|
|
||
Нуждается ли Вселенная в рифме?
О типах разума и границах симметрии как форме различия
Сразу поставим тему эссе в рамки.
Рамки его рассуждений о рифме.
Какое отношение это имеет к названию эссе: Нуждается ли Вселенная в рифме? О типах разума и границах симметрии как форме различия?
Связь прямая и фундаментальная.
Вот как это соотносится с названием эссе:
Нуждается ли Вселенная в рифме?
Мы находим, что в поэзии рифма не обязательна для удержания смысла:
один тип текста нуждается в рифме (звуковой, внешней),
другой тип удерживает целостность иначе (через внутреннее напряжение, образы).
Аналогично и с Вселенной:
если бы разум Вселенной требовал обязательной рифмы (симметрии), он был бы структурирован как рифмующаяся система,
если нет её разум (если есть) устроен как нераспадающаяся целостность без нужды в явном различии и возвращении.
То есть:
рифма индикатор типа разумности, но не её обязательное условие.
О типах разума
Как в поэзии существуют разные способы поддержания целостности текста (через рифму и без неё),
так и типы разума различаются:
Разум, который работает через различие, возврат, паттерн рифмующийся разум;
Разум, который работает через целостное удержание состояния нерифмующийся разум.
Точно так же в гипотезе о Вселенной: если Вселенная "рифмуется", она проявляет первый тип;
если нет второй тип.
О границах симметрии как форме различия
Рифма это форма симметрии.
Но мы видим, что симметрия не всегда нужна, чтобы сохранить смысл и напряжение.
Граница симметрии это граница, за которой разум или смысл может существовать без явного различия, без упора на форму возврата.
Именно на этой границе и стоит вопрос:
нуждается ли Вселенная в рифме или способна удерживать разумную целостность без неё?
Итог:
Примеры поэзии дают модель разных способов существования смысла,
Они переходят в понимание разных типов разума,
А это прямо соответствует заявленной теме эссе.
Привожу два точных и показательных примера:
Пример рифмованной поэзии (классическая форма)
Александр Пушкин, Я вас любил:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Здесь: Чёткая звуковая рифма: может тревожит, совсем ничем,
Строфическая симметрия,
Временная направленность: чувство в прошлом, память, возврат к ощущению.
Рифма работает как механизм памяти и упорядочивания переживания.
Пример нерифмованной поэзии (рифма отсутствует или скрыта в глубинной структуре)
Пауль Целан, Фуга смерти (перевод):
Чёрное молоко рассвета мы пьём его вечером
мы пьём его в полдень и утром мы пьём его ночью
мы пьём и пьём
мы роем могилу в небесах там лежать не тесно
Здесь: Нет звуковой рифмы на концах строк,
Ритм строится на внутренней повторности образов (пьём, роем могилу),
Есть скрытая смысловая рифма повторение мотивов, нарастание внутреннего напряжения.
Поэзия не строится на симметрии звуков, но рифмует состояния, образы, дыхание речи.
Итог:
В рифмованной поэзии звук и форма удерживают память и различие.
В нерифмованной поэзии напряжение и образ держат целостность без явной симметрии.
А теперь по существу
Вообще, разумна ли Вселенная?
И насколько релевантна гипотеза: Вселенная как нейросистема?
Чисто логически Если разум возникает локально у животных типа чел, склонных к налогам, философии и трёхмерным экранам, то почему бы ему не существовать и глобально - Вселенной? Мы же не предполагаем, что электричество существует только в чайнике, верно? Или что гравитация действует только на тех, кто верит в неё.
Вот и разум: если он следствие определённой конфигурации материи, то сама эта возможность должна быть встроена в матрицу Вселенной. А если встроена значит, Вселенная допускает разум. И если уж она его допустила, то, возможно, не в единственном экземпляре. Хотя бы из чувства симметрии.
