Частухин Александр Евгеньевич : другие произведения.

"Шахматная раса" разделилась на две, или новая шахматная игра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной работе описана логика ходов шахматных фигур, на основании которой предложены новые "прыгающие" фигуры. С учетом появления новых "прыгающих" фигур предложены три новых варианта шахмат, два из которых обещают быть интереснейшими.


  

"Шахматная раса" разделилась на две, или новая шахматная игра

  
   УДК 794.1; 794.02
  
   Введение
   История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. И за многовековую историю интерес к этой игре только увеличивался.
  
   Актуальность
   Окончательно правила игры в шахматы были стандартизированы в 19 веке, когда начали проводиться международные турниры. Но можно считать вопрос открытым, почему шахматные фигуры ходят именно так, как они ходят. Есть ли в этом логика. И можно ли ввести новые фигуры, ход которых будет не менее логичен.
  
   Цели
   Описать логику ходов шахматных фигур. На основании описанной логики предложить новые фигуры, ввод которых был бы логичен. С учетом появления новых фигур предложить новые варианты шахмат.
  
   Научная новизна
   В настоящее время существуют различные вариации шахмат. Например, есть шахматы, в которые могут одновременно играть три или четыре игрока. Есть гексагональные шахматы, даже есть трехмерные шахматы. Есть шахматы-960, в которых начальная расстановка фигур отличается от стандартной. Есть варианты шахмат, в которых фигуры ходят по-другому, например шахматы "Королева Амазонки", "Суперслон" и т.д. Однако, варианты шахмат, в которых добавлены новые фигуры на основании определенной логики ходов стандартных фигур, еще не предлагались.
  
   Попробуем разобраться в логике того, как ходят шахматные фигуры.
  
   Главная шахматная фигура - король. Он может ходить только на одну клетку по прямой (по вертикали или горизонтали) или на одну клетку по диагонали.
  

 []

Рис. 1. Возможные ходы короля.

  
   Самая сильная шахматная фигура - ферзь. Она, если угодно, является "обобщением" короля, т.е. ходит также как король по прямой и диагонали, только на любое количество клеток.
  

 []

Рис. 2. Возможные ходы ферзя.

  
   Следующей шахматной фигурой по силе является ладья. Она является "частным случаем" ферзя ходящим только по прямой.
  

 []

Рис. 3. Возможные ходы ладьи.

  
   Следующую шахматную фигуру, которую мы рассмотрим, является слон. Слон является также "частным случаем" ферзя только ходящим только по диагонали.
  

 []

Рис. 4. Возможные ходы слона.

  
   Последней шахматной фигурой является конь. В отличие от всех вышеприведенных фигур конь не может ходить ни по прямой, ни по диагонали. Конь ходит буквой "Г".
  

 []

Рис. 5. Возможные ходы коня.

  
   Нам осталось рассмотреть только ход пешки. Пешка является "частным случаем" короля. Она может ходить только вперед на одну клетку (естественно мы помним, что, находясь на своей стартовой позиции, пешка может ходить сразу на две клетки вперед). При этом ход без взятия может быть только по прямой, а ход со взятием может быть только по диагонали.
  

 []

Рис. 6. Возможные ходы пешки.

  
   Рассмотрев ходы всех фигур и пешки можно сделать вывод, что все они за исключением коня являются "частным случаем" ферзя. И основные ходы фигур это прямая линия и диагональ.
  
   Исключением из всех фигур является конь. Он не ходит по прямой или диагонали. Помимо этого он может "прыгать" через свои или чужие фигуры.
  
   Если не брать в расчет особую фигуру - короля, то, не считая коня, все фигуры являются дальнобойными, но не могут прыгать через другие фигуры. Конь же не является дальнобойной фигурой, но может прыгать через другие фигуры.
  
   Таким образом, мы можем вывести, так сказать, два противоположных свойства фигур "прыгучесть" и "дальнобойность". Еще раз повторим, что особую фигуру - короля - мы сейчас не рассматриваем.
  
   Исходя из вышесказанного, можно условно назвать классические шахматы, шахматами с, прежде всего, дальнобойными фигурами. А могут ли быть шахматы с прыгучими фигурами?
  
   Попробуем ответить на этот вопрос следующим образом. Рассмотрение фигур мы начали с короля, и затем перешли к ферзю, назвав его "общением" короля. А можно ли "обобщить" короля не с приданием ему свойства дальнобойности, а с приданием ему свойства прыгучести?
  
   Ответ: можно. Такую шахматную фигуру назовем конным ферзем. Он будет являться "обобщением" короля и ходить на любую клетку в пределах квадрата 5х5, в центре которого он находится.
  

 []

Рис. 7. Возможные ходы конного ферзя.

  
   (Чтобы отличать обозначение обычных фигур от новых, все новые прыгучие фигуры мы будем обводить коричневой рамкой.)
  
   Как будет показано ниже, в смешанных шахматах у каждого игрока участвуют как дальнобойные фигуры, так и прыгучие. И играть за конного ферзя будет фигура конь из обычных шахмат. Поэтому другим названием конного ферзя является королевский конь. Это одна и та же фигура. Название фигуры будет зависеть от вида шахмат (см. ниже).
  

 []

Рис. 8. Возможные ходы королевского коня.

  
   Как уже понятно, такая фигура не будет дальнобойной, но может прыгать не только как конь буквой "Г", но и по прямой и диагонали. От такой фигуры закрыться нельзя.
  
   Обычный конь будет являться "частным случаем" конного ферзя.
  
   Другим "частным случаем" конного ферзя будет конная ладья. Она может ходить только по прямой на расстояние не более двух клеток, и она может перепрыгивать через другие фигуры. Т.е. конная ладья теряет дальнобойность, но приобретает прыгучесть.
  

