, тем самым поддерживая работу структуры через её невозможность. Таким образом, храм - это не завершённая форма, а динамическая машина желания, где одна сила вызывает движение, а другая - не даёт этому движению прийти к концу. Вот несколько примеров из современной жизни, где структура аналогична храмовой в изложенной логике: 1. Интернет-магазин / маркетплейс
Маркетплейс - это храм без товара, где товар - лишь предлог для движения. 2. Тиндер / дейтинг-приложения
Tinder - это храм желания, где Бог - это "тот самый человек", но 3. Психотерапия (в её популярной форме)
Терапия - это храм, где пациент молится в сторону отсутствующего Я. 4. Новостной цикл / doomscrolling
Новости - это литургия тревоги. 5. Кинематографическая франшиза (Marvel, Star Wars и пр.)
Франшиза - это храм, где Бог сюжета давно умер, 6. Музей, где "искусство" никогда не объясняет себя 7. Суд, где закон есть только в момент своего отсутствия (в речи судьи) Общее
Petit a - "настоящая концовка" Именно поэтому современные храмы - не религиозные, а цифровые, потребительские, терапевтические, нарративные. Но в них сохраняется архетипическая логика сакрального отсутствия. Храм отсутствия - это не метафора, а структурное определение. Он не "пустой", не "заброшенный", не "незаполненный", а устроен вокруг отсутствия как центра. В этом смысле он анти-языковой монумент, архитектура, в которой сакральное определяется не через присутствие, а через невозможность быть представленным. Храм отсутствия - это:
В классических религиях:
Язык: Бог был бы присутствием - но тогда бы его не было. Квинтэссенция: Храм отсутствия - это структура, которая не может быть заполнена, но именно за счёт этого остаётся живой. Вот примеры структур, которые не могут быть заполнены, потому что их суть - в удержании пустоты:
Логика удержания пустоты - это принцип, по которому структура существует не вопреки отсутствию, а благодаря ему. Не заполнять центр, а удерживать его пустым Удержание пустоты в терминах философской логики формулируется так:
Краткий силлогизм:
Пустота - не объект, а граница мысли. Смысл всегда стремится к , но не достигает его. Логика человека докерамического неолита A - это логика до языка, до письменности, до бога с именем, но уже после страха, смерти и воспоминания.
Логика докерамического неолита A - это "Ожидая Годо" (Мессии, Второго пришествия Христа), но в камне. Сходство с логикой абсурдистской пьесы:
Страх смерти? Страх смерти в эпоху докерамического неолита A - это ещё не идея смерти, Страх смерти является центральной темой экзистенциализма, поскольку он проистекает из осознания неизбежности конца жизни, что рождает тревогу и ставит вопросы о смысле существования. Экзистенциализм рассматривает этот страх не как фобию, а как фундаментальный аспект человеческого бытия, который может стать источником как парализующей тревоги, так и стремления к поиску подлинности и смысла в жизни.
Для экзистенциалистов смерть - это неотъемлемая "экзистенциальная данность", а страх перед ней коренится в осознании конечности бытия.
Страх смерти является одной из основных причин экзистенциальной тревоги, неуверенности и ощущения бессмысленности существования.
Осознание смерти может подталкивать человека к поиску трансцендентных смыслов (через Бога или философию) или к стремлению жить более полной, подлинной жизнью в рамках своих возможносте Что это значит:
Итог: Гёбекли-Тепе - не храм Бога. И именно это составляет архетип закона Начала и Конца: Храм - и есть эта граница. Теория невозможности - это теория структурных границ, Это не расчёт шансов, а фиксация предела. Невозможное здесь - не исключение, И если Теория возможностей - это математическая теория, работающая с неопределённостью через распределение допущенных альтернатив, то Теория невозможности - это: теория структурных границ, в которой описываются условия, при которых нечто принципиально не может состояться, независимо от вероятности, желания или возможности выбора. Формула (философски): Возможность = открытое множество в модальном пространстве Логическая топология исключения - это концептуальная схема, в которой исключённое не устраняется, а структурирует систему изнутри как предел, граница, невозможность. Полнота подобна отсутствию Потому что:
Вывод: Абсолютное присутствие и абсолютное отсутствие сходятся как крайние точки, в которых исчезает различие. Полнота, как и пустота, не даёт опоры. Это и есть первичный жест мышления: Вообразить границу - чтобы различить. Вообразить Бога - чтобы не утонуть в бесконечном. Мы воображаем то, чего нет, чтобы не исчезнуть вместе с тем, что есть. Поэтому и религия и до религиозные верования - не про Бога. Не потому что оно есть, а потому что без него всё остальное разваливается. Делитель нуля? Без него все развалится? Парадоксально, но именно так. Нулевой делитель - не ошибка. Он - встроенное разрушение, без которого всё развалится. Как без пупка. Ккак и без мнимой связи с Богом. Нулевой делитель - это элемент, который сам не равен нулю, но при взаимодействии с другим даёт ноль. Как таже самая Вера обнуляет грехи и гарантирует прощение.
