Сборник статей и лекций по Зарубежной Военной истории
413 до Н.Э. Поговорим о Брандерах
Брандер (По буржуински Fire ship, Brulote, Brander)- корабль, нагруженный как правило горючими (иногда взрывчатыми) веществами, используемый для поджога и уничтожения судов противника. Управлялся экипажем, подгонявшим и прицеплявшим брандер к кораблю противника, покидавшим брандер до огневого контакта. Иногда просто сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеских кораблей, особенно если они стояли на якоре.
Первое упоминание о боевое применение брандеров, есть в фундаментальном труде греческого историка Фукидида "История Пелопоннесской войны". В 413 году Д.Н.Э под Сиракузами, против Афинского флота был применен брандер, это был торговый корабль, набитый вязанками хвороста политого маслом и лесом. Его подожгли и пустили дрейфовать в сторону Афинского флота, но Афиняне уклонились от странного корабля и на этом первое боевое применение, а вернее его попытка закончилась.
Потом Брандеры более удачно, использовал Александр Македонский, во время осады Тира, в 332 году до н. э. По приказу Александра, было начато строительство дамбы, должной соединить берег с городом и именно для защиты строителей македонцы установили на насыпи две боевых деревянные башни. Тирийцы построили брандер и подвели его к башням, и коварно подожгли его, ну а потом занялись и башни. Брандеры поддерживали несколько триер, с которых вели огонь лучники, не давая македонцам тушить пожар, а затем и вовсе высадили десант и молодецкой атакой выбили македонцев с насыпи, которую затем и разрушили. Месяцы работы македонских инженеров и саперов пропали напрасно. Александр говорят, был настолько недоволен, что последовали оргвыводы по наказанию невиновных, и поощрению непричастных. Но тем не менее, брандеры "выстрелили" первый раз.
Очередное зафиксированное историками применение брандеров, имело место быть в Поднебесной, в 208 году уже Нашей эры, во время Битвы при Чиби на реке Янцзы( Сражение у Красных утесов). Во время войны Царства У и полководца Лю Бэя, против Царства Вэй, под командованием генерала Цао Цао.
Там уже применялись штатные брандеры, то есть целенаправленно созданные специально для огненного боя. Они представляли собой суда, заполненные связками тростника, пропитанного нефтью и кувшинами с нефтью. На носу этих судов были устроены специальные шипы-захваты, для надежного сцепления с кораблями противника. Сунь Цюань, командующий флотом Царства У, с помощью массированной атаки этих брандеров, одержал победу над Цао Цао. Как писали летописцы, Янцзы была красной, от огня и крови.
Потом в применении брандеров настал долгий перерыв, Византийцы изобрели "Греческий огонь" и стали применять нечто вроде огнеметов и ампулометов. Этим жутким зельем, они пытались отогнать от Царьграда русские дружинники, во время их походов в 951 и 953 г.г. Н.Э. Но это всё-таки были не столько брандеры, в прямом смысле этого слова, сколько корабли вооруженные огненным боем.
В XVII и IXX веках, брандеры штатно присутствовали во всех флотах мира, уже как официальная корабельная боевая единица. В стандартном брандере, была как правило пороховая и нефтяная начинка. Плюс команда головорезов, с абордажными крючьями, прообраз морской пехоты. В идеале все выглядело следующим образом... Брандер врезался во вражеский корабль, команда прикреплялась к судну-жертве абордажными крючьями, поджигала фитили и по возможности уходила на шлюпках или на подручных средствах. Ну а изобретение пороха еще более существенно усилило мощь брандеров. Итальянский инженер Фредерико Джамболли одним из первых применил пороховые брандеры, при осаде испанцами Антверпена в 1585 году.
Поучаствовали брандеры и в "разгроме" знаменитой "Непобедимой армады". В ночь с 7 на 8 августа 1588 года, англичане пустили в сторону испанского флота восемь брандеров. Испанцы, помнящие еще страшные голландские брандеры, начиненные порохом, впали в панику и стали рубить якорные канаты. Не одно из пылающих утлых суденышек, груженых хворостом, соломой и смолой, так и не достигло цели. Но боевой порядок испанцев был нарушен и многие испанские суда столкнулись друг с другом.
