Аннотация: Шофёр звездолёта-7: Это был рутинный полёт к астероиду...
Ну что тут рассказывать? Получил SOS, доложился диспетчеру, сменил курс, нагнал его, пристыковался... Но - врать не буду - когда мертвец проводил меня взглядом, я чуть не об... к-хм... Благо, вовремя сообразил, что к чему: верил бы в мистику - рядом лежал бы: как пить дать кондратий хватил бы! Руки тряслись до тех пор, покуда в порту уж гранёного да с пояском не захряпал...
***
Пожалуй, у нас, на форвардерах, лучшие скафандры в системе. Да что там в системе - в галактике! Подобные есть только у спасателей и у военных, но и у них управление кораблём сделано не через интерфейсы скафандра, а по-старинке. К тому же скафандр чертовски удобен: сидит на тебе как плотно подогнанный комбинезон с капюшоном; на поясе и на спине его - блоки различных систем, а на лбу, как у Аэлиты из чёрно-белого фильма, тиарой торчит вверх откинутый визор.
Кто я? Я - геолог-пилот, я - продолжатель дела Харрисона Шмитта, геолога, летавшего на "Аполлоне-17". Я летаю к зондам-харвестерам в астероидный пояс и забираю добытое ими. Ну и, разумеется, я изучаю взяток и составляю рекомендации, где там харвестеру лучше копать. Ведь харвестер-то робот: копает как пчёлка, копает, а прилетает геолог - и сразу же видит, что именно тот накопал. И если там что необычное встретится, то отбирает в отдельный отсек. Ну а как же иначе, ведь если оно попадёт в общий бункер - кранты, перемелется в пыль вместе с остальной породой: на ГОКе разглядывать груз твой не будут, в дробилку - и дело с концом: у них там своя работа, им и без этого есть чем заняться. А вдруг на астероиде, где харвестер копает, есть что-нибудь интересное? Мало ли?
В общем, работа у нас интересная. Когда приноровишься, непыльная. Поелику не покидаешь систему - весьма безопасная. А уж когда ты изучишь счёт сменам, часам и отгулам - ты вовсе король!
Этот рейс начинался почти как обычно. "Почти" - потому, что, поскольку путь к ГОКу от астероида на этот раз почти точно совпал с проторённой дорогой межзвёздников, мне наш бэдэшник всю плешь перед стартом проел типа быть начеку.
"Начеку", блин! Этот эпический дармоед не то что даже года пилотом "на линии" не проработал, он, судя по всему, и Правил движения в глаза не видывал: при обгоне голова об этом манёвре болит у обгоняющего, а единственное, что требуется от медленного - не стараться обгону мешать. Ну кого я, к тому же гружёный, могу обгонять? К тому месту, с которого мне разгоняться, они, варпоходы, уже тормозят. На подходе к орбите Земли наша скорость, конечно же, будет слегка различаться, но там уже всем заправляет диспетчер.
Почему я уточнил про "гружёный"? Объясняю для "нелетающих" вроде бэдэшника: гражданский корабль - независимо от предназначения, грузовик он, форвардер, техничка... - имеет двигатели ровно той мощности, чтобы идти с ускорением максимум 1g. То есть ускорение "девять и восемь метра в секунду квадрат" для форвардера - это "полный газ" и порожняком. А уж с сотнями тонн каменюк на борту я совсем тихоход. Благо, полный и экономный ход у гражданского космического корабля, как и у гражданского морского - один и тот же режим, а то бы и наш каботаж отнимал бы совсем несусветное время.
Короче, полёт начинался ну просто блестяще: спокойно пришёл к астероиду, встретил харвестер, всласть и в охотку набегался между постами погрузки - всё чин чинарём! А уже возвращаясь...
Конечно, я спал. Обратно всегда спишь: пока образцы пересмотришь, крутя их манипулятором возле тех мест, где в иллюминаторах отформованы лупы, пока проследишь за погрузкой, так по кораблю нагуляешься, что потом спишь как сурок, даже перекладку тяги посередине пути не заметишь!
Из сна меня вытряхнул факт, что любой каботаж - тоже море. Точней, тоже космос. В ушах просто дико звенело, скафандр надулся как мяч, а на опущенном визоре ярко мигал красный баннер "РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ".
Я смахнул его на второй план, вывел параметры корабля и полёта. Они были в норме: моторы исправно тащили корабль, а автопилот им рулил. Как ни в чём ни бывало. А впрочем, ему всё равно, ему воздух не нужен.
А впрочем, в таком-то скафандре и я как король! Что мне будет? Я же в системе, всё рядом: и порт, и другие суда... Вон, была новость, что некто, пилот, выжил в грузовике при срыве варп-капсулы. В световых годах от ближайшего порта!
