Чаликов Сергей : другие произведения.

Четвертая глава Устройства всего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Четвертая глава Устройства всего
  
  4. 0. "Основной вопрос философии"*
  (проблематизация)
  
  Согласно аналогии Цингера, по которой действительно последовательный материалист это тот, кто за буквами не способен увидеть ничего, кроме краски и бумаги, идеализм оказывается не чем-то естественным для человека, но наоборот, - следствием его внутреннего смыслового богатства, способности воспринимать внешние смыслы, своеобразного "дара"** к прочтению смыслов.
  Получается определенное усложнение по отношению к обычному пониманию, когда идеалистское понимание толкуется как первичное и более простое по отношению к якобы более абстрагирующему материалистическому, - наоборот, - идеалистское воззрение оказывается более сложным и более абстрактным по отношению к упрощающему и доксичному материализму.
  И да, идеалист не просто воспринимает некую внеприродную осмысленность, он "вкладывает"*** ее туда (т. е. - опять же оборачивание доксы, по которой смыслы даны как-то там заранее, а человек их лишь "открывает" (в том-то и дело, что нет, что каждый волен вкладывать свои смыслы и по своему, так что раньше или позже сваливается или в абсурд вседозволенности или в механичность доксического, - но на то и свобода, чтобы каждый добирался до тупика абсурда самостоятельно (а единицы находили-таки дом в смысловом пространстве))).
  Дикарь видит в картине мешанину красок и линий, поскольку у него нет навыков к смысловой работе, к осмыслению. Материалист - собственно такой же дикарь, смысловой папуас, который видит хаос там, где идеалист должен работать со смыслами.
  Не стоит видеть в этом ни произвольности, ни, наоборот, жесткой заданности, - лишь тот идеалист, кто минует обе эти ловушки, пройдя мимо них так, словно бы их не было вовсе.****
  
  * В кавычках - потому что некоторые и впрямь полагают его таковым, правда, лишь те, кто подходят к философским вопросам извне. Ну да о том еще будет сказано далее.
  
  ** "Дар" я также беру в кавычки поскольку дар этот п(р)оявляется только в результате работы над способностью к осмыслению, т.е. является не столько собственно даром, сколько результатом тренировки и самодисциплины.
  
  *** Третьи кавычки. Для людей посторонних философии новостью будет то, что человек (и люди вообще) может (могут) работать только с идеальным, только со смыслами. Чтобы ориентироваться в окружающем, взаимодействовать с ним, человек должен его понимать, т.е. перевести происходящее с ним как смыслы в свое сознание (как формулирует С. Трубецкой: "мысль ничего не может познать, кроме того, что ей сродно, т. е. ничего, кроме мысли же"), (люди вообще переводят на языки мифического, научного или религиозного, скажем). "Реальность" должна быть осмыслена, чтобы стать "реальностью", иначе это будет хаос сингулярностей.
  Материалист и сам вкладывает смыслы в хаос, к примеру, черновым вариантом идеалистского восприятия мира является наука, в которой люди вкладывают в (или накладывают на) природу свои теоретические построения и получают с этого реальные результаты в виде промышленной продукции, транспортных средств, канализации и мифовоззрения, дарующего иллюзию понятости мира.
  Наука - наивысшее достижение современного человечества, но если продолжить двигаться аналогиями, то наука по отношению к идеализму, - нечто вроде умения дикарей ориентироваться в пространстве, что плохо считают, плохо понимают, плохо абстрагируют вообще, но как-то криво-косо, но таки работают с идеальным. Поскольку работать с реальным можно лишь через идеальное.
  
  ****Другой вопрос, что миновать их может лишь опытный в смысловой работе. Обычно же эти ловушки стоят не зря и имеют богатый улов, первая - в лице разнообразных эзотериков (и тех же постмодернистов), теряющих почву в смысловой невесомости, вторая - в лице религиозных материалистов и вообще материалистов, которые принимают доксическое за реальное.
  
  
  4. 1. Устройство материи
  
  "Наверху" находится Перводвигатель, который, как о том уже говорилось в первом параграфе, представляет собой энергию обновления, что черпается из бесконечного взаимовоздействия вещей мира друг на друга. В мире есть наполняющие его вещи, которые не могут не взаимодействовать, а это их взаимодействие не может не приводить к взаимообновлению, каковое опять же взводит пружину следующих взаимодействий и обновлений.
  Идеальное существует, лишь осуществляясь, воплощаясь, а воплощение означает вещное взаимоограничение. Воплощенность есть материальность. Материя есть постоянно меняющийся, текучий (но реальный), никогда не останавливающийся (постоянно меняющий реальность, утрачивающий ее) поток. Нет ничего более материального, чем вещи в их единомоментно взятой реальности, и нет ничего более зыбкого, чем реальность вещей, взятых в их динамике*.
  Материя есть поле взаимодействия идеального, его единомоментный итог, мгновенный и обреченный навсегда исчезнуть, рисунок калейдоскопа реальности, которому никогда более не суждено повториться**.
  Материя по природе своей идеальна***.
  
