Челобитов Анатолий Васильевич : другие произведения.

Средняя Школа в России - Доколе?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фурсенко посвящается. Читать - только учителям школ и тем, кому школьная тема интересна. Не читать - ученикам школ и их родителям. Ученики не поймут. Родители не захотят понять.

   Размышления о российской средней школе.
  
  Тут недавно наш министр образования снова что-то пытался умное сказать!
  Сказал!!!
  Я и раньше то в его умственные способности не очень верил.
  А после такого...
  
  Слушайте, у нас что, действительно кризис с толковыми и одаренными министрами? А главное - любящими и свою страну и свой народ, министрами?
  Может нужно пригласить таковых из-за рубежа? Ведь наверняка есть в мире страны, в которых школьное образование ЛУЧШЕ, чем в России. Или нас до сих пор по уровню и качеству образования так никто и не догнал с 1913 года?
  Но если серьезно, то Россия только по уровню чтения (в общем-то, элементарщины) занимает 27 место из 32 стран, среди которых проводилось такое исследование (http://magazines.russ.ru/october/2005/3/sm7.html). Как Вам такое? Данные немного устарели, но Вы думаете, что за последующие два года стало лучше? Читать НЕ УМЕЮТ наши выпускники школ! Что же говорить о других предметах? И это в России - когда-то самой читаемой стране мира!!!
  Вот тренера по футболу пригласили? И деньги на его зарплату нашлись.
  Пригласите СПЕЦИАЛИСТА по образованию!!!
  
  А то ведь мы уже не только вымираем, как нация, но и умственно деградируем!
  В том числе и не без помощи Фурсенко!
  
  Нет, я конечно понимаю, что Фурсенко наверно мужик хороший. Говорят, он друг Путина. Поэтому, мол, его и держат.
  Не знаю я - друг он Путина или нет, но здесь все же нужно различать:
  Дружба или интересы государства?
  Хотя должен признать: в современной России кумовство, дружба, родственные связи оказывают очень большое и очень негативное воздействие и на построение вменяемой государственной системы, и на создание здоровой экономики и здорового общества!
  Достаточно несколько примеров:
  Мэр Санкт-Петербурга Матвиенко и её вдруг-банкир сын;
  Мэр Москвы Лужков и его жена вдруг-миллиардерша;
  А сколько еще таких явных вдруг-связок, которые не самым благоприятным образом формируют мировоззрение наших граждан, создают почву для апатии в обществе, веру во вседозволенность элиты, презрение к институтам власти. Все это на руку нашим недоброжелателям!!! И тем негативным процессам, которые у нас имеются.
  И мы получаем вымирающую и деградирующую страну.
  
  Нет, конечно, если это генеральная линия нашей власти - уничтожить Россию и создать все условия для захвата территории России всяким западным сбродом, то тогда конечно: ВСЁ НАША ВЛАСТЬ ДЕЛАЕТ ПРАВИЛЬНО!!!
  Тут и разверзающаяся пропасть между доходами богатых и бедных.
  Тут и плоская шкала подоходного налога для сверхбогачей.
  Тут и хроническое недофинансирование и медицины, и образования.
  Тут и нежелание наладить элементарный контроль за доходами и пресечь всевозможные серые схемы увода денег от налогообложения.
  Тут и желание сократить преподавателей в школах.
  И многое-многое другое.
  
  
  Ну а если у нашей власти осталась хоть частичка совести, у нашего Президента осталась хоть частичка любви к России и её народу, то наверно надо поступать по другому!
  
  В этой статье я только о Фурсенко остановлюсь. Вернее об образовании. И намеренно не стану акцентировать Ваше внимание на чехарде и противоречивости школьных программ в целом, так и отдельно по различным предметам. Это отдельная и очень серьезная тема. Но к ней можно подходить лишь после того, как будут созданы нормальные условия для преподавания этих программ.
  А сейчас речь пойдет лишь относительно заявления Фурсенко о необходимости сокращения численности вузов, выпускающих учителей:
  
  Я считаю, что его позиция не просто вредная. Она ПРЕСТУПНАЯ!!!
  Начнем с главного.
  Мы везде кричим: ДЕТИ - НАШЕ БУДУЩЕЕ!!!
  ДЕТИ - НАШЕ ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО!!!
  А когда доходит до финансирования детских институтов (детских садов, школ, центров творчества молодежи, спортивных детских сооружений, детских здравниц и проч.), то финансируем это по остаточному принципу!!!
  Какая-то несуразица в умах нашей власти получается.
  Впору к психиатру!!!
  
  Подход Фурсенко к решению явным образом лживого постулата о якобы переизбытке учительского состава ОШИБОЧЕН в корне!!!
  
