Чекмарев Владимир Альбертович: другие произведения.

413 до Н.Э. Поговорим о Брандерах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:



  

    Брандер (англ. Fire ship, исп. Brulote, нем. Brander, фр. Brûlot) - корабль, нагруженный легкогорючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. Мог управляться экипажем, прицеплявшим брандер к кораблю противника, либо покидавшим судно до контакта. Мог просто сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеских кораблей.

 

  

                      

  Первое боевое применение брандеров, упоминается в труде греческого историка Фукидида "История Пелопоннесской войны". В  413 году Д.Н.Э. под Сиракузами, против Афинского флота был применен самодельный брандер, это был  торговый  корабль, набитый вязанками хвороста и сосновым лесом. Его подожгли и пустили дрейфовать в сторону Афинского флота, но Афиняне уклонились от опасного соседства и на этом все закончилось.

 

   

                    

    Потом Брандеры использовались Александром Македонским, во время осады Тира, в 332 году до н. э. По приказу Александра, было начато строительство дамбы, должной соединить берег с городом. Для защиты строителей македонцы установили на насыпи две деревянные башни. Тирийцы построили брандер и подвели его к башням, где и подожгли его и тем самым и башни. Пожар не давали тушить, обстреливая македонцев с  триер, а затем  тирийский  десант, молодецкой атакой, захватил и разрушили насыпь. Месяцы работы македонцев пропали напрасно. Александр говорят, был очень не доволен.

   

   
                                                                                                              

 

 

 

   Очередное зафиксированное историками применение брандеров, имело место быть в Китае, в 208 году уже Нашей эры, во время Битвы при Чиби на реке Янцзы( Сражение у Красных утесов). Война Царства У и полководца Лю Бэя,  против Царства Вэй, под командованием генерала Цао Цао. Там уже применялись штатные брандеры, то есть созданные специально для огненного боя. Они представляли собой суда, заполненные связками тростника пропитанного нефтью и кувшинами с нефтью. На носу этих судов были устроены специальные шипы, для сцепления с кораблями противника. Сунь Цюань, командующий флотом, с помощью массированной атаки этих брандеров, одержал победу над Цао Цао. Янцзы была красной, от огня и крови.

 

    

                                                 

     Потом о брандерах долго не было слышно, а после изобретения так называемого "Греческого огня", Византийский флот стал применять нечто вроде огнеметов и ампулометов. Это жуткое зелье, испытали на себе даже русские дружинники, ходившие на Царьград в 951 и 953 г.г. Н.Э. Но это были не брандеры, в прямом смысле этого слова.

 

   В XVII и IXX веках, брандеры присутствовали во всех флотах мира, уже как штатная корабельная единица. В стандартном брандере, была как правило пороховая и нефтяная начинка. Плюс команда головорезов, с абордажными крючьями. В идеале все выглядело следующим образом... Брандер врезался во вражеский корабль, команда прикреплялась к судну-жертве абордажными крючьями, поджигала фитили и по возможности уходила на шлюпках или на подручных средствах. Изобретение пороха существенно усилило мощь брандеров. Итальянский инженер Фредерико Джамболли одним из первых применил пороховые брандеры,  в 1585 году при осаде испанцами Антверпена. 

                   

   Поучаствовали брандеры и в "разгроме" "Непобедимой армады". В ночь с 7 на 8 августа 1588 года, англичане пустили в сторону испанского флота восемь брандеров. Испанцы, помнящие еще жуткие голландские брандеры начиненные порохом впали в панику и стали рубить якорные канаты. Не одно из пылающих утлых суденышек, груженых хворостом, соломой и смолой, не достигло цели. Но боевой порядок испанцев был нарушен и многие испанские суда столкнулись.

  Что самое забавное, что гордые Бритты не смогли нанести како-го бы ни было урона Испанцам, а самому ужасающему разгрому, Испанцы обязаны провидению и страшному шторму, потопившему 55 из 130 судов Испанского флота. Но после этого случая, в британском флоте  брандеры присутствовали уже штатно. Команда брандера состояла из командира, пяти унтер-офицеров и двадцати пяти матросов - абордажников.

 

      

              

  Не гнушались брандерами  и джентльмены удачи. В 1669 году легендарный, но тем не менее существующий пират Генри Морган, попав в ловушку в городе Маракайбо, их там заблокировала испанская эскадра, адмирала Алонсо дель Кампо-и-Эспиноса. Хитрый пират  Морган, вступает в переговоры с Эспиносой, а пираты тем временем готовят брандер. Ночью брандер поджигают и сцепляют с испанским флагманом, и вскоре испанский корабль превращаются в гигантский костёр. Вам это история что то смутно напоминает... Не буду испытывать ваше любопытство... Эту сцену позаимствовал из жизни Саббатини, и разместил в своей "Одиссее капитана Блада".

