Черепанов Павел Валерьевич: другие произведения.

Краткий путеводитель для начинающих сценаристов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Советы начинающим сценаристам


   КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ СЦЕНАРИСТОВ
  
   Давным-давно, когда я, на тот момент - молодой учитель информатики и паршивенький сисадмин-самоучка, начал задумываться о том, что "эй, я ведь могу писать, неплохо было бы начать зарабатывать деньги сценарным трудом" мне бы очень пригодилась статья вроде этой. Но, даже если она где-то и существовала, я её в тот момент не нашёл. И всё пришлось постепенно понимать самому.
   Эта статья адресована мне-из-прошлого, да-да, вот тому вот оптимистичному идиоту, который почему-то решил, что быть сценаристом прекрасно и замечательно. К сожалению, в прошлое её передать нельзя. Зато она может помочь тем, кто хочет стать сценаристом сейчас, и, так же, как и я в своё время, полон оптимизма, основанного на абсолютном непонимании специфики этой как бы профессии.
   Статья состоит из двух частей. Вторая содержит практические рекомендации, и ответы на ряд популярных у начинающих вопросов, первая - общее описание работы сценариста и её особенностей, о которых обычно не упоминают. Если вы хотите быть пишущим режиссёром и/или продюсером - читайте сразу вторую часть, если вы хотите быть только сценаристом - внимательно читайте первую. И, возможно, после этого вы поймёте, что вторая часть вам уже не нужна.
  
   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ АВТОР ПОПУЛЯРНО ОБЪЯСНЯЕТ, В КАКОЕ ГОВНО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ НАСТУПИТЬ
  
   Интернет полон рассказами о том, как замечательна "профессия сценариста". Гонорары, востребованность, творчество, свободный график, кинопремии, "вы изучите всё, что вам нужно знать для успеха, на наших курсах"... Но теперь давайте обратим внимание, кто всё это рассказывает. Рассказывают всё это многочисленные преподаватели многочисленных сценарных киношкол. Откуда эти преподаватели вообще берутся в таком количестве? Всё просто.
   Кинодраматургия - высококонкурентная и изменчивая среда. Сегодня работа есть, завтра нет. А кушать хочется каждый день. А с преподавания на курсах капает хоть и маленькая, но всё-таки регулярная денежка... А для того чтобы преподавать, должны быть ученики, которых нужно как-то привлечь, например, рассказами про сладкую сценарную жизнь... И вот очередной сценарист-неудачник плавно мигрирует из, собственно, драматургии в её преподавание с целью стричь купоны с будущих сценаристов-неудачников. Лох, как говорится, не мамонт. Лох не вымрет.
   ---
   Вообще - как стать сценаристом? Очень просто. Вам нужен знакомый продюсер, который поверит в вашу способность писать, и закажет вам сценарий. И проект действительно запустят. Вы подпишите бумажки, сядете работать, закончите. Если вам повезёт, сценарий экранизируют. Если вам очень повезёт, в том, что вы увидите на экране, будет смутно угадываться то, что вы написали. Вы получите гонорар (или нет. Тут, увы, тоже есть варианты, ну, допустим, что получите). Всё. А что потом?
   А потом вам нужно будет стать сценаристом ещё раз. И ещё раз.
   Всё это до боли напоминает колесо рулетки. Решение о начале работы над кинопроектом зависит от сотен факторов, и, с вашей субъективной позиции, его можно считать, как и выигрыш в рулетке, полностью случайным. К сожалению, качество сценарного материала, является только одним из факторов при принятии решения, и, как правило, не самым главным. Например, финансирование гораздо важнее, ну и так далее.
   Говорят, что талант, труд, и упорство могут побороть невезение - дескать, работайте больше, и вы обязательно добьётесь успеха. Это не так. Талант, труд и упорство не гарантируют вам победу. Они просто увеличивают количество подходов к рулетке.
  