  Ведь вопрос переизбытка учителей создан сознательно недальновидной деятельностью самой власти.
  Посмотрите сами:
  Кто у нас сейчас учит в школах?
  Каков возрастной состав учителей?
  Одни женщины!
  Львиная доля пенсионеров или предпенсионного возраста!
  Отчего так сложилось?
  
  Все эти ответы лежат на поверхности:
  
  1.Это и низкая (унизительно низкая) пенсия работников образования. Которая не позволяет им принять решение об увольнении из школы. Потому что тогда сразу же встает вопрос: НА ЧТО ЖИТЬ?
  И это при их колоссальной нервной и психической нагрузке. Вы пробовали учить нынешних школьников?
  Наша власть после нескольких лет разгрома в армии, расцвета дедовщины, наконец, ОСОЗНАЛА!!! ДОШЛО, наконец, до куцых умишек, что без гауптвахты в армии нельзя! Иначе у командиров кроме их собственных кулаков ничего в арсенале устрашения особенно ретивых солдат не осталось!
  Сейчас поняли. В армии поняли.
  Что помимо пряника обязательно должен быть кнут! Дошло. Ну и слава богу.
  
  А как с этим в школе обстоит дело? В нашей школе напрочь все механизмы воздействия и на учеников нерадивых и на их родителей изъяли!!! Или Вы думаете, что нерадивых можно умилостивить и словом?
  Что же тогда в нашем Уголовном законодательстве присутствует ответственность с 14 лет? А 14-тилетние - это кто? Разве это не школьный возраст? А сколько тех, кто вплотную приблизился своими действиями к уголовной ответственности, но еще не переступил черту?
  И власть предлагает педагогам-старушкам с этими "ребятишками" один на один?
  Смело!!!
  У нас же все идеологические подпорки у школы забрали!!!
  Вот она и валится. Стареет, деградирует!
  Сами властвующие в кустах, за бронированными стеклами и телохранителями. А старушкам предлагают голыми руками с некоторыми школьниками, которые по достижении 14-тилетнего возраста так и напрашиваются на тюремный срок? Молодцы! По-мужски!!! Нечего сказать!
  Раньше ведь помимо учительского авторитета в школе была пионерская, комсомольская, партийная организации. Шефы, наконец. Которые совместно с преподавательским составом держали дисциплину в школе. Могли не только на школьника, но и на его родителей воздействовать. Причем не только внушением, но и материально!!!
  А сейчас?
  Или Вы думаете, что у нас в школах преподаватель при его перегрузке (об этом этот наш Фурсенко видимо не знает), при переполненных классах, при отсутствии возможности не то что выгнать зарвавшегося и мешающего всем ученика, но даже как-то по-другому, кроме бесполезных попыток увещевания, в состоянии контролировать дисциплину?
  Контролировать так, чтобы слышно было, как комар пролетит? Разумеется, когда это нужно и не переходя в другую крайность - церберство.
  Кто-то может.
  А многим не под силу.
  Один на один с проблемой дисциплины сражаться.
  А примите во внимание их возраст. Пожилые уставшие женщины. Мужики-то в учителя не идут. Настоящие мужики. Хлюпики конечно есть. Но разве это мужики?
  А сейчас еще один момент появился. В московских школах, и не только, увеличилось количество детей из мусульманских семей. Детей из республик Средней Азии и Кавказа.
  А Вы знаете, что это такое?
  Готова к такому повороту школа? Я сейчас не о школах Татарстана или Чечни веду речь. Я о школах с преобладающим большинством русских.
  Дело в том, что у мусульман другой уклад семейных отношений. У них в доме главный - мужчина!
  А где этого мужчину взять в нашей среднестатистической школе?
  Вот поэтому и неудивительно, что в школах наметилась тенденция формирования из числа мусульманских детей групп, которые начинают вести себя вызывающе, ни в грош не ставя преподавателей-женщин, школьный порядок.
  Ну и что им прикажете делать?
  Попробуй хоть одна учительница с этой проблемой выйти во власть.
  Сразу же ей ярлык националистки повесят.
  А между тем проблема есть!!! И она не решается!!!
  И механизмов воздействия на ученика и его родителей в школе сейчас никаких нет.
  Только окрик, попытка внушить. А этого недостаточно!
  Да и родители не на стороне школы.
  Многие понимают так: Я ВАМ РЕБЕНКА ОТДАЛ. ВОТ ВЫ ЕГО И ВОСПИТЫВАЙТЕ! А МНЕ НЕКОГДА! Я ДЕНЬГИ ДЛЯ СЕМЬИ ЗАРАБАТЫВАЮ!
  Ну и как Вам такое?
  
