Чайка Алексей Дмитриевич : другие произведения.

Вокруг школы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликовано так же на сайте ВСНД "Отчизна"

  Давно уже хотел написать несколько строк о проблемах российского образования, да не знал, с какой стороны подойти. Наконец, решил, что лучше будет привести пример конкретной школы, которую вижу изнутри.
  Я работаю настройщиком компьютеров в школе, полное название которой в приказах звучит так: "муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Љ ... муниципального образования Брюховецкий район". Глупо и комично. А ведь без этих повторяющихся слов ни секретарь, ни простой преподаватель, к сожалению, не представляют себе рабочего места. Простите, что начинаю разговор о школе с темы бумаг, но без них не увидеть реальной картины.
  Начав осмысливать общее положение дел в школах, я пришёл к выводу, что всему виной три вида давления: бюрократия, которой есть где разгуляться в любом российском государственном учреждении, родители, забывшие, что детей нужно воспитывать с малых лет, и финансовые структуры. Слово "давление" я использовал не случайно: Россия так устроена, что один элемент общества обязательно давит на другой. Невозможно даже представить себе нечто, пребывающее в постоянном спокойствии и благоденствии. Наши однобокие законы не обладают способностью справедливо регулировать отношения одного учреждения с другим, особенно подчиняющимся.
  Преподаватели то и дело жалуются на ужасное буквоедство. Бухгалтерия в неделю распечатывает до тысячи листов (наверное, для поддержания электронного документооборота!), я не успеваю заправлять им картриджи. Есть учителя, которые до пяти раз переделывали своё календарно-тематическое планирование, потому что вышестоящие инстанции придираются к каждой буковке, словно от правильно составленного документа ученик станет умнее, а преподаватель, замученный вымарыванием некорректных строчек, начнёт внимательнее вести уроки.
  Проработав в школе полтора года, я перестал слушать социологов. Мне достаточно беглого взгляда на работу коллектива, частью которого я являюсь, чтобы понять, почему люди умирают так рано, почему у них нет честно заработанной, счастливой старости. Попросту никто не выдерживает той нервной среды, в которой оказался! Людям не хватает спокойствия, стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Они трепещут перед каждой комиссией и трепещут не зря, потому что любой листок бумаги способен разрушить карьеру и лишить хоть и нищенской, но всё же зарплаты. Если пришли сотрудники санитарно-эпидемиологической службы, то уже ясно, что будет выговор, - это неизбежно, как для человека неизбежна смерть. Бывший директор детсада рассказывала, как ей выписали штраф за то, что над мусорным бачком летали мухи!
  Родители, не имея явных точек соприкосновения с начальством, тем не менее, делают одно плохое дело. Учителя оказались под перекрёстным огнём. Вышестоящие инстанции запрещают исключать учеников из школы. Они требуют, чтобы самый неуспевающий ученик был аттестован. Когда в журнале находят по какому-то предмету множество двоек, распинают учителя, который ведёт этот предмет, его обвиняют в недостаточной квалифицированности, в неумении работать с детьми, находить с ними общий язык. В результате учителю приходится рисовать тройки, а общество получает недоросль, которая и не снилась Фонвизину.
  Словно вопреки развитию компьютерных технологий, а возможно, и по причине этого, учителя начальных классов констатируют прискорбный факт: всё больше детей не способны нормально усваивать школьную программу. Не помогают ни мультимедийные комплексы, ни игры, которые учителя покупают за свой счёт: дети проваливают тренировочные работы по написанию букв полными классами.