   Почему я начал с пункта "знакомый продюсер"? Потому что это действительно самый главный фактор для начинающих. Каждый заказ сценария - это огромный риск для заказчика. Никто не гарантирует качества - ну, кроме, может, нескольких человек, которые доказали, что действительно умеют стабильно хорошо писать - но у них уже есть заказы на несколько лет вперёд, и вообще статья не о них. Так вот - риск. И продюсеры всегда стараются этот риск минимизировать, нанимая тех, кого знают лично.
   Сейчас, конечно, у многих "начинающих авторов" может случиться разрыв шаблона - "эй, а как же мой замечательный сценарий, который я уже написал, и который у меня обязательно купят, и так я стану сценаристом?". А его не купят, вот и всё. Киностудии планируют на несколько лет вперёд. Присланные со стороны сценарии, так называемый "самотёк", читают очень редко, и не экранизируют практически никогда. Ваш "написанный без заказа сценарий" (то, что на западе называют spec script) - это не товар. Это просто способ познакомиться с продюсером, и обозначить свои возможности. При условии, конечно, что этот продюсер вообще читает, а читают не все.
   Итого: для получения сценарной работы вам нужны личные контакты. Хорошая новость тут заключается в том, что, если вы действительно умеете неплохо писать, и не избегаете общения, то эти контакты у вас появляются довольно быстро.
  
   Могут ли быть какие-то альтернативы личным контактам? Ну, да, мир большой, почему бы и нет. Например, на сценаристов для телепроектов спрос иногда есть, можно заходить оттуда. Для этого нужно наблюдать за тенденциями, через объявления в "околокиношных" группах в соц.сетях, и так далее. Скажем, в нулевых вдруг возник спрос на сценарии телефильмов, так называемых "мувиков": 2-4 серии, и несложный сюжет (как правило, "про любовь"), пригодный для малобюджетного телевоплощения. Потом эти объявления исчезли - видимо, тенденция поменялась, или пул авторов был сформирован. А в начале десятых, например, начинающему можно было легко устроиться на почти любой "вертикальный" (в каждой серии свой отдельный сюжет) телесериал. Сейчас и эта хлеборезка, опять же, прикрыта, новых объявлений давно нет. Но зато сейчас есть питчинги и немногочисленные специализированные сценарные конкурсы, и это тоже как бы вариант.
   Слышу скептический вопрос из зала: "а что, питчинги действительно работают?". Да, питчинги работают - вы на них знакомитесь с людьми. Требовать от них чего-то большего не стоит, это и так немало.
  
   Итого: да, в принципе - стать сценаристом, даже не имея никаких знакомств в киносреде, можно (НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО РУЛЕТКУ). Но нужно ли вам это? Давайте обсудим.
   ---
   Попробуем последовательно разобрать основные минусы этого вида деятельности.
   1. Ну, уже говорилось. Рулетка. То есть огромная роль удачи, и никаких гарантий в перспективе. Такой образ жизни подходит далеко не всем.
   2. Низкие гонорары. Ну, то есть, в теории - они довольно высокие, если сравнивать их с месячной зарплатой среднего россиянина. Беда в том, что гонорар - это не зарплата. Он не ежемесячный. Он даже не ежегодный. Он зависит от того, что выпадет на рулетке. А проекты могут писаться очень долго. А гонорар платится не за время, а за проект... Короче, денег часто нет. И держаться временами сложно.
   3. Компромиссы, и ещё раз компромиссы. Они будут всегда, даже если в целом всё получается. Ну, простой пример - я очень не люблю писать сценарии про СССР. Очень! И, тем не менее, у меня уже два законченных сценария, действие которых происходит именно в нём. Ну а что делать? Проекты были интересные, с классными концептами, в близких мне жанрах, обидно было упускать. Так что сжимаешь зубы и пишешь. Компромисс.
   4. Слабый вклад в конечный результат. Сценарии постоянно переписываются. И, как правило, не автором. Иногда даже на площадке.
   5. Привязанность к языку. Скажем, хороший программист может легко собрать вещи, и отчалить работать в ту страну, в которой он более востребован. Русскоязычному сценаристу отчаливать некуда.
   6. Неплатежи. Вообще, пунктуальность в киномире - это один большой вопль. "Сегодня" - это примерно неделя, "неделя" - это примерно месяц-два, ну и так далее. К выплатам всё это тоже относится, особенно если работать... скажем так, с налоговой оптимизацией. А с ней работают многие. Собственно, почти все.
  
