Хочется отдельно рассмотреть этого удивительного человека, который несмотря на маленький рост имел большой успех среди зрителей цирка. Любая провальная цирковая программа и мела большой успех от присутствия на манеже Клоуна Михаила Румянцева (Карандаш). Клоуна с большой группы, у которого учились клоунады Юрий Никулин, Олег Попов и многие другие.
Одна только реприза, скульптура Венеры Милосской, стоила того, чтобы в цирке был аншлаг.
Вот только успех Михаила Румянцева был полным провалом новым артистам цирковой клоунаде. Все зрители хотели видеть на манеже клоуном только Карандаша с его чёрной собачкой Кляксой.
Если Карандаш не был в цирковой программе, то следом зрители принимали Юрия Никулина или Олега Попова, как талантливых учеников Клоуна Михаила Румянцева (Карандаш). Другим клоунам на манеже просто делать нечего без участия трёх известных клоунов.
Артистам цирка бесконечный успех Карандаша был как кость в горле. Все ждали, когда клоун Румянцев устанет работать и захочет уйти на заслуженный отдых. Мне неизвестно каким путём, но, однако, дождались, когда Михаилу Румянцеву намечался очередной юбилей в Москве в старом цирке на Цветном бульваре, куда собрались все известные люди Советского Союза.
Совершенно случайно или кем-то надумано, юбилей совпал с добровольным желанием Карандаша уйти на заслуженный отпуск. Все артисты цирка приняли это решение от клоуна Михаила Николаевича Румянцева-Карандаша, как долгожданное чудо, которое блуждало в сознании каждого артиста цирка. Но высказать никто не решался, а тут сам именинник сообщил об этом.
Манеж в Старом цирке на Цветном бульваре был завален заморскими угощениями и подарками в честь юбиляра, который сидел в роскошном кресле посреди арены цирка, откуда было видно лишь голову именинника и голову его подружки чёрной собаки Кляксы. Они были увлечены ни столько очередной речью в честь виновника. Сколько выпивкой. Оба любили выпить.
- Михаил Николаевич! Как мы будем без Вас? - ляпнула Ирина Бугримова в финале банкета.
- Так вам будет тяжело без меня? - с удивлением, уточнил юбиляр. - Тогда от вас не уйду.
Зал тут же потерял дар речи. Юбилей закончился в траурной обстановке. Все в полном молчании покинули арену цирка. На манеже остались среди столов с угощениями Карандаш и Клякса. С этого дня были обычные рабочие дни среди артистов цирка без мысли о возможном чуде с проводами Клоуна Михаила Румянцева (Карандаша) на заслуженный отдых.
Случилось же так, что на очередное выступление с нашей цирковой программой в пермском цирке, по какой-то причине не было Тамары Семёновны Румянцевой. Тамара Семёновна Румянцева была женой и ассистентом клоуна Карандаша.
Она строго следила за тем, чтобы Карандаш и Клякса на манеже были трезвые, так как оба любили выпить.
Поэтому она замыкала их ночь на ключ до следующего выступления. Выпивать им давала только в понедельник с утра, когда в цирке выходной и всем артистам цирка можно было делать что угодно без вреда.
В этот раз Тамара Семёновна оставила вместо себя ассистентом парня огромного роста, который на репризу на манеж цирка выносил в одной руке клоуна Румянцева, а в другой руке артистку цирка чёрную собаку Кляксу. Всё это выглядело смешно. Довольны были зрители и артисты цирка. Поговаривали, что в дальнейшем это будет удачная реприза в цирковой клоунаде.
За двое суток до очередной работы нашей программ на ежедневную репетицию не вышли Карандаш, его ассистент и собака Клякса. Вся тройка были настолько пьяны, что не могли стоять на ногах. Решили до очередной работы эту тройку разделить, чтобы они отрезвели.
Ассистента отправили в номера цирковой гостиницы "Спутник". Кляксу и Карандаша закрыли на ключ в гримёрке цирка. Ключи от гримёрки оставили в цирке у вахтёра на служебной проходной.
Когда рано утром пришли в цирк на очередную репетицию, то Карандаша, Кляксы и ассистен-та на манеже не оказалось. Ключ у вахтёра на служебной проходной был на месте. Открыли ключом гримёрку и там обнаружили в стельку пьяными Карандаша и Кляксу. Ассистента рядом с ними не было. Бутылки из-под водки и признаков спиртного в гримёрке тоже не было.