  Такая ситуация не может не убеждать, что проблему плохой успеваемости надо искать не в школьных кабинетах, а дома. Я считаю, что умственные способности зачастую зависят от воспитания, от моральных качеств ребёнка. Если родители, гоняясь за деньгами или глядя часами в экран телевизора, перестают заниматься собственными детьми, забывая объяснить чадам, что такое хорошо и что такое плохо, то учитель просто не способен физически сделать этого за них. Сквозь гомон и драки первоклашек, может быть, ещё пробьётся важное слово о качествах человеческого сердца, а в средней школе говорить что-либо уже поздно. Не особенно удивляют такие примеры, когда девочка плюёт на стол и ладошкой тщательно растирает собственный плевок, причём, делает это каждый день и с важным выражением на лице. Мальчишки могут пинать лежачего добрых пять минут, пока учитель не увидит. Третьеклассница ходит к одинокому пьющему мужику убирать комнаты за деньги, кстати, как выяснилось позже, с разрешения матери. А я был свидетелем того, как семиклассники, приглашённые смотреть мультфильм "Десантник Стёпочкин", начали дружно декламировать, простите: "десантник с тёлочкой". После того я понял, что их уже не спасти, это уже нравственные уроды, которых невозможно излечить, т.к. матерщина и пошлость стали неотделимой частью их жизни.
  А где берёт своё начало деградация? Конечно, в семье. Институт семьи извращён, потому что является частицей общества, которое с начала 90-ых годов глубоко больно. У морально нездоровых родителей будут и дети нездоровы. Эти неуправляемые дети, для которых слово взрослого человека, порой, ровным счётом ничего не значит, - такие дети наполняют классы, превращая работу классного руководителя в чистое сподвижничество. Родители учеников, наименее поддающихся воспитанию, как правило, никогда не посещают родительские собрания. И тут остаётся только пожать плечами и вспомнить небезызвестную поэму "Кому на Руси жить хорошо". Благо, она изучается в школе и отрывки из неё рассказываются наизусть.
  Что зарплата учителей маленькая, знают все, и стар и млад. Только ничего не делается, чтобы стыд за нашу систему образования остался в прошлом. В школе, где я работаю, столкнулись с нехваткой денег и с первого марта уволили около десяти человек обслуживающего персонала, то есть тех, у кого зарплата и так минимальная, не больше 4-х с половиной тысяч. Учителя от этого вряд ли выиграют, на сегодняшний день кто получает шесть, а кто и до десяти тысяч. Достойная жизнь за такую зарплату, сами понимаете, не возможна.
  Хотелось бы знать, почему по телевизору то и дело капитализацию нефтяных гигантов выражают в долларах, а зарплату врачей и учителей - в рублях. Ну-ка, восемь тысяч учителя математики с классным руководством разделим на 30. Что получается? 266 долларов! А несчастные 4300 технички? 143 доллара! Ах, Россия, Россия, занявшая 11 место на Олимпиаде в Ванкувере и возвещающая о громадных инвестициях в экономику, куда ты падаешь и в какой пропасти находишься сейчас? Нет ответа. Но живу с надеждой, что кто-то за это всё-таки ответит!
  На десерт позвольте сказать несколько слов о ЕГЭ. Этот экзамен изменил всю школьную программу, перевернул педагогический опыт с ног на голову, даже коснулся последних классов начальной школы. Учителя вместо того, чтобы обогащать головы детей знаниями, решают с ними тесты. Они выяснили: чем больше тестов решить, тем выше балл. А балы нужны, они сказываются на успехе выпускного класса, а значит, на квалификации учителя, на его зарплате.
  И как ни грустна ирония, но то, ради чего ЕГЭ вводился, мы так и не увидели. Равенства при поступлении в ВУЗы не было и нет. Тесты оказались бессильны перед взяточничеством и властью денег. Разве открыл новый экзамен двери престижных ВУЗов перед одарёнными школьниками? Нет. Разве там, где нужно было платить огромные деньги, теперь учатся бесплатно? Нет. Студент, поступивший бесплатно, должен быть готов платить за сессии, потому что коррупция, о нещадной борьбе с которой объявил Президент, непоколебима и останется такой до тех пор, пока не ужесточатся законы. Преподаватели средних специальных и высших учебных заведений во сто крат большие мздоимцы, чем учителя средних школ. Обвинять какого-либо учителя в том, что он берёт деньги или подарки за положительные оценки, у меня бы язык не повернулся. Какое будущее у российского среднего образования? Едва ли я могу ответить на этот вопрос. Хочется верить, что светлое. Только чтобы будущее стало таковым, нужно многое изменить: и зарплаты учителям увеличить в несколько раз, и обуздать бюрократию, и взяться за комплексное воспитание молодёжи. Правда, движение в положительную сторону я пока не наблюдаю. Увы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"