Что самое забавное, это то, что гордые Бритты не смогли нанести какого бы ни, было урона Испанцам, а своему ужасающему разгрому, Испанцы обязаны провидению и страшному шторму, потопившему 55 из 130 судов Испанского флота. Но после этого случая, в британском флоте брандеры присутствовали уже, тоже штатно. Команда брандера состояла из командира, пяти унтер-офицеров и двадцати пяти матросов - абордажников.
Не гнушались брандерами и джентльмены удачи. В 1669 году легендарный, но тем не менее существующий пират Генри Морган, попал в ловушку в городе Маракайбо, где их заблокировала испанская эскадра, адмирала Алонсо дель Кампо-и-Эспиноса. Хитрый пират Морган, вступает в переговоры с Эспиносой, а пираты тем временем готовят брандер. Ночью брандер поджигают и сцепляют с испанским флагманом, и вскоре испанский корабль превращаются в гигантский костёр. Вам это история что-то смутно напоминает ?... Не буду испытывать ваше любопытство... Эту сцену позаимствовал из жизни Саббатини, и разместил в своей "Одиссее капитана Блада".
7 июня 1672 года, состоялось Сражение при Солебее. Голландский флот адмирала де Рюйтера, дал бой Англо-Французскому флоту Герцога Йоркского, Лорда Монтегю и графа д"Эстре. Во время этой битвы, голландским брандером был уничтожен флагман лорда Монтегю стопушечный линкор "Роял Джеймс". Именно Голландцы считают, что они первые придумали начинять брандеры порохом. Гезы потом потопили не мало и Британских и Испанских кораблей, именно с помощью своих новых брандеров.
Но и самим Голландцам тоже пришлось испытать бумерангом на своей шкуре огонь брандеров. 29 апреля 1676 года французская эскадра адмирала де Вивонна атаковала лишившуюся своего великого командующего, адмирала де Рюйтера, испано-голландскую эскадру под командованием дона Диего Харры и Ден Хаена. Де Вивонн начал это сражение в основном ради поддержания личного престижа перед Людовиком XIV, выразившим недовольство его пассивностью в предыдущих боях. Удачно применив брандеры, он сжег семь из двадцати семи кораблей союзников. Оба их командующих погибли.
1 ноября 1693 года, Коммодор Британского флота славный адмирал Бенбоу, спланировал нападение на французский порт Сен-Мало, именно опираясь на мощные брандеры. Четыре судна-бомбы: "Серпент", "Мортар", "Файрдрейк" и "Гренада", помимо пороха в трюмах несли еще и мортиры, но они лишь отвлекали противника. Ибо звездой адской флотилии, был 300-тонный галиот, со знаковым именем "Инфернал". Этот корабль был плодом идеи молодого француза Рено, который уже двенадцать лет носился с идеей супер-брандера. Судно в 33 фута в длину и с осадкой в 9 футов, было от мачт до клотика, забито взрывчатыми материалами. Нижняя палуба была заполнена боченками, с 20 000 фунтов пороха, на второй палубе было сложено 600 корабельных зажигательных бомб, а на третьей - пятьдесят бочек, наполненных всем что французы смогли найти взрывающегося, от гранат до пиротехники. Верхняя палуба была густо завалена старинными пушками, набитыми порохом и всяким ненужным железом. Командир, никому не доверивший эту честь, будучи единственным человеком на судне, подвел брандер, на расстояние пистолетного выстрела от цели. После чего, он поджег фитили и покинул судно. Взрыв потрясший город был ужасен. Крыши снесло примерно с 300 домов, обрушилась крепостная стена, обращенная к морю, и разбились все стекла, фарфор и прочая керамика в радиусе трех лье. Причем само судно-камикадзе, что интересно, не было полностью уничтожено.