Грех Вера = 0, Аналогии:
Могут возразить - не все грехи обнуляются. Нет, не все. И именно это ключ. Нулевой делитель не обнуляет всё Он обнуляет лишь в специфическом взаимодействии: только с некоторыми элементами, а не со всеми. В алгебре: пусть a 0, и существует b 0, такое что a b = 0. Но это не значит, что a c = 0 для любого c. То есть: нулевой делитель - это не универсальный аннигилятор, а контекстуальная форма обнуления. Вера тоже не обнуляет всё. В теологии (напр. иудаизм, христианство) различают: осознанный грех против Духа (в христианстве) - не прощается. Нераскаянный грех - не обнуляется (иудаизм: каппара невозможна без тшувы). Грех намеренный и грех из слабости - разные категории. Тут есть зависимость от системы координат. Что обнуляется - зависит от: природы греха (структура элемента), формы веры (специфика делителя), ритуальной/внутренней логики (алгебра системы спасения). Следствие: Вера это не магия отмены, а структурная операция, чья способность обнулять зависит от соответствия между формой вины и формой доверия. Образно: Вера ключ, но не всякая дверь встаёт в замок.
Это как если бы делитель "не дотягивался " до этого элемента: элемент не попадает в область действия обнуления. Это как первородный грех - человек по неразумению ещё "не дотянулся " . Или как смертный грех. Он сознательно удержан, Это означает:
Обнуляется только то, что доступно взаимодействию. Остальное остаётся в системе, как сопротивление, остаток, или как то, что ещё не готово быть отпущенным.
В логике систем:
Поэтому: Вера = нулевой делитель, И это и есть высшая логика обнуления, В системе это означает: есть нечто, что разрывает замкнутость, обнуляет результат, но при этом не выводится из системы. И это не просто математический факт - это симптом последнего обобщения. Нулевой делитель - как условие внутренней размытости, необходимой для удержания структуры
Седенионы без делителей нуля - предельный случай. Они не разрушаются, потому что слабы, а потому что в "полной" неполноте становятся слишком цельными, чтобы различать. В них всё связано, но ничто не откликается. Это тотальность без сбоя, Система, в которой больше нет делителя нуля, - не система, а гладкая поверхность, Так седенионы становятся алгебраическим отражением полноты, сходящейся с отсутствием: И в этом - крайняя форма утраты смысла через слишком устойчивую целостность. И самая интригующая информация: Не обнаружено достоверных данных, что среди артефактов ГёбеклиТепе есть символика или конструкции, прямо связанные с цифрой 16 как особым сакральным числом (числом последнего возможного обобщения 16-мерная). Есть лишь упоминание, что геофизические методы показывают ~16 неизвестных ещё структур*, возможно, круговых комплексов, залегающих под землёй. *Smithsonian Magazine - на основании георадарных и геомагнитных съёмок отмечено, что по крайней мере 16 других мегалитических кругов остаются погребёнными под землёй. Smithsonian Magazine Downing Foundation - геофизические исследования указывают на существование 16 дополнительных структур. downingfoundation.org The Heritage Trust - геофизические исследования указывают на 16 дополнительных структур. Это отдельные круговые мегалитические сооружения, не раскопанные, но выявленные геофизическими методами (например, сейсморазведкой и георадаром). Каждый из них включает центральные Т-образные столбы, внутренние стены, резной орнамент и т.п. Геофизика показывает геометрически оформленные аномалии, трактуемые как потенциальные архитектурные единицы. Именно их и насчитывают около 16, помимо тех, что уже извлечены из земли и они обобщают A, B, C, D комплексы. Если воспринимать 16 структур Гёбекли-Тепе не как просто число, а как возможный архетип или символический код, то возникает несколько направлений интерпретации. Ниже - гипотетические трактовки, основанные на мифопоэтическом мышлении, структурной логике и числовой символике. I. 16 как предел различения в до-письменной системе
Каждая структура как один знак, один "буквенный камень" доязыковой матрицы. II. Архаическая космология: четырежды четыре
Тогда 16 = структура мира, схваченная в тотемно-космогонической матрице. III. 16 как число невозможного баланса
Гёбекли-Тепе = жёсткий жёсткий диск дохронической памяти, где 16 структур - ячейки памяти, в которых хранятся не тексты, а страхи, тела и различия. IV. Связь с циклами и ритуалами
В круговом мышлении: V. Символический предел структуры
Тогда 16 = число удержания, Резюме: что могут означать 16 структур? Архаический "алфавит различий", Георадар и магниторазведка (Schmidt, Dietrich, археологи Немецкого арх. института) выявили: Были ли они всегда под землёй?
