Есть у Григория Горина, пьеса с длинным средневековым названием: "Комическая фантазия в двух частях о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, ставшего героем многих веселых книг и преданий".
Режиссер ЦТСА Ростислав Аркадьевич Горяев, прочитав эту пьесу, сразу понял, что это произведение должно быть поставлено именно на Армейских подмостках, а играть Мюнхгаузена, должен только один актер - Великий Владимир Зельдин. У Григория Горина не бывает простых пьес, даже творя на уже вроде бы известные темы, драматург всегда привносит в них свое прочтение. (Помню на премьере его "Тиля" в Казахском драматическом, Григорий Израилевич сказал мне по секрету, что главным героем в этом спектакле, он видел не Тиля, а Рыбника !).
В Мюнхгаузене Автор сделал внезапный посыл к тому, что веселый барон, оказывается, не фантазирует, а всегда говорит правду. И Владимир Зельдин буквально растворился в этой работе, его талант и его вечно молодая душа, выдали блистательную авторскую трактовку этой роли (кстати, позднее, у Захарова, правдивость барона получила дополнительные акценты. Помните, когда зачитывали список дел барона на сегодня и прозвучало объявление войны Англии, никто из присутствующих (кроме баронессы) не на секунду не усомнился в том, что раз барон сказал война, то она будет обязательно).
И еще мне очень повезло, что баронессу Якобину фон Мюнхгаузен, играла Народная Артистка Советского Союза Людмила Касаткина, она очень мало, увы, работала в этой роли, но сыграла ее бесподобно. Прошло уже страшно подумать, сколько лет, но до сих пор многое помню из этого спектакля. Помню, мне очень понравилось цветовое решение костюмов. У баронессы и баронета корнета, костюмы были одного цвета. Баронета кстати играл чудеснейший актер Евгений Герчаков, кинозрители знают его как мастера эпизода (трактирщик из "Графиня де Монсоро", Гвидо из "Что сказал покойник", администратор из "Ширли Мырли").
Вот такое небольшое воспоминание. И еще небольшой постскриптум...
Итак, барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, четкий образчик Вольного Барона, живущего в свое удовольствие, на первый взгляд даже фрондера, но фрондера весьма осторожного, никогда не переходящего границ прямой конфронтации с властью. Он создал себе ареал, в котором комфортно пребывал, но в любой крепости, увы, есть слабые места...
Тут слабым местом была возлюбленная барона, Марта. Девушка из народа, попавшая в любовницы к барону, причем в любовницы любимые. Это был такой сословный скачок, о котором и мечтать не могли пейзанки германских микро-королевств и герцогств тех времен. Но, увы Марте хотелось большего, ей загорелось стать женой баронессой.
Барон всячески отлынивал от этого, его попытки заключить брак явно отдавали саботажем, ибо развод с предыдущей супругой был для него вторичен. И тут судьба составила причудливый узор, герцог воскликнул "На волю, всех на волю", барона почти развели с баронессой и законный брак стал уже почти явью. И тут у барона сработала защитная реакция, и он на суде, сходу придумал изменение календаря, что как он видимо и ожидал, сорвало процесс. Так что терпение Власти, таки отнюдь не резиновое, и грянул гром. Тем более, что издевательство над судопроизводством и официальными бумагами, это вам не оленя косточкой в лоб уконтропупить. В результате Марта вроде бы добилась своего и стала женой... цветочника Мюллера, в которого преобразовался опальный барон.
Осознав, что она не баронесса, а просто фрау Мюллер, Марта бросает Мюнхгаузена, что с моей точки зрения жестоко и неблагодарно, разрушить человеку жизнь из жлобского самолюбия, и бросить его в беде.
Став свободным, барон решил вернуться в свет, но Общество не простило ему последнего закидона, и решило наказать публичной моральной баницией.
И вот высокий трагический финал, барона собираются запустить из пушки на Луну, как в одной из его историй, но он свой и поэтому в пушку решили положить сырой порох, дабы трагедия обернулась бы фарсом. Ну, шлепнулся бы барон на землю, ну посмеялся бы герцог со свитой, а потом пожурили бы слегка и вернули бы в свой круг. А в газетах бы прописали, что он слетал на Луну с баронессой и благополучно оттуда вернулся. Но тут снова вмешивается Марта, она понимает, что после всех ее закидонов, назад к барону, дорога ей заказана и она (прекрасна зная эту романтичную и гордую душу), сообщает ему, что порох сырой, зная, что барон потребует заменить его на сухой, чем подписывает барону Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену смертный приговор.