- Поздно ночью, когда вахтёр спал на своём служебном месте, в цирк приходил ассистент Карандаша. - стала нам рассказывать уборщица цирка. - Он наливал в блюдечко из бутылки водку и продвигал блюдечко с водкой под дверь. Когда блюдечко возвращалось пустой, то ассистент клал в блюдечко полоску колбасы и отправлял закуску под дверь. Так продолжалось до тех пор, пока водка и колбаса кончились. Всё это видела с о стороны, когда убирала в коридоре.
Репетиция утром прошла без участия пьяной тройки. Мы надеялись, что до очередного представления они отрезвеют. Когда на парад-алле перед началом представления тройка не явилась, то мы поняли, что в цирке будет проблема.
Все зрители пришли в цирк на Карандаша, которого на манеже нет. Зрители требовали на манеж Карандаша, в его отсутствие обещали сорвать следующие цирковые выступления и в пермском цирка устроить большой балаган.
- Пусть кто ни будь покажет зрителям Карандаша и Кляксу. - крикнул кто-то из-за форганга.
Двое униформистов, которых набирают с улицы на время выступления новой цирковой программы, побежали в гримёрку и оттуда принесли артистов на центр манежа. Карандаш и Клякса рухнули со всего маха на манеж, как только от них отошли униформисты.
Зрительный зал оглушили бурные аплодисменты и дикий смех на весь пермский цирк. Все думали, что так и надо. После продолжительных оваций наступала продолжительная пауза. Зрителям сразу стало понятно, что это не продуманная реприза в клоунаде, а что-то другое.
Артисты цирка за форгангом не были готовы к такому повороту событий на арене цирка. Надо было принимать какие-то меры. Иначе могла сорвать программа цирка, а на завтра о проколе мог знать Союзгосцирк.
- Ну, кто ни будь их вытащит с манежа за ноги? - в сердцах, сказал артист Степан Волжанский.
Всё те же униформиста, воодушевлённые овациями за свой необдуманный поступок, очевидно решили, что реприза продолжается. Как по сигналу рванули на манеж. Униформист высокого роста перевернул клоуна на спину. Схватил Карандаша за ноги и потащил в сторону форганга. Униформист, который меньше ростом, схватил Кляксу за поводок и потащил её с манежа.
Зрительный зал словно взорвался как бомба от восторга. Под куполом цирка произошли колебания от продолжительных оваций и аплодисментов. Казалось, что вот-вот расколются от смеха многотонные колосники под куполом цирка и с высоты восемнадцати метров рухнут вниз на ликующих от восторга почти три тысячи зрителей.
Однако, всё закончилось хорошо, как и сама цирковая программа в этот день. К утру нового дня Карандаш, Клякса и ассистент отрезвели. Когда клоун Михаил Румянцев узнал, как поступили с ним вчера вечером на манеже цирка в присутствии зрителей, то он пришёл в ярость. Ворвался в кабинет главного режиссёра цирка и по телефонной связи обратился в Союзгосцирк.
- Вы знаете как поступили вчера со мной? - кричал Карандаш в телефонную трубку. - Меня, лучшего клоуна Советского Союза, народного артиста, героя социалистического труда, победителя цирковых конкурсов, лауреата международной клоунады - тащили за ноги с манежа, как собаку.
После звонка в Союзгосцирк в этот же день Михаил Румянцев обратился с письменной жалобой по телеграфу в министерство культуры СССР.
Через сутки в пермский цирк прибыла совместная комиссия от Союзгосцирка и министерства культуры по обсуждению жалобы от клоуна Михаила Румянцева-Карандаша. Комиссия вынесла решение на добровольное лечение артиста-клоуна Михаила Румянцева-Карандаша от алкоголизма, а также вынесли клоуну выговор.
Михаил Румянцев-Карандаша, конечно был недоволен таким решением совместной комиссии. В знак протеста Карандаш подал заявление в Союзгосцирк и министерство культуры об своём уходе на пенсию.
Так закончилась творческая работа клоуна Михаила Румянцева-Карандаша. Больше мне с ним не довелось встречаться. Мне самому из-за аллергии на собачек пришлось вскоре оставить работу в Союзгосцирке.