 

          

     

 7 июня 1672 года, состоялось Сражение при Солебее. Голландский флот де Рюйтера дал бой Англо-Французскому флоту  Герцога Йоркского, Лорда Монтегю и графа д"Эстре. Во время этой битвы, голландским брандером был уничтожен  флагман лорда Монтегю стопушечный линкор "Роял Джеймс". Именно Голландцы считают, что они первые придумали начинять брандеры порохом. Гезы потопили не мало и Британских и Испанских кораблей, именно с помощью своих новых брандеров.

    Но и самим Голландцам тоже пришлось испытать на своей шкуре огонь брандеров. 29 апреля 1676 года французская эскадра де Вивонна атаковала лишившуюся своего великого командующего, адмирала де Рюйтера, испано-голландскую эскадру под командованием дона Диего Харры и Ден Хаена. Де Вивонн начал это сражение в основном ради поддержания личного престижа перед Людовиком XIV, выразившим недовольство его пассивностью в предыдущих боях. Удачно применив брандеры, он сжег семь из двадцати семи кораблей союзников. Оба их командующих погибли.

                  

 

  1 ноября 1693 года, Коммодор Британского флота Бенбоу, спланировал нападение на французский порт Сен-Мало, именно опираясь на мощные брандеры.  Четыре судна-бомбы: "Серпент", "Мортар", "Файрдрейк" и "Гренада", помимо пороха в трюмах несли еще и мортиры, но они лишь отвлекали противника. Ибо звездой адской флотилии, был  300-тонный галиот "Инфернал". Этот корабль был плодом идеи молодого француза Рено, который уже двенадцать лет  носился с идеей супер-брандера. Судно в 33 фута в длину и с осадкой в 9 футов, было почти полностью начинен взрывчатыми материалами. Нижняя палуба была заполнена 20 000 фунтов пороха, на второй палубе было сложено 600корабельных зажигательных , а на третьей - пятьдесят бочек, наполненных всем что смогли нати взрывающегося, от гранат до пиротехники. Верхняя палуба была густо завалена старинными пушками и всяким ненужным железом. Командир, будучи единственным человеком на судне,  подвел брандер, на расстояние пистолетного выстрела от цели. После чего, он поджег фитили и покинул судно. Взрыв потрясший город был ужасен.  Крыши снесло примерно с 300 домов, обрушилась крепостная стена, обращенная к морю, и разбились все стекла, фарфор и керамика в радиусе трех. Само судно-камикадзе, что интересно,  не было полностью уничтожено.

  

Следующий весьма известный случай, атаки брандера состоялся во время Первой берберийской войны (1801-1805) (также известной как Триполитанская война). 14 июля 1804 года, лихой американский капитан Ричард Сомерс, набил трофейный кеч взрывчаткой, назвал его "Неустрашимый", решил пробраться на нем в гавань Триполи, забитую пиратскими кораблями и поднять там все на воздух. Но Берберийские пираты были на чеку и пустили на дно этот брандер, вместе с капитаном и командой.

 

В 1809 году Британцы применили брандеры  против французов. В феврале французский флот численностью до 14 вымпелов, стоял на рейде у берегов Басконии на якорях.  Командующий Британскими силами Лорд Кокрэн пустил в дело  брандеры, которые вызвали такую панику и всеобщее смятение, что большинство французских судов, просто выбросились на берег.

 

   
      

 

Использовались брандеры и в Греческой войне за независимость 1821 - 1832 годов. Там они попортили много крови турецким адмиралам. Быстро и не слышно, греческие фелюги-брандеры, сцеплялись с турецкими кораблями, команда спускалась в шлюпки и только тогда капитан поджигал фитили.  Известна атака турецкого флагмана, греческим брандером у острова Лесбос . Командовал брандером капитан Папаниколис.

 



 

    Был еще и "Ныряющий брандер" отставного прусского капрала Бауэра. Шла датско-прусская война, датские корабли блокировали немецкое побережье, а флота немцы тогда не имели. И тогда отставной капрал баварской артиллерии, Вильгельм Бауэр из городка Диллинген и предложил свой проект ныряющего брандера. Лодка имела длину 25 футов (7,62 м), ширину 6 футов (1,83 м), высоту 9 футов (2,74 м) и водоизмещение 37 тонн.  По бортам и в носовой части были расположены иллюминаторы из толстого стекла. Для погружения вода принималась в балластную цистерну расположенную в трюме, для всплытия требовалось выкачать ее из цистерны за борт ручным насосом. Двигалась лодка посредством мускульной силы, двух членов экипажа, они работая ногами, вращали четырехлопастной гребной винт.

