Чернец Сергий Романович : другие произведения.

Дидактика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Сергий Чернец
  Образование. (Дидактика).
  "Образование человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств". - Григорий Назианзин.
  
  Дидактика - так называется наука обучения. Это искусство учить и учиться.
  Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование. Истинным человеком можно стать, только научившись действовать, как человек, т. е. получив наставления о том, что делает нас Человеком. Мы видим, что по рождению человека, рождается способность его, так сказать инстинктивно. Но человека нужно бывает учить всему - и сидеть, и стоять, и ходить, и двигать руками для работы,( ложку держать, например).
  Так как даже до грехопадения человек должен был упражняться, то тем более это нужно теперь - после испорченности. Правда, у первозданных людей не было недостатка ни в способности ходить, ни в даре слова, ни в способности рассуждать. Однако из беседы Евы со змием очевидно, что им не хватало знания вещей, которое приобретается из опыта. Если бы у нее был больший опыт, она так просто не вступила бы в разговор, так как знала бы, что это животное речью не обладает и, следовательно, здесь кроется обман.
  
  Теперь же, в состоянии испорченности, тем более необходимо нам учиться, чтобы приобретать знания. И мы, действительно, добиваемся этого с большим трудом, чем должно было быть в состоянии совершенства: все вещи для нас стали затемнены, и языки смешаны. Ученому, в интересах науки, чтобы использовать различные источники на живых и мертвых языках, вместо одного языка, нужно изучать их уже несколько. И ничто на свете нам не врождено.
  И всё верно сказано в сочинениях Платона ("О законах"): "Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля".
  И вот тут весь вопрос и кроется: в подходе к воспитанию, в правильности воспитания. К этому вопросу относится старая история приведенная одним из классиков, которую мы расскажем, как поучение современным учителям:
  
   "Учитель"
  
  Как-то собираясь в школу, где он преподавал, сухой и озлобленный Петр Сидорович заметил, что переплет его книги "Синтаксис", стоящий на нижней полке в шкафу изъеден мышами.
  Худощавый и сморщенный и уже поседевший, проживал он в старом доме с престарелой матерью, бывшей учительницей, по стопам которой он и пошел, весь отдав свою молодость учебе, так что и времени не оставалось найти себе подругу, да и друзей особо не имел. От этого одинокого своего существования и приобрел Петр Сидорович раздражительность своего характера и прочие пессимистические черты.
  - Послушай, мама, - сказал он, входя на кухню, где мать возилась с посудой. Жили они бедно и горячей воды не было проведено, а поставить котлы, как у соседей отец не успел, рано ушел из жизни, оставив только старинный титан на дровах, который тоже, вскоре, пришел в негодность. И мать грела воду в кастрюлях и для мытья посуды и для умывания лица и рук по утрам.
  - Откуда у нас мыши завелись? Что это такое, вчера в тапочках нагадили, сегодня Синтаксис погрызли. Так-то и одежду начнут есть! -
  - А что же мне делать? Не я же их завела! - ответила мать.
  - Надо же что-нибудь делать! Кошку бы ты завела, что ли... -
  - Кошка вон есть; да, пока, куда она годится? У соседей взяла котеночка! - кивнула она в угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, серый котенок.
  - Почему же он не годится? - спросил Петр Сидорович.
  - Молодой ещё и глупый. Ему, наверное, ещё и двух месяцев не. -
  - Гм... так его приучать надо! Чем так лежать, он лучше бы приучался! -
  Проговорив это, Петр Сидорович озабоченно вздохнул и вышел из кухни. Котенок приподнял голову, лениво поглядел ему вслед и опять закрыл глаза.
  
