Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

1942 Торпеды и Судьба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

    []
  
  
   Шесть долгих лет 1800 субмарин таили смерть в темных глубинах мирового океана, 1200 из них сами навсегда сгинули в морской бездне. Почти 70% подводников не вернулись на базы, забрав с собой на дно 5500 кораблей противника. Страшные цифры, и вот они в более точном варианте...
  
   Статистика действий подводных лодок сторон во Второй Мировой войне.
   (Включены только действующие на ТВД боевые единицы)
   1. Англия - 209 подлодок.- потопили 493 торговых корабля водоизмещением в 1.5 миллиона тонн, 134 военных корабля, плюс 34 неприятельских подлодки - потеряв при этом 73 лодки.
2. Германия - 965 подлодок - потопили 2882 торговых судна противника, общим тоннажем в 14.4 миллиона тонн водоизмещением, плюс 175 военных кораблей, включая сюда линкоры и авианосцы. Потеряно же было 779 лодок.
3. США - 182 подлодoк - потоплено около 1300 японских торговых судов - от больших танкеров до сампанов (в статистику японских потерь Американцы включали даже рыбачьи лодки и в их статистике чрезвычайно сложно разобраться), свои потери 52 лодки
4. Италия - 106 подлодок - потопили 132 торговых судна противника, общим водоизмещением в 665,000 тонн, и 18 военных кораблей, в сумме - 29,000 тонн. потеряно 84 лодки
5. Япония - 160 подлодок - потопили 184 судна, общим водоизмещением в 907 тысяч тонн, включая два амеpиканских авианосца, крейcер, повредили два линкора, потеряли 130 лодок .
6. CCCP - 170 подлодок. - Из них погибла 81. Поражено 126 целей, но статистика по Советскому подводному флоту крайне смутная и запутанная.
   А некоторые данные, так пардон, вообще не комильфо... 26 июня 1941 года в набег на Констанцу были направлены лидеры "Москва" и "Харьков". При отходе лидеры попали под атаку собственной подводной лодки, Щ-206. Ее отправили в патруль, но не предупредили о рейде. В результате лидер "Москва" оказался потоплен, а подлодку потопили эскорты - в частности, эсминeц "Сообразительный". Этот инцидент естественно оспаривается, и по официальной версии, оба судна - и лидер, и подлодка - погибли на румынском минном заграждении. Точных подтвержденных сведений нет, как и нет точной и реальной статистики по действиям Советского подводного флота.
  
Но вот что абсолютно бесспорные факты: в апреле-мае 1944 года из Крыма эвакуировались морем в Румынию немецкие и румынские войска. За апрель и двадцать дней мая немецко-румынский флот провел 251 конвой - многие сотни целей и при весьма слабом противолодочном охранении. А 11 подводных лодок ЧФ, за этот период, в 20 боевых походах повредили один вражеский транспорт. По докладам командиров, якобы, были потоплены еще несколько целей, но подтверждения этому не оказалось.
   Или скажем на Балтике. В апреле-мае 1945 года, во время массовой эвакуации с Курляндского полуострова и из района Данцигской бухты, двух с половиной миллионов человек, , 11 подводных лодок КБФ в 11 боевых походах, при наличии сотен целей, в том числе крупнотоннажных, зачастую с совершенно условным противолодочным охранением потопили всего: транспорт, хоть "Густлов", но один, плавбазу и плавбатарею. Так что крупнейшая в истории спасательная операция, не была ни сорвана, ни даже замедлена действиями советских подлодок. Увы, но такой подводный ас, как капитан Маринеско, у нас был только один, за что его и загнобила штабная сволочь.
  
Увы и еще раз увы. Все это, результат поразительного по неэффективности управления флотом.
  
   Вот кстати интересная таблица...
  
    []
  
   Ну а теперь поговорим о везении... На войне везение и невезение, это далеко не последние факторы и хочу привести тут два случая из истории подводной войны...
  