  В декабре 1850 года капрал Бауэр на своем "Ныряющем брандере" вышел из Кильской гавани, намереваясь атаковать датский флот. Увидев необычное судно, датские корабли сломали строй и бросились врассыпную. Это была первая и последняя победа подводного-брандера.

 

  Последними массовыми пользователями брандеров были Японцы. Сначала во время осады Порт-Артура в 1904 году, они трижды, группами по 5, 9 и 12 брандеров, проводили атаки на бухту крепости. Была ли у них задача только закупорить вход в бухту или атаковать заодно и русские корабли, так и не выяснили, но в истории этой обороны, они остались как брандеры.

 

 

   А потом, уже во время Второй Мировой войны, в 1944 - 1945 годах. применялись созданные для "надводных" камикадзе скоростные катера-брандеры, начиненными взрывчаткой. Символическое катеров этого типа - "Синъе" (сотрясение океана). Отсюда пошло наименование катерников - самоубийц - "синъе токкотай".  "Синъе" изготавливались из дерева, снабжались двигателем в 67 л.с., развивали скорость до 18 узлов. Дальность их действия была до 250 км. Оснащались либо 120 килограммовой авиабомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг. Атаки "синъе токкотай".были весьма эффективны и американцы их очень боялись. А данные об их атаках засекречивались. Всего их выпустили 1000 штук.

 

   Но самое удачное и эффективное применение брандеров, связано со словом - ЧЕСМА.

 

  Западная историография сквозь зубы, упоминает о том что дикие Московиты оказывается тоже применяли брандеры, о тем более не принято громко говорить о Чесменском сражении, и вот как это было...

  Шел XVIII век, годы правления Екатерины Великой. Россия вела войну на своих Южных границах, с напавшей на неё Османской империей и агрессору, как это было принято у Екатерины, вельми обломилось. Под Ларгой и Кагулом победно гремели пушки Суворова и Русский флаг развевался над Крымом, ставшим вассалом России. В это же время была организована Архипелагская экспедиция, имеющая целью нарушит коммуникации турок в Эгейском море и обозначить присутствие Русского флота в Средиземноморье.  

   Утром 24 июня 1770 года, русская эскадра встретила в Хиосском проливе флот капудан-паши Хасан-бея.  Силы были неравными и не в пользу русских. Против 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и бомбардирского корабля графа Орлова, при730 орудиях, было 16 турецких линкоров, 6 фрегатов, 6 шебек и 13 галер, турецкий флот нес 1430 орудий. Против 6500 русских моряков, 15000 турок. Но русские корабли начали атаку. Адмиральский линкор "Евстафий" прорвался к кораблю капудан-паши "Реал-Мустафа", разрядил в него в упор орудия правого борта и пошел на абордаж. Бой был ожесточенный, палуба переходила из рук в руки, но героизм российских моряков побеждал отчаянную оборону турок.  Один из русских матросов, имя которого увы осталось неизвестным, овладел турецким флагом, но был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой, когда же подбежавший турок ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Пылающий "Реал-Мустафа" сдался, но огонь добрался до крюйт-камеры и оба линкора и турецкий и русский, скрылись в огненном вихре. Такова была прелюдия боя. Граф Орлов так описал это в письме Императрице: "Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью". И далее Орлов добавляет: "Свист ядер летающих, и разные опасности представляющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества..."

 На "Евстафии" погибло при взрыве 636 человек.

    Гибель флагмана ввела турок в смятение и нарушила управление неприятельским флотом. В 13 часов пополудни турки, начали в панике рубить якорные канаты и неорганизованно отсьупили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где их преимущество над русской эскадрой, стало еще больше. Помимо береговых батарей и кораблей поддержки, против 8 русских линкоров, были 15 турецких. Но русские моряки не собирались отступать. На военном совете адмирал Спиридонов, граф Орлов и контр-адмирал Эльфинстон решили блокировать турецкие корабли в Чесменской бухте и дать им бой, правда для утверждения именно этого решения, графу Орлову пришлось предъявить секретный именной рескрипт Императрицы, о своих полномочиях, Главнокомандующего Русскими силами на Средиземноморье.

   С утра 6 июля российские суда, начали артиллерийскую блокаду турецкого флота и береговых укреплений,  чем нанесли им определенный урон. Все это время, из четырёх вспомогательных судов срочно изготавливались брандеры. К 17-00 все было готово.

