Если бы Агата Кристи, вышла бы замуж за Зощенко...
Внутри Центрального Академического Театра Российской Армии, образовалась весьма интересная структура - "Экспериментальная сцена", причем, не смотря на такое название, это нормальный Русский театр, и элементы новаторства, там действительно именно Театральные, без новомодных извивов.
Криминальная комедия Ксении Степанычевой, поставленная на этой сцене режиссером Сергеем Смирновым, это не просто очередной театральный детектив, которые сейчас штампуют десятками, это очень интересная, профессионально сделанная работа.
В самой пьесе есть явный иронический флер детективов Агаты Кристи, но Сергей Смирнов смело добавил сюда грустную улыбку Чехова вкупе с острой усмешкой Зощенко, и получилось действо, захватывающее с первого мгновения. Так что, на мой взгляд, если бы Чехов, Зощенко и Агата Кристи, написали бы комедию Дель Арте, то обязательно бы, назвали ее "Похищение".
Мне даже трудно определить получившийся у режиссера жанр постановки, первое, что приходит в голову, это "Дачная комедия в стиле бурлеска" или "Авантюрный Театр Абсурда плавно переходящий в Фарс", но в данном случае, это было бы слишком просто. Ведь перед нами, действительно эксперимент, и что важно, эксперимент удачный!
Первое что захватывает в спектакле, это отточенная и одновременно плавная динамика действия. Тут с каждым новым персонажем, меняются векторы сюжета, и зритель, сам того не замечая, практически становится участником действия, настолько живо и захватывающе играют актеры. Все эти бусины сцен и этюдов, одеты на хрустальную нить музыки композитора Ларисы Казаковой, (все завзятые театралы, безусловно, помнят ее музыку к спектаклю "Гамлет" Петера Штайна).
И параллельно с этим, спектакль, как бы неким пластическим эфиром, объединяет прекрасная хореография Анатолий Войнова. Ввод в спектакль элементов театра Марселя Марсо, это очень удачное решение.
Кстати, кое, что о сюжете и либретто...
Очень радовали зал шутки, типа, "Не до Чехова сейчас", очень тонко и вовремя, это прозвучало.
Грибная тема улыбнула, "У вас даже тетр Грибоедова".
Очаровательно узнаваемый, и к месту, и ко времени, акцент "Ландшафтного дизайнера" Жанны, на фоне стандартной рекламной стилистики, это было прекрасное решение, ну и конечно хохма с пистолетом зажигалкой.
А когда Борис, вогнанный ситуацией в когнитивный диссонанс, начинает протирать статуэтку, зал был просто в восторге. И весь поворот с трансформацией актрис в уборщицы, с рефреном "протирать и чистить", очень удачен.
Или чудесный гэг, "Так - на чём мы остановились?" - "На проблеме раннего облысения".
Ну а, "Тряпка - совок - уборка! Схему все помнят ?" "Я эту "схему" до конца своих дней не забуду..."
А шикарный всплеск сюжета, когда несчастные брошенные, близняшки, учатся играть на шотландской волынке, что выливается в общий шотландский танец в финале, это было сильно даже для меня, театрала с полувековым стажем и писателя при этом.
В чем надо отдать должное работе режиссера и труппы, все актеры работали, как единый организм, что увы сейчас в театре отнюдь не повсеместно. Весь спектакль, производит ощущение единого полотна, без разрывов и огрехов, и в этом я вижу помимо истинного профессионализма, уважение зрителю.
Что очень интересно в данной пьесе, так это так сказать театр в театре, две актрисы играют двух актрис, то есть получается практически по Мейерхольду, у которого люди из жизни, должны играть людей из жизни. Маша и Надя, ведут свой спектакль и ведут его очень отчетливо. Две актрисы провинциального театра, попав в экстремальную ситуацию, перебороли панику тем, что вновь ощутили себя на сцене. Всё-таки эпизод с обвинением Бориса в отцовстве, блестяще удался Ольге Герасимовой, причем позднее я понял, что подсознательно ждал, что Маша победит, потому что у меня еще пребывала, эмоциональна память об ее Барабанщице. Всё-таки героические роли, обязательно накладывают отпечаток на актеров и в их творчестве, да и в душах зрителей тоже.
Еще затронуло удачная работа Дениса Кутузова. Он очень качественно он провел на контрастах, линию своего персонажа, от вооруженного негодяя третирующего спасших его женщин, до в принципе неплохого и даже где то мягкого человека.
Главное, что указывает на то, что спектакль удался, это неравнодушие зрителей. Овации, это конечно Овации, но и то, что зрители после спектакля бурно обсуждали пьесу, это многого стоит.
Так что большое спасибо творческому коллективу, и да Здравствует Театр !