Следующий весьма интересный случай, атаки брандера, состоялся во время Первой Берберийской войны (1801-1805) (также известной как Триполитанская война). 14 июля 1804 года, лихой американский капитан Ричард Сомерс, набил трофейный кеч взрывчаткой, назвал его "Неустрашимый", решил пробраться на нем в гавань Триполи, забитую пиратскими кораблями и поднять там все на воздух. Но Берберийские были народом опытным, были на чеку и пустили на дно этот брандер, вместе с капитаном и командой.
В 1809 году Британцы применили брандеры против французов. В феврале французский флот численностью до 14 вымпелов, стоял на рейде у берегов Басконии на якорях. Командующий Британскими силами Лорд Кокрэн пустил в дело брандеры, которые вызвали у противника такую панику и всеобщее смятение, что большинство французских судов, просто выбросились на берег.
Использовались брандеры и в Греческой войне за независимость 1821 - 1832 годов. Там они попортили много крови турецким адмиралам. Быстро и не слышно, греческие фелюги-брандеры, сцеплялись с турецкими кораблями, команда спускалась в шлюпки и только тогда капитан поджигал фитили. Известна атака турецкого флагмана, греческим брандером у острова Лесбос. Командовал брандером капитан Папаниколис, ставший признанным героем Греции.
Был еще и такой вариант, Сумрачного Тевтонского гения, как ""Прибрежный поджигатель" " ( "Kustenbrander") отставного прусского капрала Бауэра, который до этого предлага чсвой проект британцам, австрийцам и даже русским. Шла датско-прусская война, датские корабли блокировали немецкое побережье, а серьезного флота немцы в те времена не имели. И тогда отставной капрал баварской артиллерии, Вильгельм Бауэр из городка Диллинген и предложил свой проект ныряющего брандера. Лодка имела длину 25 футов (7,62 м), ширину 6 футов (1,83 м), высоту 9 футов (2,74 м) и водоизмещение 37 тонн. По бортам и в носовой части были расположены иллюминаторы из толстого стекла. Для погружения вода принималась в балластную цистерну, расположенную в трюме, для всплытия требовалось выкачать ее из цистерны за борт ручным насосом. Двигалась лодка посредством мускульной силы, двух членов экипажа, они, работая ногами, вращали четырехлопастной гребной винт. У германцев он числился как "Ныряющий брандер", хотя был вооружен минами. С "Kustenbrander была вообще весьма мутная история, но по легенде,в декабре 1850 года капрал Бауэр на своем "Ныряющем брандере" вышел из Кильской гавани, намереваясь атаковать датский флот. Увидев необычное судно, датские корабли сломали строй и бросились врассыпную. Это была первая и последняя победа подводного-брандера.
Последними массовыми пользователями брандеров были Японцы. Сначала во время осады Порт-Артура в 1904 году, они трижды, группами по 5, 9 и 12 брандеров, проводили атаки на бухту крепости. Была ли у них задача только закупорить вход в бухту или атаковать заодно и русские корабли, так и не выяснили, но в истории этой обороны, они остались как брандеры.
А потом, уже во время Второй Мировой войны, в 1944 - 1945 годах. применялись созданные для "надводных" камикадзе скоростные катера-брандеры, начиненными взрывчаткой. Символическое катеров этого типа - "Синъе" (сотрясение океана). Отсюда пошло наименование катерников - самоубийц - "синъе токкотай". "Синъе" изготавливались из дерева, снабжались двигателем в 67 л.с., развивали скорость до 18 узлов. Дальность их действия была до 250 км. Оснащались либо 120 килограммовой авиабомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг. Атаки "синъе токкотай".были весьма эффективны и американцы их очень боялись. А данные об их атаках засекречивались. Всего их выпустили 1000 штук.
Но самое удачное и эффективное применение брандеров, связано со словом - ЧЕСМА.
Западная историография сквозь зубы, упоминает о том, что дикие Московиты оказывается тоже применяли брандеры, и тем более не принято громко говорить о Чесменском сражении, и вот как это было...