   В общем, как видите, на выходе у нас получается довольно жалкая картина, слабо коррелирующая с радостными сказками про творчество, богатство, свободу, и лучшую-работу-в-мире. Собственно, работа это только во вторую очередь. А в первую - это рулетка.
   Но желающие сыграть в эту рулетку, тем не менее, не переводятся - просто потому, что начинающий сценарист не воспринимает объективно себя и вообще положение дел в индустрии. Разберём пять, скажем так, популярных ловушек, которые позволяют начинающему сценаристу некоторое время сохранять свои иллюзии.
  
   Ловушка 1: "Я буду совмещать драматургию со старой работой, которая приносит деньги"
   Объяснение: Это прям отличный способ для того, чтобы остаться "начинающим сценаристом" навсегда. Кинодраматургия - очень тяжёлая работа, которая требует полной самоотдачи. Заниматься ей "на полшишечки", но при этом надеяться на какой-то успех и профессиональный рост - это, мягко говоря, очень оптимистично.
   Ловушка 2: "А вы видели, что они вообще показывают! Это же говно! Я пробьюсь! Я пишу в десятки раз лучше, чем все эти бездарности!"
   Объяснение: Давайте-ка без субъективизма в стиле "популярных видеоблоггеров". Покупают и показывают то, что нужно зрителю. Если вы считаете, что это "говно" - ну, значит, вы просто не тот зритель. И, следовательно, вряд ли сможете для того зрителя работать. А другого зрителя у нас для вас нет.
   Ловушка 3: "Ура, я победил в сценарном конкурсе! Я король мира!"
   Объяснение: Поздравляю с победой. То, что вы, по мнению жюри конкурса, были лучше остальных участников - это, конечно, прекрасно. Но это совершенно не значит, что ваш сценарий действительно будет куплен и запущен в производство вотпрямосчас, или когда-нибудь вообще. Участвовать в сценарных конкурсах (и побеждать в них), конечно, надо. Но это ничего не гарантирует.
   Ловушка 4: "Вы ты тут нудишь, а я сейчас прочитал книжку/сходил на курсы, и мне там объяснили, как написать хит! И я всё понял! И я его сейчас напишу!"
   Объяснение: Стоп. Выдохните. Притормозите, и немного подумайте о том, почему хит не написал ни автор этой замечательной книги, дай бог ему здоровья, ни те сто тысяч человек, которые прочитали её до вас. Ну а сценарные курсы, мастер-классы - это, конечно, чудесно, отличный повод выйти из дома. После хороших курсов вы получаете огромный прилив сил и самоуверенности. Но это всё, что вы от них получаете. Для практических, не иллюзорных навыков, они, в лучшем случае, нейтральны, а иногда и просто вредны.
   Ловушка 5: "Я познакомился с продюсером! Настоящим продюсером! Завтра мы встречаемся для обсуждения нашего будущего проекта!"
   Объяснение: Спокойно - но у вас, скорее всего, КиС. Аббревиатура КиС появилась в те счастливые времена, когда в ресторанах и кафешках можно было курить, и расшифровывается она как "кофе и сигареты". Ей обозначают продюсеров, которые охотно общаются со сценаристами, обсуждают с ними драматургию под кофе и сигареты, щедро выдают им неоплачиваемые задания. Аванса не будет. Денег не будет вообще. Зато будет общение, кофе, сигареты, и, возможно, что-то, что вы напишите ему в пустоту и бесплатно. Даже если у КиСа есть деньги, то они есть не для вас. Примерно четверо из пяти продюсеров, готовых общаться с молодыми авторами - это как раз КиС. Вероятно, им просто скучно - ну, или это своеобразный тендер - собрать с десяти начинающих сценаристов десять бесплатных заявок по заданной теме, и выбрать из них для производства ноль.
  