И это логично в логике пока несуществующей теории невозможного. Когда пупок развяжется
Пупок как эквивалент Objet petit a
Развязанный пупок - это уничтожение причины желания, Формула: Пупок развяжется - и исчезнет то, что удерживало различие между телом и его началом. Тогда и храм перестаёт быть храмом. Остаток исчезает. Начало теряет даже форму отсутствия. Пупок (gbek) во многих культурах и религиях воспринимался как священный центр, точка связи с божественным источником, метафизическая ось мира. Он - не просто физиологическая деталь, а архетип, насыщенный религиозным, космологическим и ритуальным смыслом. Пупок разрезают, но потом связывают. Точно также человек сначала отдаляется от Бога в религиозных моделях, а потом соединяется с ним. И в этом - архетип. 1. Пуповина разрезается - связь утрачена. Это акт отделения: ты больше не часть целого. 2. Оставшийся узел - связывание в месте разрыва. Связь уходит, но её форма остаётся. Ось мира / Мировой центр (axis mundi)
Пупок = место, где мир соединён с метафизическим источником. Где вверх, вниз и горизонталь пересекаются. Пуп как точка прежней связи
Пуповина как ритуал
Гёбекли-Тепе как пуп земли
Итог: Пупок имеет прямое отношение к религии как:
Религия = память о связи, которой больше нет. В этом логика храма:
Пупок разрезают, но потом связывают - Краткое изложение эссе:
Число 16 играет роль сакрального или пограничного числа в разных традициях, хотя не так явно, как 3, 4, 7, 12. Его сакральность - структурная, а не символическая. Ниже - ключевые основания: 1. 16 как полный квадрат: 44
Это не символ целостности, 2. 16 в иудаизме, каббале, Торе
3. Арканы, квадраты, мандалы
4. Восточные и цифровые системы
В логике машин: 16 = максимальная целостность внутри локальной схемы. 5. В математике: граница смысла
Вывод: 16 сакрально не как знак целого, а как последняя структура различения. Граница между системой и невыразимым. Гёбекли-Тепе можно осмыслить и как "Храм 16 " - не в буквальном, а в структурно-смысловом, психоархеологическом ключе. Это не просто число, а структурный предел: то, сколько могло быть возведено, скрыто, удержано в структуре. Если принять, что:
Гёбекли-Тепе = Храм структурной нехватки, Да, и если что, таки можно утверждать: концептуальная сложность, символическая избыточность и архитектурная структура Гёбекли-Тепе были вполне доступны мышлению эпохи докерамического неолита, но не в современном рациональном ключе, а через мифопоэтическое, архетипическое и ритуальное мышление. Хотя рациональное мышление в его аналитической форме не было доступно в эпоху докерамического неолита, символические и ритуальные структуры, основанные на категориях жертвы, пустоты, центра, тотема, страха, границы, уже были операциональны в психике того времени. Это и есть нулевая точка отсчёта рационального мышления: Именно страх исчезновения различий глубинная основа перехода от ритуального к рациональному. В докерамическом неолите (эпоха Гёбекли-Тепе) смерть не была ещё персонализирована, но была осознана как исчезновение различимости. Это запускает:
Храм - не дом Бога, а структура различения в его отсутствии. Он появляется тогда, когда:
Формула: Тотем: различить своё от чужого. Храм: различить присутствие от отсутствия, даже когда ни то, ни другое уже не поддаётся определению. Именно в храме впервые появляется пустое место, вокруг которого всё выстраивается Храм = предельная точка фиксации различий, когда все остальные инструменты уже исчерпаны, а 16 мер его основания (в алгебраическом и символическом смысле) это предел, за которым различие теряет различимость, предельное расширение этого различения, после которого структура:
Бессознательное это структура, в которой различия есть, но не осознаются. Они работают, но их нельзя различить напрямую. |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"