Четверг. Прямо с утра поехал в Художественный Фонд, там были готовы ведомости по нашей первой зарплате. Исполком Душанбе направил заработанные нами деньги в бухгалтерию Художественного Фонда. Надо было мне уточнить день нашей зарплаты. Подготовить нужно все необходимые документы.
- Здравствуйте, Анна Степановна! - приветствовал, главного бухгалтера Художественного Фонда. - Как там наша зарплата готова? Когда можем получить деньги? Мы уже работаем на новых объектах столицы.
- Зарплата готова. - ответила Анна Степановна. - Но вам нужна будет охрана сопровождения с деньгами.
Анна Степановна положила предо мной сводное платёжное поручение по нашей зарплате. Посмотрел в него и не поверил своим глазам. Цифрами и прописью было написано: - 258364 рубля 79 копеек, Двести пятьдесят восемь тысяч триста шестьдесят четыре рубля 79 копеек. Таких денег в руках никогда, ни держал и не мог себе представить, в чем их перевозить в другой город.
С такими деньгами меня и охрана может в дороге убить. Сейчас такое опасное время, что никому нельзя доверять своё благополучие и жизнь. Взял калькулятор и разделил указанную в платёжном поручении сумму на тридцать пять человек, участвующих в работе сданных объектов. Получилось в среднем по 7381 рубль 83 копейки.
Такую зарплату никто из нас не получал и за год. Само много получил однажды за год две тысячи рублей. Тут же такая сумма, что можно сразу купить машину, которая стоит, примерно, пять тысяч рублей и год совсем не работать.
Меня аж холодный пот пробил. Никак не мог сообразить, что мне делать с такой зарплатой? В любом случае, с собой везти такие деньги не буду. Это будет для меня просто самоубийство. Такой риск не нужен.
- Анна Степановна, может быть тут ошибка в цифрах? - растерянно, спросил. - Надо бы все пересчитать.
- Не может быть и быть не может. - передразнила меня, Анна Степановна. - Вся зарплата точно посчитана.
- Тогда у меня есть к вам деликатное предложение. - уверенно, сказал. - Моя жена всегда работала бухгалтером и кассиром, там, где мы жили. Всюду были свои порядки и обычаи к такой работе. На Урале моей жене дарили в день получки лотерейные билеты. В Северной Осетии деньги. В Таджикистане сейчас дарят цветы.
Так думаю, что мы не нарушим закон и не обидим вашу бухгалтерию, если совместим эти все три обычая разных мест нашей бывшей огромной страны. Только вы, пожалуйста, определите время, когда мы сможем получить свои деньги из вашей кассы. Ведомости по зарплате на эту сумму подготовлю сам, принесу к вам заранее. Транспортом подвозки людей займутся бригадиры. Вы все согласны?
- Согласны! - ответила Анна Степановна. - Но при одном условии. Вы деньгам найдёте замену. Деньги дамам дарить неприлично. Все остальное остаётся в силе. Ваш день получки, это будет следующая пятница. Конец марта месяца. Это будет словно апрельская шутка для всех нас. Так что готовьтесь шутить заранее.
Согласился с предложением Анны Степановны. Дамам действительно неприлично дарить деньги. Они ведь ни "ночные бабочки" на панели, интеллигентные дамы дома искусств, Художественного Фонда.
К ним и подход должен быть соответствующий. Лишь надо хорошо все обдумать. Сделаем девчатам подарок, который соответствовал бы их положению в обществе и всем подходил. Цветы, шампанское вино и шоколад. Забрал с собой платёжное поручение и чистые бланки ведомости по зарплате.
Мы с Гиззатулиным Нигматом объехали бригады, которые должны получить зарплату за выполненную работу. Каждому бригадиру сказал, что мы встретимся в художественной мастерской Шевелева Валеры в семь часов вечера.
Там мы обсудим порядок распределения нашей первой зарплаты. Не заезжая домой, отправился в Дом Культуры. Шевелев заканчивал новые фор-эскизы, которые должны обсудить на ближайшем конкурсе.
