В последнее время модно жаловаться на отсутствие у новых игр души. Даже не так - Души! С большой буквы и с придыханием. При этом мало кто подробно ответит, что же такое пресловутая Душа игры. В лучшем случае скажут, что раньше, мол, она была, а теперь нет. Остались лишь бездушный конвейер и насос для выкачивания денег.
Но совсем недавно я своими глазами увидел Душу игры. Прикоснулся к ней. Прочувствовал. Исследовал вдоль и поперек. Хотите узнать, что же это такое? Легко!
Душа игры - это пауки, поющие тенором.
Это седобородый старичок в широкополой черной шляпе, просящий добыть слезу Октарина.
Это консервированный эльф в бочке.
Это девушка в синем платье, утверждающая, что ее летающий город лучше нашего летающего города.
Это цивилизация разумных крыс, мутировавших из-за слитых в канализацию зелий здоровья.
Это безносый серомордый дядька, которому срочно нужен нос для чтения заклинаний.
Это 72 взрывных свиньи, угодивших в каскадный резонанс.
Это главный герой - сын шлюхи, получивший имя в честь борделя.
Это характеристика "Сарказм" рядом с "Силой", "Ловкостью" и "Выносливостью".
Это не я сошел с ума.
Это - Zenith. Игра с душой. С душой с большой буквы и с придыханием.
Если честно, я вообще не ожидал такого сноса крыши с первых же секунд. Нашел какую-то полуинди игрушку с 30 обзорами в стиме. Думал, побегаю немного, покидаюсь в эльфов файерболами и... пропал. Три вечера кряду, запоем, без перерывов.
Зенит - это Терри Пратчет. Зенит - это Монти Пайтон. Это пародия на пародии и пародией погоняет. Каждый диалог, каждая надпись, каждый предмет, каждая фраза каждого мимокрокодила - отсылка и стеб на все, что только можно.
Холодное сердце, Скайрим, Мафия, Время приключений, Биошок, Властелин колец, Звездные войны, Индиана Джонс, Дрэгон Болл и многое-многое другое. И это только то, что лежит на поверхности. Что известно массам. А сколько тонких отсылочек для ценителей? Не счесть.
И это не просто нагромождение пасхалок типа - вон кольцо лежит, это кольцо всевластия. А вот этот мужик - Володяморт, ну вы поняли, да? Нет, в Зените нам не только тычут отсылками в лицо, но и попутно высмеивают их. Иногда тонко и едва уловимо, иногда толсто и пошло - скабрезностей в игре предостаточно. Зенит придется по нраву как фанату Камеди Клаба, так и усатому ценителю британского юмора.
Это действительно одна из немногих действительно смешных игр. Даже во время рутинных зачисток подземелий я сидел с лыбой до ушей, а в некоторых моментах орал сквозь слезы: что ж вы, сукины дети, делаете! Ну вы, блин, даете! Зенит - это новый The Bard's tale. Это братья Пилоты. Это Петька и Василий Иванович. Это Депония.
И я всем сердцем желаю, чтобы игра не прошла незамеченной. Она достойна внимания. Она достойна похвалы. Она достойна стать классикой жанра.
Но что же представляет собой этот маленький комочек экстаза с технической стороны? Несмотря на заявленный жанр РПГ, по факту Зенит - это экшн-адвенчура с рпг-элементами. По геймплею она напоминает смесь Диабло и Файнал Фентези, а по количеству и стилистике диалогов ее вполне можно назвать визуальной новеллой.
Есть как бы глобальная карта, по которой свободно бегает герой. Если на него сагрится моб - загрузится боевая локация как в финалке или кингс баунти. С подземельями и городами то же самое. Подходим - жмем клавишу действия - загружается уровень.
С первого взгляда видно, что игра ориентирована на консоли. Поэтому управление мышкой и клавой кажется немного странным. К нему быстро привыкаешь, но для максимального кайфа все же рекомендую геймпад. Потому что на низких уровнях мобы доставляют немало геморроя. И для уверенной победы придется постоянно уворачиваться, перекатываться, ставить щиты и в промежутках еще и наносить дамаг заклинаниями. В противном случае вас быстро покрошат в салат. Или придется всю игру работать на зелья.
Недаром Зенит получил награду Best Hardcore Game от Games Connection America. Надеюсь, это далеко не последняя награда.
Полноценных локаций немного, но каждая выполнена вручную со старанием, достойным ААА-проекта. Ребята из Infinigon буквально влили души в свое детище. Это видно по каждой строчке и каждому квадратному метру. А саундтрек... господи, вот если есть чему ставить 10 из 10 - то именно ему. Восемьдесят процентов музыки можно смело заливать в плеер. Игра не боится звучать громко и сочно. Она не прячет мелодии, не вплетает незаметно в геймплей. Если надо - ревет тяжелым роком. Или на всю катушку включает забавные песенки а-ля татуинская кантина. Здесь музыка - не фон для галочки. Здесь музыка не подчеркивает настроение, а создает его.
А что с сюжетом, спросите вы? Ничего особенного. Он прост и банален до безобразия. Ваша задача - путем неимоверно смешных и абсурдных превозмоганий собрать древний артефакт и одолеть злодея. Ничего не напоминает? Ой, да мы же делаем это абсолютно в каждой игре, будь то рпгшка, психологический хоррор или кинцо-мыльцо. Разумеется, пародия не будет отходить от канона, но при каждом удобном случае не упустит шанс обсмеять клише и рояли.
Весь сок не в структуре сюжета, а в его подаче. Порой действие выстраивают таким образом, что хватаешься за голову и безмолвно вопрошаешь: что эти разработчики себе позволяют? Одна миссия может обернуться визуальной новеллой, вторая - чистокровным хэк-н-слэшем, третья - самым настоящим квестом в духе смой подушку в унитаз, чтобы вызвать замыкание.
Игра не стесняется вообще ничего в попытке завоевать сердце пользователя, и эти попытки попадают точно в цель. Но несмотря на все вышеперечисленное, она далеко не идеальна. В первую очередь вы должны четко понять - это инди. Да, в лучшем значении этого слова, да созданное профессионалами, да с каким-никаким издателем, но это ни разу не трипл-эй проект.
Графика симпатичная, но устаревшая. Лицевая анимация уровня пятых героев. Доспехи никак не отображаются, а выбор оружия и заклинаний невероятно скуден. Древо талантов по факту нужно только для галочки, характеристики почти ни на что не влияют. Но мы держим в голове - это экшн-адвенчура с элементами рпг. Ее нельзя назвать полноценной ролевкой в духе первого дрэгон эйдж или ориджинал син. Это просто необычная фича, развлекающая нас по мере прохождения сюжета.
Локации, несмотря на всю красоту и детальнейшую проработку, линейны и представляют собой обычные лабиринты. Еще крайне не понравились одинаковые портреты персонажей. Кто не в курсе, в визуальных новеллах рядом с окошком диалога отображается портрет героя. И даже в дешевых порнушных квестах у портретов прорисованы несколько эмоций. Перс злится - включается соответствующая картинка. В Зените же все статично, могли бы и нарисовать несколько рожиц для разнообразия.
В любом случае, Зенит заслуживает вашего времени. Я не могу поставить конкретную оценку, потому что слишком уж специфическая получилась игра, можно сказать - забава не для всех. Но рекомендацию к обязательному ознакомлению она заслуживает на все десять из десяти.