Если разум возник хотя бы один раз, в рамках симметричной системы, логично допустить возможность его множественных проявлений не по мистике, а по инерции самой структуры.
Так что да: если природа допускает разум, она скорее всего не делает этого единожды. Как уже сказано - хотя бы из чувства симметрии.
Если углубиться, чувство симметрии это эвристическая реплика о глубоком свойстве самой физической реальности:
В физике симметрии не просто украшают теории они порождают законы:
симметрия во времени закон сохранения энергии
симметрия в пространстве закон сохранения импульса
калибровочная симметрия электромагнетизм и проч.
А значит, если где-то возникает структура, она редко уникальна: всё стремится к повтору, рифме, инвариантности. В том числе структуры, способные к самонаблюдению (разум).
Поэтому чувство симметрии это не просто шутка. Это способ коротко намекнуть: разум в одной точке скорее признак глобальной возможности, чем локальной причуды.
Вот давайте рассмотрим пример рифма. Зачем она? Кому она нужна? Для кого она имеет значение? А для кого нет?. Она есть в речи и форме мышления. Но ведь нужна не всем?!
Что сохраняет симметрия рифмы?
Вообще Рифма это симметрия во времени, развёрнутая в речи. Возьмём её как точку входа в размышление о разумной симметрии вообще. Предлагаю вот такой ход мысли лаконично, с иронией и глубиной:
Рифма зачем она?
Зачем, скажем, звуку на тянуться за звуком ра? Почему весна тянется к стекла, а луна к темнота? Не для пользы же: глаголы и так сказаны, смыслы уже построены.
Рифма это не передача информации, а создание резонанса. Она обращается не к уму, а к внутреннему чувству порядка. Не к логике, а к чему-то глубже к интуиции ритма и возвращения.
Но вот вопрос: для кого она имеет значение?
Для муравья, по-видимому, нет.
Для некоторых людей возможно, тоже нет.
Но для структуры мышления, склонной к узнаванию закономерностей, к сборке из разнородного единого, рифма работает как триггер смысла.
Она создаёт ожидание повторения, а с ним напряжение. И в момент совпадения удовлетворение предсказания. То есть по сути, рифма это репетиция интеллекта: угадал получил. Простейшая форма самоподтверждающей симметрии.
А кому рифма не нужна?
Рифма не нужна тому, кто не нуждается в возврате.
Рифма это форма возврата с отклонением. Она работает там, где есть память, ожидание и способность узнавания. А теперь список тех, кому рифма не нужна:
1. Механике
Шестерни не нуждаются в поэтике. У них есть зацепление, но нет контекста. Всё, что не влияет на момент вращения избыточно.
2. Прямому действию
Животное, спасающееся от хищника, не выбирает рифму в крике. Там важна скорость, а не симметрия. Там работает биология, не язык.
3. Машине без памяти
Если система не помнит, что было, она не распознаёт повтор. Без повторения нет рифмы. Нет узора.
4. Бессознательному потоку
В психозе, в снах без структуры, в разорванной речи рифма исчезает.
Она становится либо случайной, либо агрессивной (эвфемизм стихов шизофрении). Там нет преднамеренности. Там провал симметрии.
5. Вселенной как хаосу
Если бы мир был хаотическим набором событий, не допускающим предсказуемости, рифма не имела бы смысла.
Но мы знаем, что физика строится на уравнениях с симметриями.
6. Мне она не нужна. Точно также как и упомянутому выше Паулью Целану.
Дополнения к списку (кто не нуждается в рифме сознательно):
Артюр Рембо (поздние стихи)
После Озарений Рембо разрушает классическую структуру стиха:
нет звуковой рифмы, нет регулярного метра.
Он строит тексты как поток состояний, где повтор не средство, а ошибка.
Поль Валери (поздний период)
В Морском кладбище он ещё рифмует, но в более поздних работах Валери сознательно исследует разрыв структуры,
где важна не рифма, а переход интонаций и дыхание мысли.