  Или вот еще пример глупости нашей власти.
  У нас приняли законы, запрещающие курение в школе.
  А как лично Вы представляете реализацию этого закона?
  Что случиться с ребенком, если он закурил в коридоре школы?
  Ваши действия по нашему закону, будь Вы преподавателем?
  Или всем по барабану, работают наши законы или нет?
  А если этот ребенок, мальчик, закурит в мужском туалете? А преподаватели все женщины? И заходить в мужской туалет им - означает нарушать элементарные правила поведения. И это нарушает права школьников.
  Или можно? У нас как-то данная ситуация прописана в законе?
  Или мозгов у наших депутатов не хватило? Просчитать различные ситуации?
  Как реализовывать закон-то?
  А если и после внушения этот ребенок опять попадется в школе с сигаретой?
  А потом в третий, в четвертый, в пятый... разы?
  Что делать-то?
  За что у нас законодателям платятся деньги?
  За такие бездарные законы?
  А приняли у нас закон об ответственности родителей при обучении их детей в школе?
  Не приняли? Что, не дошло до сознания?
  А приняли законы, прописывающие порядок взаимодействия школы, милиции, родителей, властных структур и проч. организаций, так или иначе связанных одной общей проблемой - воспитание Гражданина?
  Все рычаги воздействия на школьника ликвидировали и взамен ничего не дали?
  МОЛОДЦЫ!!!
  Поэтому и вынуждены в школах работать пожилые женщины. Идти им некуда. А на ту подачку, которая у нас пенсией зовется, повторяю, легче помереть, чем прожить!
  И НАШЕЙ ВЛАСТИ НЕ СТЫДНО?
  
  Люди всю жизнь отдали воспитанию и обучению нашего народа, а власть, вместо помощи им в их нелегком труде - палки в колеса! Эх...
  
  А молодежь разве этого не видит? Они что, идиоты? На себя такое ярмо одевать? Вот они и не идут после ВУЗа в учителя. Спросите у администрации школ - какова текучесть молодых кадров? Каков средний возраст российского школьного учителя?
  Они Вам скажут!!!
  
  То есть власть создала все условия для того, чтобы педагогическое образование буксовало на месте!
  И вместо того, чтобы это буксование устранить, Фурсенко предлагает ликвидировать педагогические ВУЗы!
  А я предлагаю ликвидировать само министерство образования!
  Как Вам моё предложение?
  
  Но вернемся к школе.
  2. Вторая причина (на самом-то деле - первая), почему у нас проблемы со школой - это Зарплата, а вместе с ней и такое понятие, как престиж профессии учителя.
  И то, и другое крайне низки!
  
  Ну почему, скажите мне, ПОЧЕМУ в каком-то государственном Газпроме секретарша без образования, сидя в великолепно обставленном офисе, в тиши, за чашкой хорошего кофе, получает более тысячи долларов США? Получает, по сути, НИ ЗА ЧТО!
  А преподаватель в государственной-же школе с неизменной полуторной ставкой и переполненными классами (в Москве) получает в два и более раз меньше? А на периферии - так вообще молчу.
  Вы мне можете объяснить этот парадокс?
  Ведь это именно нашей власти недоработка!!!
  Где принцип социальной справедливости?
  Нам нужно здоровое и умное молодое поколение?
  Так чего же наша власть идиотизмом страдает?
  Ведь на поверхности решение вопроса!!!
  Ведь денег куры не клюют. А власть эти деньги в стабилизационный фонд за границу на отмывку. Где он не прирастает в процентах к инфляции, а наоборот, стремительно тает!!!
  Деньги ДОЛЖНЫ работать!!! А не тухнуть в кубышке Стабилизационного фонда!
  Это Вам любой выпускник любого ВУЗа объяснит!
  А у нас слушают Кудрина и Грефа.
  Специалистов, доведших экономику страны до того, что даже Путин недавно констатировал увеличение экспорта сырьевой составляющей с 83 до 85% за всего лишь год. Хорошо хоть приняли вроде решение вычленить сырьевую составляющую из российского бюджета. Видимо для того, чтобы с удовольствием наблюдать за дальнейшей деградацией национальной перерабатывающей и производящей экономики.
  Вообще мне не совсем понятно, как можно таких грефов и кудриных к экономике подпускать?
  Неужели мозгов не хватает ГОСУДАРСТВУ под ключ несколько современных перерабатывающих заводов на деньги Стабфонда закупить, создав при этом современные рабочие места, а затем, акционировав, продать в частные руки с прибылью для того же государства?
  Стаю же зайцев убиваем! СТАЮ!!!
  И современные технологии получаем.
  И новые рабочие места.
  И вместо сырья продукты переработки экспортируем. А это дороже и прибыльнее.
  И уровень сырьевого экспорта снижаем.
  И прибыль от приватизации купленного нового производства (ведь дополнительные эмиссии акций многих наших полугосударственных компаний на ура расходятся!!!).
  И это еще далеко не все преимущества!
  
