Александр Прозоров. "Трезубец Нептуна". 2010 год, 10500 тираж.
Судя по краткой справке об авторе, он пишет в основном историческую фантастику, а космической у него очень мало. Поэтому буду рассматривать "Трезубец" как отдельную книгу без привязки к прошлым заслугам и недостаткам.
Итак, о чем же она? Смелый и благородный, но черный археолог и его непосредственный работодатель - миллионер с шилом в одном месте, отправляются потрошить разбившееся судно, перевозившее инопланетные артефакты с раскопок. Казалось бы - ничего сложного, рутинная работа, но жадность и тупость богатея запускают череду порой веселых, порой жутких приключений по дороге с планеты А к планете Б. Ну а в конце конечно же happy end, а то обыватели развоняются. Вот, собственно, и весь сюжет: рядовой и незамысловатый.
Чем мне приглянулось произведение? Во-первых, у Александра довольно годный ситуативный юмор, замешанный на менталитетах разных рас и особенностях техники. К сожалению, весь запас смишнявок концентрируется во второй главе, а дальше практически сходит на нет.
Во-вторых, автор умудряется нехило нагнать жути сразу после комедии, из-за чего пугаешься еще сильнее. Но опять же, абсолютному утрированному сюру посвящена всего одна глава, после чего идут незамысловатые приключения на разных планетах.
В середине сюжет крепко провисает - видно, что идей для мостика между началом и концом мало, но забить объем чем-то надо. Поэтому в ход идут постоянные скачки от планеты к планете, всяческие оказии, заставляющие застревать и "приключаться" в разных мирах.
Собственно, вся затравка происходит из-за жадности одного из героев, которого заломало нанять нормальный пассажирский корабль.
В процессе путешествий автор (будучи, судя по всему, профессиональным историком) сыплет ведрами научные и псевдонаучные факты, бросается камнями в коллег и не забывает подколоть ненавистных пиндосов без смысла и повода. Из-за гремучей смеси правды и вымысла почерпнуть научно-исторических знаний у вас вряд ли получится, а жаль.
Основная проблема текста в крепких логических несостыковках: начиная от мироустройства и заканчивая откровенной странностью развития техники. Пример один: во вполне себе развитой земной колонии отсутствует смертная казнь. Вместо этого преступников официально назначают животными и отправляют на живодерню, где бедолаги либо отправляются к местным ученым для не шибко гуманных опытов, либо перегоняются в мыло. Потому что жители оной планеты искренне верят, что разумное существо неспособно убить, украсть, изнасиловать и т.д.
Такое прокатило бы веке в четырнадцатом, ну или в мире иной расы с совершенно чуждым менталитетом, но поверить в то, что разумных людей с правами и обязанностями нарекают тупыми тварями и отправляют на убой в развитом обществе будущего... Вне всякого сомнения, это очень крутой эпизод, но он слишком утрирован, а потому не выдерживает никакой критики.
Пример-2: на богом забытой планете герой находит следы жизнедеятельности разумных ящериц и сокрушается, что ему никто не поверит, ведь это идет вразрез с догмами официальной науки. При этом у него имеется чудо-юдо браслет-компьютер, но на нем нет ни камеры, ни фотоаппарата. Одна долбанная видеозапись - и все догматы летят прахом, а герой становится Колумбом новой эпохи. Но фигушки. Спустя тысячи лет после нашей эры человеки не додумались снаряжать гаджеты записывающими устройствами, которые даже сейчас есть в каждом утюге.
И таких ситуаций довольно много.
Вторая несуразица - то чрезмерная жадность, то непомерная расточительность спутника главного героя. Он - этакий Абрамович галактического масштаба. Денег просто вагон, но сперва жаба не дала ему купить билеты на нормальный корабль, из-за чего напарникам пришлось тусоваться на грузовике бешеных оленей. Вы можете себе представить ситуацию, чтобы наш Абрамович вместо полета на частном самолете сел в маршрутку?
Нет, это даже не фантастика, а самый настоящий бред. Который и является в "Трезубце" этаким роялем в кустах. Если героям надо по-тихому слинять с планеты, они покупают за бешеные бабки садовые нужники, пакуют в посылку и в них же кочуют в другой мир (это не моя воспалившаяся шиза, а сюжетный твист: герои на самом деле летели между планетами в посылках с биотуалетами две недели, питаясь закупленными гостинцами).
Но приобрести припасы для катера, чтобы не подохнуть от голода в экспедиции, нельзя, ибо дорого. Купить товарищу хотя бы одну туфлю взамен разодранной - западло, зато нажраться как свиньи в недешевом ресторане - запросто. Короче, в зависимости от нужды автора космический Абрамович то щедрый, то скупой, что уже ставит крест на жизнеспособности персонажа.
Третий неудачный момент: вся книга - одна большая сосисочная вечеринка. Девушки у героя есть только в самом начале и самом конце. Наверное, чтобы читатель не принял парня за пидорга, а посчитал Настоящим Мужыгом, таким же как он сам.
Вы можете представить себе "Роман с камнем" с одними мужиками? А как вам Индиана Джонс и Бонд без баб? Вот такие же ощущения возникнут и после прочтения "Трезубца". Вы скорее всего возразите: лучше никакой романтической линии, чем хреновая. Но тут сочтены оба варианта: большую часть текста романтики нет, а там где есть - она хреновая.
Что остается в итоге: шутки годные, но их мало. Драма годная, но ее мало. Интересные приключения есть, но они глупы и нелогичны, в противном случае их просто бы не было. Герои всемогущи, всеведущи и непобедимы, потому безынтересны. Уж извините, но я еще не дорос до того возраста, когда буду тащиться от двух старперов, постоянно обращающихся друг к другу "сэр". И хоть главному герою якобы тридцатка, списан он с автора, а потому ведет себя как пожилой профессор, а не как крутой Индиана Джонс. К тому же постоянно нудит по поводу и без.
Но все же читать "Трезубец" в разы веселее, чем какой-нибудь сралкер или сишные высеры, поэтому от меня 6 баллов и рекомендация к ознакомлению, особенно парням. Девушкам вряд ли зайдет, увы.