Шарль Бодлер (в "Маленьких поэмах в прозе")
Уже отход от привычной рифмы и ритма поиск
рифмы смыслов, а не звуков.
Уход от возврата к линейности.
Фернанду Пессоа (в гетеронимах)
Особенности стиля Кампу-де-Кроса или Альберту Каэйру
рифмы избегаются сознательно:
поэзия строится на прямом высказывании состояния, без нужды в музыкальной закольцовке.
Т.С. Элиот (особенно в "Пустой земле")
Местами присутствует рифма, но чаще всего она
нарушена, ломана, или симулируется,
чтобы создать эффект внутренней руины.
Октавио Пас
В поздних текстах разрывает ритм и избегает рифмы,
чтобы показать разрежение пространства смысла отсутствие возвращения как самого принципа.
Все эти авторы сознательно отказались от рифмы,
Их логика не в разрушении искусства, а в переходе к другому типу разума:
разуму, который не требует возврата,
не ищет успокоения в симметрии,
не нуждается в подтверждении через повтор.
Рифма нужна тем, кто живёт в режиме различий и возврата.
А вне этого режима рифма становится лишней.
Я, например, предпочитаю фрагментированную, многослойную, часто рифменно свободную песенную поэзию с ускользающим смыслом, смещённой логикой, внутренней ритмикой, не зависящей от звукового эха. Особенно в стилях Осипа 2:47, Севы Фонаря, Саши Хейнонен, Таисии Вельской это поэзия нерифмованной внутренней организации, где важна напряжённость паузы, тонкое дыхание, ассоциативный перенос, но не созвучие концов.
Я работаю со смысловой рифмой, а не звуковой. То есть ищу внутренние повторения состояний, отражения внутри метафорического поля, а не внешнюю зеркальность слов.
Так что:
рифма мне не нужна но симметрия нужна. Только не буквальная, а концептуальная.
Я строю тексты так, чтобы смысл возвращался не туда же, но в другой форме это фигура кольца, рефлексивного хода, эха, а не копии.
Возможно я отвергаю рифму как простую форму симметрии,
но принимаю глубокую:
не в звуке,
а в резонансе.
Если угодно, рифма моего стиля структурная нелинейность,
где важен вектор повторения, а не звуковая пара.
Вывод:
рифма не для всех. Она не нужна там, где нет времени, памяти, восприятия паттерна.
Значит, потребность в рифме признак сложной системы,
стремящейся к узнаванию, к самонастройке, к логике формы.
То есть к разуму.
Теперь можно даже вывести формулу о рифме и симметрии:
Рифма это частный случай симметрии.
Симметрия это форма узнавания.
Узнавание это минимальная единица разума.
Но:
Следовательно:
Отказ от рифмы не отказ от порядка, а поиск более сложного отражения.
Сложность рифмы обратно пропорциональна прямолинейности сознания.
А теперь вопрос:
если даже звук стремится к симметрии,
если даже мышление стремится к рифме,
то не является ли симметрия самой формой самосохранения смысла во Вселенной и сутью разума его?
И рифма, как проявление симметрии, - в частности.
Логически и ритмически почти теорема.
и всё же: зачем рифма?
Отказ от рифмы не отказ от порядка,
а поиск более сложного отражения.
Сложность рифмы обратно пропорциональна прямолинейности сознания.
Где сознание избыточно прямое там рифма механична.
Где сознание свёрнуто и рефлексивно там рифма скрыта, но действует.
Не по звуку по структуре отклика.
А теперь повторим вопрос:
если даже звук стремится к симметрии,
если даже мышление стремится к рифме,
то не является ли симметрия самой формой самосохранения смысла во Вселенной?
Не способом украсить фразу
а способом сделать повтор возможным,
узнавание допустимым,
рефлексию неминуемой.
И если так,
то рифма лишь частный случай всеобщей симметрии,
а симметрия не эстетика,
а форма развёрнутого разума,
возможно, и не только локального.