Шел XVIII век, годы правления Екатерины Великой. Россия вела войну на своих Южных границах, с напавшей на неё Османской империей и агрессору, как это было принято у Екатерины Сэконд, вельми обломилось. Под Ларгой и Кагулом победно гремели пушки Суворова и Русский флаг развевался над Крымом, ставшим вассалом России. В это же время была организована Архипелагская экспедиция, имеющая целью, нарушит коммуникации турок в Эгейском море и обозначить присутствие Русского флота в Средиземноморье.
Утром 24 июня 1770 года, русская эскадра встретила в Хиосском проливе флот капудан-паши Хасан-бея. Силы были неравными и не в пользу русских. Против 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и бомбардирского корабля графа Орлова, (при730 орудиях), было 16 турецких линкоров, 6 фрегатов, 6 шебек и 13 галер, и нес турецкий флот 1430 орудий. Против 6500 русских моряков, 15000 турок.
Но русские корабли начали атаку первыми. Адмиральский линкор "Евстафий" прорвался к кораблю капудан-паши "Реал-Мустафа", разрядил в него в упор орудия правого борта и пошел на абордаж. Бой был ожесточенный, палуба переходила из рук в руки, но героизм российских моряков побеждал отчаянную оборону турок. Один из русских матросов, имя которого увы осталось неизвестным, овладел турецким флагом, но был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой, когда же подбежавший турок ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Пылающий "Реал-Мустафа" сдался, но огонь добрался до крюйт-камеры и оба линкора и турецкий и русский, скрылись в огненном вихре. Такова была прелюдия боя.
Граф Орлов так описал это в письме Императрице: "Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью". И далее Орлов добавляет: "Свист ядер летающих, и разные опасности представляющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества..."
На "Евстафии" погибло при взрыве 636 человек.
Гибель флагмана ввела турок в смятение и нарушила управление неприятельским флотом. В 13 часов пополудни турки, начали в панике рубить якорные канаты и неорганизовано отступили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где их преимущество над русской эскадрой, стало еще больше. Помимо береговых батарей и кораблей поддержки, против 8 русских линкоров, были 15 турецких. Но русские моряки не собирались отступать. На военном совете адмирал Спиридонов, граф Орлов и контр-адмирал Эльфинстон решили блокировать турецкие корабли в Чесменской бухте и дать им бой, правда для утверждения именно этого решения, графу Орлову пришлось предъявить секретный именной рескрипт Императрицы, о своих полномочиях, Главнокомандующего Русскими силами на Средиземноморье.
Хронология битвы была такая...
С раннего утра 6 июля российские суда, начали артиллерийскую блокаду турецкого флота и береговых укреплений, чем нанесли им определенный урон, но это было сделано для отвлечения внимания турок. Все это время, из четырёх вспомогательных судов срочно изготавливались брандеры. К 17-00 все было готово.
Начал операцию бомбардирский корабль Гром, который стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал нахально обстреливать турецкие суда в бухте. Главным калибром "Грома", были две мортиры, стреляющих шестипудовыми бомбами (мортиры были установлены на свинцовых поддонах, чтобы не проседала палуба при выстрелах). В 00:30 к нему присоединился линкор "Европа", еще через пол часа - линкор "Ростислав", в кильватере которого в темноте Средиземноморской ночи, крались брандеры, замыкаемые линкором "Не тронь меня".
Линкоры начали с турецкими кораблями артиллерийскую дуэль, под ее прикрытием "Гром" и фрегат "Африка"" атаковали береговые батареи на западном берегу бухты. В 01:30 подожженный огнем с "Не тронь меня", взорвался один из турецких линейных кораблей, горящие обломки стали падать на другие турецкие корабли, стоящие в бухте, что вызвало панику.
Через пол часа русские корабли прекратили огонь и настало время брандеров.
