После того, как Славомир Мрожек написал в 1958 году свою знаменитую пьесу "Полиция" и критика радостно причислила ее к "Дель арте", то что бы дальше этот драматург не творил, это автоматом отходило к этому жанру. А если серьезно, то Мрожека очень сложно ставить и далеко не у всех режиссеров, работающих с его пьесами это получается, а вот у Александра Янкелевича получилось.
Чувствую, что его спектакль "Серенада", станет весьма заметным событием на Московской сцене.
Эта пьеса Мрожека на первый вид достаточно проста... Курятник, петух с гаремом из трех куриц и стремящийся поужинать хитрющий, как положено по Уставу, Лис, но не тут-то было, это Мрожек дамы и господа, а у Славомира простых решений не бывает.
Александр Янкелевич показал на мой взгляд некое смешение жанров и самое главное, он прекрасно понял двойное дно социальной иронии Мражека. И вот что мне тут увиделось...
Если жители курятника играли в прелестном стиле бродячего ранне-средневекового театра. То шикарнейший, опасно элегантный Лис, казалось прямо сошел со сцены Венецианского театра Дожа, он блестяще работал в некоем сборном образе Бригелло и резко поумневшего и похрабревшего Скарамучча, и простите за некоторую ассоциативность, но я бы даже сказал, что это был Арамис, перешедший на службу к кардиналу Ришелье.
Блестящая ирония, элегантность, острый ум голодного охотника, тонкий цинизм. Просто невозможно перечислить все грани, которыми заиграл этот персонаж Ивана Третьякова.
Эдуард Оруджян, тоже весьма четко прописал безуспешность психологической позиции Петуха между гаремом и Лисом. И очень хорошим решением режиссера была трактовка милых Пеструшек (Татьяны Лопатиной, Светланы Кузнецовой и Юлии Величко), именно как фона некоей дуэли между Петухом и Лисом, в которой, как и положено у Мражека, коварство победило красоту.
И кое-что, по части антуража... "Жар птица" это кукольный театр, но из "кукольности" тут были представлены только тентамарески, да и то эпизодически, но вписывались они в действие очень органично, и я считаю, что это крайне изящное решение.
Очень понравилось ненавязчивое, но очень удачное музыкальное сопровождение и прекрасная хореография. Короче Браво.
И я (и зрители я думаю ко мне присоединятся), надеюсь на приращение репертуара Жар птицы, помимо чудесных кукольных спектаклей, интересными работами подобными этой.
статья в журнале СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР 10