Тёмноволосая привлекательная женщина около тридцати (Лена Конева) заходит в подъезд. Она несёт огромный пакет с продуктами, проходя мимо вахтёра, она кивает ему поверх пакета. Вахтёр, пожилой мужчина, кивает ей в ответ, на секунду оторвавшись от кроссворда.
Проходя мимо почтовых ящиков в коридоре, она останавливается, заметив конверт в своём ящике. Оглядевшись по сторонами, она ставит пакет на пол, и, открыв ящик, осторожно достаёт запечатанный конверт без марки и адреса. Плотно сжав губы, она бросает его в пакет, поверх продуктов. Подняв пакет, она идёт к лифту.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА - ДЕНЬ
Придерживая пакет одной рукой, Лена поворачивает ключ, и открывает внушительную дверь.
ИНТ. КВАРТИРА КОНЕВЫХ - ДЕНЬ
Она входит в просторный коридор, заставленный ещё не распакованными коробками. Из комнаты выглядывает симпатичный тридцатилетний мужчина - её муж, Евгений.
- Лена, привет, - он подходит ближе, целует её в щёку. Замечает её напряжение, - всё нормально?
- Опять письмо.
Евгений вздрагивает, но быстро берёт себя в руки, и ободряюще ей улыбается.
- Мы ведь их не боимся, правда? Где оно?
- Сверху, - она протягивает ему пакет. Он берёт конверт без адреса, Лена уходит с пакетом на кухню.
- Что у нас на обед? - спрашивает Евгений ей в спину.
- Мясо пожарю, - отвечает Лена из кухни.
- Мясо... Мясо - это хорошо, - Евгений рассматривает конверт, - Помочь?
- Не надо. Продолжай разбирать вещи!
- Ага, - Евгений идёт в большую комнату с конвертом в руке.
Остановившись у окна, среди наполовину распакованных коробок с вещами, и разорвав конверт, он достаёт из него свёрнутый лист бумаги.
Развернув его, он видит, что лист пуст - не считая слова в центре, составленного из вырезанных откуда-то букв разного цвета и размера. "СЕЙЧАС".
-Сейчас?... Что за... - Евгений задумывается. Потом идёт к кухне, - Лена?
Приглушённый звук выстрела. Евгений вздрагивает. Его глаза стекленеют. Листок медленно летит вниз.
Тело падет на пол, рядом с листом бумаги.
ИНТ. СЕЛЬСКИЙ ДОМ ЛЮТИКОВА - НОЧЬ
Сергей Игнатьевич Лютиков, бодрый старичок за семьдесят, спокойно спит в тёмной комнате. Лежащий на тумбочке смартфон с большим экраном начинает звонить. Лютиков возится в темноте, потом включает прикроватную лампу.
Зевнув, и бросив взгляд на настенные часы (пол-третьего ночи), он смотрит на экран смартфона, встряхивается, и, уверенно проведя по нему пальцем, отвечает на вызов.
- Лютиков у аппарата.
- Сергей Игнатьевич, мне помощь нужна.
- Слушаю.
ИНТ. КВАРТИРА КОНЕВЫХ - НОЧЬ / ИНТ. СЕЛЬСКИЙ ДОМ ЛЮТИКОВА - НОЧЬ
Пожилой мужчина, Юрий Георгиевич Ларин, стоит в коридоре квартиры Коневых. В комнате позади него - вспышки фотоаппаратов, и суета экспертов над телом Евгения.
- Помнишь мою Ленку? У неё ещё муж, учёный... был.
- Был?
- Убили, несколько часов назад. Я сейчас у них.
- Кто, как?
- Пулевое. Чёткий выстрел, в голову.
- Что я могу сделать? - Лютиков откидывает одеяло. Он одет в пижаму, вставая с кровати, опускает ноги в тапочки.
- Можешь приехать, посмотреть... тут, понимаешь... могут быть сложности.
Из комнаты выходит заплаканная Лена. Она утыкается в грудь Юрия Георгиевича. Он гладит её по голове, продолжая держать в другой руке телефон.
- Какого рода сложности?
- Ну... Лена, ты иди пока на кухню, ладно? Я сейчас, девочка моя.