Но и турки увы не дремали, брандеры капитанов Гагарина и Дагдейла были расстреляны корабельной артиллерией, брандер под командованием Маккензи, сцепился с уже горевшим турецким кораблем, а вот брандер лейтенанта Д. Ильина, прорвался к 84-пушечному линкору, стоявшему в центре турецкого флота, полетели абордажные крючья, задымились фитили, и Ильин вместе с командой покинул подожженный брандер на шлюпке. Турецкий линкор взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. В течении получаса, взорвались ещё три турецких линейных корабля. Русская призовая партия, дерзко проникла в пылающую гавань и прямо из-под носа у турок увели шестидесяти-пушечный линкор "Родос". А взрывы в Чесменской бухте, продолжали греметь. С 4:00 до 5:30, каждые пять минут взрывался еще один турецкий корабль, а в 6 утра полыхнули прощальными взрывами одновременно 4 турецких линкора. К 8:00 утра, бой в Чесменской бухте, был закончен полным разгромом турецкого флота. Турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки мелких судов.
Их людские потери составили около 11 тысяч человек. Русская эскадра захватила 1 линейный корабль и 5 галер. Потери русской стороны при операции в Чесменской битве составили 25 человек убитыми. Даже если прибавить к ним погибших накануне на "Евстафии", победа была абсолютной. Никогда больше, ни до, ни после Чесмы, в практике Морской войны, не было такого эффективного использования брандеров.
Граф Орлов получил к фамилии почетную приставку "Чесменский", он и другие адмиралы и офицеры были осыпаны дождем наград и подарков, но самое главное на мой взгляд, этот Указ...
23 сентября 1770 г. вышел указ императрицы о наградах для нижних чинов, участвовавших в сражении при Чесме. В указе говорилось:
-" ... жалуются всем находившимся на оном во время сего счастливого происшествия, как морским, так и сухопутным нижним чинам серебряные, на сей случай сделанные медали" на голубой ленте в петлицу..."-
На серебряной "матросской" медали за Чесму на оборотной стороне изображены русские военные суда, а за ними - объятые пламенем турецкие корабли. Внизу в обрезе надпись: "Чесме", дата, А вверху помещено всего одно слово "Был", поясняющее, что был-де турецкий флот и нет уже его после Чесменского разгрома, по другой версии, мол был я при этом сражении. На мой взгляд, хороши обе версии.
260 до Н.Э. Римская Морская пехота
У Рима не было боевого флота. То есть совсем не было. А зачем? Римская армия на суше самая сильная, перед ней все бежит, а за ней все горит, а если нужно сплавать на какую-нибудь Сицилию, то корабли всегда представят союзники. Так считали всевозможные сенаторы, преторы, консулы, центурионы и прочие трибуны. Но тут началась эпоха Пунических войн и у главного противника Рима Карфагена, оказался очень неплохой военный флот. Тут Римляне и задумались: И стали спешно строить флот. И построили его всего за год. Как и через полторы тысячи лет сделал Петр Великий, Римляне строили из сырого дерева, сушить не было времени. Корабли, строили по всей Италии, а экипажи набирались в Риме. Опытных гребцов почти не было, и будучи прекрасными организаторами, римские морские центурионы устроили на суше своеобразные тренажеры, названые по имени придумавшего их консула Гая Дуилия - 'тренажер Дуилия'. В землю на схематичной изображенной корабельной палубе, вкапывались скамьи, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, и учились по команде одновременно работать веслами. Таким образом, когда к весной 260 г. до н.э. на воду было спущено около полутора сотен кораблей, они были уже укомплектованы экипажами, в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали в основном греки из союзных городов, но большинство из тридцати тысяч гребцов, были набраны из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на сухопутных тренажерах.
Римские корабелы не стали изобретать колесо, и построили легкую эскадру старых и испытанных бирем* и трирем*, и тяжелую из ста двадцати Пентер (или иначе Пентекотер или Квинквирем). Эти тяжелые суда были созданы на базе стандартного Карфагенского корабля, попавшего к Римлянам в качестве трофея). Надо сказать, что Карфагенские военные моряки, предпочитали в морском бою таран и легкие римские биремы и триремы, они щелкали как семечки.
И Римляне прекрасно понимали, что мало построить Пентеры и обучить гребцов, надо еще и освоить современный морской бой, а на это просто не было времени.
