Питера Устинова в СССР любили, ибо он считался прогрессивным писателем и драматургом, изобличающим пороки капиталистического общества и потому был допущен на планшеты советских театров.
В 1977 году, на сцене театра им. Моссовета, была поставлена изящная пьеса "На полпути к вершине". Сюжет чисто в стиле Устинова...
После длительной военной службы на окраинах Империи, возвращается в родные пенаты генерал Фицбатресс. А дома его встречают культуршоком шестидесятые года во всей их палитре: сын хиппи и беременная неизвестно от кого дочь. Генерал пытается разобраться в новом для себя мире и внезапно сам перестраивается под новые реалии, и превращается в хиппи, живущего на дереве, с гитарой и бывшей пассией сына.
Помню, был приятно поражен серьезным отношением авторов спектакля к аксессуарным мелочам. Солдаты отдавали честь и делали маршевую отмашку, строго по Уставу Британской армии. Ну а Багги марш это было вообще в самую точку.
Хочу сразу сказать, что это был фактически Моноспектакль Великого Ростислава Плятта, другого генерал Фицбатресса, просто и представить не могу. Его аристократичная вальяжность в купе с реальным британским мундиром, забивала напрочь любых конкурентов.
Коловращение трансформации британского генерала в хиппи, происходит настолько органично, что публика приходит в себя только в финале. И фоном идет окружающая жизнь, и достаточно ярким фоном хочу отметить, но Плятту достаточно одного жеста или просто слова, что бы автоматически стать приоритетной сценической аватарой.
Я бы назвал этот спектакль элегантным бурлеском несовместимых характеров. Режиссеру удалось показать именно эту Устиновскую фабулу.
Очень четко было показано противостояние, генерал Фицбатресса и полковника Тайни Джиллиэта Броуна (бесподобный Михаил Львов). Причем если официально полковник победил генерала, то духовно и морально выиграл Хиппи.
Хорошо прошла тонкая насмешка Устинова над фальшиво-простоватой моралью истеблишмента.
Та же пара из невинно охмуренного ботана Бэзила Эттервуда (Александр Леньков)
и беременной генеральской дочки Джуди, или обратный вектор из хиппи в джентльмены Роберта (Вячеслав Бутенко).
И еще очень хочу отметить Алексея Консовского в роли Викария. Было ощущение, что сцену посетил один из персонажей Бернарда Шоу.
Так что, еще один Спектакль на все времена. Один из тех, что навсегда останутся в космических слоях театрального эфира.