  Вспомните АвтоВАЗ!
  Сколько всего появилось у нас в стране с его строительством!!!
  
  Но вернемся к школе.
  Конечно, помимо восстановления достойных и справедливых зарплат школьных учителей, обязательно нужна государственная программа повышения имиджа школьной профессии.
  Это наша общая ОБЯЗАННОСТЬ! Исправить эту ошибку. Кстати, до революции профессия школьного учителя была УВАЖАЕМОЙ!!! И то, что совершила власть с этой профессией - НЕПРОСТИТЕЛЬНО!
  Я вообще не понимаю, почему власть с таким упорством не желает включать в свою работу идеологическую составляющую?
  Вспомните - сколько всего было построено и создано в СССР. И Вы думаете, что только благодаря страху все это было построено?
  Ведь сами знаете, что там и идеология, и энтузиазм, и вера в светлое будущее тоже присутствовали! И во многом были определяющими.
  А сейчас у нас что?
  Кроме унылого желания срубить каждым членом общества немного "бабла"?
  Так что деньги это хорошо, но престиж не только на деньгах замешивается.
  А появится зарплата и престиж - появится приток в школу и новых молодых учителей. Да и мужчины-учителя станут обычным делом. Как, например, сейчас уже становится обычным делом молодой парень-кассир в гипермаркете! Не верите - посмотрите сами.
  
  3. Но для того, чтобы молодежь пришла в школу работать, нужны рабочие места, которые заняты учителями-пенсионерами. Фурсенко кстати все время путается. То ему учителей не хватает. То рабочих мест. То педагогических ВУЗов в избытке. Кто бы попросил его, чтобы он определился - что же ему не хватает? Лично мне кажется, что здесь, как нельзя кстати, фраза Матроскина из мультфильма: "Деньги у нас есть, у нас ума не хватает!"
  
  Так что делать? Ждать, пока учителя сами освободят место?
  Или простимулировать ситуацию, когда учителю будет самому выгоднее уйти с работы на пенсию?
  Ведь что важнее государству?
  Создание нормальных условий для обучения?
  Или выжидательная позиция, которая только еще больше усугубит и без того удручающую картину со снижением образовательного уровня выпускников школ?
  Я это наблюдаю по Интернету.
  На любом форуме молодежь можно с легкостью определить по ужасным грамматическим ошибкам. По настолько парадоксально-убогим выводам, которые они делают из-за огрехов и пробелов в своих познаниях.
  Многие ВУЗы, вместо того, чтобы учить профессии, вынуждены повторять школьный курс. А срок обучения остался тем же, что и в советские времена. Если не сократился. Ну и какие появляются выпускники ВУЗов?
  Я считаю, что учителя школ заслужили ДОСТОЙНЫЕ пенсии.
  Поэтому вполне разумно было бы ввести школьные надбавки к пенсиям. А чтобы учителя ушли из школ, нужно поставить условие: Надбавка к пенсии будет выплачиваться только в том случае, если учитель покидает школу. И такие пенсии должны позволять бывшим учителям ИМЕННО ЖИТЬ на пенсии, а не ВЫЖИВАТЬ!
  Для этого достаточно присмотреться к пенсионной системе в Испании. Страны очень небогатой! Но почему-то в ней пенсионеры, достигшие 65-летнего возраста ВСЕ лекарства получают БЕСПЛАТНО. Именно в Испании для пенсионеров бесплатный проезд в общественном транспорте. И его никто не собирается отменять или менять на призрачную денежную подачку. А о размере пенсии я даже говорить не желаю. Чтобы наши депутатишки не позавидовали. Вы часто видите в наших парикмахерских пенсионерок, делающих прически? А в Испании это обычное дело для пенсионерок-старушек - сначала в парикмахерскую, а затем в кафе к подружкам поболтать. Вот этим и должны пенсионеры заниматься. А чем занимаются наши пенсионеры?
  -работают до смерти.
  -помирают на пенсию.
  -ишачат на своих дачах или роются по помойкам.
  Если у них нет богатых и обеспеченных детей.
  