   15 сентября 1942 года, северо-западнее острова Эспириту-Санто японская подлодка I-19 под командованием Кинаши Такаичи встретила соединение американских кораблей. Капитан Кинаши Такаичи не стал долго раздумывать. Он произвел расчеты и выпустил по групповой цели четыре торпеды. Результаты были потрясающие и не имевшие равных в истории морской войны. Две торпеды отправили на дно авианосец Wasp, две других поразили эсминец О'Brien и линкор North Carolina. И если линкор сумел удержаться на плаву и своим ходом дойти до Перл-Харбора, то эсминец, хотя его худо-бедно и подремонтировали в Самоа, все-таки затонул, так и не добравшись до своей базы в Соединенных Штатах.
    []
  
  
   Другой случай, но с обратным знаком, произошел 24 июля 1943 года с американской субмариной "Тиноса", которой командовал капитан Дэспит. Подлодка встретила в районе Каролинских островов жирный приз - японский танкер "Тонан-мару" водоизмещением 19000 тонн, танкер шел без охраны и был для американских торпед, практически беззащитен. "Тиноса" как на учениях, выпустила по танкеру четыре торпеды, две из которых попали в цель, но не взорвались. Тогда капитан Дэспит дал залп еще из двух аппаратов. Еще две торпеды попали в цель, и одна из них даже взорвалась. "Тонан-мару", осев на корму, остановился, но остался на плаву. Танкер имел на борту пушки и "Тиноса" не могла всплыть, что бы воспользоваться артиллерией и американцы продолжили торпедную атаку. К началу атаки на борту "Тиносы" имелись 16 торпед. В течение пяти часов подлодка выпустила по "Тонан-мару" все торпеды, кроме одной. Все 15 торпед, кроме первых двух, попали в цель, но взорвалась из них только одна - та, что заставила танкер остановиться. Обрисовывая в военно-морских терминах сексуальные пристрастия и родственные связи, с домашними, равно как и дикими животными, специалистов по производству и конструированию торпед, капитан Дэспит ушел с места боя, сохранив последнюю торпеду для специалистов на базе в Перл-Харборе. А вы говорите что чудес не бывает. Впрочем у подводников чуду, это скорее правило...
  
  
    []
  
   Герой Советского Союза, командир подводной лодки А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе. По жизни его фамилия была - Маринеску. Отец его - был румыном,в 1893 году он избил офицера, бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на хохлушке, и букву "у" в конце фамилии поменял на "о".
   С 13 лет Александр плавал учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. Из школы юнг его раньше срока и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум. Александр дослужился до должности второго помощника капитана парохода "Красный флот" и поступил на  высшие курсы командного состава военного флота. И через несколько лет службы на подводных лодках, его назначили  командиром лодки М-96 "Малютка". Его лодка установила рекорд скорости погружения, за 19,5 секунд ( по нормам полагалось 35). В 1940 году лодка Маринеско была признана лучшей на Балтийском флоте, а Маринеско наградили золотыми часами.

Началась война, 22 июля 1941 года Маринеско вышел в море на маломощной "М-96" - и в первом же боевом походе, потопил немецкий транспорт  водоизмещением 7000 тонн.

В августе 1942 года его "М-96" , одним залпом потопила немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 1850 тонн, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклонился от преследующих сторожевиков. За этот поход Александр Марнеско был награжден орденом Ленина.

В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получил под свое начало подлодку "С-13". В свой первый же поход в должности командира "С-13", Маринеско потопил немецкий транспорт "Зигфрид". Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав все торпеды в первом залпе и одну во втором, командир промахнулся, да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел уклониться от торпед. Тогда "С-13" всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Маринеско наградили орденом Красного Знамени.
Характер у Александра был не простой, Одессит все-таки. В 1945 году, будучи с товарищем в увольнении в городе Турку, (уже нейтральной тогда Финляндии). Они в гостиничном ресторане от широты славянской души, закатили банкет. Маринеско очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы - шведку и у нее остался.
   Вернулся на лодку только вечером, следующего дня. Сразу поступил донос, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско грозил трибунал. Но тут настало время боевого похода, а идти в море с другим командиром экипаж лодки отказался.
   Александр Евстафьевич Орел, его комдив был мудрым и справедливым человеком. 30 января 1945 года, он отправил Маринеско в море, а особистам сказал, пусть исправляет проступок в бою, вот если вернется пустой, тогда посмотрим.
   Вот тогда и состоялся самый известный подвиг Александра Маринеско, когда сам Гитлер назвал его своим "личным врагом",
   В тот день командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами  потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч фашистов!
Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками.
  
