1989 год, Вьетнам, Камрань, вылет по маршруту, заодно и ПЛ поискать. Тип воздушного судна - Ми-14ПЛ. Маршрут на удалении в километрах от берега. В районе полета начались неполадки с движками - что-то зачихало, покашляло. В общем, свидание с "АнДжилиной-Джоллли" закончили и решили возвращаться на базу.
На обратной дорожке, примерно в сотне километрах от берега, падает мощность двух двигателей - уходят на МГ и не приходят назад. Летчики думают, как поднять мощность, а я уточняюсь с местом - а вдруг пригодится. Хотя у меня определения МС (В) через минут пять, ну, чтобы было на всякий случай - приучили так. Коля Ковалев начал, Поляков Геннадич продолжил с Казаковым, а Козиков закончил.
Отступление. Помните посадку героического Ту-154 на площадку в тайге? Я никак не могу понять, почему штурман не знал, где они летят? Это открытым текстом проходило - не знал!!! Пытался определиться с МС. Ну, да ладно, не о нем разговор...
У меня в портфеле были карты всякие, включая морские, и атлас течений с их скоростями. К морскому походу я был готов давно, но не ждал сего счастья.
Командир принял решение садиться в море, я был против и попросил довезти до земли, но, прослушав веские доводы, больше не возражал. Нет - так нет. Только почувствовал себя неуютно, непривычно как-то в воду и с вертолетом. Нет, мы садились на воду, но чтобы так, без значка в плановой таблице - такого не было. Да и до берега сотка. Сотка - не доза, но не в этом случае.
Даю ветер и курс посадки на этот обширнейший гидроаэродром. Ну, судьба такая в тот момент получилась. В горизонте наша ласточка не летит, выпускаем баллонеты и садимся на воду. Сели!
Приводнились. До этого всякую хню электрическую выключили, чтобы током не ударило. В открытом море сели, в Южно-Китайском, а где его граница с Тихим океаном - не знаю, плавный у них переход, ну, и условия океанские.
Серега что-то там "готовит" летчиское, мыслит взлететь - мы только за. Напряглись... всем вертолетом и мышцами, должно помочь!!! Подпрыгнули, не-а - не летит, не оторваться от воды. Еще подпрыгнули, пузырьнулись, нет - не хочет лететь. На этом эксперименты по взлету закончили.
Командир начал задавать мне экзамен - куда и где? У нас эти ответы готовы еще с начала "падения", нам-то не знать, куда грести )))
С земли советуют открыть капоты и посмотреть, что там внутри. БортачЪ напрочь отказался лезть наверх. Сказал, пусть они приплывут и сами лезут под винты, или кто из вас захочет, а у него дети.
Я сразу отказался, я на той высоте был один раз - на парковом дне. Залез в люк, как танкист, посмотрел, представив себя Янеком из фильма "Четыре танкиста и собака", дернулся вверх, посмотрел вниз и иссяк - там высоко и страшно. Кто на кого учился - у меня портфель из кирзового сапога, а это вам не по вертолету бродить.
Решили эксперименты по взлету прекратить.
Ветерок, вертолет немножко хорошо болтает, волна до двух баллов, как по инструкции. Предложил водички взять вовнутрь, для остойчивости, проголосовали - ЗА. Открыл люки, набрали воды, закрыл. Несколько тонн воды в брюхе, но с остойчивостью стало получше и на нос не тангажирует, там, в обтекателе "Инициативы" тоже центнеры воды.
Уверенно плывем - не болтает, но и не зарываемся в волну. Ну, это уже Серегина епархия, чтобы нас не залило. Нормальным капитаном оказался и боцманом заодно. Рулим по воде, вернее не рулим, а идем, в смысле плывем. Берега не видно даже на гребне волны. Но КИ-13 показывает всегда и везде, я курсовую не отключал, сверялся. Там погрешности уже были фиолетовы.
Я по секрету скажу - решил ножки в воде помыть, дверку открыл, сел, спустил конечности. Секунд 30 посидел, в харю надуло, соль стряхнул и закрыл "купе".
В общем, плыли где-то 4 часа - и об акулах передумали, и о других обитателях океана. Тем более что наши порошки для отпугивания акул их наоборот волнуют и притягивают.
Я плот - а он на входе-выходе лежит - уж так наобнимал и подготовил, и все НАЗы собрал, и посадочные талоны раздал -от меня все зависит ))
Плывем, я веду навигационную навигацию, до сих пор не пойму - как. Но с навигацией и погодой относительно повезло, уже и берег стал виден. Тут и командир встрепенулся - они так делают, когда видят землю.
Скажу скромно: мы даже плывя не заблудились, вышли в створ бухты Кам-Рань. Входим в бухту, навстречу катер от эскадры прислали, предлагают зацепить и отбуксировать на бак. Идиоты... Еле отогнали, все под винты лезли, конец бросали.
Флотоводцы приказывают ошвартоваться у пирса, рядом с крейсером, у штаба эскадры, а там глубина - 14 метров. Объясняем, что выключимся и перевернемся, говорим о центре тяжести, о редукторе, о притяжении земли или воды ))). Объяснили - те поняли. Проплыли мимо кораблей, личные составы бескозырки вверх не бросали, но смотрели с интересом, народу собралось посмотреть уйма.
И дамы.А как перед ними не проплыть по гусарски ))
Решили плыть на песчаную косу. Карты всяких мест у штурмана были, он еще лоцманом поработал за бесплатно.
В воде выпустили шасси и выехали на берег. Наши мужики металлические плиты установили - берег пологий был, штурман же предложил, куда плыть.
Шутю.
Заехали или выехали. Выключились, потом закурили и задумались. Повезло. Офигительно повезло.
Позднее узнали, что по пути проплыли через место, где был старый пирс, который на картах не был обозначен!!! От него остались только опоры, и прошли мы тютелька в тютельку между сваями, которые скрывались под водой. И бока не порвали, где керосин у нас, и не загорелись. А такой проход был один - по ширине вертолета, другие были уже. Повезло.
Вот и не знаю, полет это или заплыв, выше определился - поход. Моряки подарили значки за дальний поход, пошутили, значит. А свои подарили весло, ну, на будущее,чтоб грести было удобне ))).
Были еще случаи, может и посерьезнее, но этот не забыть. А потом приехал комполка и начал тыкать пальчиками в кнопку омыва спиртом, но забыл только включить питание ))).
Ничего и не брызгнуло,да и нечему было,мы ж не дураки спирт с запахом вертолёта пить)))
Кстати, к нашему "приезду" на берегу стояли граждане Вьетнама с ведрами и ждали керосину. Там много чего было опосля. Но в эту ночь мы не напились, мы отписывались до утра. А утром забульбенили и до конца осознали,как нам ПОВЕЗЛО.
А Серега мне звонит ежегодно и говорит - ты спас нам жизнь. А я не согласен - я только место знал и рукой махнул, куда плыть, а он дорулил нас. Мы сами спасли себя. Вот такой дальний поход и ещё один день рождения.