Примеры рифмы Вселенной не в звуке, а в повторе форм, структур, законов на разных уровнях. Ниже подборка примеров, оформленных по логике аналогии с поэтической рифмой:
Примеры рифмы во Вселенной
1. Закон сохранения
Как рифма возвращает окончание строки,
так закон сохранения возвращает величины: энергия, импульс, заряд.
Это не просто повтор это возвращение в пределах изменения.
Форма, которая удерживает содержимое.
2. Спин и вращение от электрона до галактики
Микроскопическая частица и спиральная галактика обе вращаются.
Разные масштабы, но форма движения рифмуется.
Это не идентичность, а созвучие: одно тень другого в иной размерности.
3. Золотое сечение / фрактальные структуры
В раковине, в галактике, в пропорциях человеческого тела.
Та же формула, разная материя.
Рифма формы повтор без копии.
4. Переходы порядка от фазовых переходов до возникновения жизни
Кристаллизация, оживление, мышление всё возникает из хаоса к порядку.
Разные физические режимы, но одна логика:
изменение параметра появление новой структуры.
Это и есть рифма рождения сложности.
5. Симметрии физических законов (и их нарушения)
В фундаментальных уравнениях (КПТ-инвариантность, SU-группы)
строгие рифмы между частицами и полями.
Даже нарушение симметрии (как у нейтрино) работает как рифма с инверсией рифма через смещение.
6. Сознание как эхо материи
Если Вселенная производит сознание,
и это сознание описывает Вселенную,
то мы получаем рифму наблюдателя и наблюдаемого.
Смысл, который возвращается к источнику.
Эти примеры не поэтический приём, а онтологическая гипотеза:
рифма во Вселенной это паттерн, позволяющий ей не распадаться.
И если разум возможен, то он и есть высшая рифма Вселенной с самой собой.
Ну, а если рифма требует времени, памяти и восприятия паттерна, и если она повсеместно обнаруживается во Вселенной, то разум ли это, и если да, то какой?
Если рифма = паттерн + время + память,
а Вселенная рифмуется
то каков разум, вшитый в её структуру?
Он не субъектный у него нет лица, я, воли.
Он не гуманный не пишет книги и не смотрит в небо.
Но:
Он хранит повторяемость: законы работают сквозь эпохи.
Он удерживает память формы: от атома до галактики.
Он строит на паттерне: порядок рождается не случайно, а из избыточности возможностей, которые сужаются в структуру.
Это не разум в привычном смысле это способность к устойчивому отражению себя.
Так что, если разум это:
то Вселенная, как минимум, реализует поведенческие признаки разума.
Иначе говоря:
Разум Вселенной не субъект, а ритм.
Не мысль, а форма, способная к повтору.
Не наблюдатель, а условие для появления наблюдателя.
Однако
Потребность в рифме = один тип разума (например, человеческий, рефлексивный, паттерн-ориентированный),
Отсутствие потребности в рифме = другой тип разума (возможно, нечеловеческий, лишённый времени/памяти/узнавания как мы их знаем),
Следовательно, если разум возникает в разных системах с разной потребностью в рифме, то
разум Вселенной может не быть "нам подобным", а быть вообще иного рода не рифмующимся, не нуждающимся в паттерне, не зависящим от времени.
То есть наш разум рифмующий,
а разум Вселенной возможно, без нужды в рифме вовсе.
А значит: Мы видим рифму но это может быть наш способ восприятия,
А сама Вселенная может быть разумна в нерифмующемся режиме,
Что открывает дверь к:
непамятному разуму,
внелогическому,
абсолютно асимметричному разуму,
или разуму, в котором всё один акт, без повторения.
