|
|
||
Достоинства и недостатки электромобилей были описаны ещё у Брокгауза и Ефрона |
Электромобили: вторая эйфория, взгляд скептика
Сейчас на дорогах появляется всё больше электромобилей. Одни воспринимают их как экзотику, другие - как модный аксессуар; одни полагают электромобильное будущее уже наступившим, другие по-прежнему предпочитают авто с ДВС...
И ведь бум интереса к электромобилю уже не впервые! Первая электромобильная эйфория грянула в самом начале двадцатого века: электромобиль был бесшумен, не требовал крепкой мужской руки при заводке с "кривого стартёра" и знаний механика при постоянных настройках да регулировках. Плюс - управлять электрическим экипажем было проще чем автомобилем: нажал и поехал. Шофёр на авто же тогда на ходу регулировал да корректировал всё вплоть до опережения зажигания, а с лишённой синхронизаторов коробкой перемены передач нужно было "сдружиться".
Электромобиль, как и сто лет назад, очень прост в управлении, тих, оставляет огромный простор компоновщикам... За сотню лет к его плюсам прибавилась рекуперация, тут "ретроградам" - фанатам авто сказать нечего: автомобиль ведь не может из торможения получить и долить в бак бензин.
Электромобиль переживает новый расцвет, но ждать ли нам полной замены им автомобиля в ближайшие годы? Ведь автомобиль тоже вытеснил лошадь не сразу, от его появления в 1885 году, и даже от первой массовой модели в 1908-м до времён, когда телега в деревне стала большей экзотикой чем грузовик, прошло не одно десятилетие. Электромобиль может "справиться" раньше, а может, продлится экспансия дольше, однако же, как у авто в своё время, "завоевание мира" им начинается с больших городов стран - технических лидеров.
Что за сто лет изменилось? Немногое! Вот, например, что писалось в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона (1890-1907 годы): "Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он ещё недостаточно усовершенствован. Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других, но А. должен везти свой источник энергии: аккумуляторную батарею, которая пока ещё слишком тяжела и непрочна. Поэтому невозможно возить с собою запас энергии на длинный путь, а вновь заряжать аккумуляторы и заменять истощённые другими возможно лишь при езде в городах или от одной специально устроенной станции до другой." Сейчас говорят то же самое!
Чем нас прельщает электромобиль по сравнению с автомобилем - помимо, конечно же, моды? Да только лишь тем, что его заправляют не жидкостью, а "чистым" электрическим током. Однако ж давайте обсудим:
где "заправлять" наш электромобиль;
откуда берётся тот ток, что мы "заливаем" в аккумулятор;
во что "заправлять", так ли хорош аккумулятор,
как "заправлять",
и почём "заправлять".
Где заряжаться?
Казалось бы, в каждой деревне, на каждом садовом участке и в каждой квартире давно уже есть электричество, встал под окном, заряжай - не хочу!
Однако давайте представим: сегодняшним вечером все автовладельцы вашего многоквартирного дома включат в розетку нагрузку в 16 ампер на всю ночь, но при этом не станут отказывать себе в удовольствии включить как обычно и люстру, и холодильник... Проводка-то выдержит? Может, в квартирах и сдюжит, но линия к дому - навряд ли. И это в больших городах, а в деревне? Включил один трактор в розетку - деревня без света?
Придётся модернизировать электросети, а это небыстрое дело. Но как только будет доступна энергия... Автомоблисты ведь тоже сначала ездили только туда куда можно дойти на одном полном баке и паре канистр, не хватало бензина - они покупали его у аптекарей. А появились первые АЗС - побежали авто по дорогам.
Откуда взять ток?
КПД электрического двигателя больше девяноста процентов, куда до него ДВС! Лучшие по КПД ДВС, корабельные монстры в десятки и сотни тонн весом, но и у них КПД едва дотягивает до 50%. Отлично, однако электромотор - это вторичный двигатель. Условно говоря, КПД редуктора заднего моста целых 95%, теперь поговорим о двигателе. Откуда берётся электроэнергия? Сейчас посмотрим:
В мире (по данным IEA за 2016 год):
40,8% - от сжигания угля и торфа,
21,6% - от сжигания природного газа,
4,3% - от сжигания нефти,
итого от сжигания топлива мир получает 66,7 процента электроэнергии. Ещё 16,4% энергии мы получаем от ГЭС, 10,6% от атомных станций, и крохи в 6,3% - от использования возобновляемых источников энергии.
В России (по данным Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого) доля в фактической выработке электроэнергии ТЭС - 68%, ГЭС - 15%, АЭС - 17%, при этом структура по топливу на ТЭС такова: природный газ - 71%, уголь - 27,5%, жидкое топливо и прочее 1,5%.
То есть электромобиль на две трети "заправлен" газом, углём и нефтью!
К тому же, потребление топлива автомобилями мира сопоставимо с мировой выработкой электроэнергии. Заменим авто на электромобили - придётся построить новые электростанции. Какие? Больше сжигать газ и уголь - привет экологии, возобновляемой энергетики кот наплакал, водохранилища ГЭС занимают огромные площади, скоро их строить уже будет негде, АЭС обыватель боится и будет бояться ещё много лет... По-хорошему, эту проблему удастся решить только термоядерной энергетике. Но это пока что фантастика: ни одного термоядерного реактора, который можно использовать как энергетический, нет, и как скоро построят - неясно.
Куда "заливать"?
В аккумулятор, конечно! И тут "экологичность" электромобиля растворяется окончательно: в аккумуляторе столько отнюдь не безвредных металлов, кислот, щелочей, что его производство и утилизация вред нанесут экологии больший чем автомобиль со своим СО2. И это не всё: во всём мире, в лесах и пустынях, в болотах и в тундре лежат и ржавеют тысячи остовов брошенных автомобилей. Представьте, что в каждом из них по полтонны прогнивших, текущих на грунт батареек!
Как зарядить за разумное время?
Для того чтобы проехать 500 километров, мы заправляем машину минуту, с учётом оплаты на бензоколонке заправка у нас занимает минут эдак десять. Чтобы "заправить" "пустой" аккумулятор Tesla Model S ёмкостью 85 кВт*ч до полного за 10 минут, даже при 100% эффективности зарядки придётся подать ток в пятьсот киловатт. А чтобы такая машина ушла от заправки через минуту, её надо просто зажать между клеммами больше машины и дать такой ток, что собьются с пути НЛО над Лох-Нессом!
Почём:
В цене каждого литра покупаемого нами бензина половина - налоги: налог на прибыль, акциз, НДС, НДПИ.
По данным международной конференции "Бензины-2016", в 2015 году дизельного топлива в нашей стране потребили 31 миллион тонн, бензина 34,6 млн. т. Вот представьте: мы все перестали покупать бензин, заправляем авто от розетки. Правительство будет спокойно смотреть на иссякший поток миллиардов? Любое правительство мира мгновенно найдёт, как собрать эти деньги, и у него всё для этого есть: и дорожный налог, и цена электроэнергии, "Платон", "Эра", платные дороги...
Я допускаю, что будущее за электромобилем - не за топливными элементами, не за риформером и не за водородом. Просто пока сомневаюсь, что электромобиль отберёт мир у автомобиля на этой, второй, волне эйфории.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"