Лена всхлипывает и, кивнув, уходит.
- А сложности тут простые, - продолжает Юрий Георгиевич, проводив её взглядом, и понизив голос - два человека в квартире, один из них убит. Версии?
- Что по баллистике? - Лютиков набирает кипяток в чашку с двумя пакетиками чая.
- Ничего пока - выходного отверстия нет. Правда, на оконном стекле есть дырка. Снайпер из дома напротив, так? Или не так?
Лютиков бросает в чашку сахар.
- Понял твою мысль. Стекло не разбилось, да? Значит, пуля была не на излёте...
- Вот именно, - Юрий Георгиевич оглядывается по сторонам, и ещё больше понижает голос, - как только кто-то из тех, кто здесь суетится, это поймёт, Ленка станет первым подозреваемым, тут же. Приезжай завтра. Ты должен это расколоть, пока её не взяли в оборот.
Лютиков размешивает сахар.
- Юр, я, конечно, приеду... но давай реально мыслить. Мы с тобой на пенсии. На заслуженном, понимаешь ли, отдыхе, - он отпивает чай, - Может, поищем ребят помоложе? Поспрашивать в конторе, подобрать таких, знаешь, чтоб мозги у них работали... порезвее наших.
- Лютик, - вкрадчиво отвечает Юрий Георгиевич, - в тот день, когда у тебя перестанут работать мозги, я свою шляпу съем. Если лень - так и скажи. Я мог бы другим нашим позвонить, но позвонил тебе, старый пень, потому что это важно. И нужен лучший.
- Юрий Георгиевич, я приеду, конечно. Но - сам понимаешь. Вот мы сейчас выстроили теорию, что, если бы стрелял снайпер, стекло бы разбилось... А вдруг уже есть винтовки с большей дульной энергией, а мы не знаем? Да и вообще... шерлокхолмсы из нас с тобой сейчас будут, так скажем, медленные. Тросточку ещё не приобрёл? Нет? Ну всё равно... Нужны молодые ребята на подхват.
- Найду я ребят, если понадобятся. Но и ты приезжай. Пока тут толпа... - мимо Юрия Георгиевича, прижав его к стенке, проносят носилки с телом Евгения, - ...лезть смысла нет. Я завтра с утра подёргаю за ниточки, получу копии материалов. Приезжай к полудню. Адрес скину. Нормально?
- Нормально. Конец связи.
- Отбой.
Лютиков опускает телефон. Посмотрев на недопитую чашку в руке, он выливает её содержимое в раковину, и, оставив пустую чашку на кухне, уходит в комнату.
Через пару секунд он заглядывает обратно, и выключает свет.
ИНТ. КВАРТИРА ЛЮТИКОВА-МЛАДШЕГО - УТРО
Стоя на кухне, Роман (Лютиков-младший), сорокалетний длинноволосый очкарик богемного вида, держит у уха телефонную трубку.
Лютиков выходит из гигантского чёрного внедорожника (УАЗ-Патриот), и осматривается во дворе. Измеряет взглядом расстояние между домами, смотрит на стоящие неподалёку деревья. Достаёт смартфон, делает вызов.
- Юрий? Ага. Поднимаюсь.
Он идёт к дому.
ИНТ. ПОДЪЕЗД НОВОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА - ДЕНЬ
Лютиков заходит в подъезд, быстро осматривается. Заметив вахтёра, наклоняется к окошечку.
- Здравствуйте!
Вахтёр, помедлив, кивает в ответ.
Проходя по коридору, Лютиков останавливается возле почтовых ящиков. Осмотревшись, он идёт к лифту.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА - ДЕНЬ
Лютиков не спеша осматривает укреплённые двери соседних квартир - семнадцатой и восемнадцатой, потом звонит в семнадцатую.
Юрий Георгиевич открывает.
- Спасибо, что приехал.
- Да... ерунда. Материалы скопировал?
- Конечно. Заходи.
ИНТ. КВАРТИРА КОНЕВЫХ - ДЕНЬ, ЧУТЬ ПОЗЖЕ
Сыщики расположились в комнате, в которой произошло убийство - Юрий Георгиевич на стуле, а Лютиков на диване, забравшись на него с ногами. На журнальном столике рядом - кипа бумаг, сверху - отпечаток фотографии с листа, полученного Евгением перед смертью.