  Здесь еще один вопрос возникает.
  Очень много пенсионеров продолжают держаться за свои рабочие места, особенно в госструктурах, практически парализуя своей усталостью, возрастом, частыми болезнями работу.
  Не везде, но есть и такое.
  Может государству подумать о создании специальных рабочих мест для пенсионеров?
  Пусть не на полный рабочий день. Пусть на полставки. Для того, чтобы у пожилых людей, которые в состоянии еще как-то работать была возможность самостоятельно повысить свой жизненный уровень!!! Но не в ущерб другим.
  И все это прописать в законе.
  Снизив для них налоговую нагрузку.
  Ведь важно не только людям дать хорошие пенсии. Важно еще и то, как пожилого человека отправляют на эту пенсию.
  Пинком под зад, как это сейчас делают олигархи и прочие новорусские сопляки или с уважением.
  И тогда, на освободившиеся высокооплачиваемые и почитаемые обществом рабочие места в школах с удовольствием пойдут выпускники педагогических ВУЗов.
  
  4. С удовольствием пойдут!!! Если в школах будут созданы, помимо высоких зарплат, соответствующие условия для работы учителей!
  Или Вы считаете, что только секретари и клерки в Газпроме имеют право восседать за качественными офисными столами на качественных ортопедических креслах?
  При соответствующем качественном офисном антураже?
  А учителям можно и поломанные столы и стулья, которые должны были быть списаны еще до революции?
  То же самое и с партами, учебными пособиями! Которые, кстати, даже по сравнению с мебелью из Газпрома - неоправданно дороги!
  Оно и понятно.
  Школьная мебель и все остальное для школ приобретается за бюджетные деньги.
  Как бы за ничьи деньги!
  Поэтому никто и не возмущается, что поставщики оборудования для школ взвинчивают цены, снижая при этом качество!!! Да и откаты директорам, по аналогии с главными врачами медицинских учреждений, скорее всего, имеют место быть. Сокращая и обесценивая и без того невзрачный бюджет российского образования.
  Многие из чиновников и депутатов уже наверно забыли, как выглядит мебель, которой пользуются в школах.
  Если забыли, то советую им сходить в ближайший музей. Там в витринах можно увидеть мебель прошлого. Или посетить школу. Государственную школу. Где воспитывается и обучается наше будущее поколение. Наша опора!
  Вот Медведев ездит по школам и про подключение к Интернету спрашивает.
  Не знаю я - чего это он в таком восторге от Интернета. Четверть которого забита эротикой и порно. Вторая четверть разнообразной отсебятиной. Все остальное - корпоративная шелуха. Реклама, одним словом. И только очень незначительная часть - образовательные сайты. Которые еще надо найти. И попытаться применить их в своей педагогической практике.
  А вот про рабочее место учителя Медведев не вспоминает. Во всяком случае по телевизору он об этом молчит. Это когда у учителя вместо журнала ноутбук, связанный со школьным сервером беспроводной связью. Это когда ноутбук учителя - не только хранилище оценок учеников, но и наглядных пособий, таблиц, учебных и демонстрационных фильмов, аудиофайлов, которые можно было бы оперативно вывести на экран в классе через проектор. А вместо этого учителя таскают протертые до дыр и обтрепанные, нарисованные учениками по заданию учителя таблицы и схемы.
  Конечно, такие рабочие места дороги. Дешевле и легче отчитаться о подключении к Интернету.
  
  А про шумиху с судилищем директора школы, в которой нашли компьютеры с контрафактными программами вообще стыдно говорить!
  Хорошо хоть вроде ХОРОШО закончилось!
  
  Ну скажите мне?
  ПОЧЕМУ?
  Почему государство выделило деньги на компьютерные классы и не обеспечило все школы лицензионными программами?
  Это все равно, что купить автомобиль без колес!
  
  Лично я считаю, что государство только теряет с такими, как Фурсенко!
  Теряет и в денежном выражении и в смысле имиджа высокоразвитой державы.
  Ну, понятно - не можем мы сами операционную систему придумать. Да и мир остальной не может. Или не хочет.
  Здесь практически монопольно властвует Windows!
  Но вот совесть мне подсказывает, что если бы министерство образования заказало бы для всей России комплекты усеченной под потребности образования операционной системы, то это бы с учетом величины оптового заказа оказалось бы и законно и недорого. А если бы и Путин подключился, то и скидки дополнительные Россия могла бы получить!
  Но решили по-другому. Решили закрыть глаза на то, что школы начнут использовать нелицензионное программное обеспечение. Денег-то не выделили!
  А теперь эти чиновники делают круглые глаза?
  Какие же у нас невинные чиновники!
  
  Но качественное оборудование, мебель и прочее - это еще не все, что нужно, чтобы создать нормальную среду для учителей и школьников, благодаря которой государство бы получало ежегодно новоиспеченных высокообразованных Граждан.
  