- Ты где это потерялся? - спросил Шевелев Валера, протягивая свою руку. - Три дня с тобой не виделись.
- Работа такая. Весь день на колёсах. - ответил ему. - Вот, сегодня выбрал время. Надо обсудить нашу первую зарплату по объектам столицы. Кроме того, есть много вопросов по работе, которые надо рассмотреть.
До прихода бригадиров, мы с Валерой разговаривали о распределении наших новых объектов, которые стали часто нам предлагать сами заказчики, также представители Исполкома Душанбе.
- Интересно мне знать? - как бы случайно, спросил. - Ремонт городской прокуратуры и дача прокурора будут проходить через нашу организацию и выполняться нашими материалами? Объясни мне эту ситуацию.
- Этого не могу сказать. - взволнованно, ответил Валера. - Рашида спроси. Он давно занимается объектом. Материалы куплены на его личные деньги. Спроси у него, как он хочет работать.
Мне этого достаточно было услышать от Шевелева Валеры, чтобы понять, что Самсон был прав. Это Шевелев Валера и Гиззатулин Рашид приложили руки к двум бидонам с белой эмалью. Ещё сомневался.
Думал, что мальчик ошибся. Сейчас по лицу Шевелева Валеры было видно, что сам раскололся. Лицо стало бледное и растерянное. Шевелев уклонился от дальнейшего разговора об этом объекте и переключился на разговоры с приходящими бригадирами. Старался со мной не встречаться лицом к лицу. Ни стал его больше беспокоить.
Может быть, теперь изменится и перестанет воровать наше общее имущество. Только, наверно, он давно ворует. В таком возрасте человека исправите невозможно. От воров мне надо избавиться и будет порядок. Нужно поговорить с Насыровым Сухробом о замене Шевелева Валеры и Гиззатулина Рашида. Думаю, что кражей двух фляг белой эмали ещё проблема с ними не закончиться у нас.
- Сегодня вас собрал по двум вопросам. - сказал, парням, когда все собрались в мастерской. - Первый вопрос плохой. Второй очень хороший. Начнём с плохого, чтобы с хорошим уйти домой. Так вот, плохой вопрос в том, что нас обокрали в этой мастерской. Украли две фляги белой эмали. Которую Шевелев Валера привозил к объекту ресторана "Согдиана" и гостиницы "Вахш". Тогда эта работа может застрять на время.
- Интересно, а почему украли только две фляги белой эмали? - спросил Черкасов Саша. - Ведь тут есть более ценное. Например, художественные краски или грунтовые холсты для картин. Наконец, инструмент.
- Очень просто определить. - подсказал Сабиров Таймураз. - Тебе, как художнику, имеют цену художественные краски и грунтовые холсты к будущим картинам. Вору, возможно, нужно красить забор или стену. У вора ценность к другому. Напрашивается вывод. Вор-маляр. Надо вычислить вора и уличить в краже.
- Может быть, все выглядит иначе? - добавил Садридинов Давлят. - Просто хозяину мастерской было выгодно, чтобы у него украли общественную краску в бидонах. Есть хороший навар за стоимость двух бидонов белой эмали. Не требуется переживать за свои собственные краски, которые представляют ценность.
- Вот, давайте у хозяина мастерской спросим. - предложил ему. - Давай, рассказывай Шевелев Валера. Выдвигай свою версию происшедшего. Наш коллектив требует от тебя объяснения. Как пропали две фляги?
- Мне нечего добавить, кроме того, что уже сказал тебе. - стал оправдываться Шевелев. - Сразу, в тот день, с утра кражу не обнаружил. После, когда увидел, что пропало, было поздно. Сам все это знаешь.
- Слона-то он и не приметил. - ехидно, заметил Кадыров Марат. - Если бы его ценность украли, а не общественную, то город был бы на ногах. С милицией быстро ворованное нашлось бы. Так, это или не прав?