- Так, - Лютиков откладывает отчёт о вскрытии, - подведём итоги. Покойный работал инженером, делал какой-то проект с полимерами, получал связанные с ним анонимные угрозы, решил переехать, и в первый же день на новом месте получил пулю в башку. Возможно, это снайпер. А может и не снайпер.
Лютиков смотрит на оконное стекло с дырочкой от пули, и встав с дивана, не спеша к нему подходит.
- Юра, у тебя лупы нет?
- Забыл...
- Жаль, - Лютиков достаёт смартфон, лезет в настройки камеры. Отвлекается на секунду, - Может, пока чаю сообразишь?
- Сейчас, - Юрий Георгиевич поднимается, - тебе сахара две ложки?
- Угу. И два пакетика.
Юрий Георгиевич уходит, а Лютиков наклоняется над стеклом, наблюдая увеличенное пулевое отверстие на экране смартфона. Подумав, он открывает дверь и выходит на открытый балкон.
ИНТ/НАТ. БАЛКОН КОНЕВЫХ - ДЕНЬ
Лютиков осматривает отверстие со стороны балкона, и, бросив взгляд на соседний балкон, заваленный всяким хламом, возвращается в комнату.
ИНТ. КВАРТИРА КОНЕВЫХ - ДЕНЬ
Лютиков убирает смартфон, и садится на диван, рядом с ожидающей его на столе чашкой. Юрий Георгиевич отпивает свой чай.
- Лена здесь? - неожиданно спрашивает Лютиков.
- Да, - Юрий Георгиевич ставит чашку на стол, - Хочешь с ней поговорить?
- Если ей сейчас удобно...
- Мне удобно, - Лена появляется в дверях. Заметно, что она поздно проснулась, и уже успела поплакать.
- Ну, тогда сейчас, - Лютиков смотрит на Лену, и похлопывает по дивану рядом с собой, - Юра, ты не мог бы...
- Ладно, - Юрий Георгиевич встаёт, - пойду, погуляю.
Лена садится рядом с Лютиковым. Хлопает входная дверь.
- Итак, - Лютиков вздыхает, - Ты, Лена, наверное, меня не помнишь. Я - Сергей Лютиков. Мы с твоим папой работали до девяносто первого...
- Помню, - Лена улыбается, - Я, когда маленькой была, его друзья всегда на кухне про политику говорили... А вы, Сергей Игнатьевич, громче всех ругались.
- Ну, - Лютиков тоже усмехается, - Было время... Так вот, Лена. Мне очень жаль, что так всё получилось... В общем, твой папа попросил меня помочь следствию. И я хочу задать тебе несколько вопросов. То, что ты вчера для протокола говорила, я уже прочитал. И, собственно, первый вопрос... - он отпивает чай, - это ты его убила?
Лена недоверчиво на него смотрит.
- Что?
- Это ты его убила?
Взгляд Лютикова быстро пробегает по венке на её шее, зрачкам, отмечает дрожащие пальцы. Он ставит чашку на стол.
- Что за... конечно нет! Как вы вообще могли... подумать...
- Моя старая работа заключалась в том, что я думал о вещах, о которых не думают другие. Твой отец и сам такой же, так что могла бы уже и привыкнуть. Ладно. Можешь добавить что-нибудь к тому, что вчера рассказала милиции? То есть - полиции. Никак не привыкну, да что ж это такое...
- Я... нн... не помню, что я вчера рассказывала...
- Ну, если вкратце - письма с угрозами, переезд, новое письмо, ты вышла в кухню. Выстрел... Так?
- Да.
- Выстрел точно был один?
Лена кивает.
- Ясно... так. Лена, - Лютиков наклоняется к ней, - ты должна понимать, что сейчас будет. Версия со снайпером, если честно, не слишком убедительна - вот из-за этого окна. Оно должно было разбиться, и не разбилось. Это - сложность. А следователи сложностей не любят. Значит, главным подозреваемым станешь ты.
- Я ведь уже говорила, что... - взвивается Лена.