   Думаю, многие узнали себя в пунктах выше. Обнимемся!
   ---
   Единственные люди в мире, которым с чистой совестью можно посоветовать "попробовать себя в кинодраматургии" - это профессиональные писатели. У них есть опыт литературной работы, да и к рулетке они уже привыкли, так что для начала им нужно просто освоить "сценарную запись", и смириться с минусами под номерами три и четыре.
   ---
   Если вы прочитали всё вышеизложенное, но по-прежнему собираетесь принести свою жизнь на алтарь российского кино, то финальный совет в этом блоке вам будет следующий - идите учиться. НО. Поступайте не "на сценариста", а на режиссуру или на продюсирование. Контакты за время обучения вы получите точно такие же, как и сценаристы (в этом, собственно, и заключается весь практический смысл "сценарного обучения" в рамках ВУЗа), но, плюс к этому, у вас будет и профессия. Конечно, профессии режиссёра и продюсера тоже зависят от рулетки. Но, в отличие от сценариста, они хотя бы иногда запускают её сами.
  
   ЧАСТЬ ВТОРАЯ, В КОТОРОЙ АВТОР ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЕМУ ЗАДАЮТ ПОСТОЯННО, А ТАК ЖЕ НА ТЕ, КОТОРЫЕ ЕМУ НЕ ЗАДАЁТ НИКТО, А СТОИЛО БЫ
  