  Окунемся в мир котенка.
  "Котенок не спал, он дремал и думал. О чем же может думать и что может представлять себе малыш от животного мира? - Не знакомый с действительной жизнью, не имея запаса впечатлений, он мог мыслить только инстинктивно и рисовать себе жизнь по тем представлениям, которые получил в наследство вместе с плотью и кровью от прародителей - саблезубых тигров (по теории эволюции Дарвина). Его кошачье воображение рисовало нечто вроде Каракумской пустыни, по которой носились тени очень похожие на Хозяйку, на ноги ушедшего Петра Сидоровича, на печку и на веник. Среди этих теней, вдруг, являлось блюдечко с молоком; у блюдечка вырастали лапки, и оно начинало двигаться, пытаясь убежать. Котенок делал прыжок (от чего подергивал лапками в полудреме) и, от кровожадного сладострастия, вонзал в блюдечко когти.... Когда блюдечко исчезало в тумане сна, появлялся кусочек мяса , специально оброненный для него Хозяйкой вчера, во время готовки; этот кусочек с писком бежал куда-то в сторону, но котенок делал прыжок и вонзал когти.... Всё, что ни мерещилось молодому мечтателю, имело своим завершением прыжки, когти и зубы...".
  Чужая душа - потёмки, а кошачья и подавно, но, что описанные картины близки к истине видно из следующего факта: открыв глаза после дремотных грез, котенок поднялся и сел, подозрительно глядя на болтающийся конец фартука, одетого Хозяйкой поверх платья. Его глазки сверкнули, он взъерошил шерсть и, сделав прыжок, вонзил когти в край халата. Очевидно, что он родился хищником-мышеловом, вполне достойным своих кровожадных предков (по Дарвину). Судьба его предназначала быть грозой подвалов-кладовых и если бы не воспитание (о чем пойдет речь впереди), то котенок вырос бы в грозного кота.
  Воспитание.
  Воспитанием котенка решил заняться Петр Сидорович. Это он решил, наказывая в школе двух учеников, поймав их за шкирку, курящих сигареты за деревьями и кустами в школьном палисаднике. С самого утра с двумя школьниками младших классов в руках (держа и волоча их за шивороты) он ввалился в учительскую.
  - Вот! Полюбуйтесь, курили прямо перед школой! Хорошо, что я иду с той стороны и мне виден палисадник сквозь просветы ограды. А с центрального входа их было бы не заметить... - в гневной радости торжествовал Петр Сидорович, представляя свою находку - двух учеников "повесивших носы".
  Все учителя стали бранить учеников. Кто-то сходил за завучем. Завуч увела учеников в свой кабинет для дальнейшей "экзекуции"-беседы воспитательного характера....
  Возвращаясь из школы, Петр Сидорович зашел в хозяйственный магазин и купил мышеловку-клетку. За ужином он нацепил на крючок кусочек котлеты и поставил западню под диван у шкафа с книгами, где под самой нижней полкой, на полу, сваливались газеты и обрывки ученических тетрадей, употреблявшиеся матерью на хозяйственные нужды.
  Ровно в 8 часов вечера, когда наш учитель сидел за столом и проверял ученические тетради, под диваном, вдруг, раздалось "хлоп!", и так громко, что Петр Сидорович вздрогнул и выронил ручку. Немедленно он подошел к дивану и достал мышеловку. Маленькая чистенькая мышь, величиной с мизинец, обнюхивала проволоку и дрожала от страха.
  - Ага-а! - пробормотал Петр Сидорович и так злорадно поглядел на мышь, как будто собирался поставить ей двойку, даже единицу, таким уничтожающим взглядом он в школе смотрел на учеников плохо знающих.
  - Поймалась по-о-длая! Вот, я тебе покажу, как грызть Синтаксис! -
  Наглядевшись на свою жертву, Петр Сидорович поставил мышеловку на пол и крикнул:
  - Мама! Мышь поймалась! Неси-ка сюда котенка, учить будем, воспитывать! -
  - Сича-ас! - отозвалась Хозяйка и через минуту вошла, держа в руках потомка тигров.
  - Вот, и отлично! - забормотал Петр Сидорович, потирая руки. - Мы его будем приучать... Ставь его напротив мышеловки... Вот так... Дай ему понюхать и поглядеть, пусть посмотрит... Вот так... -