В тот день на борту "Густлова" находились множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала изменить ход войны. Были там и беженцы, но это был вооруженный военный транспорт, а война есть войны и не мы её начинали. Торпедисты С-13 сделали надписи мелом на всех торпедах - "За Родину!", "За Сталина!", "За советский народ!", "За Ленинград!".
  
Ещё есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.
В этом же походе "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный немецкий крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование экипажей сотен танков).
  
   Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей подлодки, да еще в надводном положении, что было смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.

Комдив А. Орел представил Маринеско к Золотой Звезде. Награду Маринеско снизили до ордена Красного Знамени. Из подвига вычли вину. Соответственно резко снизили награды и всему экипажу, штабные адмиралы посчитали, что награждение Маринеско Золотой Звездой разлагающе подействует на матросов. И даже после смерти тыловые крысы мстили Герою как могли. В военной прессе писали что Густлов топил не капитан, старпом. Намекали, что командир, дескать, был не в рабочем состоянии.
   После того как его и весь экипаж лишили заслуженных наград, у Маринеско участились и выпивки и конфликты с начальством. Шел август 1945-го. Война была уже позади. Теперь он и трезвый государству был не нужен. Маринеско просто уволили с флота, понизив в звании сразу на две ступени.
   То, что творила с ним советская власть вплоть до его нищенской смерти и после смерти, тоже можно назвать "атакой века".
   Во второй половине восьмидесятых годов в Лиепае на деньги моряков был поставлен памятник Маринеско. По распоряжению политуправления ВМФ фамилию Маринеско с памятника сорвали - ночью, по-воровски. "Известия" написали серию статей в защиту Маринеско, и на газету обрушилось не только Военно-морское ведомство, но и Главное политуправление Министерства обороны СССР. Лично министр маршал Язов писал на "Известия" жалобу в ЦК. Но Главный редактор И.Д. Лаптев не дрогнул и продолжил борьбу.
   С 1948 года Маринеско работал в институте переливания крови замом директора. Директор-хапуга, решил избавиться от принципиального зама. Он приказал Александру Ивановичу отдать низкооплачиваемым работникам валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. И сам же и позвонил в ОБХСС.
  
   Суд приговорил Маринеско к 3 годам лишения свободы.На такой срок далеко не отправляют. Но Маринеско загнали на Колыму. 10 октября 1951 года он был освобожден досрочно. Просидел почти два года. К этому времени уже посадили за хищения директора института.
   Освободившись, герой-подводник работал грузчиком, топографом, а потом пришел на завод "Мезон". До 1960 года, пока Александр Крон не выступил в газете, никто вокруг не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Пенсию он получал небольшую, поэтому заработок был ограничен. Заводские Руководство пошло навстречу, разрешило зарабатывать побольше. Но нагрянула ревизия, и по суду Маринеско стал возвращать излишки. Когда смертельно заболел - рак горла и пищевода, излишки стали вычитать из пенсии.
   Около двухсот офицеров, среди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС: "Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. "
   В просьбе отказали.
   25 ноября 1963 года Александр Иванович скончался. Ему было 50 лет.
   Деньги, которые ему переплатили на заводе, не успели все вычесть из маленькой пенсии. И мертвый остался в долгу у Советской власти.
   После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения.
   Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин". Свои две "Золотых звезды" адмирал Горшков, получил кстати в 1965 и 1982, в подарок от ЦК а не за боевые подвиги.
   И только 1990 году в юбилей Победы Александр Иванович Маринеско был наконец-то посмертно награжден Золотой Звездой.
  
   Однако сам Александр Иванович Маринеско до самой смерти не считал себя героем и никогда не называл тот поход "С-13" подвигом. Он называл это следованием воинскому долгу и уставу.

Александр Маринеско навсегда останется в памяти всех честных людей и в истории нашего флота, как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся ни на море, ни на суше. Кстати на Балтике из 13 подводных лодок - серии "С", уцелела единственная. Лодка под несчастливым 13-м номером, командиром которой и был легендарный Маринеско.

Александр Маринеско, похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербурга.
    Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе.
   На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме  2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски.
  
   Маринеско посвящены фильмы "О возвращении забыть" (1985) и "Первый после Бога" (2005). Фильмы, основаны на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско.

Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе.
Улица Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, переименована в его честь в улицу Маринеско.
В центральном музее Воружённных Сил, в Москве,  можно посмотреть флаг легендарной подводной лодки "C-13".
В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России имени А. И. Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).
На Украине имя  А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"