   Ну а теперь перейдём к практике. Вообще, если вы не читали мои предыдущие статьи, и мы не пересекались с вами по работе, у вас может возникнуть вопрос - "а кто ты, собственно, такой, чтобы что-то советовать?". У меня действительно не такой большой практический опыт. Примерно шесть лет в любительской драматургии, и примерно четыре года в профессиональной, это немного. Но я, как вы уже могли заметить, редкий зануда - и поэтому я привык обдумывать, что я делаю, и пытаться докопаться до скрытых механизмов любой деятельности, которой занимаюсь. И в драматургии я "покопался" уже довольно неплохо. Так что, да - эти советы могут вам помочь. Или нет.
   Советы будут в формате вопрос-ответ, иногда кратко, иногда подробно. Как пойдёт.
   -----
   "Как сделать так, чтобы мою идею не украли?"
   Вопрос -рекордсмен у начинающих авторов. И, если этот вопрос вас действительно волнует - то это первый признак того, что вам не стоит пытаться делать карьеру сценариста. Потому что для сценариста "идея" - это не фетиш, а всего лишь рабочий инструмент.
   Расскажу небольшой случай. Много-много лет назад я довольно плотно увлекался гейм-дизайном (разработкой компьютерных игр), и, однажды, во время дискуссии на "закрытом" форуме разработчиков, высказал идею о том, что неплохо бы создать футбольный симулятор, в котором игрок мог бы играть не за всю команду сразу, а за конкретного игрока, и руководить его карьерой. Идею обсудили, признали сомнительной. Через два года в футбольный симулятор Pro Evolution Soccer был добавлен режим "Карьера", в котором игрок - тадам! - управлял не командой, а одним футболистом. Ещё, в том же обсуждении, я высказал идею, что неплохо было бы создать симулятор фехтования, в котором управление остриём оружия было бы связано с движением мыши. Идею признали ещё более сомнительной. А вскоре вышла игра Mount and Blade, в которой это управление стало одной из основ геймплея.
   Что это было? Японские разработчики PES, и турки, которые сделали MnB, читали российские форумы? Нет. Или они украли эти идеи напрямую у меня из мозга? Опять же нет. Просто обе эти идеи лежали на поверхности. Как, собственно, и большая часть новых идей вообще. В том числе и та заветная, которую вы придумали.
   Профессиональные сценаристы генерируют идеи десятками. И, да - некоторые из них могут полностью повторять вашу. И, скорее всего, повторяют.
   Или наоборот. Однажды один молодой и талантливый режиссёр рассказал мне свою абсолютно оригинальную идею, по которой собирался писать сериал. Идея была хороша всем - кроме того, что её где-то так за пятьдесят лет до его рождения уже придумал писатель Френк Херберт.
   Итого: если вы не хотите, чтобы вашу идею украли - никому её не показывайте, вот и всё. В этом случае, когда точно такую же идею реализуют другие люди, вы будете знать, что они не украли её у вас, а придумали сами. Ну, или кто-то, ахххахах, действительно изобрёл прибор для кражи идей из мозга, и отдал его на испытания российским киношникам.
   -----
   "Как убедить домашних, что, когда я пишу, я занимаюсь серьёзным делом?"
   Вы не "занимаетесь серьёзным делом", вы играете в рулетку. А скептическое отношение домашних пройдёт только тогда, когда ваша деятельность начнёт приносить в семейный бюджет ощутимые деньги.
   -----
   "Что можно почитать по профессии сценариста?"
   А вот это реально большой вопрос. И ответ тоже будет немаленький.
   Мы здесь разберём только популярные книги, и только те, которые переведены на русский - иначе это всё никогда не закончится, потому что книг для начинающих сценаристов написано действительно много. (Лох не мамонт!)
   Книги по драматургии, как и их авторы, делятся на три большие группы - мотиваторы, теоретики, и практики.
   ---
   Мотиваторы пишут мотивационную литературу. Общий рефренс таких книг - "всё легко, и всё получится". Причина в том, что эти книги пишут создатели киношкол, и поэтому - ну, об этом я уже писал, не буду повторяться. В России наиболее известными из них являются "Story" Роберта Макки (переведена под названием "История на миллион долларов") и "Кино между адом и раем" Александра Митты. Собственно, от других мотивационных книг они не отличаются ничем, кроме тематики.
   ---
   Теоретики занимаются теорией драматургии - то есть пытаются строить некие информационные модели, применение которых должно облегчить труд сценариста.
   Наиболее известны три модели: трёхактная структура Сида Филда ("Сценарий", и т.д.), путь героя, который продвигает Кристофер Воглер ("Путешествие писателя"), и "22 шага" Джона Труби. Про структуры Филда и Воглера у меня была отдельная (ругательная) статья, так что не буду повторяться, скажу кратко - Филд на практике, на мой взгляд, не применим, Воглер - применим ограниченно. Труби... ну, у Труби хорошая критика Филда, это почитать можно, но собственные концепции Труби выглядят, скажем так, довольно странно. Добавим ещё вот что - ни у кого из этих теоретиков нет успешной профессиональной истории. То есть, по сути, они учат тому, чего не умеют сами.
   ---