- С вашей колокольни легче звонить. - продолжил собственную защиту Шевелев Валера. - Только с моей стороны выглядит все иначе. Украли то, что ближе лежало к двери, а не то, что имеет ценность. Возможно, что воровали в темноте, не все им было видно. Сам пришёл в темноте, рано утром. Поэтому, когда открыл замок, сразу не обнаружил, что петли сорваны у задвижки, на которой висел замок. Задвижка была лишь слегка прикреплена на дверную коробку. Никак не мог подумать, что у меня в мастерской была кража.
- Нам твои подробности не нужны. - остановил, Шевелева - Лучше скажи, чем кончилась поездка к Сухробу? Может быть, вообще туда ни ездил? Тогда у нас с тобой другой разговор будет.
- Был у Насырова Сухроба. - прервал меня, Шевелев Валера. - Объяснил ему все о краже. Он меня понял больше, чем вы. Насыров сказал мне, что спишет все по акту и покроет наши убытки. Вы использовали две фляги белой эмали, которую привозил в ресторан "Согдиана" и в гостиницу "Вахш". Чтобы меня больше не обвиняли в краже, ищите себе новое место под материалы. Арендуйте где-нибудь склад.
- Ладно, мы с этой кражей проведём самостоятельное расследование. - сказал ему. - Сейчас мы рассмотрим наш приятный вопрос, который давно ждали все. Нервнобольных и сердечников, прошу, покинуть помещение. Все остальные, сядьте, чтобы не упасть в обморок от услышанного. Сейчас вы услышите сенсацию!
Достал из своей деловой папки платёжное поручение и прочитал сумму, принадлежащую нам по зарплате. В мастерской воцарилась такая тишина, что было слышно, как мыши скребутся где-то под полом мастерской. Присутствующие бригадиры просто обалдели услышанной ими сумме заработанных денег. Разум не мог принять взаправду сейчас произнесённое мной. Ведь никто из них никогда не видел таких денег.
- Сколько же тогда денег будет на брата?! - слегка придя в себя, как сквозь сон, спросил Черкасов Саша.
- Семь тысяч триста восемьдесят один рубль. - ответил Черкасову. - Если нам разделить эту сумму на всех поровну.
- Мы так и сделаем. - сказал за всех, Таймураз Сабиров. - Деньги мы разделим поровну. Мы все тут равны.
Присутствующие поддержали предложенное своим молчанием. Возможно, что их головы были заняты определением объёма суммы, сказанной мною, которую предстояло вскоре им всем впервые получить.
- Однако, есть небольшая проблема в деньгах. - специально, с паузой, траурным голосом произнёс.
- Какая ещё проблема? - разом всполошились присутствующие. - Мы что, в работе не заслужили деньги?
- Все в полном порядке. - успокоил, бригадиров. - Вы получите деньги. Но, как их вывести? За такую огромную сумму каждому из нас оторвут голову. Не собираюсь это брать лично на себя. Мне жить хочется.
- Давайте наймём охрану с автоматами. - сказал Садридинов Давлят. - Они согласятся привезти деньги.
- Конечно согласятся. - поддержал Рамазанов Яхъя. - Как только мы деньги получим. Все наши денежки будут у них. Они нас просто перестреляют. Сейчас нам доверять людям нельзя никому. Всю банды шастают.
- Зачем мы спорим. - вмешался Аванесян Алик. - Все очень просто. Пусть каждый получит свои деньги на месте. Каждый будет сам отвечать за свою сумму полученных денег. Где сейчас находятся наши деньги?
- Наши деньги в бухгалтерии Художественного Фонда. - ответил Алику. - Но в их обязанность не входит выдавать каждому из нас зарплату. Мы не являемся работниками их предприятия. Если мы поговорим с ними.
- Тогда надо дать им взятку. - предложил Таймураз Сабиров. - За деньги они выдадут наши деньги. Получился какой-то каламбур. За эти деньги мы за взятку получим срок. Какая-то ерунда. Так нельзя делать.