 []

Рис. 9. Возможные ходы конной ладьи.

  
   Третьим "частным случаем" конного ферзя является конный слон. Он может ходить только по диагонали на расстояние не более двух клеток, имея возможность перепрыгивать через другие фигуры.
  

 []

Рис. 10. Возможные ходы конного слона.

  
   Таким образом, если все фигуры будут прыгучими, то все они плюс король и пешка будут "частным случаем" конного ферзя.
  
   Все три "частных случая" конного ферзя, находясь в центре шахматной доски, имеют 8 вариантов хода. А сам конный ферзь в этом случае будет иметь 24 варианта хода.
  
   Описав новые прыгучие шахматные фигуры, возникает вполне законный вопрос о силе этих фигур.
  
   Логично предположить, что конный ферзь будет по силе сопоставим с классическим ферзем. Если на шахматной доске осталось мало фигур, то преимущество будет за дальнобойным ферзем. В противном же случае преимущество будет за конным ферзем.
  
   Оба ферзя могут в одиночку загнать короля. Классический ферзь может загнать короля противника в одиночку максимум до пата. Конный же ферзь может загнать короля противника до мата.
  

 []

Рис. 11. Конный ферзь ставит мат в одиночку.

  
   Сравнивая обычную ладью и конную ладью, а также обычного слона и конного слона, можно также предположить, что преимущество у обычных фигур будет больше, когда на шахматной доске осталось мало фигур, так как в этом случае актуальна дальнобойность. Когда же на шахматной доске много фигур, то преимущество может быть за прыгучими фигурами.
  
   Как известно, две ладьи могут поставить мат королю. Две конные ладьи также могут поставить мат королю. При этом, пользуясь способностью прыгать друг через друга, они могут поставить мат королю в таком варианте:
  

 []

Рис. 12. Две конные ладьи ставят мат.

  
   Два конных слона и король могут поставить мат королю, так же как если бы вместо конных были классические слоны:
  

 []

Рис. 13. Два конных слона и король ставят мат.

  
   Из приведенных выше примеров видно, что сила прыгучих фигур приблизительно равна силе аналогичных дальнобойных фигур. А какая из них имеет преимущество, зависит от того, насколько свободна шахматная доска.
  
   С учетом "разделения шахматной расы" на дальнобойную и прыгучую (при этом одинаковая фигура конь присутствует в обеих расах) мы можем иметь четыре варианта игры в шахматы:
  
   1. Дальнобойные (классические) шахматы.
   2. Прыгучие шахматы.
   3. Шахматы "раса против расы".
   4. Смешанные шахматы.
  
   В первых трех вариантах шахмат фигуры расставляются на шахматной доске одинаково, согласно правилам классических шахмат.
  

 []

Рис. 14. Начальная расстановка фигур в шахматах "раса против расы".

  
   В смешанных шахматах у каждого игрока участвуют в игре одновременно и дальнобойные и прыгучие фигуры. При этом в начале игры шахматные фигуры следует расставлять таким образом:
  

 []

Рис. 15. Начальная расстановка фигур в смешанных шахматах.

  
   Как видно из рисунка, по одну сторону от короля идут дальнобойные фигуры (главной фигурой которых "обобщающей" остальные фигуры является ферзь), а по другую сторону от короля идут прыгучие фигуры (главной фигурой которых "обобщающей" остальные фигуры является королевский конь). Каждая фигура присутствует на доске лишь в одном количестве.
  
   При этом, играя обычными шахматными фигурами в смешанные шахматы, за конного ферзя играет обычный конь (см. рис. 15). Поэтому вторым названием конного ферзя является королевский конь.
  
   Во всех четырех вариантах шахмат остаются правила особых ходов: "рокировки" и "взятия на проходе". И эти правила аналогичны правилам классических шахмат. И во всех вариантах шахмат, когда пешка проходит до конца, она может превратиться в любую фигуру (кроме короля), но только из своей расы. Например, если вы играете за прыгучую расу, то пешка, пройдя до конца, не может превратиться в классического ферзя.
  
   Очевидно, из трех новых вариантов шахмат наиболее интересными будут шахматы "раса против расы" и смешанные шахматы.
  
   В шахматах "раса против расы" интерес будет заключаться в том, что они будут похожи на многие компьютерные игры-стратегии, в которых борются за победу разные расы (например, игра StarCraft).
  
   В смешанных шахматах интерес заключается в том, что каждый игрок будет иметь в наличии и дальнобойные и прыгучие фигуры, и две сильнейшие фигуры: ферзь и королевский конь (конный ферзь). Игра обещает быть интересной и сильной. В этих шахматах фраза "лошадью ходи, век воли не видать" будет более чем актуальна.
  
   Три новых варианта шахмат удобны тем, что в них можно играть, используя набор фигур из обычных шахмат. Единственное, что будет нужно только сделать, это как-то различить конного ферзя (королевского коня), конную ладью и конного слона. Это можно сделать, например, повесив на соответствующие фигуры ленточку, или придумать какой-то свой вариант их отличия.
  

Выводы

  
   1. Описана логика ходов шахматных фигур.
   2. На основании описанной логики предложены новые прыгучие фигуры.
   3. С учетом появления новых прыгучих фигур предложены три новых варианта шахмат.
  

Библиографический список:

  
   1. Шахматы. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы (дата обращения: 19.09.2021).
   2. Варианты шахмат. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Варианты_шахмат (дата обращения: 19.09.2021).
   3. Виды шахмат. [Электронный ресурс] // URL: https://domowik.ru/vidy_shahmat (дата обращения: 19.09.2021).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"