   Третий тип авторов - практики, которые делятся личным опытом. Наиболее известными в России являются сценарист Блейк Снайдер с циклом книг "Save The Cat!" ("Спасти котика!" в русском переводе), и редактор Линда Сегер с книгой "Как хороший сценарий сделать великим". Стоит ли их читать? Ну, не знаю. Блейк Снайдер - обладатель премии "Золотая малина"-93 за худший сценарий, а Линда Сегер редактировала 36 фильмов, самым успешным из которых стал, извините, "Универсальный солдат". В общем, я бы, скорее, не рекомендовал.
   А рекомендую я читать успешных практиков. В первую очередь - автобиографический учебник Стивена Кинга "Как писать книги. Мемуары о ремесле", а так же статьи и интервью Терри Россио, который написал "Шрек" и "Пираты Карибского моря".
   Из учебников именно по кинодраматургии самым полезным, на мой взгляд, является "Драматургия фильма" Леонида Нехорошева. В отличие от остальных учебников, он рассматривает сценарий не как некую абстрактную вещь в себе, а как сырьё для фильма. Многим начинающим авторам не хватает именно этого подхода.
   Итого: читать можно всё. Но верить надо Кингу, Россио, и, с некоторыми оговорками, Нехорошеву.
   -----
   "Можно ли заранее определить, получится ли из меня хороший сценарист?"
   Нет. "Сценаристометра" наука ещё не изобрела. Но, в принципе, если подумать - я бы выделил два пункта, которые, возможно, имеют какое-то отношение к потенциалу сценариста.
   Чем, собственно, занимается сценарист? Сценарист придумывает и описывает некие интересные события, ситуации, и превращает их в единое целое - в некую историю. Второй пункт можно худо-бедно алгоритмизировать - есть "готовые" сомнительно-эффективные структуры от теоретиков, есть жанровые конвенции, есть понятие "управляющая идея". С первым пунктом хуже. Человек либо может генерировать сценарные идеи в большом количестве, либо нет.
   Мне кажется, эта способность зависит от двух факторов. Первый - предрасположенность. Области мозга, ответственные за творчество, должны быть активны у вас не только в детстве (в детстве они активны у всех), но и в последующей жизни. Как это проверить? Они активны, если в течение всей жизни у вас постоянно были какие-то творческие хобби. Не обязательно тексты - это может быть графика, скульптура, музыка, и так далее. Суть в том, что вы должны делать всё это бесплатно и добровольно, просто из-за внутренней потребности. Это и есть предрасположенность.
   Второй фактор связан с тем, что идеи приходят не из ноосферы, и не бог шепчет их вам на ушко. Идеи генерируются в мозге из того, что в нём уже есть. Чем больше книг вы в своё время прочитали, чем больше фильмов посмотрели - тем больше у вас "кирпичиков", из которых вы (точнее, всё-таки, не "вы", а ваш мозг) можете строить что-то новое, какой-то новый нарратив.
   Итого: наибольший потенциал в кинодраматургии, скорее всего, есть у "книжных" мальчиков (или девочек), у которых всю жизнь были какие-то творческие хобби. Но, напоминаю - потенциал не гарантирует успех. Рулетку по-прежнему никто не отменял.
   -----
   "Что делать, если я не могу писать?"
   Не пишите. Проблем-то.
   Если серьёзно, writer`s block - это, как правило, сигнальчик, который показывает, что у вас слабый замысел. Ну подумайте - если вам самому не интересно это писать, то с какой радости зрителю будет интересно это смотреть? Покрутите замысел ещё. Добавьте неожиданный ход. Вычеркните всё, что вызывает хотя бы малейшие сомнения. И не спешите. Начинающему сценаристу спешить некуда, у него дедлайнов нет.
   -----
   "Как научиться писать хорошие диалоги?"
   Это ещё один вопрос, который заслуживает максимально развёрнутого ответа.
   Могу огорчить сразу - по-настоящему хорошие диалоги начинающий автор не сможет писать ещё очень долго. Диалоги - это не просто реплики или обмен информацией. Диалог - это действие, диалог - это герой, и всё это должно работать совместно, усиливая друг друга, и вытекая друг из друга. Но это понимание приходит только с опытом.
   У начинающих обычно проблемы попроще. Например, довольно часто начинающие авторы (и не только они, но и их читатели) замечают, что все герои в их сценариях "говорят одинаково". Собственно, они все говорят как автор. Это происходит от того, что автор неосознанно использует в диалогах героев собственные речевые характеристики.
   Лечится это так - все диалоги в первом драфте нужно писать грамматически правильным, стерильным языком. Да, так никто не говорит - но это позволит вам убрать из реплик собственные речевые характеристики. А на втором драфте вы перепишите все реплики в соответствии с речевыми характеристиками конкретных героев. ПРИМЕЧАНИЕ: я не говорю, что именно так вы должны работать. Это просто упражнение для начинающих.
   ---
   Ещё одно упражнение - всегда проговаривайте все диалоги вслух. Играйте за всех актёров. Реплика - это не только смысл, это ещё и звук. Этот аспект тоже надо контролировать.
   Дальше - будет, в общем-то, не вредно почитать что-нибудь по теории процесса, о том, как язык вообще работает, например, "Язык как инстинкт" Пинкера, и книгу Светланы Бурлак про глоттогенез.
   ---