  Вспомните, пожалуйста, строение армии. Я с дивизии и вниз пойду. Итак, дивизия. Затем полк. Потом батальон, рота, взвод. И у всех есть командиры, заместители, помощники. Даже во взводе! Есть и командир взвода - лейтенант, есть и его заместитель. И есть три командира отделений. А во взводе всего-то тридцать человек! И все - взрослые!
  И ведь неспроста столько начальников.
  Иначе можно элементарно не выполнить поставленную задачу, потерять во время боя управление войсками и, соответственно, проиграть сражение.
  В армии вся структура шлифовалась кровью!
  Поэтому там и начальников немало. Я имею ввиду не генералов предпенсионного возраста.
  Поняли, что эффективно управлять и контролировать можно только группу, состоящую максимум из 10 человек.
  Дальше всё! Начинается разброд и шатания!!!
  
  А как у нас с этим дела обстоят в школе?
  Ведь старшеклассники, например всего на пару лет моложе солдат!
  Ну и сколько им командиров выписало наше государство?
  Всего ОДНОГО учителя на весь класс (на, как правило, 20-30 человек)
  И у нас после этого удивляются, почему сражение за ВЫСОКООБРАЗОВАННОГО И ЭРУДИРОВАННОГО ГАЖДАНИНА СТРАНЫ школой проиграно?
  Власть не обеспечила школу необходимым числом воспитателей-педагогов, а теперь удивляется деградации общества? Расцвету пьянства, наркомании? Апатии и полной дезориентации общества.
  Ведь у нас полностью оголили школу, изъяв пионервожатых, комсомольских секретарей, шефские организации. И НИЧЕГО, И НИКОГО ВЗАМЕН!!!
  Поэтому надо либо уменьшать число учеников в классе, чтобы учитель смог работать индивидуально с каждым. А это основа основ получения КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Элементы которого в обязательном порядке должны присутствовать в школе в каждом предмете и на каждом уроке. Либо вводить должность воспитателя-психолога, который помогал бы учителю вести урок, наблюдая за дисциплиной, оценивая и своевременно корректируя поведение отдельных трудных учеников. А также занимался бы организацией и контролем отдыха школьников во время перемен. Пока преподаватель готовился бы к уроку со следующим классом.
  Да и связь школы и родителей обязательно необходимо в корне изменить. Она должна быть легко организуемой, как со стороны учителей и администрации, так и со стороны родителей. А то иногда некоторых родителей приходится приглашать на разговор заказными письмами или многоразовыми телефонными попытками. Складывается впечатление, что государство освободило родителей от воспитания своих детей на период обучения их в школе.
  И вот тогда, отработав все организационные вопросы, повысив зарплату и имидж профессии учителя, можно рассчитывать на приход в школу молодых выпускников ВУЗов. Вот тогда в школах появятся учителя-мужчины. Вот тогда можно будет с уверенностью смотреть в будущее. Вот тогда будет выиграна битва и за гармонично развитого члена нашего общества и за процветание нашей страны!
  
  5. Вот Фурсенко про цифры напомнил. Что в России на одного преподавателя приходится 10 учеников. Хотелось бы спросить Фурсенко:
  - Вы как посчитали эти цифры?
  Простым делением общего числа школьников в среднестатистической школе на такое же среднестатистическое число учителей в этой школе? Если так, то пятерку я Вам по арифметике могу поставить.
  Но ведь эта цифра не столько от числа учеников или учителей зависит, сколько от числа предметов. Чем больше предметов, тем больше требуется учителей - предметников. И увеличение числа учеников в школе, приходящихся на одного учителя, можно решить простым, я бы сказал элементарно простым (это именно для Фурсенко, а то может не понять) способом. Введением должности учителя-многостаночника. Извините, учителя-многопредметника. И в своем должностном угаре, подозреваю, Фурсенко может дойти до совершеннейшего абсурда.
  Я даже представляю, как выглядит школа а-ля Фурсенко:
  
  Представьте себе большой ангар с окнами. И в этом ангаре много-много скамеек. Чтобы там могло разместиться примерно такое количество учеников, какое сейчас имеется в средней нашей школе. А перед скамейками место учителя-многопредметника с классной доской. Одно-единственное преподавательское место! Вот этот ОДИН учитель (в школе Фурсенко) всем этим школьникам и преподает ВСЕ предметы с первого по последний класс. Кстати, я даже не знаю - последний класс в нашей стране - это какой? В интерпретации Фурсенко? 11-й или 12-й? А то уж больно долго (больше 15-ти лет) про это разговор ведется, а что в итоге?
  И с каждым школьником такой учитель В ТАКОЙ ФУРСЕНКОВСКОЙ ШКОЛЕ еще и занимается по индивидуальной программе. Как Вам?
  Вот тогда можно с удовлетворением доложить Вам совершенно новую цифру. Количество учеников, приходящихся на одного учителя в таких школах по Фурсенко будет НАМНОГО выше, чем те жалкие десять, которые мы имеем сейчас.
  