Я подошёл к головной полусфере, в "прицелосекстан" посмотрел на опорные звёзды: курс верен; присел пару раз, поскакал словно Зайка из детского сада: по ощущениям, корабль действительно идёт с обычным у нас, гражданских пилотов, ускорением в 1g. А впрочем, спросонья не сразу заметишь то небольшое отклонение, которое могло бы быть из-за того что корабль стал легче на воздух в кабине, да и каково то отклонение? По сравнению с массой руды вся кабина - не то что в ней воздух - в пределах погрешности.
Знаю: теперь надо лечь, упокоиться, а в идеале уснуть. Кислород меньше тратить. Вот только какой теперь сон? Невольно трясёшься: а вдруг и скафандр не выдержит, лопнет как шарик? Трясёшься, сверх меры "сжигая" запас кислорода. И думаешь, думаешь, думаешь только о том, что ты зря выбрал эту профессию, зря стал летать. И о том, ну зачем ты здесь нужен? Ну разве не может компьютер и сам отобрать образцы?!
Нет, не может. Иначе никто бы пилота в полёт не послал: он дороже чем робот. Да, робот внимательней, да, не устаёт. Да, он надёжнее чем человек углядит необычное - просто по алгоритму "индикация затруднена" - но он не почует, нутром не почует действительно интересное. Не понимая, что именно тут интересно и почему этот камень ему захотелось забрать. Мало того: если "Большая Берта" была взята Аланом Шепардом хоть и не на ранее запланированном месте поисков, но всё же на месте и во время сбора образцов, то "Камень Ремня", Belt Rock, был замечен Дэвидом Скоттом с ровера в момент возвращения к лунному модулю. Ни один, самый прекрасный, робот, получив команду возвращаться в корабль, не стал бы разглядывать камни по сторонам! Тем более робот не стал бы останавливать ровер, придумав предлог, что нужно перепристегнуться, а робот, заменяющий Джеймса Ирвина, не стал бы, пока Дэвид Скотт носился за камнем, пудрить мозг ЦУПу!
Похоже, что всё-таки я задремал. Снилось мне, будто бегаю я по межбункерным коридорам словно волк с корзинкой в старинной почти-электронной игрушке, а мимо иллюминаторов, манипуляторов падают в бездну тех бункеров кубки, браслеты... но я их могу пропустить: жду лишь свой Образец 14321. Почему-то форвардер стоит на Луне, а разозлённые тем что собираю породы на их территории Шепард и Руса кидаются в него подобранными на Луне, под ногами, камнями. Камни взрезают обшивку, как пули проносятся по коридорам, и из щелей в коридоры, клубясь и ветвясь, пробирается свет.
Я проснулся в холодном поту. Вызвал на визор приборы, слегка успокоился: топливо в норме, приборы работают, курс тоже держится ровно...
Пока я дремал, на мой SOS отозвались крейсер спасателей и попутный автобус. Я сначала обрадовался, а потом... Потом понял, что спасатели смогут сравнять со мной скорости только лишь возле Земли - они даже не в ближнем секторе, а автобус... И чем он поможет? Ну прилетит, раз положено, ну пристыкуется, дальше-то что? Он ведь даже сюда не войдёт, у него и скафандра-то нет. Да и скорости он не прибавит: он тоже гражданский и тоже способен развить 1g и не больше...
Становится душно, долью-ка в скафандр кислородику... Я потянулся к баллону и обмер: манометр был на нуле. Вынув баллон из держателя, я взвесил его в руках: лёгенький, пусто! Чёрт, я же его принимал... впрочем, как принимал? Как и всё в корабле, "есть, и ладно".
Вот тут-то меня затрясло! Нет, умом-то я знаю, что надо лежать, погрузившись в покой, как на пляже. Но я волновался всё больше. Кричал, проклинал и судьбу и профессию, сменщика, космос, себя и спасателей, что в другом секторе и не успеют; я бил себя в грудь, я как чокнутый бегал по рубке... потом наконец задохнулся и рухнул без чувств.
Прошло сколько-то времени. Сколько, не знаю: не только счастливым бывает не до часов. Я очнулся: всё так же среди пустоты. Не желающей мне ни зла ни добра пустоты. Просто Космоса, тихо зашедшего в гости. В корабль. В песчинку в его вечной вотчине.
Боже, как трудно дышать! Конечно, скафандр регенерирует воздух как может. Но он не рассчитан работать без внешней подпитки, "доливки" О2 из баллона! Пока я лежал без сознания - еле дышал, скафандр всё это время регенерировал воздух быстрее чем я его тратил. Сейчас же, в сознании, наверняка трачу больше чем может скафандр "вернуть". Когда-то давно неугодных людей убивали повешением: петля зажимала путь воздуху, несколько секунд мучений - и смерть. Ох, лучше уж так, чем как я: моя ситуация - словно на дне в погибшей субмарине: в отсеках есть воздух, много кубов, но ты его тратишь. Мееедленно тратишь...