   Мой финальный совет по поводу диалогов, возможно, покажется вам действительно странным - но на самом деле он очень полезен. Итак. Для того чтобы писать действительно хорошие диалоги на русском, вам нужно выучить английский.
   Для этого есть две причины. Во-первых, понять и научиться использовать все плюсы и минусы собственного языка, зная только его - невозможно. Нет материала для сравнения.
   Во-вторых, почему именно английский - потому что именно на нём сейчас пишутся лучшие диалоги в мире, а вам нужны ориентиры качества. Диалоги в сериалах уровня "The Leftovers" или, например, всем известных "Friends" - гениальны. В русских переводах от этой гениальности остаётся бледная тень.
   Итого: избавляемся от своих речевых характеристик в репликах героев, играем за актёров, читаем теорию, учим английский. И постоянно пишем. И, естественно, постоянно переписываем.
   -----
   "Как придумывать интересных зрителю героев? Существует ли для этого какая-то методика?"
   Нет. Никакой общепризнанной методики нет. Всё интуитивно. Однако, я могу посоветовать вам пару книг, в которых есть вполне действующие рецепты для создания героев определённых типов.
   ---
   Во-первых, есть книга Анатолия Протопопова "Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда". В этой книге Протопопов объясняет парадоксы межличностных (и, в особенности, романтических) отношений между людьми с точки зрения этологии - науки о поведении животных. Это действительно мощный подход. Он позволяет проанализировать и понять секрет популярности героев-плохишей вроде доктора Хауса, и прочих "отвратительных, но харизматичных" персонажей. Использовать всё это можно и нужно - но, наверное, надо сразу предупредить - не используйте это в реальной жизни, потому что с точки зрения науки к работам Протопопова есть огромные вопросы, там гигантское количество натяжек и умолчаний. Но, как примерная модель, как рабочий инструмент сценариста - эта книга очень полезна.
   Текст распространяется бесплатно, и лежит вот здесь: http://ethology.ru/library/?id=12
   ---
   Вторая книга - Элиезер Юдковский, "Краткое руководство по умным персонажам". Ну, тут всё сказано в названии. Могу добавить только то, что Юдковский действительно понимает, как писать умных героев, и успешно делает это сам, например, в книге "Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления". Обязательно её почитайте, кстати.
   Текст, опять же, бесплатен, и доступен вот здесь: https://lesswrong.ru/
   -----
   "Я, вроде бы, уже научился неплохо писать. Но у меня по-прежнему не получаются логлайны и синопсисы! Что делать?"
   Ну, я вижу тут два варианта. Первый вариант - вы заблуждаетесь, и на самом деле пишете плохо, и, уточним сразу, этот вариант наиболее вероятен. Но, тем не менее, есть и второй. Он заключается в том, что вы используете для составления логлайнов и синопсисов неверную методику. Общепринятая методика составления логлайна, основанная на концепциях Филда-Воглера, собственно, настолько плоха, что удивляться надо не тому, что она НЕ работает, а тому, что она всё-таки работает иногда - вот это действительно чудо.
   Вообще, про логлайны у меня есть отдельная статья, и вкратце её не расскажешь, так что лучше просто дам ссылку: http://samlib.ru/c/cherepanow_pawel_walerxewich/loglajnihaj-konceptwteoriizhanrow.shtml
   Для её полного понимания нужно будет в общих чертах освоить "теорию жанров" - опять же, ссылка: http://samlib.ru/c/cherepanow_pawel_walerxewich/konspekt.shtml
   Ну а дальше всё просто:
   Логлайн - краткое описание первого жанрового события центрального жанра. Синопсис (заявка) - краткое описание жанровых событий начала сценария. Синопсис (тритмент) - краткое описание основных жанровых событий центрального жанра. Тритмент - описание всех основных жанровых событий.
   (да, как вы уже поняли, про "всё просто" я слегка приврал)
   -----
   Последний совет - не особенно доверяйте теориям в целом. Пишите то, что вам нравится, и так, как вам нравится. В этом случае, даже если вы проиграете в "сценарную рулетку" (а вы в неё, скорее всего, проиграете - просто потому, что в неё мало кто выигрывает), вы, по крайней мере, хорошо проведёте время. А это тоже немало.
   Спасибо за внимание.
  

Павел Черепанов

2018-06-17


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Гришин "Вторая дорога. Выбор офицера."(Боевое фэнтези) Д.Деев "Я – другой 2"(ЛитРПГ) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Боевая фантастика) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Последняя петля 2"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Боевик) А.Демьянов "Долгая дорога домой. Книга Вторая"(Боевая фантастика) М.Топоров "Однажды в Вавилоне"(Киберпанк) О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези)
Хиты на ProdaMan.ru Волчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиНевеста двух господ. Дарья ВеснаP.S. Люблю не из жалости... натАша ШкотОфсайд. Часть 2. Алекс ДВорожея. Выход в высший свет. Помазуева ЕленаПеснь Кобальта. Маргарита ДюжеваМалышка. Варвара ФедченкоОфисные записки. КьязаОтдам мужа, приданое гарантирую. K A AЗолушка для миллиардера. Вероника Десмонд
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"