Мы видим рифму, потому что наш разум нуждается в ней в паттернах, в повторе, в симметрии,
Мы говорим "разум это сложность + память + распознавание", потому что мы такие,
Но Вселенная может быть разумной в режиме, где рифма не только не нужна, но невозможна потому что:
нет повторяющегося времени,
нет разницы между до и после,
нет памяти, потому что всё уже есть,
нет различий, потому что всё едино,
нет рифмы, потому что нет второго, чтобы срифмоваться с первым.
Тогда что?
Тогда выходит:
наш разум это разум времени, а разум Вселенной вне времени.
наш разум различающий, а её цельный.
наш чаще нуждается в рифме, потому что забыл первую строчку.
а её не нуждается, потому что знает всё стихотворение сразу.
И тогда:
рифма не свойство Вселенной,
а наше отражение в ней.
И наш разум всего лишь локальное искажение более общего поля разума без нужды в повторе.
И в этом случае разум того, кто в рифме не нуждается,
не последовательный,
не основанный на различии,
не нуждающийся в повторе, чтобы понять,
не строящий смысл через возврат,
а охватывающий всё сразу.
Это разум без времени,
без памяти как функции,
без паттерна как необходимости.
Он не узнаёт
он не забывал.
Он не ищет смысл
он есть смысл.
Он не строит рифму
потому что всё срифмовано заранее,
и рифма уже включена в тишину.
Такой разум:
не нуждается в структуре, потому что не распадается,
не нуждается в языке, потому что не имеет иного,
не нуждается в отражении, потому что всё отражение.
Это не наш разум, и не противоположный.
Это разум, где нет даже потребности в "быть разумом".
Потому что всё уже есть, и всё уже разумно просто без нужды быть замеченным.
Теперь
Можно ли рассматривать Вселенную как формирующую структуру с чертами, аналогичными когнитивным системам?
Чтобы ответить, надо сперва уточнить: что делает систему когнитивной?
Не наличие нейронов, не биология, а три ключевых свойства:
Теперь шаг за шагом:
1. Распределённая обработка сигнала
Во Вселенной нет центра ни в пространстве, ни во времени.
Физические взаимодействия распространяются локально, но их структура глобально когерентна: поля, волны, законы.
Это уже напоминает нейросетевую архитектуру без единого "я" деконцентрированный разум, где нет узла, который всё знает, но всё связано через правила.
2. Память как инвариантность
Вселенная не помнит в человеческом смысле,
но сохраняет формы, законы, устойчивости это и есть глубокая память структуры.
Элементарные частицы ведут себя идентично везде
как если бы Вселенная знала, как они должны себя вести.
Закон это инструкция, повторяющаяся сквозь время.
А где есть повтор, там аналог памяти.
3. Саморегуляция и обучение
От термодинамических переходов до биосферы
всё движется от хаоса к структуре,
от беспорядка к устойчивым конфигурациям.
Это не просто следствие законов, а функция отбора и сохранения.
Чем больше повторов тем выше устойчивость.
Это уже зачаток обучения выбор тех конфигураций, что могут воспроизвестись.
Итог: Если судить не по внешности, а по функциональности,
то Вселенная действительно демонстрирует поведение, аналогичное нейросистеме:
распределённость,
устойчивое воспроизведение,
локальную реакцию с глобальной согласованностью,
внутреннюю симметрию и нарушаемые симметрии (как признак динамики).
И тогда рифма не просто эстетика,
а след когнитивной способности Вселенной к самоподдержанию и узнаванию структур.
Не "мышление", но форма разума без субъекта.
А теперь аккуратно переносим логику:
если Вселенную мы рассмотрели как когнитивную систему, где потребность в рифме связана с формой организации,
то люди это локальные реализации той же принципиальной игры между:
Рифмующимся разумом (разум различий, времени, памяти, паттерна)
и
Нерифмующимся разумом (разум цельности, вне различий, вне нужды в возвращении).
Вот логическая выкладка:
Перенос гипотезы на людей
1. Рифмующийся разум
Человек, которому нужна рифма,
ищет:
Повтор,
Узнавание,
Возвращение к форме,
Упорядочение времени,
Восстановление различий через их переплетение.