Пентекотера, это было тяжелое боевое гребное судно с пятью рядами вёсел, расположенных один над другим или в шахматном порядке. Водоизмещение её достигало свыше 200 тонн, длина 45 метров, ширина 6 метров, экипаж около 300 чел. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. Пентеры имели еще и парусное вооружение, две мачты с большими прямыми парусами, но использовалось только на переходах и при попутных ветрах. На максимальной скорости квинкверема могла пробить вражеский корабль насквозь. Но для этого, как уже было сказано выше, требовались определенные навыки. И тут Римляне нашли выход:
Они рассуждали так. Мол не умеем мы воевать на море, зато умеем воевать на суше, значит надо пользоваться тем, чему мы обучены лучше чем противник. То есть что бы победить карфагенские корабли, надо доставить на их борт лихих римских легионеров. Так была создана первая в мире морская пехота. Римские морские пехотинцы именовались "манипулариями" и "либурнариями". Теперь оставалось придумать, как по ловчее доставить морпехов на расстояние удара гладиуса*, к морякам Карфагена. Тут уже за дело взялась Римская разведка и Римские инженеры. Сиракузы, где творил великий Архимед кишели Римскими шпионами и кое-какие идеи оттуда, помогли римлянам в короткие сроки создать секретную систему - "Ворон" - абордажный штурмовой трап (по латыни corvus). Он мог вращаться на системе блоков и имел боевой вынос как спереди, так и с обеих сторон по носу. Сам мост снабдили оградой-бруствером для безопасности перемещения по нему морпехов, по нему могли передвигаться по два человека в ряд.
Помимо этого карфагенян ждал еще один сюрприз:
На карфагенском пяти палубном корабле было 300 гребцов и только 20 воинов. А на каждом римском же судне, было тайно размещено до ста двадцати морских легионеров.
Исход битвы, согласно тактике карфагенян, должен решать таранный удар - передней частью корабля обшитой железом. Для подобной задачи, требовалась хорошая маневренность и большое количество гребцов, а воины несли чисто вторичные функции, чего там, добить из луков тонущих римлян.
И вот в 260 г. до н. э. -наступил день битвы при Милах, день славы консула Гая Дуилия.
Флота воюющих сторон пошли на сближение. Часть карфагенских кораблей привычно готовилась к таранному удару, на ходу намечая жертвы. Другие намерились пройтись вдоль бортов римлян, чтобы сломать весла и, следовательно, сделать противника неподвижным. Насмешки карфагенских моряков, вызвали непонятные сооружения на палубах римских кораблей, зря они смеялись! Когда до столкновения оставалось всего ничего, 'вороны' стали разворачиваться и опускаться на карфагенские корабли. Железные клювы впивались в палубы и намертво соединяли враждующие суда. Карфагеняне ничего не понимали но тут по мостикам побежали римские легионеры, сверкая обнаженными мечами. Морская пехота пошла в свою первую атаку.
Результаты битвы были ошеломляющими не только для карфагенян, но и для самих победителей. 50 пунийских кораблей римляне либо потопили, либо захватили. Остальные еле спаслись позорным бегством.
Был захвачен и корабль командующего пунийским флотом Ганнибала (не того который потом чуть не взял Рим). Карфагенский адмирал сбежал на лодке, но вскоре пожалел о том, что остался жив. Его распяли собственные воины (была такая традиция у карфагенян - убивать своих военачальников, проигравших сражение, что о кстати в этом есть).
Консул-плебей Гай Дуилий был первый из римских военачальников получивший триумф за морское сражение. Благодарные соотечественники наградили Гая Дуилия пожизненной почестью: при возвращении с пира его должны сопровождать факельщик и флейтист с флейтой или трубач, играющий на трубе.
Так началась славная история Морской пехоты.
210 до Н.Э.Охрана гладиолусов в Древнем Риме
Одна моя знакомая, оказывается большую часть жизни была уверена, что в Римской армии, были подразделения вооруженные цветами. Эту инфу она вынесла из случайно прочитанной некогда фразы: "Отряд римских легионеров вооруженных гладиолусами."