Начал операцию бомбардирский корабль Гром, который  стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал нахально обстреливать турецкие суда в бухте. Главным калибром "Грома", были две мортиры, стреляющих шестипудовыми бомбами ( мортиры были установлены на свинцовых поддонах, чтобы не проседала палуба при выстрелах).В 0:30 к нему присоединился линкор Европа, еще через пол часа - линкор Ростислав, в кильватере которого в темноте Средиземноморской ночи, крались брандеры, замыкаемые линкором "Не тронь меня".

Линкоры начали с турецкими кораблями артиллерийскую дуэль, под ее прикрытием  "Гром" и фрегат "Африка" атаковали береговые батареи на западном берегу бухты. В 1:30 подожженный огнем с " Не тронь меня", взорвался один из турецких линейных кораблей,  горящие обломки стали падать на другие турецкие корабли стоящие в бухте, что вызвало панику. Через пол часа русские корабли прекратили огонь и вперед пошли брандеры. Но и турки не дремали, брандеры капитанов Гагарина и Дагдейла были расстреляны корабельной артиллерией, брандер под командованием Маккензи, сцепился с уже горевшим турецким кораблем, а вот брандер лейтенанта Д. Ильина, прорвался к 84-пушечному линкору стоявшему в центре турецкого флота, полетели абордажные крючья, задымились фитили, и Ильин вместе с командой покинул подожженный брпндер на шлюпке. Турецкий линкор взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. В течении получаса, взорвались ещё три турецких линейных корабля. Русская призовая партия, дерзко проникла в пылающую гавань и прямо из под носа у турок увели шестидесяти-пушечный линкор "Родос". А взрывы в Чесменской бухте, продолжали греметь. С 4:00 до 5:30, каждые пять минут взрывался еще один турецкий корабль, а в 6 утра полыхнули прощальными взрывами одновременно 4 турецких линкора. У 8 часам утра, бой в Чесменской бухте, был закончен полным разгромом турецкого флота.  Турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки мелких судов.
   Их людские потери составили около 11 тысяч  человек.  Русская эскадра захватила 1 линейный корабль и 5 галер. Потери русской стороны при операции в Чесменской битве составили 25 человек убитыми. Даже если прибавить к ним погибших накануне на "Евстафии", победа была абсолютной. Никогда больше, ни до ни после Чесмы, в практике Морской войны, не было такого эффективного использования брандеров.

 

Граф Орлов получил к фамилии почетную приставку "Чесменский", он и другие адмиралы и офицеры были осыпаны дождем наград и подарков, но самое главное на мой взгляд, этот Указ...

23 сентября 1770 г. вышел указ императрицы о наградах для нижних чинов, участвовавших в сражении при Чесме. В указе говорилось:

-" ... жалуются всем находившимся на оном во время сего счастливого происшествия, как морским, так и сухопутным нижним чинам серебряные, на сей случай сделанные медали" на голубой ленте в петлицу..."-

На серебряной "матросской" медали за Чесму на оборотной стороне изображены русские военные суда, а за ними - объятые пламенем турецкие корабли. Внизу в обрезе надпись: "Чесме", дата, А вверху помещено всего одно слово "Был", поясняющее, что был-де турецкий флот и нет уже его после Чесменского разгрома, по другой версии, мол был я при этом сражении. На мой взгляд, хороши обе версии.

 


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  M.O. "Мгновения до бури. Выбор Леди" (Боевое фэнтези) | | Е.Флат "Невеста на одну ночь" (Любовное фэнтези) | | Е.Флат "Невеста на одну ночь 2" (Любовное фэнтези) | | Н.Любимка "Пятый факультет" (Боевое фэнтези) | | П.Працкевич "Кровь на погонах истории" (Антиутопия) | | М.Гудвин "Осужденный на игру или Марио Брос два" (ЛитРПГ) | | Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2" (Антиутопия) | | В.Кощеев "Тау Мара-02. Контролер" (Боевая фантастика) | | Е.Сволота "Механическое Диво" (Киберпанк) | | В.Прекрасная "Говорящая с драконами" (Любовное фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Аромат страсти. Кароль Елена / Эль СаннаЛюбовь по-драконьи. Вероника ЯгушинскаяИЗГНАННЫЕ. Сезон 1. Ульяна СоболеваВ объятиях змея. Адика ОлефирТону в тебе. Настасья КарпинскаяЯ хочу тебя трогать. Виолетта РоманВедьма и ее мужчины. Лариса ЧайкаМои двенадцать увольнений. K A AПерерождение. Чередий ГалинаЯ возвращаю долг. Екатерина Шварц
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"