  Разумеется, Фурсенко нам затем разъяснит, как при таком раскладе повысится качество обучения! А то не все наверно поймут.
  
  Мне в детстве, в шестидесятых, довелось первую школьную четверть проучиться примерно в такой школе.
  Начальная деревенская школа в российской глубинке. Деревянная изба с тремя помещениями: два класса и коридор с большой печью.
  Два сельских учителя - муж с женой.
  Жена вела сразу первый и третий класс, а муж (он же и директор школы) - второй и четвертый. И еще физкультуру.
  Я учился в третьем. И пока мы что-то переписывали или решали, учитель занималась с первоклашками.
  Всего в той школе было человек сорок учеников.
  И я там был круглым отличником.
  Но при такой системе обучения даже после одной четверти, приехав в город и пойдя в свою школу, я оказался в отстающих. И мне пришлось нагонять. Обучение в советских сельских школах в те времена не блистало качеством.
  Так что я представляю идею Фурсенко.
  В той деревенской школе на одного учителя в среднем приходилось, на радость Фурсенко, примерно по двадцать учеников. И качество школьника при таком раскладе было то, какое, видимо, Фурсенко и требуется!!!
  
  Но если серьезно, то все цифры Фурсенко - очень лукавые!
  Да и потом.
  Мы все, и общество, и власть наша, и преподаватели в школе, и даже сам Фурсенко понимаем, что наше школьное образование БОЛЬНО!
  
  И его нужно лечить. И процесс этот длительный.
  И даже, если Фурсенко хочет привести все показатели школ нашей страны к показателям школ западных стран, в чем я сильно сомневаюсь, то даже тогда у нас не произойдет качественного выздоровления.
  Кстати про западные школы:
  - Вы не знаете, почему это в частных и весьма престижных школах Великобритании число учеников, приходящихся на одного учителя не выше 10 человек, а максимальное число школьников в классе ограничено цифрой в 15 человек?
  
  Вспомните нашу медицину. Даже при элементарном ОРЗ или ОРВИ врачи в самом начале лечении предлагают принять УДАРНУЮ дозу лекарства. А потом еще принимать лекарства до выздоровления.
  
  Наша школа больна. И ей нужны лекарства. Много лекарств. И при этом в УДАРНЫХ ДОЗАХ:
  Прежде всего, деньги на перевооружение, модернизацию, элементарный или капитальный ремонт, зарплату и т.д.
  Новые программы, методики, различные пособия, разработки и все то, что необходимо для самого процесса обучения.
  
  Да и сами взгляды на российскую школу должны быть изменены. Лично я считаю, что школа в России не должна быть придатком высшего образования. Школа - это отдельный общественный институт! И его ни в коем случае нельзя объединять с высшей школой! Только по тому принципу, что и в школе, и в институтах работают преподаватели и чему-то учат. Потому, что учат они кардинально разные (в том числе и с физиологической точки зрения) возрастные группы нашего общества. И учат (должны учить) совершенно РАЗНОМУ (школа - готовить к жизни, а ВУЗ - готовить профессии). Иными словами - у школы и ВУЗа абсолютно различные ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ! И именно поэтому у нас должно быть два независимых министерства: министерство ШКОЛЬНОГО и министерство ВЫСШЕГО и СПЕЦИАЛЬНОГО образования. Тогда и контролировать и школьную реформу, и реформирование высшего образования станет значительно легче.
  
  А сейчас я считаю, что высшее образование как злокачественная опухоль проникла своими метастазами в школу. Уже не редкость, когда в школах, особенно в предвыпускных и выпускных классах ученики перестают ходить на уроки, мотивируя это тем, что они посещают подготовительные курсы в институт.
  Уже не редкость, когда из меркантильных соображений преподаватели ВУЗов под благовидным предлогом облегчения поступления в институт или университет организуют в школах платные подготовительные курсы, на которых не только происходит натаскивание учеников на сдачу конкретного предмета, но и прощупывается финансовое состояние его родителей. Чтобы знать, каких учеников перевести сразу на платную форму обучения.
  Да и, сдается мне, единый бюджет министерства образования частенько подвергается пересмотру в пользу увеличения финансирования Высшей школы. Это как предположение, учитывая ситуацию со школьным образованием у нас в стране.
  А в ВУЗах сейчас в массовом порядке многие студенты просто откупаются от учебы.
  Многие из них работают в коммерческих структурах и числятся в институтах. Кто-то просто косит от армии. А кто-то считает, что просиживать в институте штаны - не самое благородное занятие, тем более что есть возможность откупиться.
  Вот и появляются в нашем государстве масса выпускников таких ВУЗов, которые не в состоянии поднять нашу одряхлевшую экономику, так как на самом деле не получили тот необходимый объем знаний по предметам, позволяющий им это сделать.
  