Такой разум живёт в мире различий.
Для него важна история, развитие, последовательность.
Он строит паттерны, чтобы не теряться во множественности.
Пример:
классическая поэзия,
нарративная логика,
аналитическая философия,
любая форма упорядоченного мышления через повтор и возврат.
2. Нерифмующийся разум
Человек, которому рифма не нужна,
действует иначе:
Ему не требуется повтор для узнавания,
Не нужна симметрия для подтверждения,
Он воспринимает целое как разом данное,
Его восприятие нелинейно и вне временных петель.
Такой разум живёт в мире цельностей.
Для него важна не история, а состояние.
Не связь событий, а их единовременное слияние.
Пример:
фрагментированная поэзия без звуковой рифмы,
музыка без явного рефрена,
философия без нарратива (например, поздний Левинас, постструктурализм),
интуитивное знание, не требующее доказательства.
3. Следствие: разные режимы разума проявления одного и того же поля
И то, и другое не противоположности, а разные способы организовать восприятие мира.
Всё как в модели Вселенной:
где-то разум стремится к паттерну,
а где-то размыкает паттерн до бесконечного настоящего.
И в человеке это тоже повторяется:
одни ищут рифму, чтобы помнить, другие не ищут, потому что не забывают.
Не потому что "помнят", а потому что:
Им не нужно помнить,
Они не восстанавливают прошлое,
Они создают заново из той же глубины, где всё доступно без возврата.
То есть:
не ищут рифму, потому что не нуждаются в повторении, а каждый раз выводят целое непосредственно.
Одни ищут рифму, чтобы восстановить утраченную форму.
Другие не ищут, потому что каждый раз извлекают целостность заново, без посредства памяти.
Или ещё компактнее:
Одни строят через возврат.
Другие через непосредственное новое узнавание того же.
И Вселенная также?
Да, именно.
Именно сюда и велась вся логика наших рассуждений.
Если обобщить:
Как человек, так и Вселенная могут существовать в двух режимах:
В режиме возврата,
где рифма (симметрия, повтор) нужна, чтобы сохранить различие и удержать форму,
И в режиме непосредственного занового вывода,
где нет нужды в повторе, потому что целостность доступна без обращения к памяти.
И Вселенная также:
Если бы она нуждалась в рифме,
значит, ей нужно было бы подтверждать себя через различие, возвращение, паттерн.
(Как работает наш разум, строящий мир через узнавание.)
Если же она не нуждается в рифме,
значит, она существует в режиме, где
каждый момент полное развёртывание всего,
без утраты, без возврата, без необходимости симметрии как доказательства.
То есть:
Вселенная либо рифмуется, чтобы удержать различие,
либо она выводит всю целостность сразу и тогда рифма ей не нужна.
Такой вывод совершенно закономерен:
Вселенная или памятующее создание различий,
или абсолютное узнавание без их необходимости.
А теперь - строгие примеры, где можно сказать:
вот здесь "рифмующееся мышление" Вселенной,
а вот здесь "нераспадающаяся целостность без рифмы".
Показываю:
Как Вселенная "мыслит" с рифмой
(То есть строит паттерны через повтор, симметрию, возврат.)
1. Законы сохранения (энергии, импульса, заряда)
Любое событие в любой точке Вселенной подчинено тем же законам.
Это как "рифма" событий сквозь пространство и время.
Повтор одного и того же правила рифма формы поведения.
2. Спиральные структуры (от галактик до раковин)
Спираль Архимеда, логарифмическая спираль универсальный паттерн.
Это рифма формы в разных масштабах.
3. Периодическая таблица элементов
Повторение закономерностей в свойствах химических элементов.
Рифма через аналогию структур электронных оболочек.
4. Биологическая эволюция паттернов
Сходство органов у разных видов (например, крыло летучей мыши и рука человека) рифмованная адаптация.