Девушка очень расстроилась, что гладиолусами назывались римские мечи.
На самом деле в книге было написано или "гладиолус" и "гладиус". Именно так назывались Римские мечи, где то с третьего века до Н.Э., состоящие на вооружении Римских легионов. Этот меч был известен как "Gladius Hispaniensis", или "испанский меч", ибо был принят на вооружение во время Испанских войн. Но и к гладиолусам которые цветы, он имел некоторое опосредствованное отношение...
По Плавту*,название "gladius" происходит от, множественного числа латинского существительного "стебель" - "gladii". Так же от слова "гладиус", происходят термины "гладиатор" - "gladiator" ("фехтовальщик") и "gladiolus" - "гладиолус", "небольшой меч", от уменьшительной формы гладиуса).
Цветок Гладиолус же, назвали гладиолусом в честь меча, за листья в форме оного.
Вот уж во истину - Многие знания - многие печали !
* Тит Ма?кций Плавт (Titus Maccius Plautus, 254 до н. э. - 184 до н. э.) - римский комедиограф, Автор 52-х комедий.
53 до Н. Э. Тайна Легионов Красса
Ну я думаю всем известен претор Римской республики Марк Лициний Красс, известен первым делом, как победитель Спартака в 71 году до н. э. (не клуба, а гладиатора) и прекрасным исполнение Мариса Лиепы в одноименном балете. Но что с ним было дальше, учащемуся народу было как-то не очень любопытно...
Но любопытного там было немало и была даже тайна...
В 53 году до н. э. во главе семи легионов (42 000 легионеров), претор Марк Лициний Красс вторгся в Парфянское царство. Но поход закончился для римлян катастрофой, в битве при Каррах (Харан Турция) они были разгромлены. Погибло двадцать тысяч легионеров, а еще десять тысяч попали в плен. Самого претора Красса, согласно Плутарху, убил парфянин по имени Эксатр.
Загадка была в том, что 10000 римлян (а это два легиона) пропали бесследно. Нет, если верить римскому историку Плинию, их отправили в Маргиану, что на северо-востоке Парфии (ныне Туркменские Мары), но дальше тишина.
Но в XX веке историки о судьбе плененных римлян кое-что раскопали...
Было установлено, что парфяне, не стали убивать хороших воинов, а превратили римских легионеров в своих наемников. В 50 году до н. э., несколько тысяч римлян были отправлены на северо-восток Парфянского царства, в Сирию. Но содержание и сама служба легионерам не понравились, и легионеры собрались, построились в походные колонны и ушли в никуда...
Но в китайских древних архивах нашлась косвенная информация о том, что в 36 году до н. э. римляне в качестве наемников воевали в армии... Ханьского полководца Чжичжи в Средней Азии.
Австралийский школьный учитель Дэвид Харис (энтузиаст историк) и оксфордский профессор китаист Хомер Хейзенплаг Дабе, серьезно проработав "Книгу династии Поздняя Хань" и ряд других документов нашли в китайских летописях следующее...
В 36 году до н. э. в битвах на западных рубежах Китайской империи были замечены "воины неизвестного вида", которые применяли никогда невиданные ранее китайцами боевые приемы. Странные воины сдвигали над собой огромные щиты таким образом, что их построение напоминало "рыбью чешую". И историков осенило - ведь это знаменитая "черепаха" римских легионеров. А дальше больше...
В битве между войском империи Хань и Гуннами в 36 год до н. э., китайского полководца Чжичжи у реки Талас была окружена типично римским оборонительным сооружением, так называемым "двойным палисадом". И в этой битве, часть воинов Чжичжи, тоже применяла построение в виде римской "черепахи".
И главной уликой был факт, обнаруженный в переписях 5 года н. э., там была упомянута некая деревня Лицянь, в провинции Ганьсу. А ведь этим словом, в Китае обозначали Грецию и Рим. А когда в 9 году н. э., император Ван Ман издал приказ, чтобы все названия населенных пунктов "говорили правду", Лицянь был переименован в Цзелу, что означало "собранные вместе пленники".