- Тихо-тихо-тихо, я помню. Я ещё не в маразме... пока что. Ты его не убивала. Но следователь будет разрабатывать эту версию, так всегда делают. Поэтому... чтобы мы тоже могли как-то с этим работать... у тебя были причины его убить?
- Ясно... - Лютиков берёт чашку, - ну, что же... Пока больше вопросов нет. Думаю, отец заберёт тебя к себе, в пустой квартире тебе делать нечего. Если вспомнишь что-нибудь - особенно про письма или угрозы - расскажешь ему.
Лена встаёт.
- Я соберу вещи... Вы... найдёте тех, кто это сделал?
- Ну... - Лютиков отпивает чай, - постараюсь...
Хлопает входная дверь. Лена выходит из комнаты. Лютиков собирает бумаги в папку.
В комнату заходит Юрий Георгиевич, за ним входит молодой человек в пальто-шинели и шёлковом шарфике - следователь Кашин.
- Тааак, - Кашин замечает бумаги, - Где-то я сегодня это уже видел.
Он поднимает фотокопию листа из анонимного письма. Смотрит на Лютикова и Юрия Георгиевича.
- Что это ещё такое? Следствие ведут старики?
Юрий Георгиевич берёт у него лист, и возвращает его Лютикову, который кладёт его в папку, и встаёт, протягивая руку Кашину.
- Лютиков, Сергей Игнатьевич.
Кашин небрежно её пожимает.
- Кашин, Сергей Витальевич, следователь эска... так я повторю вопрос. Что это такое? - он кивает на папку.
- Документы по делу, - кратко отвечает Лютиков, поднимая её со стола.
- А какое же отношение к этому делу имеете вы, гражданин Лютиков?
- А непосредственное. Я друг семьи. С определённым опытом... следственных действий.
- Прокуратура? Ментовка?
- Эмм... нет. О нашей организации, знаете ли, больше помалкивали.
- Контора Глубокого Бурения? Так вас же разогнали давно, - Кашин непринуждённо падает на диван, явно подражая персонажу сериал Sherlock, - и, я считаю, правильно сделали!
Лютиков невесело усмехается.
- Приятно было познакомиться, - он идёт к выходу.
- Стоп! - Кашин поворачивает голову, - что вы трогали в комнате?
- Изучали бумаги. Пили чай. Я выходил на балкон. Сидел на диване. Всё.
- Можете быть свободны. Да, и, - Кашин легко спрыгивает с дивана, - постарайтесь не мешать расследованию. Нам тут дилетанты не нужны. Что бы они там себе не воображали.
- Учтём, - вежливо отвечает Лютиков.
Он выходит в коридор. Юрий Георгиевич выходит за ним.
- Пошли на лестницу, - коротко командует Лютиков, оглянувшись на комнату.
ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА - ДЕНЬ
- Так что скажешь? Это ведь не Лена? Ты ей веришь?
- Верить никому нельзя, - философски отвечает Лютиков, - все люди сволочи. Но она его, скорее всего, не убивала.
Юрий Георгиевич облегчённо выдыхает. По лестнице, держась за перила, тем временем поднимается старушка, опираясь на трость.
- А вот любовник у неё, похоже, есть. И, судя по тому, что она не хочет о нём говорить, тут что-то серьёзное. Попробуй выяснить. Только не спугни. Нежненько.
- Попытаюсь... Ты сейчас что будешь делать?
- Я попробую пока зайти с другой стороны. Письма с угрозами были связаны с работой. Посмотрим, что даст эта ниточка.
Тем временем, старушка, доковыляв до лестничной площадки, и, настороженно посмотрев на собеседников, подходит к двери восемнадцатой квартиры.
- Ладно, пойду, - Лютиков кивает Юрию Георгиевичу, и, предупредительно обойдя копающуюся в ключах старушку, спускается по лестнице, держа в руке папку с документами.
Юрий Георгиевич возвращается в квартиру. Лютиков идёт вниз, но вдруг останавливается, оглядывается на открывшую дверь восемнадцатой квартиры старушку, и подходит к ней.
- Здравствуйте! Меня зовут Лютиков, Сергей Игнатьевич, занимаюсь расследованием убийства вашего соседа, - он небрежно демонстрирует удостоверение в красной обложке, - хотел бы задать вам пару вопросов, если можно. Вас зовут?...