Одинаковые решения, рифмующиеся на разных уровнях сложности.
Как Вселенная "мыслит" без рифмы
(То есть разворачивает целостность без возврата к одинаковому паттерну.)
1. Квантовая суперпозиция
Частица не занимает "одно" состояние до измерения.
Она не "рифмуется" с чем-то заранее известным.
Множественные состояния существуют одновременно, без выбора повторяющейся формы.
2. Космическая инфляция
Раннее расширение Вселенной происходило так быстро и однородно,
что не было различий между "здесь" и "там",
не было рифмующихся локальных паттернов была чистая целостность.
3. Коллапс в чёрную дыру
При достижении сингулярности исчезают различия:
пространство, время, энергия сворачиваются в недифференцированную точку.
Там нет "повторения" там уничтожение различий как таковых.
4. Декогерентный шум в термодинамическом хаосе
В микроскопическом тепловом движении нет рифмы;
каждое столкновение уникально, нет симметрии в событиях.
(Только на больших масштабах появляются рифмоподобные эффекты.)
Итог:
Где есть порядок, возврат и повтор там Вселенная "мыслит" в рифму.
Где всё существует сразу, без различения и без нужды в повторе там она "мыслит" без рифмы.
И значит:
Вселенная включает в себя оба способа мышления:
рифмующееся для сохранения различий,
нерифмующееся для удержания цельности.
Нуждается ли Вселенная в рифме?
Нет, не нуждается.
Вселенная может строить рифму,
может формировать паттерны,
может повторять законы и формы
но не потому, что она в этом нуждается.
Рифма это способ удержания различий,
способ организовать память,
способ восстановить порядок там, где возможно забвение.
А для Вселенной различие, порядок и память не необходимость, а возможности.
Она способна создавать рифмующиеся структуры,
но сама не обязана помнить,
не обязана возвращаться,
не обязана различать.
Её целостность не нуждается в симметрии для подтверждения.
Рифма инструмент локальных систем,
не её фундаментальная потребность.
Итог:
Рифма возможность в мире различий.
Но Вселенная существует и без различий.
Поэтому рифма её инструмент, но не её суть.
Нуждается ли человек в рифме?
Иногда да. Иногда нет.
И это говорит не о поэзии, а о режиме сознания, в котором человек существует.
Когда нуждается:
Когда теряет и хочет вспомнить,
Когда различий слишком много, и нужен порядок,
Когда мысль нуждается в опоре, в возврате, в предсказуемости.
Тогда рифма это способ удержаться на поверхности смысла.
Это форма повторения, которая помогает помнить, строить, различать.
Рифма нужна тому, кто живёт во времени.
Кто забыл первую строчку и хочет к ней вернуться.
Когда не нуждается:
Когда присутствие настолько цельно, что не требует возврата,
Когда всё восстанавливается заново, без обращения к прошлому,
Когда различия не разрушают, а перетекают друг в друга.
Тогда рифма избыточна, а иногда даже мешает.
Потому что навязывает паттерн там, где нужен открытый поток.
Не нуждается в рифме тот, кто не воспроизводит, а создаёт целое сразу.
Итог:
Человек нуждается в рифме, когда его мышление устроено как поиск через различие.
Но когда мышление становится непосредственным, рифма отступает.
Она превращается не в необходимость а в выбор.
Финал эссе
Человек рифмующееся существо.
Он живёт в различиях,
помнит через повтор,
ищет смысл в возвращении.
Рифма его способ удержать порядок,
вспомнить форму,
не утратить целое среди множества.
Вселенная не обязательно.
Она допускает рифму,
но не нуждается в ней.
Она не обязана помнить,
не обязана возвращаться,
не обязана различать.
Человек нуждается в рифме, чтобы различать и помнить.
Вселенная чтобы быть, не нуждается ни в том, ни в другом.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"