  *Вопрос "почему есть Бытие, а не наоборот Ничто?" - вопрос глупый, а вопрос "почему Бытие таково, а не инаково" - праздный. Бытие постоянно выворачивается Новым, опираясь на Небытие, зависая в его меональной пустоте, но оно не может исчезнуть, - оно способно лишь обновляться. (Чтобы понять, что Хайдеггер просто пошутил, не нужно ждать 200 лет.)
  Ме-он есть пространство возможностей для сущего, и если нет сущего, то и Ничто невозможно. В обыденном представлении мир оказывается окруженным бесконечной пустотой, которая как бы предшествует ему и является по отношению к нему первичной, но мир содержит в себе всю необходимую ему пустоту, он создает ее и использует в соответствии со своими потребностями в изменениях, и во внешней, якобы предсуществующей, пустоте не нуждается. Люди пытаются проецировать обыденный опыт на решение трансцендентных вопросов и привычка уровня единичных вещей, что любая вещь окружена пустотой (либо другими вещами, которые, - в конце концов, - окружены пустотой) принуждает воображать мир окруженным пустотой (а Ничто воображать за самостоятельное начало) - но мир не окружает ничего, кроме самого мира и ничего миру не предшествует кроме самого же мира, мир окружает сам себя и всю нужную ему пустоту производит в себе, из себя, и в соответствии с собственными потребностями в обновлении.
  
  ** Концепт "Вечное Возвращение" попадает в ловушку понимания бесконечности как завершенной. Этот (обычно используемый в софистических целях) прием хорош тогда, когда под заведомо избранный результат требуется подсунуть нечто вроде о(бо)снования, которого на самом деле, - само собой, - нет. В случае с этой идеей Ницше попался не он сам, в ловушку угодили его толкователи, поскольку Вечное Возвращение должно быть прочтено иначе, чем то обычно всеми понимается, - возвращаются не конкретные ситуации или там персоналии (этого не будет никогда, поскольку временная бесконечность мира ОТКРЫТА, и рисунок калейдоскопа никогда не повторяется, поскольку сам "калейдоскоп", - само устройство мира, - меняется), - возвращается на самом деле то, что никогда не уходило и не уйдет из мира, - и именно это ощутил Ницше****, - возвращается вечная сумма мира, его импульс обновления, живой пульс мира.
  
  ***Идеальность материи - одна из основных концепций русской философии, подошедшей к этой идеальности с другой стороны, от Канта. Повторять общеизвестное прошлого века, - желания нет, - цель главы - продвинуться дальше.
  
  ****Ницше никогда не вернется к камню, но он вернется более реально, - он возвращается ПО-НАСТОЯЩЕМУ в каждом новом понимании его концептов.
  
  
  Примечание
  Из предложенного выше понимания материальности и его отношения с эйдетическим (в виде укорененности в оном) вытекает следующее теологическое следствие:
  Бог оказывается не чем-то вроде все предвидящего сверхсознания (как бы ни грело это милое представление сердца нормандских крестьянок), он представляет собой энергию стремления к лучшему, мощь воплощения идеального, прорывающуюся сквозь косность материи, ее постоянную идеализацию. И потому доброе начало нематериально, неовеществлено, - оно лишь туман эйдетического. Злое же начало реально, вещно, материально, "грубо, зримо" (ощутимо и способно отвешивать тумаки, убивать, уничтожать, ломать морально и физически, а равно и возвышать, награждать и платить зарплаты), оно - косность, механичность, оно князь мира сего... пока невесомый ветер эйдетического не развеет его материальность, как ветер раздувает туман.
  
  
  Подведем итог
   - нет противостоящих друг другу и друг с другом несовместимых "Ничто", "Материи" и "Идеального". Вышепроведенное рассмотрение сути этих понятий, (надеюсь, ясно) показывает, что они связаны и взаимообусловлены, что они взаимопроникают и взаимоперетекают друг в друга. Ничто не есть нечто в корне отрицающее Бытие с его материальностью, не есть нечто равноправное ему и тем более не есть нечто ему как-то грозящее или как-либо с ним конкурирующее, - Ничто есть служебный момент материальности, которая, в свою очередь, не есть нечто совершенно перпендикулярное эйдетическому, не есть нечто с ним никак не связанное, как это обычно представляется, - материальное есть органически вытекающее из идеального, оно - арена взаимодействия идей, среда для их жизни, их обновления, их возрождения.
  Ну и с Богом, - заодно уж, - получилось вполне в согласии с бибихинским:
  "Вы слишком быстро бежите к Богу, не использовав еще всех возможностей мира, и может быть ваш Бог вовсе не Бог, а тайный закоулок мира" ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"