Лет эдак сорок назад, пошел я в Малый на спектакль Малого театра "Заговор Фиеско в Генуе", я невнимательно читал программку, и когда на сцене в роли Андреа Дориа появился Евгений Самойлов, я испытал буквально когнитивный диссонанс. Сколько же ему лет подумал я, ведь семьдесят минимум. Для нас, зрителей семидесятых Евгений Самойлов сохранился в памяти, как великий актер тридцатых годов, трижды лауреат Сталинской премии, харизматичный Щорс, великолепные лейтенанты танкист и артиллерист, их "Сердец четырех" и "Шести часов после войны"). И тут на сцене до боли знакомые черты, знакомо покоряющее обаяние, абсолютное растворение в роли. Да, это были Гиганты сцены и экрана.
А ведь начинал молодой выпускник Ленинградской частной художественной студии артиста Императорских театров Николая Ходотова, у Леонида Вивьена в 1930 м году. Молодому актеру сразу дали такие серьезные роли, как Актёр и Васька Пепел в Горьковском "На дне". А там его заметил сам Мейерхольд и пригласил в свой театр. Там Евгений Самойлов сыграл Чацкого в "Горе от ума" и Григорий Отрепьева в "Борисе Годунове" . Потом был театр Маяковского с ролями Олега Кошевого в "Молодой гвардии", генерала Рокоссовского в "Великих днях" и самого Серго Орджоникидзе в спектакле "Путь в грядущее" и потом 38 лет в Малом театре:
Князь Иван Петрович Шуйский "Царь Фёдор Иоаннович" и князь Захарьин-Юрьев - "Смерть Иоанна Грозного" , Игнат Гордеев в "Фома Гордееве", Крутицкий - А. Н. Островского, Андреа Дориа - "Заговор Фиеско в Генуе" и многие другие роли.
Ну и параллельно работа в кино, в общей сложности в 64х проектах.
Генерал Скобелев, Фрунзе и другие красные командиры, британские генералы, наркомы, белые и советские полковники и так всеми любимые и вечно молодые - старший лейтенант танковых войск Пётр Никитич Колчин и лейтенант-артиллерист Василий Кудряшов.
В фильмах которые мы, наши дети и наши внуки смотрят до сих пор и уверен будут смотреть и в будущем.