- Между прочим, ты был близко у истины. - подсказал, Сабирову Таймуразу. - Только не взятку надо им дать, что противоречит моралям закона и нравам интеллигентного человека, а поступить по-другому. Хочу, чтобы вы научились сами правильно мыслить. Ни мне, же всю жизнь решать за вас ваши проблемы. Мы с вами лишь временно встретились в этой жизни. Пройдёт какой-то промежуток времени, мы разойдёмся навсегда. Так что учитесь, вы мыслите по-человечески. Думайте, как бы вместо вас поступили интеллигентные люди.
- Надо девчонкам с бухгалтерии сделать хороший подарок. - предложил Черкасов Саша. - Купить им цветы, ящик шампанского вина и ящик шоколад. Устроить девчатам от нас хороший праздник. Праздник зарплаты.
- Наконец-то вы созрели! - обрадовался им. - Думаю, что с таким предложением все согласны. Мы так и поступим. Но так как, ни у кого из вас в настоящее время нет денег на подарок. То самому мне придется на свои деньги покупать подарки, которые вы вручите лично сами девчонкам в день получки в следующую пятницу. Что касается моих денег, потраченных на подарки, мы их разделим на всех и за минусом суммы положенной на одного человека включим в ведомость каждого, а оставшуюся сумму денег на подарки приплюсуем в строку моей ведомости.
Все, по этому вопросу. Теперь хочу сказать по вопросу дальнейшей работы и заработка. Такие суммы мы получили благодаря прикрытию от Исполкома Душанбе, который взял на себя бремя налогов.
Когда мы закончим объекты от Исполкома Душанбе и сформируемся на добровольных началах в самостоятельную организацию, то мы будем вынуждены со своих денег платить налоги государству, содержать аппарат управления и оставлять проценты на развитие своей собственной фирмы.
То есть, приобретать краски, покупать технику, различную необходимую аппаратуру и все остальное, что требуется в современных фирмах по бизнесу. Ничего от вас не скрываю, чтобы после не было разговоров за моей спиной, что раис плохой человек. Мне хочется, чтобы мы в работе были равны.
- Что будет с нашими трудовыми книжками? - спросил меня, Черкасов. - Они будут у нас или у вас?
- Пока ваши трудовые книжки находятся на ваших прежних местах работы. - объяснил всем. - Где вы, между прочим, получите дополнительные деньги за время работы со мной, по реставрации Душанбе. Как только у нас работы закончатся, то вы будите обязаны принести мне свои трудовые книжки в нашу совместную фирму, которая будет называться "Производственное объединение "Дизайнер". Поясню вам причину названия. Почему производственное объединение?
Мы объединим строительные работы с ноля, до художественных работ под ключ. Почему "Дизайнер"? Основные работы у нас будут связаны с дизайном различных объектов. У нас уже сейчас есть много заказов на строительство и оформление дизайна баров, ресторанов, гостиниц, офисов международных фирм, коттеджей, вилл и других объектов. Работать в нашей фирме будет несколько тысяч человек. Все только на самых добросовестных и добровольных началах.
Мы сообща разработаем правила работы и поведения на своём предприятии, едином у всех. Независимо от пола, возраста и занимаемой должности.
Деньги каждый будет получать от КПД. Поясняю, Коэффициент Полезного Действия, который будете определять вы сами.
Таким образом, у нас в фирме сложится полная демократия. Каждый должен определить своё место под солнцем.
Если найдёте лучшее место, то задерживать никого не буду и вновь не приму. Все работники данного предприятия должны хорошо подумать.
Закончил говорить и внимательно посмотрел на присутствующих. У всех на лицах был вопрос - "Как быть дальше?". Лишь Шевелев ни о чём не думал. Он, как и прежде, занимался разработкой своего фор-эскиза на новый объект. По всему было видно, что ему это все до фонаря. Он и так никогда не был без работы и без денег. Что ему судьба положит, то и будет у него.
Но только от судьбы он ничем не брезгует. Очевидно, мне с ним не работать. Как художник, Шевелев Валера мастер прекрасный.
Как человек, полное дерьмо, с ним лучше не работать. Тем более, что он стремится к собственному обогащению любой ценой. Шевелев способен на все, ради собственного богатства. Дальше - хоть трава не расти у дома.