  Котенок удивленно поглядел на людей, на стул и на диван, с недоумением понюхал мышеловку. Потом, испугавшись, может яркого света или от чрезмерного внимания, направленного на него, рванулся и в ужасе побежал к дверям кухни, к своему знакомому обжитому месту.
  - Стой! - крикнул Петр Сидорович, успев схватить его за хвост. - Стой ты, дурак! Мышь испугался! Смотри: это мышь! Смотри же! Ну? Смотри, тебе говорят! -
  Петр Сидорович взял котенка за шею и потыкал его мордой в мышеловку.
  - Ну-ка, возьми его, мама, и держи... Держи напротив дверцы... Как я выпущу мышь, ты его сразу выпускай... Поняла! Сразу отпускай! Ну?
  Наш учитель придал своему лицу серьезно-таинственное выражение, как в школе перед началом объяснения урока, и приподнял дверцу мышеловки... Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух перед собой и стрелой полетела под диван..., а выпущенный из рук котенок, задрав вверх хвост, побежал под стол, в другую сторону от дивана и мыши.
  - Ушла! Ушла! - закричал Петр Сидорович, делая озлобленное разочарованием лицо. - Где он, мерзавец? Под стол спрятался?! Иди-ка сюда... -
  Наш учитель вытащил котенка из-под стола и потряс его в воздухе...
  - Паршивец этакий... - забормотал он, трепля его за ухо - Вот тебе! Вот тебе! Не зевай в другой раз, паршивец! - и он натыкал котенка мордой в открытую мышеловку...
  Этим всё ещё не закончилось. На другой день Хозяйка опять услышала голос:
   - Мама! Мышь поймалась! Неси-ка сюда котенка!.. -
  Котёнок после вчерашнего оскорбления забился под печку и не выходил оттуда всю ночь. Когда хозяйка вытащила его и, принеся за шиворот в комнату, поставила перед мышеловкой, - он задрожал всем телом и жалобно замяукал.
   - Ну, ну, - дадим ему сначала освоиться! - командовал Петр Сидорович. - Пусть смотрит и нюхает... - Смотри и приучайся! Стой, чтоб ты сдох! - крикнул он. Заметив, как котенок попятился от мышеловки. - Накажу чёрта!.. Держи-ка его! Вот так!.. Ну, теперь ставь его напротив дверцы...
  Наш учитель медленно приподнял дверцу мышеловки... Мышь юркнула под самым носом котёнка, даже ударилась о руку Хозяйки и побежала под шкаф, под кучу бумаг и оттуда опять исчезла под диваном. Котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок через мышеловку и забился в углу под столом.
  - Другую мышь упустил! - заорал Петр Сидорович - Какая же это кошка?! Это дрянь, а не кошка! Пороть! Около мышеловки пороть! - и вновь натыкал котёнка мордой в мышеловку...
  Когда была поймана третья мышь, котенок при виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Хозяйке... После четвертой отпущенной мыши наш учитель разочаровался, вышел из себя, швырнул ногой котёнка к входным дверям дома и сказал:
  - Убери, мама, Эту гадость! Выброси его куда-нибудь на помойку! Ну, ни к черту не годится!.. -
  
   Эпилог.
  Прошел год. Тот тощий и хилый котёнок, выброшенный на улицу, откормился на помойках и превратился в солидного и рассудительного кота. Однажды, пробираясь задворками, он шел на любовное свидание. Будучи уже близко от цели, в листве парка он услышал шорох, а вслед за этим увидел мышь, которая перебегала по своим делам из новостроек, через парк к частному сектору, к дому, где и жил наш учитель Петр Сидорович. Наш герой - кот, бывший котёнок, ощетинился, согнул дугой спину, зашипел и, задрожав всем телом малодушно пустился в бегство.
   Вывод.
  Увы! Не всякое воспитание достигает благих целей. Так и современные программы обучения в школах, меняющиеся год от года, вполне соответствуют методике прописанного классиком случая.
  Как поступают с нашими детьми: так же "тычут мордой в мышеловку". Заставляют учить даты по истории, вызывая этим только отвращение. "Эти проклятые даты учить заставляла историчка!" - так может выразится современный школьник. Именно - проклятые - вот слово, характеризующее навязываемые знания. А потому молодежь все путает и ничего не знает конкретно. Конец.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"