  Тем самым огромное количество школьных предметов многими учениками просто не изучается. Или изучается кое-как. Ведь даже в школах сформировалось стойкая шкала полезности и необходимости предметов. В соответствии с которой такие предметы, как физкультура, биология, география, химия, ОБЖ и целый ряд других, считаются второстепенными и малозначительными. А скажите мне тогда - как формируется гармонично развитая личность? И нужна ли она обществу?
  Мое мнение такая личность обществу крайне необходима!
  Потому что именно гармония - основа здоровья и человека, и общества!
  И именно поэтому школа должна быть ориентирована на выпуск такого конечного продукта - как ЧЕЛОВЕКА с большой буквы - гармонично развитую личность! А пойдет ли этот человек дальше в ВУЗ или сядет за баранку автобуса, встанет к станку, станет доить коров - это отдельный вопрос. К школе не имеющий прямого отношения. Школа НЕ ДОЛЖНА выпускать полуфабрикаты для ВУЗа.
  Иначе те полуфабрикаты (недоделанные ЧЕЛОВЕКИ), которые не поступят в ВУЗ, и станут нашим обществом - обществом ПОЛУФАБРИКАТОВ!
  
  И для того, чтобы школа наша начала выздоравливать, по аналогии с медициной, ей нужна УДАРНАЯ ДОЗА лекарств! Усиленное финансирование! Усиленное внимание государства, общества, родителей!
  Иначе любое реформирование силами ограниченного количества не слишком одаренных и стесненных в средствах, а главное даже желающих сэкономить на школе, работников министерства образования может в конец угробить нашу школу.
  
  И тогда всем придется несладко!
  
  6. Ну и последнее. Наша школа больна.
  Больна не только организационно.
  Она больна в прямом смысле.
  Больны учителя. Вы только посмотрите на их изможденные лица. Ведь школьная работа - это в высшей степени нервная и суетная работа.
  Больны школьники. Неудобные места за партами. Плохая и некачественная освещенность. Нерациональный с медицинской точки зрения режим смены учебы и отдыха. Излишне углубленное изучение некоторых предметов, полученные знания по которым подавляющему большинству выпускников школ может НИКОГДА не пригодиться. Да и информация эта зачастую не способствует гармонизации личности. Малое число физкультурных пауз, уроков физкультуры, направленных на достижение оздоровительного эффекта, а не на побитие ненужных и подчас вредных рекордов.
  
  Здесь я лишь акцентируюсь на факте того, что здоровье и учеников и учителей в нашей школе не на высоте.
  
  А поэтому мне кажется, что государству было бы неплохо более внимательно приглядеться к этой проблеме.
  Потому что нежелание уделять должное внимание здоровью школьников может в дальнейшем сказаться значительными тратами на поддержание здоровья взрослого населения. И траты эти, скорее всего, окажутся несопоставимыми по сравнению с теми незначительными финансовыми вливаниями в школу для цели оздоровления и школьников и учителей.
  
  Как минимум я предлагаю вместо медсестры в школах ввести должность фельдшера. Все же будет более профессиональный медицинский контроль за здоровьем детей.
  Увеличение уроков физкультуры.
  Обязательное санаторно-курортное оздоровление учителей и детей. Именно обязательное!
  Если государству нужно здоровое население - позаботьтесь о здоровье учителей!
  А то мне кажется, что получить путевку в санаторий учителю через школу - НЕРЕАЛЬНО! Или реально? Тогда информация об этом должна быть гласной.
  
  
  В общем, вывод-то очень простой!
  Без соответствующего финансирования не получишь качество.
  Без четкого разделения проблемы на составляющие и их последующую отработку проблему не решить.
  А Вы как хотели?
  Такие проблемы у Владимира Владимировича Познера за его круглым столом НЕ РЕШАЮТСЯ!!! А скорее ЗАБАЛТЫВАЮТСЯ!!!
  
  У меня даже сомнение закралось:
  А не для того ли Познер передачу свою авторскую держит, чтобы проблемы российские забалтывать?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"