Я снова очнулся. Чтобы себя не "накручивать", вывел на визор параметры и обстановку: курс неизменен, ход тоже; автобус меня нагоняет, спасатели прут на перехват с таким ускорением, что я бы при таком окочурился. Ох, не успеют... Так, не паниковать! Спасатели смогут, на то и спасатели. И перегрузки свои они выдержат так, что сразу же после стыковки откроют корабль, вбегут и спасут.
Ведь спасатели, как и военные, просто монстры: меньше полутора g не летают, а на двух g - в рабочем порядке в течение многих часов. И при этом они как ни в чём не бывало спокойненько ходят по палубам, а в ложементы ложатся лишь только тогда, когда надо всадиться в пространство на трёх g и больше! Но для этого мужики тренируются без перерыва, иначе кранты. Я бы и сотни шагов не осилил, если бы мне на закорки словно уселся ещё один я...
Кстати, а как выжил тот - точнее, те: их было двое - в грузовике? Там же вообще ничего путного не предусмотрено: там человек на борту просто дикая редкость... Стоп, а он выжил? Действительно выжил? Выжили? Оба? Ах, да, он же потом интервью давал... А вообще он автобусник, "порт - варп, варп - порт", рейс за рейсом... Как трудно дышать! Это последний "приход в себя"? Я уже не очнусь больше? Мама!!!
Очнулся... В который уж раз? Не могу больше это терпеть... А что если взять турборез да пройтись по скафандру? Не выдержу дальше страдать! Даже если не хватит решимости сделать себе полновесное харакири, то через дырку в скафандре весь воздух уйдёт за секунды. После чего и мучения кончатся... Нет, не могу. Страшно. Хочется жить. Даже так. Умирая всё медленней...
Снова очнулся? Не знаю... Почти незаметный толчок, как стыковка. Спасатели? Значит, я выжил?
Автобусник?! Но как он люк-то открыл? Там же баропредохранитель: при большом перепаде давления по разные стороны люка замок заблокирован. Предохранитель простой, механический, на диафрагмах, так что его не обманешь!
А впрочем, чего ему, призраку, предохранитель? Срыв варпа - это всегда приговор. Невозможно спастись: до ближайшей системы годы и годы пути полным ходом. Лайнер, конечно, дотянет: придёт, как Летучий Голландец, с горой мертвецов; в лучшем случае - полный закрывшихся напрочь в каютах безумцев. А в грузовике и в автобусе - верная смерть: у них вся автономность - в пределах системы. И если он выжил... не так: если что и вернулось, то это не он.
Автобусник шёл без скафандра, осматривая корабль, постепенно приближаясь ко мне. Вдруг отшатнулся, а через секунду в руке у него засверкал турборез. Это мой турборез? И в его ли руке?..
Вспышка боли. Я думал, при харакири бывает больнее... Ну вот и всё. Угасая, по цвету луча турбореза я видел, отчётливо видел, что в корабле атмосфера. Мне даже казалось, что есть чем дышать...
***
Извини, брат. Прости, что задел: с перепугу руки тряслись. Ты это... поправляйся, не залёживайся в больнице, а то им, докторам, только дай...
Кстати, знаешь, какой тут скандал поднялся из-за твоего скафандра? И добывающую контору трясёт, и транспортники икают, а уж производитель скафандров вообще не знает, куда от них деться!
А теперь извини коль обижу. Ты что, не мог турборез включить? Его луч на воздухе ярко-зелёный, а в вакууме - голубоватый, почти что прозрачный, не знал? А сложить самолётик из лепестка порофильтра и запустить? Хорошо, не умеешь их складывать - ну помахал бы рукой перед тем лепестком - сразу было бы видно, колышется - значит не вакуум.
В общем, такие дела проверять надо, как бы ты ни доверял сработавшему датчику. И вообще эти ваши скафандры - опасное сокровище: хорошо что он так безобидно сломался, а если б он твой корабль в астероид впилил или в здание порта? Нет уж, поверь мне, шофёру со стажем: приборы должны быть продублированы аналогами на разных принципах, а управление - быть управлением, то есть допускать прямое ручное вмешательство. Это я понял, когда... Впрочем, ты обо мне это наверняка не знаешь: это сейчас я автобусник. Я был шофёром и у бригады монтажников варпа. А там на спасателей нету надежды, всё сами. Вот так... Выздоравливай!