- Серафима Михайловна, - отвечает старушка, явно не собирающаяся пускать постороннего в дом, - И я ничего не знаю!
- Вы вчера днём были дома? Весь день?
- Утром выходила в магазин. И гулять. Я гуляю утром и вечером. Мне, знаете, нужно двигаться...
- Но около четырёх вы были у себя? Вы слышали выстрел?
- Я смотрела телевизор, Сергей...
- Игнатьевич.
- ... Игнатьевич. Ничего не слышала. Слух у меня уже не тот, что в молодости... Приходится, знаете, звук прибавлять. И садиться поближе...
- Ясно. Вы были одна в квартире?
- Конечно! Кто ещё может быть у меня в квартире?
- Ладно. Простите за беспокойство, Серафима Михайловна.
- Ой, да ничего, ничего...
- До свидания, - вежливо говорит Лютиков, и продолжает спускаться по лестнице. Серафима Михайловна провожает его взглядом.
ИНТ. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА -- ДЕНЬ
Лютиков уютно сидит в кресле для посетителей. По другую сторону стола сидит Игорь Викторович, директор фирмы, в которой работал Евгений Конев - оптимистичный мужчина средних лет.
- Я, понимаете, веду что-то вроде расследования, - объясняет ему Лютиков, - чем у вас занимался покойный, если не секрет?
- Не секрет, - отвечает Игорь Викторович, "лопнув" пузырёк на упаковочной ленте, - он занимался секретными исследованиями! Ха-ха!
Лютиков неодобрительно покашливает.
- Если серьёзно, - Игорь Викторович двигает к Лютикову один из раскиданных на столе кусков упаковочной плёнки, - да вы лопайте пузырьки, лопайте - они тут для этого и лежат. Релаксация... Так вот, если серьёзно, Евгений был руководителем отдела собственных разработок.
- А вы... - Лютиков берёт упаковочную плёнку, и лопает один пузырёк. Игорь Викторович одобрительно кивает, - ... делаете упаковочную плёнку?
- Лучше! Мы делаем комплексы на которых её делают, - Игорь Викторович лопает ещё один пузырёк, - Евгений обещал улучшить техпроцесс при помощи оригинальных разработок. Уменьшить стоимость, поднять рентабельность... мы его для этого и взяли на работу. Но, после трёх лет, толку от него было - как от козла газировки. То есть, - лопает ещё один пузырёк, - совсем не было.
- Хм. А увлекательно... - Лютиков лопает ещё один пузырёк, - Значит, Евгений был бесполезен?
- Да абсолютно. Мы, конечно, понимали, что НИОКР - это штука по определению затратная, и окупится не сразу. Но три года - это уже перебор. Пару месяцев назад мы ему прямо сказали - или разработки на стол, или увольняйся к чёртовой матери. А он нам, вместо разработок, - хлоп по очередному пузырьку, - принёс первую анонимку, в которой от него требовали прекратить работу над проектом. Ха-ха!
- Это из-за анонимок он решил переехать в новую квартиру?
- Да она не новая. Он её год назад купил. Сдавать собирался. Мы же ему платили, как Биллу Гейтсу, - Игорь Викторович грустно смотрит в окно, - а результатов получали как от Васи Пупкина. Презентации и обещания.
От огорчения он сжимает пальцы и лопает сразу несколько пузырьков.
- Ясно, - Лютиков делает пометку в блокноте, - а скажите, если бы ему удалось улучшить ваш техпроцесс, кто бы пострадал от этого в плане бизнеса?
- "Сигма-Форс", конечно, наши заклятые друзья. Мы с ними сейчас делим рынок, пока примерно поровну... видимо, так оно и будет.
- Скажите, Игорь Викторович, а я могу ознакомиться с наработками Евгения? Если это, конечно, не коммерческая тайна...
- Нет, не можете. Во-первых, это действительно коммерческая тайна. А во-вторых, как мы сегодня выяснили, проверив утром его рабочее место, никаких разработок там нет. И, скорее всего, - он лопает ещё один пузырёк, - не было.