Уже в наше время, когда в этом уголке провинции Ганьсу у двухсот крестьян из поселка Чжэлачжай сделали анализ ДНК, у сорока из них оказались европейские генетические особенности, которые проявлялись даже внешне: некоторые из крестьян были светлоглазыми и имели волнистые волосы. Ох и сильна Римская генетика. Не врали значит Вейсманисты-Морганисты.
Но легенду о Римских легионах ушедших в никуда жалко...
Пусть я погиб под Ахероном
И кровь моя досталась псам -
Орел 6-го легиона
Все так же рвется к небесам.
Все так же быстр он и беспечен
И, как всегда, неустрашим.
Пусть век солдата быстротечен,
Но вечен Рим!
74 до Н.Э. Все фигня кроме пчел
Во время Третьей Митридатовой войны, при штурме города Нисибин, саперы Римского Консула Луккула, были вынуждены бежать из штурмовых тоннелей из-за... обыкновенных пчел. Именно пчел коварные понтийцы запустили в тоннели.
Римляне оценили новацию и пчелы на столько плотно вошли в арсеналы Римских легионов (ульи метали из катапульт), что во второй половине I века Д.н.Э. в Риме явно ощущалась нехватка меда. Ну а за Римлянами идею Мелиттологического оружия подхватили и их последователи из Средневековой Европы. Например, Генрих I, Ричард Львиное Сердце использовал пчел ими во время Третьего Крестового Похода а позднее, в XVIII веке, пчел использовали против Османских янычар защитники Белграда. А в наше время ученые додумались, использовать пчел в качестве детектора ВВ.
Вот такой вот Медок.
76 до Н.Э. Луккул, Митридат и Глас с Небес
Шла Третья Митридатова война (76 - 63 годы до н.э.). Легионы Римской республики, возглавлял Претор и Консул Луций Лициний Лукулл. Он решил внезапно напасть на Понтийское царство, ошибочно считая, что армия Митридата находится в походе. Но Римская разведка ошибалась. Лукулл понял это, когда увидел перед собой войска Митридата VI Евпатора.
Две армии приготовились к бою, полководцы уже подняли мечи, что бы послать войска в атаку, но тут в небе раздался гром и огненный шар ударился о землю, посредине между боевыми порядками противников.
Обе армии поспешно покинули поле боя, опасаясь гнева Богов, ибо кто кроме них, мог подать такой знак. Позже Лукулл захватил все же Понтийское царство, но Римляне входили туда с опаской.
P.S. Ну не верю я в такие случайности...
49 до Н.Э. Юлий Цезарь на Красной реке
У каждого военачальника есть свой Рубикон...
Безвестный ручеёк у взводного, рокада за нейтралкой для комполка, чужая граница на рассвете для Верховного, но первым этот термин обозначил некий Римский проконсул, тот самый что сказал некогда - Veni, vicli, vici...
Ранним утром 11 января 49 года до Нашей эры, Тринадцатый легион проконсула Галлии Юлия Цезаря, перешел Красную реку (известную так же как Рубикон). По легенде Цезарь произнес перед этим, ставшую исторической фразу - "Жребий брошен!" (Alea iacta est).
Рубикон тогда считался границей междк Метрополией и провинциями, и любой военачальник пересекший его с войсками, без соизволения на то Римского Сената, автоматически считался Государственным преступником и подлежал аресту.
Цезарь вообще то считал себя избранником народа, не подвластным ни Сенату, никому бы то ни было. И вот взял и форсировал роковую речку...
Но против Устава не попрешь, так что арестовать Цезаря пришлось, правда арестовывали его аж целый год, то есть снова закрутилась Гражданская война, в которой Цезарь что характерно победил, упразднил Республику и стал в последствии практически монархом. А жить ему после этого, оставалось пять лет.
Рубикон сейчас кстати, скромная речушка, в принципе даже не до конца итендефицированная современными географами, а во времена Цезаря и Помпея, это была вроде по ряду версий серьезная и полноводная река. А имя Цезаря, стало прообразом титулов Царь, Кесарь, Кайзер и.т.д.